Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа по обж
Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний по безопасности, формирование психологических установок на соблюдение правил безопасного взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, умений действовать осторожно и предусмотрительно, воспитание навыков сознательного поведения и реагирования.
Цель программы: формирование у обучающихся с ТМНР основ культуры безопасности, определяющих возможность развития различных форм личностной активности детей, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционного курса "Урок безопасности" | 47.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение из АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2 вариант)
Утверждено
приказ от 30.08.2021г. №511
Рабочая программа
коррекционно-развивающего занятия «Урок безопасности», 5б класс
Пеньковская Т.И.
учитель класса с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью,
высшая квалификационная категория
Нягань, 2021г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015г. №4/15, 2 вариант.
Цель программы: формирование у обучающихся с ТМНР основ культуры безопасности, определяющих возможность развития различных
форм личностной активности детей, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса, обогащение знаний и представлений об окружающем мире (предметов, природы, людей), лежащих в основе формирования культуры безопасной жизнедеятельности;
- формирование навыков безопасной жизнедеятельности, воспитание чувства осторожности и самосохранения, развитие способности к выявлению опасных для жизни и здоровья ситуаций, правильному поведению и реагированию;
- развитие коммуникативных способностей, формирование навыков конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми в зависимости от ситуации;
- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности.
Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Особенности развития детей с умственной отсталостью отражают своеобразие их познавательной деятельности, ограниченность представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности, что оказывает непосредственное влияние на формирование у них основ культуры безопасной жизнедеятельности. Присущая обучающимся с ТМНР умеренная и тяжелая умственная отсталость и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание потенциально опасных ситуаций, в которых они могут оказаться, что в большинстве случаев проявляется низким порогом осознания возможной опасности.
Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний по безопасности, формирование психологических установок на соблюдение правил безопасного взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, умений действовать осторожно и предусмотрительно, воспитание навыков сознательного поведения и реагирования.
Программа «Урок безопасности» включает следующие разделы: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».
- Общая характеристика коррекционного курса.
Коррекционный курс «Урок безопасности» для обучающихся с ТМНР 5 класса нацелен на формирование представлений о безопасном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях обучающиеся тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Обучающиеся учатся быть предусмотрительными, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Основные виды деятельности на занятиях: беседа по сюжетным картинкам, обсуждение ситуации, сюжетно-ролевая игра, просмотр обучающих видео-материалов, чтение и рассматривание книги, изучение памятки, инструктаж, учебная тренировка, изобразительная и предметная деятельность, наблюдение.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Урок безопасности» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Согласно календарно-годовому графику учебного процесса, общая продолжительность 2021-2022 учебного года для 5 класса составит 365 дней, из которых 170 дней являются учебными, а 195 дней праздничными, выходными и каникулярными. Праздничные выходные дни: 23.02.2022., 07.03.2022., 08.03.2022., 02.05.2022., 03.05.2022., 09.05.2022., 10.05.2022.
Согласно календарному учебному графику в 2021-2022 учебном году 34 учебные недели. Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса выделено 1 час в неделю. В год 34 часа.
В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.
- Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Из них | ||
контрольных практических экскурсий | |||||
1 | «Безопасность в помещении» | 11 | 1 | ||
2 | «Безопасность на улице» | 10 | 1 | ||
3 | «Безопасность в общении» | 6 | |||
4 | «Природа и безопасность» | 7 | |||
Всего | 34 |
5. Содержание коррекционного курса
№ | Наименование раздела | Краткая характеристика содержания раздела |
1 | «Безопасность в помещении» | потенциальные опасности в помещении; правила безопасного поведения в доме; модели поведения в проблемных ситуациях; безопасное использование предметов быта; правила безопасного поведения в общественных местах; действия в чрезвычайных ситуациях (пожар). |
2 | «Безопасность на улице» | основные части улицы, элементарные правила безопасного дорожного движения; модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей); элементарные представления о дорожных знаках. Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка»; правила безопасности на игровой площадке. |
3 | «Безопасность в общении» | модель положительного поведения взрослого и ребенка; правила безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми; модель безопасных действий, общения и взаимодействия в различных ситуациях (незнакомец за дверью, в сотовой связи, на улице). |
4 | «Природа и безопасность» | элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях; правила безопасного поведения на различных природных объектах (лес, водоем), при контактах с дикими и домашними животными; модель безопасного поведения в природных условиях и ситуациях (ветер, дождь, мороз, солнце). |
6. Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- знает свое фамилию, имя;
- знает что он (она) мальчик (девочка);
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- понимает и ведет себя как ученик;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;
- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;
5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;
- умеет корректно привлечь к себе внимание;
- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- бережно относится к результатам своего и чужого труда
- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома
Предметные результаты:
- знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в помещении, в общественных местах, на игровой площадке, в различных погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными, с незнакомыми людьми, с Правилами дорожного движения;
- формирование стремления подчиняться и соблюдать знакомые правила безопасности, вне зависимости от внешнего контроля;
- формирование знаний и навыка соблюдения правил безопасного пользования предметами быта;
- знакомство с основными частями улиц, некоторыми дорожными знаками;
- формирование элементарных представлений о потенциально опасных ситуациях, способах их избегания, выхода из них.
