программа коррекционно-развивающего обучения для учащихся первого класса,имеющих ОНР,ЗПР.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему

Гузеева Елена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logo_portalword.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

           КУРСКИЙ  ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО        

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ  ОБРАЗОВАНИЯ

                                  Е. Е. Гузеева

               Методическое руководство к тетради

     по обучению грамоте и развитию речи у  учащихся,

                           имеющих ОНР, ЗПР.

                                   Курск – 2011

При обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, стоящими перед общеобразовательной школой, а также учитывать специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности этих детей, на повышение их познавательной деятельности. Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточно сформированные основные  мыслительные процессы являются причинами того, что дети с ЗПР не могут в срок, отведенный программой массовой школы на букварный период познакомиться со звуками родного языка и запомнить обозначающие их буквы.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

-выработать правильную посадку при письме, упражнять в ориентировке на странице тетради и на строке;

- подготовить руку к письму, обучение правильному движению руки по строке;

-формировать и совершенствовать графические навыки;

-развивать пространственные представления;  

- развитие мелкой моторики;

-развивать мыслительную деятельность;

-формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки;

-формировать связную речь.

В тетради используются упражнения и задания следующего коррекционного обучения:

-графические упражнения в выполнении штриховки, рисования, узоров, орнаментов, бордюров, полуовальных, волнистых линий, письмо   элементов букв,  письмо букв и их соединений, списывание с рукописного текста;

-упражнения на развитие фонетико- фонематических представлений;

-упражнения направленные на формирование звуко- буквенного анализа;

-на развитие орфографических навыков;

-упражнения на дифференциацию звуков, букв;

-упражнения на формирование правильного произношения;

- упражнения на развитие грамматического строя речи;

- упражнения на обогащение словарного запаса;

- упражнения на развитие связной речи.

Коррекционную работу по обучению  можно проводить на логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых).

     ЗАДАНИЕ 1 (СТР. 1)

Цели: развивать графические навыки; зрительно-моторную координацию; формирование навыка умения принять учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.

1.Выполнить написание линий  с наклоном вправо.

2. Выполнение написания крючков.

ЗАДАНИЕ 2 (СТР. 2)

Цели: те же.

1.Чередование написания крючков (большой – маленький).

2.Написание овалов.

3.Чередование написание овал- линия.

4.Рисование волнистых линий.

5.Выполнение написания петли.

ЗАДАНИЕ 3(СТР. 3)

Цели: те же.

1.Рисование узоров, бордюров, полуовальных, волнистых линий.

2.Выполнение слитного написания крючков.

3.Выполнение написания чередования петли вверх- вниз.

ЗАДАНИЕ 4 (СТР. 4- 5)

Цели: упражняться в написании буквы А; развивать графические навыки; воспитывать аккуратность;  формировать умение  понимать учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.

1.Характеристика звука. Знакомство с буквой. Написание элементов строчной буквы а. Написание строчной буквы а.

2.Написание элементов заглавной буквы А. Написание заглавной   буквы А.

3.Слитное написание заглавной А  и строчной а.

4. Нарисовать дольку арбуза.

ЗАДАНИЕ  5 (СТР.5)

Цели: упражняться  в написании элементов буквы У, буквы У; развивать умение чтения, письма УА,АУ; воспитывать аккуратность;  формировать умение  понимать учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.

1.Характеристика звука. Знакомство с буквой. Написание элементов строчной буквы у. Написание строчной буквы у.

2.  Написание элементов заглавной буквы У. Написание заглавной буквы У.

3.Выполнить написание АУ, УА.

4.Нарисовать улитку.

ЗАДАНИЕ 6 (СТР.5-6)

Цели: упражняться  написании буквы О;  развивать графические навыки;  развивать умение  чтения и письма буквосочетаний АО,  УО; воспитывать аккуратность;  формировать умение принять учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.

1.Характеристика звука. Знакомство с буквой О. Написание заглавной и строчной букв.

2. Написание буквосочетаний АО, УО.

