Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
рабочая программа
Рабочая программа «Домоводство» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) (вариант 2);
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи обучения:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение простейших первоначальных доступных действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного предмета Домоводство | 81.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение из АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2 вариант)
Утверждено
приказом от 31.08.2022, № ---
Рабочая программа
домоводство, 6в класс
Пеньковская Тамара Ивановна
учитель класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,
высшая квалификационная категория
г. Нягань, 2022 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Домоводство» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) (вариант 2);
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи обучения:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение простейших первоначальных доступных действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс рабочей программы «Домоводство» позволит обучающимся 6 класса освоить простейшие практические хозяйственно-бытовые действия, которые ребенок может в последующем применять в быту. Особое внимание обращается на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах, посильную помощь в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещения», «Уборка территории».
Содержание учебного предмета для обучающихся 6 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и практики общения со взрослым (учителем) и сверстником.
Содержание программы дает детям возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет и развивает познавательные интересы обучающегося, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в своих силах.
Организованное наблюдение помогает детям обращать внимание на трудовые действия взрослого человека (как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д.) Ребёнку свойственно подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение простыми трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений обучающийся приобретает чувство уверенности и самостоятельности.
При формировании навыков хозяйственно-бытовой деятельности важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях навыки хозяйственно-бытовой деятельности должны закрепляться и совершенствоваться.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Домоводство» относится к предметной области «Окружающий мир» обязательной части учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Согласно календарному учебному графику, общая продолжительность 2022-2023 учебного года для 6 класса составит 365 дней, из которых 170 дней являются учебными, а 195 дней праздничными, выходными и каникулярными. Праздничные выходные дни: 4.11.2022., 23.02.2023., 24.02.2023., 08.03.2023., 01.05.2023., 08.05.2023., 09.05.2023. Согласно учебному плану на предмет «Домоводство» выделено 5 часов в неделю, в год 170 часов.
В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.
4. Тематическое планирование.
№ | Раздел | Количество часов | Из них | |||
контрольных | практических | экскурсий | ||||
1 | «Уборка помещения» | 37 | 27 | |||
2 | «Уборка территории» | 9 | 8 | |||
3 | «Уход за вещами» | 32 | 24 | |||
4 | «Обращение с кухонным инвентарем» | 35 | 21 | |||
5 | «Приготовление пищи» | 30 | 26 | |||
6 | «Покупки» | 27 | 18 | 3 | ||
Итого: | 170 | 124 | 3 |
5. Содержание учебного предмета.
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | «Уборка помещения» | Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок. Чистка поверхности пылесосом. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Наблюдение за действиями педагога, совместная деятельность (Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса). Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье зеркала: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамки, вытирание рамки, мытьё зеркала, вытирание зеркала, выливание использованной воды. |
2 | «Уборка территории» | Уборка территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. |
3 | «Уход за вещами» | Ручная стирка. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Наблюдение за действиями педагога, совместная деятельность (Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины). Мытье и сушка машины. Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Наблюдение за действиями педагога, совместная деятельность (Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья). |
4 | «Обращение с кухонным инвентарем» | Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. |
5 | «Приготовление пищи» | Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание правил гигиены при приготовлении пищи. Мытье продуктов. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком). Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Обработка продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Заваривание чая. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Раскатывание теста. Вырезание печенья из теста. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, колбасы, помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при варке, жарке продукта, при выпекании полуфабриката. |
6 | «Покупки» | Деньги, распознавание монет и купюр (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей). Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи. Складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения. |
6. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- знает свое фамилию, имя;
- знает что он (она) мальчик (девочка);
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- понимает и ведет себя как ученик;
- Формирование уважительного отношения к окружающим.
- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;
- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
- освоение доступных социальных ролей (сына (дочери)), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в школе, в общественном месте;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;
- умеет корректно привлечь к себе внимание;
- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к учебному труду, работе на результат.
- бережно относится к результатам своего и чужого труда
- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома
Предметные результаты:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
- Умение выполнять доступные бытовые виды работ в процессе приготовления пищи, уборки, стирки, ухода за одеждой и обувью, сервировки стола и др.
- Умение выполнять простейшие гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов.
- Узнавание в домашнем хозяйстве бытовой техники, инструментов, знание и соблюдение правила личной безопасности (не включать бытовые приборы, не пользоваться инструментами без разрешения и в отсутствии взрослых).
- Умение распознавать монеты и купюры (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), ориентироваться и совершать покупки в магазине.
