Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа на тему
Рабочая программа
по предмету «Адаптивная физическая культура»
6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- дыхательные упражнения;
- построения и перестроения;
- ходьба и упражнения в равновесии;
- бег;
- прыжки;
- бросание, ловля, метание;
- ползание и лазание;
- элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Основным видом деятельности на уроке является игра.
При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. В качестве значимых можно выделить основные уровни деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося;
- умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Обучение детей с тяжелой умственной отсталостью является безоценочным.
Критерии оценки: «усвоено полностью», «усвоено частично», «не усвоено».
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября.
Учебный год строится по полугодиям.
Продолжительность урока – 35минут.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения, использование принципа линейности и концентричности, существование межпредметных связей между содержанием обучения различным предметам.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование умения правильно дышать в различных положениях;
- развивать умение поворачиваться направо, налево, кругом в совместной деятельности с учителем;
- развивать умение ходить по лестнице в разном темпе, в разных направлениях, с перешагиванием предметов в совместной деятельности с учителем;
- развивать умение бегать, прыгать, манипулировать мячом, ползать, учитывая индивидуальные возможности учащихся в совместной деятельности с учителем;
- познакомить детей с элементами спортивных игр и спортивных упражнений.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов
|
1 | «Дыхательные упражнения». |
|
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
2 | «Построения и перестроения» | |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 8 |
3 | «Ходьба и упражнения в равновесии» |
|
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 8 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
|
4 |
|
|
4. |
4 | «Бег» |
|
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
5 | «Прыжки»
|
|
|
| 4 |
|
| 4 |
6 | «Бросание, ловля, метание». | |
| 4 | |
|
| 4 |
|
| 4 |
7 | «Ползание и лазание» | |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
8 | «Элементы спортивных игр и спортивных упражнений». | |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 4 |
|
| 7 |
|
| 4 |
Содержание программы
(всего часов101, в неделю3раза)
Наименование разделов
и тем
«Дыхательные упражнения».
- Совершенствование умения правильно дышать в положении лежа.
- Совершенствование умения правильно дышать в положении стоя.
- Совершенствование умения правильно дышать в положении во время ходьбы.
- Совершенствование умения правильно дышать в положении во время бега.
«Построения и перестроения»
- Построение в шеренгу по росту и перестроение в колонну по одному в совместной деятельности с педагогом.
- Обучение поворотам направо, налево в совместной деятельности с педагогом и по подражанию.
- Обучение поворотам кругом в совместной деятельности с педагогом.
«Ходьба и упражнения в равновесии»
- Ходьба с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба по лестнице вверх, вниз с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба с перешагиванием через предметы в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба в колонне по одному в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба в колонне парами в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба по кругу с различными движениями в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба по сенсорной дорожке в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба и остановка по сигналу.
«Бег»
- Бег с ускорением и замедлением (с изменением темпа) в совместной деятельности с учителем.
- Бег парами, держась за руки с помощью учителя.
- Бег по кругу, держась за руки в совместной деятельности с учителем.
«Прыжки»
- Прыжки на месте, держась за руки в совместной деятельности с учителем.
- Прыжки, сидя на мячах в совместной деятельности с учителем.
«Бросание, ловля, метание».
- Развитие умения бросать мяч вверх и ловить двумя руками в совместной деятельности с учителя.
- Развитие умение бросать мяч на пол и ловить его после отскока от пола в совместной деятельности с учителем.
- Развитие умения катать мяч по полу друг другу в совместной деятельности с учителем.
«Ползание и лазание»
- Развитие умения ползания по скамейке на животе помощью учителя пола в совместной деятельности с учителем.
- Развитие умения ползать на четвереньках в разных направлениях между предметами с помощью учителя.
- Развитие умения ползать на четвереньках и на животе с последующим перелезанием через препятствия с помощью учителя.
«Элементы спортивных игр и спортивных упражнений».
- Баскетбол: передача мяча друг другу двумя руками, ловля мяча двумя руками в совместной деятельности с учителем.