3. Нарисовать обручи.

ЗАДАНИЕ 7( СТР.6)

Цели: упражнять в написании буквы М; развивать графические навыки;  развивать умение  чтения, письма слогов, слова- МАМА; учить различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции; формировать умение  выполнять звукобуквенный, фонематический  анализ слова МАМА;  совершенствовать умение делить слова на слоги; учить определять место звука в словах;  воспитывать аккуратность; формировать  умение доводить до конца начатую работу.                                    

1.Характеристика звука. Знакомство с буквой. Написание элементов буквы М, буквы М строчной и заглавной.

2.Написать слоги МА, МО, МУ.

3.Вставить пропущенные буквы. Прочитать, написать слово МАМА, выполнить звукобуквенный, фонематический  анализ, определить количество слогов, определить место звука «М» в словах.

4. Нарисовать морковь.

ЗАДАНИЕ 8(СТР.6-7)

                 

     Курский институт непрерывного            

   профессионального образования

                       (повышения квалификации и профессиональной переподготовки)

                                           специалистов отрасли образования

                                                               

                                                                  Гузеева Е.Е.

                                      Программа  коррекционно-развивающего обучения

     

                                                   учащихся 1  классов, имеющих ОНР.                                

                                                                 

                                                                   2012год

При обучении детей с ОНР, а также  с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, стоящими перед общеобразовательной школой, а также учитывать специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности этих детей, на повышение их познавательной деятельности. Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточно сформированные основные  мыслительные процессы являются причинами того, что дети с ОНР, ЗПР испытывают затруднения и  не могут в срок, отведенный программой массовой школы на букварный период познакомиться со звуками родного языка и запомнить обозначающие их буквы.

Основные цели:

-коррекция неправильного звукопроизношения;

- развивать фонематическое восприятие;

-формировать процессы звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

-коррекция оптических и кинетических нарушений;

-формировать  и совершенствовать графические  навыки;

-развивать  пространственные  представления;  

- развивать мелкую моторику;

-развивать мыслительную деятельность;

-формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки;

-формировать связную речь.

 Для работы по этой программе  используется тетрадь,  в которой подобраны  упражнения и задания следующего    

 коррекционного обучения:

 -графические упражнения в выполнении штриховки, рисования, узоров, орнаментов, бордюров, полуовальных,  

   волнистых линий, письмо   элементов букв,  письмо букв и их соединений, списывание с рукописного текста;

  -упражнения на развитие фонетико- фонематических представлений;

  -упражнения направленные на формирование звуко- буквенного анализа;

  -на развитие орфографических навыков;

  -упражнения на дифференциацию звуков, букв;

  -упражнения на формирование правильного произношения;

 - упражнения на развитие грамматического строя речи;

       - упражнения на обогащение словарного запаса;

      - упражнения на развитие связной речи.

Коррекционную работу по обучению  проводят  на логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых).

Программа « Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 классов, имеющихся  ОНР»  разработана на основе:

-инструктивного письма Минобразования России от 14.12. 2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта  общеобразовательного учреждения»;

-инструктивно- методического письма « О работе учителя- логопеда при общеобразовательной  школе» / Под ред.А. В. Ястребовой, Т. Б. Бессоновой. М., 1996.

 

                                                                   Содержание программы

1-этап диагностический                                      

1-2 неделя «Фронтальное обследование»

Обследование детей, выявление учащихся, нуждающихся в коррекции речи.

1-4 занятия.

Сбор анамнеза. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Составление дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического восприятия. Исследование импрессивной речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

   

 2- этап подготовительный.              

 Занятие 5

 Речь. Предложение. Слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях с группой учащихся первого класса имеющих ОНР

Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих ОНР(1класс).Тема. «Дифференциация звуков  Л и Р в словах и предложениях». Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в слова...

Рабочая программа по индивидуальной работе с учащимися 4 класса, имеющих низкую познавательную мотивацию по учебному курсу «МАТЕМАТИКА»

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.Технология ручной обработки материалов. Элементы...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...