Базовые учебные действия:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. | 1 | |
|
| |
| ||
| ||
Учебная мебель | ||
Стол ученический | 6 | |
Стул ученический | 6 | |
Стол учительский | 1 | |
Стул учительский | 1 | |
Шкафы | 4 |
8. Оценочные материалы.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения АООП (2 вариант), оценке подлежат личностные и предметные результаты.
В процессе обучения осуществляется мониторинг сформированности базовых учебный действий (далее – БУД), который отражает готовность детей к овладению содержанием АООП образования обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения АООП 2 вариант, планируются учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся и заносятся в СИПР. Оценка достижения возможных личностных результатов освоения АООП (2 вариант) осуществляется в конце учебного года.
На основе требований, сформулированных в ФГОС, образовательной организацией разработано Положение о системе оценки достижений обучающимися возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (2 вариант). В п5. Программа оценки личностных результатов, данного Положения представлен классификатор жизненных компетенций (возможных личностных результатов) и разработанный на его основе, перечень возможных результатов личностного развития. Результаты оценки личностных результатов заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет представить картину динамики целостного развития ребенка и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Предметные результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное оценивание усвоения учебного материала. Промежуточная аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по полугодиям и итогам учебного года.
Система оценки предметных результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | Оценка | |
- выполняет задание со значительной помощью | зп | «3» |
- выполняет задание с частичной помощью | чп | «4» |
- выполняет задание по подражанию | п | «3» |
- выполняет задание по образцу | о | «4» |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш | «4» |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + | «5» |
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оцениваются его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Промежуточная аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Домоводство» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями. В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.
Характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 6 класса по личностным и предметным умениям в освоении учебного предмета «Домоводство».
Умения в освоении учебного предмета | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Личностные | Проявляют интерес и положительное отношение к выполнению доступных поручений (обязанностей), самостоятельность в разных бытовых ситуациях. | Проявляют интерес и положительное отношение к выполнению доступных поручений (обязанностей) по подражанию взрослому или сверстникам, самостоятельность в быту. | Проявляют интерес и положительное отношение к совместным действиям при выполнении обязанностей в жизненно-значимых бытовых ситуациях (сбор на прогулку, переодевание, складывание игрушек в ящик). Владеют элементами самостоятельности (берет, удерживает, передает предмет в руки и т.д.). |
Предметные | Умеют выполнять простые поручения в доступной форме, связанные с уборкой рабочего места (в классе), уходом за вещами, сервировкой и уборкой столов, Выполняют отдельные действия (из конкретных поручений) по подражанию сверстнику и по инструкции учителя. Умеют выбирать и пользоваться орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, мыло, лейка, щетка для обуви, щетка для одежды и др.). Умеют ориентироваться в простых бытовых решениях, связанных с чистотой (гигиеной) и опрятностью, оказанием помощи сверстнику. | Умеют выполнять простые поручения в доступной форме, связанные с уборкой рабочего места (в классе), уходом за вещами, сервировкой и уборкой столов. Могут выполнять отдельные действия по подражанию сверстникам или учителю. Умеют выбирать и пользоваться орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, лейка, щетки и др.). Умеют ориентироваться в простых бытовых решениях, связанных с чистотой (гигиеной) и опрятностью, оказанием помощи сверстнику. | Умеют выполнять отдельные действия совместно с учителем и частично самостоятельно. Умеют выбирать предмет (средство) - орудие для использования в конкретной бытовой ситуации (одежду, приборы для еды, приборы для умывания и ухода за лицом). |
Формирование базовых учебных действий направлено на развитие способности у детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями, к освоению доступных им видов учебной деятельности. На основе требований, сформулированных в ФГОС, в п.6 Программа оценки сформированности базовых учебных действий, школьного Положения о системе оценки достижений обучающимися возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (2 вариант), изложена система мониторинга сформированности БУД, который отражает готовность детей к овладению содержанием АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Результаты мониторинга сформированности БУД обучающихся заносятся в индивидуальную карту сформированности БУД, что позволяет наблюдать динамику развития способности к учебной деятельности каждого ученика.
Контрольно-измерительные материалы для текущей и промежуточной аттестации по учебному предмету «Домоводство»
Раздел «Уборка помещения»
Задание 1. «Уборка мебели».
Цель: выявить умение убирать с поверхности стола мусор, вытирать поверхность мебели, оценивать правильность выполнения задания.
Материалы: тряпочки, емкости с водой (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: навести порядок на столе (на полке), протереть поверхность мебели влажной тряпочкой.
