программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся с особенностями развития
рабочая программа (1 класс) по теме

Данная программа  предназначена для детей 7-9 лет, обучающихся в начальной школе и имеющих диагноз ЗПР, может быть использована в 1-2 классах с целью развития школьно-значимых функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsionno-razvivayushchie_s_zpr.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Торжка

Согласовано                                                      Утверждено

На заседании ШНК                                          директором МОУ «СОШ № 6»

« 31  »  августа               2013 г.                                    « 31   » августа         2013 г.

Руководитель ШНК                                          Соколова Л.Ф.________________ ___________      Кальсина Е.Г.               .                                                                              

Коррекционно-развивающая программа

для младших школьников с особенностями психического развития

( ЗПР).

Разработчик: Намм Л.А.,

педагог – психолог.

2013 уч. г.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости данной программы.

Коррекционно-развивающая программа разработана для детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих особенности психического развития (ЗПР).

Разработка программы базировалась  на результатах научных исследований  В.В. Лебединского, М.С. Певзнер, А.Л. Сиротюк, С.Л.Антоновой и практическом опыте работы  Намм Л.А.

Общими  диагностическими признаками для всех вариантов задержанного психического развития (далее ЗПР)   являются   повышенная истощаемость и нарушение  произвольной регуляции поведения:

* импульсивность;

* нестойкость произвольного внимания;

* слабость контроля.

 На основе комплексного нейропсихологического исследования были выявлены коррекционные приемы, приводящие  к большей устойчивости психического тонуса:

  1. Речевое программирование, проговаривание последовательности действий.
  2. Организация внимания.
  3. Актуализация мотива деятельности.
  4. Эмоциональная стимуляция.

Программа состоит из 16  занятий. При соблюдении режима проведения   (2 раза в неделю) цикл рассчитан на 2 месяца (учебную четверть). Последнее занятие посвящено итоговой диагностике.

Цель программы:  формирование межполушарного взаимодействия ВПФ  у младших школьников с ЗПР.

Задачи программы:

1.  Развитие пространственных представлений:

       а) формирование устойчивых координат («право - лево», «верх - низ»);

       б) формирование сомато– пространственного гнозиса (название частей тела);

       в)  формирование зрительно-пространственного восприятия;

       г)  формирование тактильного гнозиса;        

       д)  формирование зрительно-моторных координаций.

 2.   Развитие двигательной сферы:

       а) развитие тонкой моторики – возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

        б) развитие плавности, переключаемости и точности движений;

        в) развитие произвольной регуляции движений.

        3. Развитие эмоционально- волевой сферы:

        а) произвольная регуляция своего эмоционального состояния,

        б) произвольная регуляция поведения,

        в) снятие тревожности.

Критерии отбора в коррекционную группу:

Отсутствие школьной зрелости  или низкий уровень школьной зрелости, слабость концентрации произвольного внимания, недостаточный уровень развития моторики, мнестических процессов,  а так же  слабость произвольной регуляции поведения.

На  этапе адаптации учащихся к обучению проводится  следующая диагностика:

-диагностика уровня школьной зрелости «по Керну - Йерассеку»,

-диагностика уровня развития произвольного внимания (методика «Домик»),

- диагностика уровня развития зрительной памяти (нарисуй по памяти фигуры),

-диагностика уровня развития произвольного поведения (методика «Графический диктант»), а так же наблюдение психолога и  экспертная оценка учителя.

 Результаты диагностики занесены в общую  психолого-педагогическую карту класса.

Структура занятия:

- приветствие;

-звукодыхательное упражнение;

-функциональные игры и упражнения;

- «графический диктант»;

-упражнения для развития мелкой моторики рук;

-релаксационные упражнения;

- прощание.

Время проведения занятия:       30-35 минут

Максимальное количество учащихся:     5-6 человек.

Возраст: 6, 5 – 8 лет. При усложненном варианте упражнений  возраст может быть до 9 лет.

 В программе используются упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, О.В. Хухлаевой,  С. А. Антоновой, Р.В. Овчаровой.

Основные методы программы

На  каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия   и образования новых функциональных систем и связей.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути  усвоения устойчивых координат «право - лево» и «верх - низ», «впереди - сзади», сомато -пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно- моторных координаций. Применяются следующие методы:                   рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр, двигательных ритмов, рисования. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Данный метод направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций,  произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик  моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация  движений рук и ног, прямохождение и т.д.

Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, ускоряется продолжительность адаптационных механизмов к процессу обучения.

Метод звукодыхательных упражнений

направлен на стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов: развивает самоконтроль и произвольность. Ритмирование организма  играет существенную роль в  формировании межполушарных связей. Нейропсихологическая коррекция строится  на автоматизации  и ритмировании организма ребенка  через различные приемы.

Метод подвижных игр

обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит  при условии их высокой двигательной активности, Перекрестные движения рук, ног и глаз  активизируют развитие мозолистого тела.

 При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется  большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга,  что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата  и лобных долей мозга.

В результате движений  дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно  их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

 Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.

Конструктивно-рисуночный метод

Формирует устойчивые координаты (лево – право, верх – низ),  сомато- пространственный гнозис,  зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис,  зрительно-моторные координации.

Релаксационный метод

направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Критерии эффективности программы:

на данном этапе используется повторная диагностика  уровня развития произвольности (произвольного внимания, памяти, поведения, регулятивных функций). Предполагается, что учащиеся, занимавшиеся  в данной группе по данной программе, достигнут средней нормы развития данных показателей по возрасту.

Планирование коррекционно-развивающих занятий

  №

Основные  упражнения

№ 1              

Игры на знакомство, массаж кистей, графический диктант № 1

№ 2

«Дирижер и оркестр», развитие пространственных представлений «право», графический  диктант № 2,  «колечко»

№ 3

«Дирижер и …», массаж кистей, шеи, «право - лево», графический  диктант № 3, «колечко», «кулак-ребро-ладонь»

№ 4

Массаж кистей рук, шеи, головы, формирование координат «право-лево», графический диктант № 4, «колечко», «ухо-нос», «кулак- ребро-ладонь», «5 пальцев»

№ 5

Дыхательное  упр-е «шарик»,  массаж,  «право - лево, верх-низ», графический диктант № 5, рисование двумя руками,  «колечко», «кулак-ребро-ладонь» с усложнением,  «ухо-нос», «лезгинка»

№ 6

Дыхательные упр-я,  массаж кистей, шеи,  головы, ушей, «право - лево,  верх-низ», графический диктант «Черепаха», игры на межполушарное взаимодействие с усложнением

№ 7

Дыхательные упр-я,  «выполни по  инструкции», графический  диктант «Собачка», «колечко», «»кулак-ребро-ладонь» «лезгинка», «ухо-нос» с усложнением, «змейки», «хватальцы»

№ 8

Звукодыхательные упражнения с усложнением, игры на формирование пространственных представлений, графический диктант «кастрюля»,  игры на формирование межполушарных взаимодействий с усложнением

№ 9

Звукодыхательные упражнения «Распевка», массаж,  «двигаемся  по инструкции», графический диктант «птичка»,  развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики с усложнением

№10

Звукодыхательные упражнения, массаж игры на формирование пространственных представлений «право-лево, впереди- сзади», графический диктант «петушок»,  игры на развитие моторики и межфункционального взаимодействия с усложненим

№ 11

Звукодыхательные упр-я, глазодвигательные упр-я, «право-лево, верх- низ», массаж, графический диктант «индюк», упражнения  на межполушарное взаимодействие и развитие моторики с усложнением

№ 12

Звукодыхательные упр-я, массаж функциональные игры и упр-я, графический диктант «лирохвост», развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия с усложнением

№ 13

Звукодыхательные и глазодвигательные упр-я, функциональные упр-я  «слева от меня…», «фотограф», движение по инструкции, графический диктант «ежик»,  упр-я на развитие межполушарного взаимодействия  и моторики с усложнением

№ 14

Звукодыхательные и глазодвигательные упр-я , массаж кистей, шеи, головы, ушей,  функциональные упр-я , графический диктант «корова»,  упр-я  на развитие межполушарного взаимодействия с разнонаправленными движениями рук и языка

№ 15

Обобщающее занятие на усмотрение психолога. Повторение всех упр-й

№ 16

Итоговая диагностика

 Литература:

  1. Актуальные проблемы психологии детского возраста. Под ред. Л.С.  Цветковой, М., 2001
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М,, 2001.
  3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., «Сфера», 2008.
  4. Шанина Г.И. Упражнения специального кинезиалогического комплекса  для восстановления  межполушарного взаимодействия  у детей и подростков. М., 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....