Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
рабочая программа (4 класс)
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sbo_4-zh_klass.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Принято» на педагогическом совете Протокол № ______ от «__» ___________20_______г. | «Утверждено» Приказ № _____ от «___»_____________20_____г. директор ______ Гнездилова В.Н. |
Рабочая программа
по предмету:
«Социально-бытовая ориентировка»
4 «Ж» класс
(для детей с тяжелой умственной отсталостью)
Срок реализации программы 1 год
Составила: учитель Тулисова И.В.
(первая квалификационная категория)
г. Санкт-Петербург
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 «Ж» класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) разработана на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденным приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю). Количество часов увеличено по учебному плану ГБОУ школы № 439 за счет часов обязательных занятий по выбору школы.
Специфика контингента
В классе обучается 3 человека. Все дети с тяжелой умственной отсталостью. Возраст: 10-12 лет. Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Математические представления на начальной стадии формирования.
Все обучающиеся выполняют задания с помощью педагога (рука в руку).
Сформированность умений и навыков отражена в диагностике по предмету «Математические представления и конструирование» (см. в электронном приложении 1). Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход (выделен 1 уровень: У1 –упрощённый).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны:
- уметь элементарно заботиться о себе
- уметь ориентироваться в окружающей среде
- уметь оказывать посильную помощь в группе
- владеть элементарными навыками гигиены и самообслуживания
- уметь называть, узнавать предметы одежды, обуви
- уметь называть, узнавать продукты питания
- уметь называть, узнавать бытовой инвентарь и средства по уходу за жилищем
- владеть элементарными правилами поведения в общественных местах
- владеть элементарными правилами общения со взрослыми и сверстниками
- владеть элементарными правилами культурного поведения, приема пищи, ношения одежды, обуви, поведения в транспорте
Цель изучения предмета
Цель обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка»: освоение системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитания у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Обучение по СБО построено на основе линейно-концентрического принципа.
Задачи предмета
- формировать, уточнять и закреплять основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду
- формировать, закреплять и расширять спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности
- обучать называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся
- обучать соблюдению санитарно-гигиенических требований к питанию
- формировать умение пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем
- обучать элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, общественных местах, культуре приёма пищи, ношения одежды и обуви
- обучать элементарным знаниям состава своей семьи, о распределении обязанностей
Коррекционные задачи
- воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения
- расширять кругозор детей, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта
Формы организации учебного процесса
- урок-занятие
- практическое занятие
- экскурсия
- игра
- элементарная учебная деятельность
Методы и приёмы обучения
- методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности - методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами)
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты
- метод проектов
Виды деятельности учащихся на уроке
- наблюдение
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические
- игры-имитации, жестово-образные игры
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка
- предметно-практическая деятельность: выполнение доступных видов работ по уходу за жилищем, помощи родителям дома, личной гигиены, уходом за комнатными растениями
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу
4 класса
Обучающиеся должны знать, понимать:
- уличную и сменную обувь
- уличную и домашнюю одежду
- названия предметов посуды
- названия предметов мебели
- аккуратное ношение одежды и обуви
- аккуратное пользование салфеткой
- бережное отношение к мебели
- навыки соблюдения элементарных правил дорожного
- правила поведения в автобусе
Обучающиеся должны уметь:
- застегивать молнию
- выполнять шнуровку
- ухаживать за обувью и одеждой
- стирать кукольную одежду
- сервировать стол к чаю мыть посуду
- выполнять несложные поручения по уходу за мебелью
- правильно входить и выходить из автобуса
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).