Инструкция для 3 группы: собрать мусор со стола, взять влажную тряпочку, протереть поверхность стола (при необходимости оказывается помощь).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Собирают мусор со стола, помещая его в мусорную корзину. Намачивают тряпочку, отжимают, самостоятельно протирают поверхность мебели влажной тряпочкой. 2. Самостоятельно убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Собирают мусор со стола, помещая его в мусорную корзину. Намачивают тряпочку, отжимают, по инструкции учителя протирают поверхность мебели влажной тряпочкой. 2. По инструкции убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции собирают мусор со стола. Протирают поверхность стола влажной тряпочкой (совершают действия протирания). |
Задание 2. «Уборка пола».
Цель: выявить умение сметать мусор на полу в определенное место, заметать мусор на совок, оценивать правильность выполнения задания.
Материалы: совок, щетка (веник) (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: смести мусор на полу в определенное место, замести мусор на совок, оценить правильность выполнения задания.
Инструкция для 3 группы: взять щетку (веник), смести мусор на полу в определенное место (при необходимости оказывается помощь).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1. Самостоятельно выбирают инвентарь, сметают мусор на полу в определенное место, заметают мусор на совок. 2. Самостоятельно убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Выбирают инвентарь, сметают мусор на полу в определенное место, заметают мусор на совок. 2. По инструкции убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Держат щетку (веник) в руке, сметают мусор на полу в определенное место (совершают действия сметания, при необходимости оказывается помощь). |
Раздел «Уборка территории»
Задание 1. «Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев».
Цель: выявить умения пользоваться орудиями хозяйственно - бытового назначения (грабли, веник, метла, совок, ведро и др.), умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Материалы: грабли, веник, метла, совок, ведро (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: навести порядок на территории, сгрести траву и листья в одно место. Учитель предлагает учащимся самим выбрать соответствующий инвентарь.
Инструкция для 3 группы: собрать в ведро бытовой мусор на выделенном участке, подмести выделенный участок веником (при необходимости оказывается помощь).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами выбирают хозяйственно-бытовой предмет с учетом инструкции. Выполняют трудовое поручение.) 2. Взаимодействуют в коллективе сверстников. 3. Самостоятельно убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Умеют действовать по речевой инструкции (По инструкции выбирают хозяйственно-бытовой предмет. Выполняют трудовое поручение). 2. Взаимодействуют в коллективе сверстников. 3. По инструкции убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1.Выполняют поручение по инструкции (Собирают в ведро мусор на территории). 2. Подметают территорию веником (метлой) совместно со взрослым (или совершают действия подметания). |
Задание 2. «Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега».
Цель: выявить умения пользоваться орудием хозяйственно - бытового назначения (снеговая лопата), умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Материалы: легкая снеговая лопата (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: сгребать на территории снег к бордюру. Перебрасывать снег через бордюр. Учитель предлагает учащимся самим выбрать соответствующий инвентарь.
Инструкция для 3 группы: сгребать на выделенном участке снег к бордюру (при необходимости оказывается помощь).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами выбирают хозяйственно-бытовой предмет с учетом инструкции. Выполняют трудовое поручение.) 2. Взаимодействуют в коллективе сверстников. 3. Самостоятельно убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Умеют действовать по речевой инструкции (По инструкции выбирают хозяйственно-бытовой предмет. Выполняют трудовое поручение). 2. Взаимодействуют в коллективе сверстников. 3. По инструкции убирают рабочий инвентарь. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1.Выполняют поручение по инструкции (ставить лопату на дорожку; сгребать снег лопатой, совершая движения лопатой- вперед, под снег). 2. Совместно с учителем убирают рабочий инвентарь. |
Раздел «Уход за вещами»
Задание 1. «Уход за одеждой. Ручная стирка».
Цель: выявить умение выполнять конкретные последовательные действия в соответствии с речевой инструкцией, связанные с уходом за одеждой.
Материалы: фартук, клеенка для стола, таз пластмассовый, кусок хозяйственного мыла (по количеству детей). Сушилка для белья напольная, бельевые прищепки (общие).
Инструкция для 1-2 группы: выполнить ручную стирку мелких предметов (салфетка из микрофибры, носовой платок, носки). Учитель предлагает учащимся самим выбрать соответствующее оборудование, приготовить рабочее место.
Инструкция для 3 группы: совместно с учителем выполнить действия с салфеткой из микрофибры (Замачивание. Полоскание. Выжимание. Вывешивание белья на просушку.)
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами выбирают оборудование с учетом инструкции. Готовят рабочее место) 2. Выполняют специфические бытовые действия (Замачивание. Застирывание. Полоскание. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку.) 3.Самостоятельно убирают рабочее оборудование. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Умеют действовать по речевой инструкции (Выбирают оборудование. Готовят рабочее место) 2. По последовательным инструкциям выполняют специфические бытовые действия (Замачивание. Застирывание. Полоскание. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку.) 3. По инструкции убирают рабочее оборудование. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия (Замачивание, полоскание, выжимание, вывешивание на просушку). 2. Выполняют инструкции (уборка в указанное место таза). |
Задание 2. «Уход за одеждой. Складывание одежды».