- Игра «Бросайка» (Бочче): определение веса мяча на основе барического чувства без зрительного контроля, прокатывание мячей разного веса и размера по полу.
- Бадминтон: выполнение удара по волану, правильно удерживая ракетку в совместной деятельности с учителем.
- Кегли: развитие умения сбивать мячом кегли руками в совместной деятельности с учителем.
- Футбол: развитие умения отбивать мяч правой и левой ногой, стоя на месте в совместной деятельности с учителем.
Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В. И. Липак и др.; Под. Ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Список литературы
Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Модули разных размеров; мячи разных размеров ,разного веса ,разной фактуры; сенсорная дорожка; свисток; ракетка для бадминтона и волан, кегли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx | 52.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_от «_»_20_г. Руководитель МО____ | Принято на педагогическом совете Протокол № __ от «__» ___20_г. «Утверждаю» Директор _____Сорокина Е.В. «__» ____20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Адаптивная физическая культура»
6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
Составила: учитель ГБОУ школа №439
Романова Ю.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для учащихся 6 класса с тяжелой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: « Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. Ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.»
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №439 на 2014-2015учебный год рассчитана на три часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы с тяжелой умственной отсталостью.
Краткая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью.
В 6 «Г» классе три мальчика в возрасте от12 до 13 лет с основным диагнозом в соответствии с МКБ-10 – F72.18 тяжелая умственная отсталость. Ученики имеют следующие нарушения:
сочетанную патологию - 100 %;
сенсорные нарушения:
- нарушение зрения –100%;
- нарушение опорно - двигательного аппарата (ДЦП) –70%;
- нарушение речи – 100 %;
аномалия развития:
- нарушения развития внутренних органов и систем –50%
Цель: коррекция недостатков сенсомоторного и физического развития, зрительно-двигательной координации, ручной умелости, наглядно-действенного мышления.
На всех этапах обучения реализуются основные задачи:
- воспитание элементарной самостоятельности;
- развитие основных движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
- осваивать элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Наиболее значимыми принципами обучения являются: принцип природосообразности и культуросообразности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с тяжелой умственной отсталостью является урок. Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами:
- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации учащихся с тяжелой умственной отсталостью на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура»
При работе с такими детьми необходимо применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- дыхательные упражнения;
- построения и перестроения;
- ходьба и упражнения в равновесии;
- бег;
- прыжки;
- бросание, ловля, метание;
- ползание и лазание;
- элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Основным видом деятельности на уроке является игра.
При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. В качестве значимых можно выделить основные уровни деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося;
- умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Обучение детей с тяжелой умственной отсталостью является безоценочным.
Критерии оценки: «усвоено полностью», «усвоено частично», «не усвоено».
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября.
Учебный год строится по полугодиям.
Продолжительность урока – 35минут.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения, использование принципа линейности и концентричности, существование межпредметных связей между содержанием обучения различным предметам.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование умения правильно дышать в различных положениях;
- развивать умение поворачиваться направо, налево, кругом в совместной деятельности с учителем;
- развивать умение ходить по лестнице в разном темпе, в разных направлениях, с перешагиванием предметов в совместной деятельности с учителем;
- развивать умение бегать, прыгать, манипулировать мячом, ползать, учитывая индивидуальные возможности учащихся в совместной деятельности с учителем;
- познакомить детей с элементами спортивных игр и спортивных упражнений.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | «Дыхательные упражнения». | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
2 | «Построения и перестроения» | |
| 4 | |
| 4 | |
| 8 | |
3 | «Ходьба и упражнения в равновесии» | |
| 4 | |
| 4 | |
| 8 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
|
4 | |
|
4. | |
4 | «Бег» | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
5 | «Прыжки» | |
| 4 | |
| 4 | |
6 | «Бросание, ловля, метание». | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
7 | «Ползание и лазание» | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
8 | «Элементы спортивных игр и спортивных упражнений». | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 7 | |
| 4 |
Содержание программы
(всего часов101, в неделю3раза)
Наименование разделов
и тем
«Дыхательные упражнения».