Базовые учебные действия:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Учебная мебель | ||
Стол ученический | 5 | |
Стул ученический | 5 | |
Стол учительский | 1 | |
Стул учительский | 1 | |
Шкафы | 4 |
8. Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Урок безопасности» на 2021-2022 учебный год , 5б класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Виды учебной деятельности | |
«Безопасность в помещении» - 11 ч | |||||
1 | Введение. Опасность и безопасность. | 1 | 3.09 | Работа с сюжетными и предметными картинками. Просмотр видео. Классификация предметов. Прослушивание и анализ художественного произведения. Раскрашивание. | |
2 | Опасные предметы в доме. Электроприборы. | 1 | 10.09 | Работа с презентацией. Беседа «Осторожно, электричество!». Прослушивание и анализ произведения В. Черняева "Кот Василий и бытовая техника". Просмотр и обсуждение учебного видео. Игра «Что можно, а что нельзя». | |
3 | Осторожно, можно уколоться! | 1 | 17.09 | Работа с презентацией. Прослушивание и анализ произведения Л. Скоробогатов "Шила Соня сарафанчик, уколола Соня пальчик..." Просмотр и обсуждение учебного видео. Анализ ситуации "Медвежонок на кухне". Выполнение наглядного задания по теме. | |
4 | Где можно поиграть? | 1 | 24.09 | Работа с презентацией по теме. Прослушивание и анализ произведения Е. Стеквашова "Поиграли". Работа с разрезными картинками. | |
5 | Опасности на кухне. | 1 | 1.10 | Работа с презентацией по теме. Прослушивание и анализ произведений В. Тунникова "Мамины помощники", Т.Петухова "Мыть посуду – не пустяк". Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне. | |
6 | Безопасный дом. | 1 | 8.10 | Работа с презентацией «Правила безопасного поведения в доме». Знакомство с правилами безопасного использования предметов быта. Прослушивание и анализ произведения З. Александрова "Что взяла – клади на место". Выполнение наглядного задания по теме. | |
7 | Опасные предметы быта. Инструменты. | 1 | 15.10 | Работа с презентацией по теме. Беседа "Предметы быта. Внимание, папины инструменты!". Анализ произведений С. Маршак "Какими бывают молотки", "Плохой молоток и непослушные гвозди". Рисование, раскрашивание. | |
8 | Внимание, огонь! | 1 | 22.10 | Работа с презентацией по теме «Противопожарная безопасность в доме». Знакомство с правилами безопасного поведения и действиями в чрезвычайной ситуации (пожар). Беседа «Кто такой пожарный?». Игры: «Тушим пожар», «Можно – нельзя». | |
9 | Правила эвакуации во время пожара (практическое занятие в здании школы) | 1 | 12.11 | Работа с произведением К. Чуковский «Путаница». Работа с презентацией по теме. Тренировочные учения пожарной эвакуации. | |
10 | Как вести себя в общественных местах. | 1 | 17.12 | Работа с презентацией по теме. Знакомство с моделью безопасного поведения в общественных местах. Работа с произведением В. Косовицкий "В магазине". Анализ ситуации «Если ты потерялся?» | |
11 | Новогодние игрушки. Чем они опасны? | 1 | 24.12 | Работа с презентацией по теме. Анализ произведения В. Берестов "Новогоднее происшествие". Игра «Бывает - не бывает». Рисование. Работа с Памяткой. | |
«Безопасность на улице» - 10 ч | |||||
12 | Город. Части улицы. | 1 | 21.01 | Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций (город, улица, проезжая часть, дорога, тротуар, обочина, знаки, светофор, дорожная разметка). Просмотр обучающего видео. Раскрашивание. | |
13 | Важные правила на улицах города. Светофор. | 1 | 28.01 | Работа с презентацией по теме. Беседа «Как следует вести себя на улице". Анализ произведений С. Михалков «Моя улица», Т.А. Шорыгина «Наш помощник светофор», «Друг пешехода». Рисование. | |
14 | Кто такие пешеходы? Зебра. | 1 | 4.02 | Беседа «Кто такие пешеходы». Работа с презентацией по теме. Анализ произведения Т. Шорыгина «Я сегодня пешеход». Игра «Можно – нельзя». | |
15 | Я -пассажир. | 1 | 11.02 | Беседа «О водителях и пассажирах». Работа с презентацией по теме. Анализ произведений Я Пишумов «Машины», Т.А. Шорыгина "Я пассажир". Игра «Можно – нельзя». Правила безопасного поведения пассажиров. | |
16, 17 | Дорожные знаки на улице города. | 2 | 18.02 25.02 | Работа с презентацией по теме «Знакомство с дорожными знаками». Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка». Игра «Угадай знак». Просмотр обучающего видео. Раскрашивание. | |
18 | Мы – пешеходы (практическое занятие на улице) | 1 | 4.03 | Практическое занятие на улице (переход через улицу, наблюдение за движением, дорожные знаки, выбор маршрута) | |
19 | Правила безопасности на игровой площадке. | 1 | 11.03 | Беседа «Правила поведения на игровой площадке» Анализ произведений В. Берестов "Песочница", Д. Орлова "Как Стобед качался на качелях". | |