Цель: выявить умение выполнять конкретные последовательные действия в соответствии с речевой инструкцией, связанные с уходом за одеждой.
Материалы: детская футболка, спортивные брюки, полотенце среднего размера (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: Сложить футболку и спортивные брюки по предложенной схеме. Развесить футболку на «плечики».
Инструкция для 3 группы: Свернуть и сложить на полочку полотенце.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами складывают предметы одежды на столе, опираясь на схему. Вывешивают на «плечики») 3.Самостоятельно убирают рабочее место и одежду. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Действуют по последовательной речевой инструкции (Складывают предметы одежды на столе, опираясь на схему. Вывешивают футболку на «плечики») 3. По инструкции убирают рабочее оборудование и одежду. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия (Складывание полотенца пополам 2 раза). 2. Выполняют инструкции по уборке рабочего места (сложи в пакет, положи в шкаф). |
Задание 3. «Уход за обувью».
Цель: выявить умение выполнять конкретные последовательные действия в соответствии с речевой инструкцией, связанные с уходом за обувью.
Материалы: обувь (сапожки), тряпочки (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: Помыть сапожки, соблюдая последовательность действий: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви.
Инструкция для 3 группы: Протереть сапожки мокрой тряпочкой.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами намачивают и отжимают тряпку, протирают обувь влажной тряпкой, протирают обувь сухой тряпкой. Ставят обувь на просушку.) 3.Самостоятельно убирают рабочее место. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Действуют по последовательной речевой инструкции (Намачивают и отжимают тряпку, протирают обувь влажной тряпкой, протирают обувь сухой тряпкой. Ставят обувь на просушку) 3. По инструкции убирают рабочее оборудование. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия (Протирают обувь влажной тряпкой, протирают обувь сухой тряпкой, ставят обувь на просушку). 2. Выполняют инструкции по уборке рабочего места. |
Раздел «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»
Задание 1. «Обращение с посудой»
Цель: выявить умение различать предметы посуды для сервировки стола и для приготовления пищи; узнавать кухонные принадлежности; различать чистую и грязную посуду; мыть посуду, накрывать на стол (раскладывать столовые приборы).
Материалы (в кабинете СБО): посуда, кухонные принадлежности, салфетки. Губка для мытья посуды (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: Выбрать посуду и столовые приборы. Сервировать стол по схеме, используя столовую посуду. Помыть посуду, разложить ее на просушку.
Инструкция для 3 группы: Выбрать посуду и столовые приборы по инструкции. Ополоснуть посуду.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами выбирают посуду и столовые приборы, сервируют стол по схеме, моют посуду, раскладывают ее на просушку) 2.Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. Действуют по последовательной речевой и наглядной инструкции (Выбирают посуду и столовые приборы, сервируют стол по схеме, моют посуду, раскладывают ее на просушку) 2. Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия (Выбрать посуду и столовые приборы по инструкции. Ополоснуть посуду). |
Задание 2. «Бытовые приборы. Приготовление блюда»
Цель: Выявить умение различать бытовые приборы по назначению. Перемешивать продукты ложкой (венчиком). Мыть продукты. Раскатывать тесто. Вырезать печенье из теста.
Материалы (в кабинете СБО): бытовые приборы (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита), скалка, форма для печенья (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: Выбрать (показать) бытовые приборы по назначению (взбивать тесто, кипятить воду, хранить продукты, подогреть готовое блюдо, сварить суп). Раскатать скалкой тесто, вырезать печенье формочкой.
Инструкция для 3 группы: Узнать бытовые приборы по названию. Перемешать продукты ложкой (венчиком). Мыть продукты (овощи).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют по речевой инструкции учителя (Выбери (покажи) бытовые приборы по назначению: какой прибор нужен, чтобы: взбивать тесто, кипятить воду, хранить продукты, подогреть готовое блюдо, сварить суп). 2. Раскатывают скалкой тесто, вырезают печенье формочкой. 3.Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1.Действуют по речевой инструкции учителя (Выбери (покажи) бытовые приборы по назначению: какой прибор нужен, чтобы: взбивать тесто, кипятить воду, хранить продукты, подогреть готовое блюдо, сварить суп). 2. Раскатывают скалкой тесто, вырезают печенье формочкой. 3.Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия (Узнать бытовые приборы по названию). 2. Перемешивают продукты ложкой (венчиком). 3.Совместно со взрослым, моют продукты (овощи) |
Раздел «Покупки»
Задание 1. «Деньги, распознавание монет (рубли) и купюр (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей)»
Цель: выявить умение узнавать (называть) монеты и купюры.
