программа коррекционно-развивающего обучения для учащихся первого класса,имеющих ОНР,ЗПР.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Е. Гузеева
Методическое руководство к тетради
по обучению грамоте и развитию речи у учащихся,
имеющих ОНР, ЗПР.
Курск – 2011
При обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, стоящими перед общеобразовательной школой, а также учитывать специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности этих детей, на повышение их познавательной деятельности. Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточно сформированные основные мыслительные процессы являются причинами того, что дети с ЗПР не могут в срок, отведенный программой массовой школы на букварный период познакомиться со звуками родного языка и запомнить обозначающие их буквы.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
-выработать правильную посадку при письме, упражнять в ориентировке на странице тетради и на строке;
- подготовить руку к письму, обучение правильному движению руки по строке;
-формировать и совершенствовать графические навыки;
-развивать пространственные представления;
- развитие мелкой моторики;
-развивать мыслительную деятельность;
-формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки;
-формировать связную речь.
В тетради используются упражнения и задания следующего коррекционного обучения:
-графические упражнения в выполнении штриховки, рисования, узоров, орнаментов, бордюров, полуовальных, волнистых линий, письмо элементов букв, письмо букв и их соединений, списывание с рукописного текста;
-упражнения на развитие фонетико- фонематических представлений;
-упражнения направленные на формирование звуко- буквенного анализа;
-на развитие орфографических навыков;
-упражнения на дифференциацию звуков, букв;
-упражнения на формирование правильного произношения;
- упражнения на развитие грамматического строя речи;
- упражнения на обогащение словарного запаса;
- упражнения на развитие связной речи.
Коррекционную работу по обучению можно проводить на логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых).
ЗАДАНИЕ 1 (СТР. 1)
Цели: развивать графические навыки; зрительно-моторную координацию; формирование навыка умения принять учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.
1.Выполнить написание линий с наклоном вправо.
2. Выполнение написания крючков.
ЗАДАНИЕ 2 (СТР. 2)
Цели: те же.
1.Чередование написания крючков (большой – маленький).
2.Написание овалов.
3.Чередование написание овал- линия.
4.Рисование волнистых линий.
5.Выполнение написания петли.
ЗАДАНИЕ 3(СТР. 3)
Цели: те же.
1.Рисование узоров, бордюров, полуовальных, волнистых линий.
2.Выполнение слитного написания крючков.
3.Выполнение написания чередования петли вверх- вниз.
ЗАДАНИЕ 4 (СТР. 4- 5)
Цели: упражняться в написании буквы А; развивать графические навыки; воспитывать аккуратность; формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.
1.Характеристика звука. Знакомство с буквой. Написание элементов строчной буквы а. Написание строчной буквы а.
2.Написание элементов заглавной буквы А. Написание заглавной буквы А.
3.Слитное написание заглавной А и строчной а.
4. Нарисовать дольку арбуза.
ЗАДАНИЕ 5 (СТР.5)
Цели: упражняться в написании элементов буквы У, буквы У; развивать умение чтения, письма УА,АУ; воспитывать аккуратность; формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.
1.Характеристика звука. Знакомство с буквой. Написание элементов строчной буквы у. Написание строчной буквы у.
2. Написание элементов заглавной буквы У. Написание заглавной буквы У.
3.Выполнить написание АУ, УА.
4.Нарисовать улитку.
ЗАДАНИЕ 6 (СТР.5-6)
Цели: упражняться написании буквы О; развивать графические навыки; развивать умение чтения и письма буквосочетаний АО, УО; воспитывать аккуратность; формировать умение принять учебную задачу и выполнить ее; вырабатывать навык самоконтроля.
1.Характеристика звука. Знакомство с буквой О. Написание заглавной и строчной букв.
2. Написание буквосочетаний АО, УО.
3. Нарисовать обручи.
ЗАДАНИЕ 7( СТР.6)
Цели: упражнять в написании буквы М; развивать графические навыки; развивать умение чтения, письма слогов, слова- МАМА; учить различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции; формировать умение выполнять звукобуквенный, фонематический анализ слова МАМА; совершенствовать умение делить слова на слоги; учить определять место звука в словах; воспитывать аккуратность; формировать умение доводить до конца начатую работу.
1.Характеристика звука. Знакомство с буквой. Написание элементов буквы М, буквы М строчной и заглавной.
2.Написать слоги МА, МО, МУ.
3.Вставить пропущенные буквы. Прочитать, написать слово МАМА, выполнить звукобуквенный, фонематический анализ, определить количество слогов, определить место звука «М» в словах.
4. Нарисовать морковь.
ЗАДАНИЕ 8(СТР.6-7)
Курский институт непрерывного
профессионального образования
(повышения квалификации и профессиональной переподготовки)
специалистов отрасли образования
Гузеева Е.Е.
Программа коррекционно-развивающего обучения
учащихся 1 классов, имеющих ОНР.
2012год
При обучении детей с ОНР, а также с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, стоящими перед общеобразовательной школой, а также учитывать специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности этих детей, на повышение их познавательной деятельности. Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточно сформированные основные мыслительные процессы являются причинами того, что дети с ОНР, ЗПР испытывают затруднения и не могут в срок, отведенный программой массовой школы на букварный период познакомиться со звуками родного языка и запомнить обозначающие их буквы.
Основные цели:
-коррекция неправильного звукопроизношения;
- развивать фонематическое восприятие;
-формировать процессы звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
-коррекция оптических и кинетических нарушений;
-формировать и совершенствовать графические навыки;
-развивать пространственные представления;
- развивать мелкую моторику;
-развивать мыслительную деятельность;
-формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки;
-формировать связную речь.
Для работы по этой программе используется тетрадь, в которой подобраны упражнения и задания следующего
коррекционного обучения:
-графические упражнения в выполнении штриховки, рисования, узоров, орнаментов, бордюров, полуовальных,
волнистых линий, письмо элементов букв, письмо букв и их соединений, списывание с рукописного текста;
-упражнения на развитие фонетико- фонематических представлений;
-упражнения направленные на формирование звуко- буквенного анализа;
-на развитие орфографических навыков;
-упражнения на дифференциацию звуков, букв;
-упражнения на формирование правильного произношения;
- упражнения на развитие грамматического строя речи;
- упражнения на обогащение словарного запаса;
- упражнения на развитие связной речи.
Коррекционную работу по обучению проводят на логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых).
Программа « Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 классов, имеющихся ОНР» разработана на основе:
-инструктивного письма Минобразования России от 14.12. 2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
-инструктивно- методического письма « О работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред.А. В. Ястребовой, Т. Б. Бессоновой. М., 1996.
Содержание программы
1-этап диагностический
1-2 неделя «Фронтальное обследование»
Обследование детей, выявление учащихся, нуждающихся в коррекции речи.
1-4 занятия.
Сбор анамнеза. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Составление дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического восприятия. Исследование импрессивной речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.
2- этап подготовительный.
Занятие 5
Речь. Предложение. Слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях с группой учащихся первого класса имеющих ОНР
Конспект логопедического занятия с группой учащихся, имеющих ОНР(1класс).Тема. «Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях». Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в слова...
Рабочая программа по индивидуальной работе с учащимися 4 класса, имеющих низкую познавательную мотивацию по учебному курсу «МАТЕМАТИКА»
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.Технология ручной обработки материалов. Элементы...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...