20 | Безопасность на улице зимой. | 1 | 18.03 | Работа с презентацией по теме. Анализ произведения Т. Гусарова "Зимние забавы", Г.Лебедева "Горка". Правила безопасного поведения на улице зимой (гололед, сосульки, снежные заносы) Раскрашивание. | |
21 | Безопасность на улице. Тест. | 1 | 25.03 | Повторение правил безопасного поведения на улице. Картинный тест (обобщение по разделу) | |
«Безопасность в общении» - 6 ч. | |||||
22 | Моя семья. | 1 | 19.11 | Анализ ситуации "Непослушный медвежонок" Беседа по сюжетным картинкам (поведение детей в семье). Игра "Можно - нельзя". Моделирование ситуации послушания в семье. Размышления по произведению З. Александрова "Мама недовольна". | |
23 | Один дома. | 1 | 26.11 | Просмотр и анализ сказки «Волк и семеро козлят» . Правила безопасности «Один дома». Работа с презентацией по теме. | |
24 | Незнакомец на улице. | 1 | 3.12 | Беседа «Кто такие незнакомцы?». Правила безопасности на улице. Игра «Свой -Чужой». Работа с презентацией по теме. Сюжетно -ролевая игра «Встреча во дворе». | |
25 | Хорошо, когда есть друзья. | 1 | 10.12 | Беседа «Как помириться?». Работа с презентацией по теме. Анализ произведений Е. Стеквашова "Кто виноват?", "Друзья", В. Догадкин "Обида". Игры на сплочение коллектива «Буря», «Центр круга». | |
26 | Мне звонит незнакомый человек. | 1 | 8.04 | Анализ ситуации «Телефонный звонок». Беседа по сюжетным картинкам. Игра "Можно - нельзя". Моделирование ситуации. Просмотр и обсуждение видео. | |
27 | Круг моего общения. | 1 | 15.04 | Беседа «Знакомые мне люди». Работа с презентацией по теме. Правила безопасного общения. Игры на сплочение коллектива. | |
«Природа и безопасность» - 7 ч. | |||||
28 | Осторожно, мороз! | 1 | 14.01 | Работа с презентацией по теме. Беседа «Как не замерзнуть в холода». Анализ произведений А. Порошина "Варежки", В. Шульжик сказка "Мороз и заяц". Игра «Мы мороза не боимся». | |
29 | Безопасность на природных объектах (лес, водоем). | 1 | 22.04 | Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций (лес, водоем). Беседа «Что опасного в лесу?». Работа с Памяткой. Рисование. | |
30 | "Внимание, дождь, ветер, гроза!" | 1 | 29.04 | Работа с презентацией по теме. Беседа «Что такое метель и как себя вести на улице во время сильного ветра». Анализ произведений О. Кригер "На прогулку", Н. Губская "Загремел на небе гром...". Правила безопасного поведения во время грозы, дождя и ветра. Игра "Солнышко и дождик". | |
31 | Витамины с ветки и с грядки. | 1 | 6.05 | Анализ произведений И. Гурина "Натворила осень дел", А. Прокофьев "Огород". Работа с презентацией по теме. Правила употребления овощей и фруктов. Упражнение "Моем фрукты-овощи". | |
32 | Животные могут быть опасны. | 1 | 13.05 | Анализ произведений Л. Луканова "У меня есть новый друг", С. Маршак "Усатый - полосатый". Работа с презентацией по теме. Беседа «Почему нельзя дразнить собак?». Работа с Памяткой (раскрашивание) | |
33 | Безопасность под солнцем. | 1 | 20.05 | Работа с презентацией по теме «Солнце может быть опасным». Рассматривание сюжетных иллюстраций. Просмотр обучающего видео. Беседа «Что делать, если очень жарко?». Работа с Памяткой. Рисование. | |
34 | Правила безопасности (обобщение) | 1 | 27.05 | Анализ произведений. Работа с презентацией. Просмотр обучающего видео. Работа в тетради (повторение). Викторина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...
Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...
Тесты по безопасности для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Методический материал предназначен воспитателям и учителям классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, для проведения проверочного тестирования по вопросам безопасности в социальном ок...
Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться, понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценно...
Классный час к Дню Российской науки, для обучающихся 6в класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Тема классного часа «Что такое наука?» Цель занятия: формировать первоначальные представления о науке, работе ученых; формировать наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему ...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Рабочая программа «Домоводство» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (инт...
Анкета для родителей обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Домашние поручения детей»
Анкета для родителей обучающихся с ТМНР "Домашние поручения для детей. Возможности и трудности". Результаты анкеты позволяют учителю продуктивно п...