Материалы: монеты (рубли) и купюры (по количеству детей).
Инструкция для 1-2 группы: Из множества монет, выбрать и разложить монеты (рубли) по достоинству (1, 2, 5, 10 рублей). Узнать (назвать) купюры (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей)»
Инструкция для 3 группы: Разложить предложенные монеты (1, 2, 5, 10 рублей) по их достоинству, на изображения монет, напечатанные на листе.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Действуют самостоятельно по речевой инструкции. (Сами выбирают монеты одинаковым достоинством и раскладывают их группами) 2. Называют (узнают) монеты (1, 2, 5, 10 рублей) и купюры (10, 50, 100 рублей)». 2.Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1.Действуют по речевой инструкции. ( Выбирают монеты одинаковым достоинством и раскладывают их группами) 2. Называют (узнают) монеты (1, 2, 5, 10 рублей) и купюры (10, 50, 100 рублей)». 2.Оценивают свои умения (правильно-неправильно). | 1. По инструкции «найди такую же» совместно со взрослым, выполняют действия (Разложить предложенные монеты по их достоинству, на изображения монет, напечатанные на листе). |
9.Календарно-тематическое планирование по учебному предмету Домоводство, на 2022-2023 учебный год, 6в класс
№ пп | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
1 раздел – «Уборка помещения» - 37 ч | ||||
1,2 | Наш дом. Помещения в доме. | 2 | Работа по карточкам Домана «Дом и комнаты в нем». Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Чтение и обсуждение художественного произведения (сказка, стихотворение и др.). | |
3 | Гостиная комната. Порядок в гостиной. | 1 | Рассматривание иллюстраций по теме. Работа по карточкам Домана «Дом и комнаты в нем». Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Практическая работа (наведение порядка в шкафу с игрушками) | |
4,5 | Вытирание поверхности мебели. | 2 | Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Вытирание поверхности мебели). Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды. | |
6 | Спальная комната. Порядок в спальной комнате. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Упражнение «Каждой вещи свое место» (сортировка предметов, наведение порядка). Работа в тетради. | |
7,8 | Уборка в спальной комнате. | 2 | Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Уборка в спальной комнате). Соблюдение последовательности действий при уборке в спальной комнате: раскладывание предметов по местам, наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, протирание поверхностей, вытирание предметов интерьера, уход за тканевыми предметами, выливание использованной воды. | |
9 | Детская комната. Порядок в детской комнате. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Упражнение «Каждой вещи свое место» (сортировка предметов, наведение порядка). Работа в тетради. Практическая работа (наведение порядка в шкафу с игрушками, мытье игрушек) | |
10, 11 | Правила уборки в детской комнате. | 2 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Уборка в детской комнате). Соблюдение последовательности действий при уборке в детской комнате: сортировка одежды, раскладывание игрушек по местам, порядок на книжной полке, наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, протирание поверхностей, вытирание предметов интерьера, уход за тканевыми предметами, выливание использованной воды, проветривание. | |
12 | Кухня. Порядок на кухне. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Упражнение «Каждой вещи свое место» (сортировка предметов, наведение порядка). Работа в тетради. Практическая работа (наведение порядка в шкафу, мытье посуды, вытирание поверхности стола) | |
13, 14 | Чистая кухня. Правила уборки на кухне. | 2 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (уборка на кухне): мытье посуды, сортировка полотенец, расстановка предметов (посуды) по местам, порядок в шкафах, протирание поверхностей мебели и подоконников, чистка поверхности бытовых приборов. | |
15 | Туалет, ванная. Правила уборки. | 1 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Наблюдение за трудом взрослых (чистка, дезинфицирующая обработка сантехники). Практическая работа (уборка в туалете, ванной комнате): мытье сантехники, расстановка предметов по местам, протирание поверхностей (стены, двери). | |
16 | Прихожая. Порядок в прихожей. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Упражнение «Каждой вещи свое место» (сортировка предметов, наведение порядка). Работа в тетради. Практическая работа (наведение порядка в шкафу, уход за обувью) | |
17, 18 | Правила уборки в прихожей. | 2 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (уборка в прихожей): уход за обувью, расстановка предметов по местам, порядок в шкафу и тумбочке, протирание поверхностей (мебель, двери), чистка дверного коврика. | |
19, 20 | Пылесос. Части пылесоса. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Различение основных частей пылесоса. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы с пылесосом. Подготовка пылесоса к работе. Наблюдение за действиями педагога (работа пылесосом) | |
21, 22, 23 | Чистка поверхности пылесосом. | 3 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме . Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Подготовка пылесоса к работе. Наблюдение за действиями педагога, совместная деятельность (Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса). | |
24 | Зеркало. Правила ухода и безопасного обращения с зеркалами. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Наблюдение за действиями педагога (мытье стекла (зеркала)). | |