- Совершенствование умения правильно дышать в положении лежа.
- Совершенствование умения правильно дышать в положении стоя.
- Совершенствование умения правильно дышать в положении во время ходьбы.
- Совершенствование умения правильно дышать в положении во время бега.
«Построения и перестроения»
- Построение в шеренгу по росту и перестроение в колонну по одному в совместной деятельности с педагогом.
- Обучение поворотам направо, налево в совместной деятельности с педагогом и по подражанию.
- Обучение поворотам кругом в совместной деятельности с педагогом.
«Ходьба и упражнения в равновесии»
- Ходьба с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба по лестнице вверх, вниз с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба с перешагиванием через предметы в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба в колонне по одному в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба в колонне парами в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба по кругу с различными движениями в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба по сенсорной дорожке в совместной деятельности с педагогом.
- Ходьба и остановка по сигналу.
«Бег»
- Бег с ускорением и замедлением (с изменением темпа) в совместной деятельности с учителем.
- Бег парами, держась за руки с помощью учителя.
- Бег по кругу, держась за руки в совместной деятельности с учителем.
«Прыжки»
- Прыжки на месте, держась за руки в совместной деятельности с учителем.
- Прыжки, сидя на мячах в совместной деятельности с учителем.
«Бросание, ловля, метание».
- Развитие умения бросать мяч вверх и ловить двумя руками в совместной деятельности с учителя.
- Развитие умение бросать мяч на пол и ловить его после отскока от пола в совместной деятельности с учителем.
- Развитие умения катать мяч по полу друг другу в совместной деятельности с учителем.
«Ползание и лазание»
- Развитие умения ползания по скамейке на животе помощью учителя пола в совместной деятельности с учителем.
- Развитие умения ползать на четвереньках в разных направлениях между предметами с помощью учителя.
- Развитие умения ползать на четвереньках и на животе с последующим перелезанием через препятствия с помощью учителя.
«Элементы спортивных игр и спортивных упражнений».
- Баскетбол: передача мяча друг другу двумя руками, ловля мяча двумя руками в совместной деятельности с учителем.
- Игра «Бросайка» (Бочче): определение веса мяча на основе барического чувства без зрительного контроля, прокатывание мячей разного веса и размера по полу.
- Бадминтон: выполнение удара по волану, правильно удерживая ракетку в совместной деятельности с учителем.
- Кегли: развитие умения сбивать мячом кегли руками в совместной деятельности с учителем.
- Футбол: развитие умения отбивать мяч правой и левой ногой, стоя на месте в совместной деятельности с учителем.
Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В. И. Липак и др.; Под. Ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Список литературы
Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Модули разных размеров; мячи разных размеров ,разного веса ,разной фактуры; сенсорная дорожка; свисток; ракетка для бадминтона и волан, кегли.