Содержание учебной программы
4 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план
Разделы программы | Кол-во часов | Практические занятия, экскурсии | Контроль |
1 полугодие | |||
Диагностика | 2 | Д/карты | |
Одежда и обувь | 2 | текущий | |
Питание | 2 | 1 экскурсия Кабинет СБО | текущий |
Жилище | 2 | текущий | |
Культура поведения | 3 | текущий | |
Транспорт | 2 | текущий | |
Торговля | 2 | текущий | |
Диагностика | 1 | Д/карты | |
Итого | 16 | ||
2 полугодие | |||
Одежда и обувь | 3 | текущий | |
Питание | 2 | 1 экскурсия Кабинет СБО | текущий |
Жилище | 3 | текущий | |
Культура поведения | 3 | текущий | |
Транспорт | 2 | текущий | |
Торговля | 3 | текущий | |
Диагностика | 2 | Д/карты | |
Итого | 18 |
Итого за год: 34 часа
Содержание программы
Разделы программы | Содержание |
1 полугодие | |
Одежда и обувь | Уход за обувью (чистка специальной губкой и щёткой) Средства по уходу за обувью (различные виды щёток, губок, крем для чистки обуви) Практические действия по уходу за собственной одеждой: стирка носков, чистка брюк или юбки. Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Питание | Обучение узнаванию и номинации продуктов питания, которые можно употреблять после покупки в магазине без специальной обработки (хлеб, творог, колбаса), и продуктов питания, требующих специальной обработки, которые нельзя употреблять без специальной обработки (мясо, свежая рыба, крупы, макароны) Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Жилище | Упражнения и ролевые игры на определение места (карман, рюкзак), карточки-памятки, на которой указаны фамилия и имя ребёнка, его адрес и телефон обучение обращаться с просьбой к полицейскому, кондуктору («Я заблудился», «Помогите добраться до дома») Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Семья | Называние членов семьи, их имён «Это мама, её зовут…» Узнавание на фотографиях членов семьи Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Культура поведения | Обучение правилам поведения дома Воспитание вежливого и заботливого отношения к своим близким Отработка алгоритмов поведения: обращение с просьбой к маме и другим членам семьи, извинение за проступок в специально-созданных организационных педагогических условиях Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Транспорт | Дальнейшее обучение умению переходить улицу по пешеходному переходу по зелёному сигналу светофора Упражнение на узнавание сигналов светофора, действий пешехода при смене сигналов Отражение и сопряжённое проговаривание выполняемых действий Выбор пиктограммы, отражающей действий в соответствии с сигналом светофора Практические занятия «Я учусь быть пешеходом». Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Торговля | Обучение называнию или показу по пиктограммам магазинов, в которых продают продукты, узнавание на иллюстрации, фотографии магазинов и продовольственных отделов, в которых продают продукты Дидактические игры и упражнения, компьютерные игры на запоминание продуктов в специализированных отделах магазинов
Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
2 полугодие | |
Питание | Дальнейшее знакомство учащихся с посудой для приготовления пищи и правилами ухода за ней Посуда для приготовления различных блюд (кастрюля, сковорода, сотейник и т.д.) Дидактические игры на узнавание и называние предметов, в которых готовят еду. Практические действия:
Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Жилище | Уют в доме Рассматривание фотографий, иллюстраций, видеороликов с различными интерьерами Практические действия по проведению влажной уборки комнаты (класса): вытирание пыли на шкафах, полках, подоконнике Последовательность влажной уборки по пиктограммам, технологическим картам Средства необходимые для влажной уборки Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Семья | Воспитание понимания о взаимопомощи в семье, об обязанностях каждого члена семьи Упражнения в назывании или показе на пиктограммах своих обязанностей дома: «Я помогаю убирать дома Я мою посуду. Я выношу мусор» Дидактические и ролевые игры:
Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Культура поведения | Обучение правилам поведения в школе Взаимодействию со старшими Практические действия по формированию навыка вежливого общения со взрослыми в специально-созданных условиях Воспитание вежливого и заботливого отношения к своим близким Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Транспорт | Обучение правильному поведению в транспорте, Практическое занятие «поездка в транспорте» Упражнения на развитие умения входить (выходить) в транспорт, приобретать билет у кондуктора Ролевая игра «Я еду в автобусе» Обучение умению переходить через дорогу Упражнения «Что надо делать, когда горит зелёный свет?» Использование модуля «Азбука ДД» Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Торговля | Обучение диалогу покупателя с продавцом Ролевые игры «магазин», «покупки» Практическое занятие: наблюдение за покупателями в магазине Покупка продуктов с педагогом Планируемые результаты: У1:совместное с учителем выполнение заданий |
Условия реализации программы
Учебно-методический комплекс
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Предметно-развивающая образовательная среда
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей
- Детские книги, раскраски
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями
- Большие дидактические куклы
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала
- Пиктограммы
- Игрушки
- Конструкторы пластмассовые
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик)
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха»
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья»
- Коляска для куклы
- Набор «Мамина помощница»
- Столик для стирки (с двумя тазиками)
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса
- http://www.7ya.ru/pub/childsafety/ - вопросы безопасности
- http://sec4all.net/statea131.html - для родителей
- http://www.youtube.com/watch?v=fS5aRBSH4DY - видео уроки безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=MZmrXk9qhgw - «Смешарики. Азбука безопасности»
- http://www.spas-extreme.ru/ - портал детской безопасности МЧС России
- «Уроки безопасности тётушки Совы» - видеодиск
Календарно-тематическое планирование по предмету:
«Социально-бытовая ориентировка»
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Основные понятия | примечание |
1 четверть | |||||
1 | 05.09. | Правила общения с взрослыми. Культура поведения | Обучение правилам поведения дома. Воспитание у детей вежливости, заботы о близких. Проигрывание ситуаций Обучение культуре поведения. | Дети, взрослые, общение, вежливый | |
2 | 12.09. | «Каждой вещи свое место». Жилище | Компьютерные презентации на запоминание предметов мебели и их расположения в комнате. Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мебели. | Комната, мебель, место расположения | |
3 | 19.09. | Диагностика | |||
4 | 26.09. | «Значение овощей и фруктов в питании человека». Питание | Беседа о значении овощей и фруктов в питании человека Обводка пунктирного рисунка Закрашивание пунктирного рисунка | Овощи, фрукты, питание, полезный, вредный | |
5 | 03.10 | «Вода в жизни человека». Питание | Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека Беседа о том, что основой всех напитков является вода | Вода, человек, пить, убираться, готовить, мыть | |
6 | 10.10. | «Идем в гости». Культура поведения | Обучение культуре поведения. Просмотр видеосюжетов. Проведение ролевых игр: «Мы идем в гости». | Поведение в гостях | |
7 | 17.10. | «Дорога не место для игр». Транспорт | Беседа: «Дорога не место для игр». Упражнение: «Что надо делать..?» Ролевые игры с использованием напольной игры «Азбука дорожного движения» | Дорога, проезжая часть машины, тротуар, пешеход | |
8 | 24.10. | «Осенняя одежда». Одежда и обувь | Знакомство с новыми предметами одежды Рассматривание картинок с изображением одежды. Игры и упражнения на узнавание и запоминание одежды | Куртка, шапка, сапожки | |
Итого: 8 часов | |||||
2 четверть | |||||
1 | 14.11. | «Уход за одеждой» Одежда и обувь | Способы ухода за одеждой (чистка, стирка) Средства по уходу за одеждой (мыло, стиральный порошок, щетка) Упражнения по уходу за одеждой | Чистка, стирка, мыло, стиральный порошок | |
2 | 21.11. | «Осенняя одежда». Разукрашивание предметов одежды. Одежда и обувь | Обводка пунктирного рисунка Закрашивание пунктирного рисунка | Куртка, шапка, сапожки | |
3 | 28.11. | «Мои друзья» Культура поведения | Обучение культуре поведения. Просмотр видеосюжетов. | Друг, подруга, дружить, помогать, не обижать | |
4 | 05.02 | «Расставь мебель у Мишки в комнате». Жилище | Дидактические игры на запоминание предметов мебели и их расположения в комнате («Расставь мебель в комнате») | Комната, мебель, расставлять | |
5 | 12.12. | «Моя одежда и обувь». Одежда и обувь | Рассматривание одежды детей Игры и упражнения на узнавание и запоминание одежды | Свитер, брюки, куртка, шапка | |