25, 26 | Мытье стекла (зеркала). | 2 | Наблюдение за действиями педагога (мытье стекла (зеркала)). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Соблюдение последовательности действий при мытье зеркала: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамки, вытирание рамки, мытьё зеркала, вытирание зеркала, выливание использованной воды. | |
27, 28 | Комнатные растения в доме и уход за ними. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Работа по карточкам Домана «Комнатные растения». Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (уход за комнатными растениями) | |
29, 30, 31, 32 | Уборка пола. Сметание мусора. | 4 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на совок). | |
33, 34, 35, 36 | Уборка пола. Мытье пола. | 4 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок). | |
37 | Дом. Общие правила наведения порядка и уборки в помещениях. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Упражнение «Каждой вещи свое место» (сортировка предметов, наведение порядка). Повторение общих правил наведения порядка в помещениях (последовательность, инвентарь, порядок и уборка). Работа в тетради. | |
2 раздел-«Уборка территории» - 9 ч. | ||||
38 | Двор. Порядок на улице. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (наблюдение за работой взрослых, посильная помощь). | |
39, 40, 41, 42 | Сгребание травы и листьев. | 4 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за работой взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа на улице (уборка бытового мусора. Подметание территории Сгребание травы и листьев) | |
43, 44, 45, 46 | Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. | 4 | Рассматривание иллюстраций по теме (наблюдение за работой взрослых зимой). Знакомство с инструментами (снеговая лопата, метла) и правилами работы с ними. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа на улице: уборка снега (сгребание, перебрасывание снега) | |
3 раздел- «Уход за вещами» - 32 ч | ||||
47 | Уход за вещами. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «одежда и обувь». Практическая работа (сортировка одежды). | |
48, 49, 50, 51, 52 | Ручная стирка. | 5 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (последовательность действий при ручной стирке полотенца (салфетки), носки, майка, детская одежда: Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку.) | |
53, 54 | Машинная стирка. Части стиральной машины. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы на стиральной машине. Практическая работа (Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). | |
55, 56 | Машинная стирка. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы на стиральной машине. Практическая работа (Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины) | |
57, 58 | Последовательность действий при машинной стирке. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы на стиральной машине. Наблюдение за действиями педагога, совместная деятельность (Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины). Мытье и сушка машины. | |
59, 60 | Утюг. Части утюга. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы с утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Наблюдение за действиями педагога (Глажение утюгом). Работа в тетради. | |
61, 62, 63, 64, 65 | Глажение утюгом. | 5 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы с утюгом. Наблюдение за действиями педагога, совместная деятельность (Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья). | |
66, 67, 68, 69 | Складывание белья и одежды. | 4 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Складывание белья и одежды). | |
70, 71 | Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики») | |
72, 73, 74 | Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. | 3 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Наблюдение за трудом взрослых, совместная деятельность: Пришивание плоской пуговицы с 2 отверстиями) | |
75 | Обувь. Уход за обувью. | 1 | Работа по карточкам Домана «Обувь». Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Практическая работа (Сортировка обуви) | |
76, 77 | Мытье обуви. | 2 | Работа по карточкам Домана «Обувь». Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Практическая работа (Мытье обуви. Просушивание обуви) | |
78 | Уход за вещами. Закрепление. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «одежда и обувь». Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа по закреплению изученных навыков по разделу «Уход за вещами». Работа в тетради. | |
5 раздел - «Обращение с кухонным инвентарем» - 35 ч | ||||
79, 80 | Кухня. Кухонный инвентарь. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Кухня. Посуда». Работа с презентацией. Работа в тетради. | |
81 | Посуда для сервировки стола. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа в кабинете СБО (Наблюдение, Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож). | |
82 | Уход за посудой для сервировки стола. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа в кабинете СБО (Наблюдение. Мытье предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка). | |
83 | Посуда для приготовления пищи. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Практическая работа в кабинете СБО (Наблюдение, Различение предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож и др). | |
84 | Уход за посудой для приготовления пищи. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа в кабинете СБО (Наблюдение. Мытье предметов посуды для приготовления пищи) | |
85 | Кухонные принадлежности. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.) Работа в тетради. | |
86 | Кухонные принадлежности. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Экскурсия в кабинет СБО Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.) | |
87, 88, 89, 90, 91 | Мытье посуды. | 5 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Намыливание посуды моющим средством, чистка посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды). | |