Календарно-тематическое планирование
Адаптивная физическая культура
Первое полугодие 1 четверть 27часов
№ | Дата | Тема урока | Виды деятельности, совместная деятельность. | Основные понятия |
1 | «Дыхательные упражнения» | |||
02.09 03.09 |
| «Качели» «Дует ветерок» | Правильное дыхание | |
2 | «Построения и перестроения» | |||
09.09 10.09 |
| «Стройся» «Раз, два, три на месте замри» | Шеренга Колонна | |
3 | «Ходьба и упражнения в равновесии» | |||
16.09 17.09 |
| «Мы шагаем» «Быстро, медленно» | Быстро Медленно | |
23.09 24.09 |
| «Мы шагаем» «Вверх, вниз» | Вверх Вниз | |
4 | «Бег» | |||
30.09 01.10 |
| «Мы шагаем» «Быстро, медленно» | Быстро Медленно | |
5 | «Прыжки» | |||
07.10 08.10 |
| «Кузнечики» «Быстро, медленно» | Прыжок | |
6 | «Бросание, ловля, метание». | |||
14.10 15.10 |
| «Давай играть» «Поймай» | Мяч | |
7 | «Ползание и лазание» | |||
21.10 22.10 |
| «Делай как я» «Проползи по скамейке» | Ползание по скамейке | |
8 | «Элементы спортивных игр и спортивных упражнений». | |||
28.10 29.10 |
| «Лови мяч» «Баскетбол» | Баскетбол |
Первое полугодие 2 четверть 21 часов
1 | «Дыхательные упражнения» | |||
11.11 12.11 |
| «Понюхай цветок» «Качели» | Правильное дыхание | |
2 | «Построения и перестроения» | |||
18.11 19.11 |
| «Делай как я» «Стройся» | Повороты | |
3 | «Ходьба и упражнения в равновесии» | |||
25.11 26.11 |
| «Повтори за мной» | Колонна | |
4 | «Бег» | |||
02.12 03.12 |
| «Побежали» «Держись за руку» | Бег парами | |
5 | «Прыжки» | |||
09.12 10.12 |
| «Прыгалки» | Мяч | |
6 | «Бросание, ловля, метание». | |||
16.12 17.12 |
| «Лови» «Этот ловкий мяч» |
Мяч | |
7 | «Элементы спортивных игр и спортивных упражнений». | |||
23.12 24.12 |
| «Бросайка» | Мяч |
Второе полугодие 3 четверть 40часов
1 | «Дыхательные упражнения» |
| ||
13.01 14.01 |
| «Дует ветерок» «Качели» | Правильное дыхание | |
2 | «Построения и перестроения» | |||
20.01 21.01 |
| «Покрутись» | Поворот кругом | |
3 | «Ходьба и упражнения в равновесии» | |||
27.01 28.01 |
| «Ходим парами» «Мы – друзья» | Ходьба парами | |
03.02 04.02 |
| «Ходим мы по кругу» «Ровным кругом» | Ходьба по кругу | |
10.02 11.02 |
| «Перешагни». | Ходьба с перешагиванием | |
4 | «Бег» | |||
17.02 18.02 |
| «Хоровод» | Бег по кругу | |
5 | «Бросание, ловля, метание». | |||
24.02 25.02 |
| «Поиграем» «Ловкий, смелый, умелый» | Мяч | |
6 | «Ползание и лазание» | |||
03.03 04.03 |
| «Преодолей препятствие» |
Препятствие | |
7 | «Элементы спортивных игр и спортивных упражнений». | |||
10.03 11.03 |
| «Бадминтон» | Волан | |
17.03 18.03 |
| «Кегли» | Кегли |
Второе полугодие 4 четверть 30 часов
1 | «Дыхательные упражнения» | |||
01.04 07.04 |
| «Задуй огонь» «Дует ветерок» | Правильное дыхание | |
2 | «Построения и перестроения» | |||
08.04 14.04 |
| «Покрутись» | Поворот кругом | |
3 | «Ходьба и упражнения в равновесии» | |||
15.04 21.04 |
| «По камушкам, по камушкам» «Дорожка» | Сенсорная дорожка | |
22.04 28.04 |
| «Стой – иди» | Сигнал | |
4 | «Бросание, ловля, метание». | |||
29.04 05.05 | Развитие умения бросать мяч вверх и ловить двумя руками в совместной деятельности с учителем. | «Давай играть» «Мяч» | Мяч | |
5 | «Ползание и лазание» | |||
06.05 12.05 |
| «Догони» «Проползи» | Ползать на четвереньках | |
6 | «Элементы спортивных игр и спортивных упражнений». | |||
13.05 19.05 |
| «Футбол» | Футбол | |
20.05 |
| «Кегли» | Кегли |
Адаптивная физическая культура
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Альтернативное чтение» 4 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью)
В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации....
Рабочая программа по предмету «Человек» для 1дополнительного класса (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)
Рабочая программа по предмету "Человек" для 1 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность, 6 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся ...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...