6 | 19.12. | «Я иду по пешеходному переходу». Транспорт | Обучение правилам перехода улицы Обучение правилам перехода по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода | Дорога, проезжая часть машины, тротуар, пешеход, пешеходный переход | |
7 | 26.12. | «Предметы для уборки помещения». Жилище | Знакомство с предметами для уборки помещений и ухода за мебелью | Класс, щетка, тряпка, ведро, вода | |
Итого: 7 часов | |||||
Итого за 1 полугодие: 15 часов | |||||
3 четверть | |||||
1 | 16.01. | «Мебель в доме». Жилище | Знакомство с предметами мебели (кресло, журнальный столик, шкаф для посуды, шкаф для белья) | Кресло, журнальный столик, шкаф для посуды, шкаф для белья | |
2 | 23.01. | «Мы идем на праздник». Культура поведения | Упражнения в выполнении действий по подражанию и словесной инструкции Обучение культуре поведения на праздничных мероприятиях | Поведение на празднике | |
3 | 30.01. | «Что такое перекресток?». Транспорт | Беседа: «Что такое перекресток?». Обучение правилам перехода улицы Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода | Дорога, проезжая часть машины, тротуар, пешеход, пешеходный переход | |
4 | 06.02. | «Зимняя одежда». Одежда и обувь | Игры и упражнения на узнавание и запоминание зимней одежды и обуви. Рассматривание картинок с изображением зимней одежды и обуви. | Свитер, брюки, куртка теплая, шапка теплая | |
5 | 13.02. | «Мебель в классе». Жилище | Компьютерные презентации на запоминание предметов мебели и их расположения в классе. Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мебели. | Мебель в классе, парта, стул, стол, шкаф | |
6 | 20.02. | «Узнай и покажи посуду». Питание | Игры и упражнения: «Узнай и покажи посуду для…», «Дорисуй посуду». | Посуда для завтрака и обеда | |
7 | 27.02. | «Сервировка стола». Практическое занятие Питание | Действия по обучению сервировке стола | Посуда для завтрака и обеда | |
8 | 06.03. | Ролевая игра: «Уступи место взрослому». Культура поведения | Ролевые игры с проигрыванием ситуаций Обучение культуре поведения | Дети, взрослые, вежливый, уступить место | |
9 | 13.03. | «Наш веселый светофор». Транспорт | Обучение правилам перехода по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора. Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода. | Дорога, проезжая часть машины, тротуар, светофор, пешеходный переход | |
10 | 20.03. | Ролевая игра: «Азбука дорожного движения». Транспорт | Упражнение: «Что надо делать..?» Ролевые игры с использованием напольной игры «Азбука дорожного движения» | Дорога, проезжая часть машины, тротуар, светофор, пешеходный переход | |
Итого: 10 часов | |||||
4 четверть | |||||
1 | 03.04 | «Не обижай товарища». Культура поведения | Воспитание у детей вежливости, заботы о близких. Чтение произведений художественной литературы. | Дети, взрослые, вежливый, товарищ. | |
2 | 10.04 | «Вода для мытья посуды». Питание | Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека. Отработка алгоритма мытья посуды. Практическое занятие: «Мытье посуды». | Гель, губка, вода, тщательно споласкивать | |
3 | 17.04 | «Вода для уборки помещений». Жилище | Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека. Отработка алгоритма уборки помещения Практическое занятие: « Уборка класса» | Класс, щетка, тряпка, ведро, вода | |
4 | 24.04 | «Город дорожных знаков». Сказка Транспорт | Ролевые игры с использованием напольной игры. «Азбука дорожного движения». Знакомство с дорожными знаками. | Дорога, машины, тротуар, светофор, пешеходный переход | |
5 | 8.05. | Диагностика | Выполняют задания 4 класса | Понятия 4 класса | Диагностические работы |
6 | 15.05. | «Весенняя одежда». Одежда и обувь | Знакомство с новыми предметами одежды. Рассматривание картинок с изображением одежды. Игры и упражнения на узнавание и запоминание одежды. | Курточка, берет, носочки | |
7 | 22.05. | «Знаешь ли ты правила дорожного движения?». Транспорт | Упражнение: «Что надо делать..?» Ролевые игры с использованием напольной игры «Азбука дорожного движения» | Дорога, проезжая часть машины, тротуар, светофор, пешеходный переход | |
Итого: 7 часов | |||||
Итого за 2 полугодие: 17 часов |
Итого часов за год: 32 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс для детей с лёгкой умственной отсталостью
Рабочая программа по русскому языку 7 классдля детей с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся в классе...
рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по речевой практике...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Рабочая программа «Домоводство» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (инт...