92, 93 | Бытовые приборы на кухне. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Рассматривание иллюстраций бытовых приборов на кухне. Обращение с бытовыми приборами. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы с бытовыми приборами на кухне. | |
94 | Правила пользования бытовыми приборами на кухне. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Электробытовые приборы». Обсуждение правил пользования и техники безопасности при обращении с электробытовыми приборами. Работа в тетради. | |
95 | Миксер. Правила пользования миксером. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Электробытовые приборы». Наблюдение за объяснением педагога, совместная деятельность: Различение бытовых приборов по назначению (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита). Знакомство с правилами пользования и техникой безопасности при работе миксером. Работа в тетради. | |
96 | Электрический чайник. Правила пользования чайником. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Электробытовые приборы». Наблюдение за объяснением педагога, совместная деятельность: Различение бытовых приборов по назначению (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита). Знакомство с правилами пользования и техникой безопасности при обращении с электрическим чайником. Работа в тетради. | |
97 | Холодильник. Правила пользования холодильником. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Электробытовые приборы». Наблюдение за объяснением педагога, совместная деятельность: Различение бытовых приборов по назначению (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита). Знакомство с правилами пользования и техникой безопасности при обращении с холодильником. Работа в тетради. | |
98 | Микроволновая печь. Правила пользования микроволновой печью. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Электробытовые приборы». Наблюдение за объяснением педагога, совместная деятельность: Различение бытовых приборов по назначению (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита). Знакомство с правилами пользования и техникой безопасности при обращении с микроволновой печью. Работа в тетради. | |
99 | Электрическая плита. Правила пользования электрической плитой. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа по карточкам Домана «Электробытовые приборы». Наблюдение за объяснением педагога, совместная деятельность: Различение бытовых приборов по назначению (миксер, электрический чайник, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита). Знакомство с правилами пользования и техникой безопасности при обращении с электрической плитой. Работа в тетради. | |
100 | Правила ухода за бытовыми приборами на кухне. | 1 | Практическая работа в кабинете СБО. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Соблюдение последовательности действий при мытье бытовых приборов (отключение из сети, протирание влажной тряпкой с моющим средством, протирание чистой тряпкой, просушка). Работа в тетради. | |
101 | Сервировка стола. Виды сервировки. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа с предметными картинками «Посуда». Знакомство с разными видами сервировки стола (праздничная, повседневная). Упражнение в различении столовых приборов и посуды. Работа в тетради (схема – сервировка стола). | |
102, 103, 104, 105, 106 | Сервировка стола (повседневная) | 5 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа в кабинете СБО (Упражнение в повседневной сервировке стола с опорой на рисунок – схему). | |
107, 108, 109, 110, 111 | Сервировка стола (праздничная) | 5 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Выбор посуды, столовых приборов, украшений, предметов интерьера. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд). Складывание салфеток. | |
112 | Генеральная уборка на кухне. | 1 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Раскладывание кухонного инвентаря на кухне. Мытье бытовых приборов. Протирание мебели). | |
113 | Обращение с кухонным инвентарем (закрепление умений по разделу) | 1 | Карточки Домана «Кухня. Посуда. Бытовая техника». Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа по закреплению изученных навыков. Работа в тетради. | |
6 раздел – «Приготовление пищи» - 30 ч. | ||||
114 | Способы приготовления пищи. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых: Способы приготовления пищи: варка, жарка, выпекание, нарезание). Слушание и обсуждение художественного произведения (сказка, стихотворение и др.). Работа в тетради. | |
115 | Правила гигиены при приготовлении пищи. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Экскурсия в кабинет СБО (Наблюдение за приготовлением блюда старшеклассниками. Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Правила гигиены при приготовлении пищи.). Работа в тетради. | |
116 | Правила поведения на кухне. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Правила поведения на кухне: безопасность, организация, совместная деятельность детей со взрослыми). Работа в тетради. | |
117, 118, 119, 120, 121 | Обработка продуктов. | 5 | Рассматривание сюжетных иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (протирание стола, обработка продуктов, мытье продуктов, чистка овощей - картофеля, моркови, овощечисткой). Работа в тетради. | |
122 | Чай. Правила заваривания чая. | 1 | Рассматривание сюжетных иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (заваривание чая). Правила поведения за столом. Работа в тетради. | |
123 | Манная каша. Процесс приготовления. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжета по теме (наблюдение за трудом взрослых). Рецепт и процесс приготовления. Работа в тетради. | |
124, 125 | Каша. Приготовление манной каши. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжета по теме (наблюдение за трудом взрослых). Рецепт и процесс приготовления. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (совместная деятельность: приготовление манной каши. Перемешивание продуктов ложкой). Работа в тетради. | |
126, 127 | Резание ножом. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Резание ножом (хлеб). Работа в тетради. | |
128, 129 | Отваривание овощей. Варка яиц. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Соблюдение последовательности действий при отваривании овощей, яиц: выбор продуктов (картофель, яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё картофеля, яиц, закладывание картофеля, яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание картофеля, яиц). | |
130, 131 | Салат «Оливье». Нарезание продуктов кубиками. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Рецепт и процесс приготовления. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Резание ножом (хлеб). Нарезание продуктов кубиками (отварной картофель, яйца, колбаса). Перемешивание продуктов. | |
132, 133 | Нарезание продуктов кольцами. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за трудом взрослых). Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Нарезание продуктов кольцами (огурец). Выкладывание нарезки на тарелку. | |
134, 135 | Приготовление бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). | 2 | Рецепт и процесс приготовления. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). | |
136, 137 | Раскатывание теста. Вырезание печенья из теста. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Наблюдение за трудом взрослых: рецепт и процесс приготовления теста. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Раскатывание теста. Вырезание печенья из теста). Совместная деятельность (выпечка печенья, пользование электрической духовкой). | |
138, 139 | Жарка продукта: гренки. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Рецепт и процесс приготовления. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта). | |
140, 141 | Выпекание полуфабриката: куриные наггетсы. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Рецепт и процесс приготовления. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа (Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки). | |
142 | Приготовление пищи (закрепление умений по разделу) | 1 | Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа по закреплению изученных навыков. Работа в тетради. | |
4 раздел – «Покупки»- 27 ч | ||||
143, 144, 145 | Деньги. Распознавание монет (1 руб,, 2 руб., 5 руб., 10 руб) | 3 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Практическая работа с монетами (распознавание монет) Работа в тетради. | |
146, 147, 148 | Деньги. Распознавание купюр (10 руб., 50 руб., 100 руб, 500 руб) | 3 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Практическая работа с купюрами (рассматривание купюр10 руб., 50 руб., 100 руб, 500 руб) Работа в тетради. | |
149, 150 | Магазин. Виды магазинов. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа с презентацией (виды магазинов: универсальный (супермаркет), специализированный, оптовый, комиссионный). Упражнение «Что где купить?». Практическая работа с деньгами. Работа в тетради. | |
151, 152 | Витрины и вывески магазинов. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа с презентацией. Практическая работа с деньгами. Игра «Идем за покупками». Работа в тетради. | |
153, 154 | Отделы магазина. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме (наблюдение за поведением взрослых). Практическая работа. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Работа в тетради. | |
155 | В магазине. Расчет на кассе. (виртуальная экскурсия) | 1 | Работа с видео сюжетом заранее отснятым в магазине (наблюдение за поведением взрослых. Выбор товара. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи). Практическая работа. Ориентация в расположении отделов магазина. Работа в тетради. | |
156, 157, 158 | Магазин. Совершение покупки. | 3 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа с презентацией. Практическая работа с деньгами. Игра «Идем за покупками». Работа в тетради. | |
159 | В магазине. Взвешивание товара. (виртуальная экскурсия) | 1 | Работа с видео сюжетом заранее отснятым в магазине (наблюдение за поведением взрослых. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом). Практическая работа (совершение покупки). Работа в тетради. | |
160 | Магазин. Правила поведения в магазине. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Практическая работа (совершение покупки). Работа в тетради. | |
161, 162 | «Идем за покупками» (экскурсия в магазин) | 2 | Экскурсия в супермаркет. Наблюдение за поведением и действиями взрослых в магазине. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок (продукты, одежда, игрушки, школьные принадлежности и т.д.) Практическая работа (совершение покупки по списку от родителей) | |
163 | Раскладывание продуктов в места хранения. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Упражнение в классификации продуктов (крупа, молочные продукты, мясо, рыба). Практическая работа (Раскладывание продуктов в места хранения). Работа в тетради. | |
164, 165 | Аптека. Совершение покупки. | 2 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа с презентацией. Практическая работа с деньгами. Игра «Идем в аптеку». Работа в тетради. | |
166, 167 | «Идем в аптеку» (экскурсия в аптеку) | 2 | Экскурсия в аптеку. Наблюдение за поведением и действиями взрослых в аптеке. Планирование покупок. Рассматривание витрины в аптеке. Практическая работа (совершение покупки по списку от родителей) | |
168, 169 | «Мы умеем покупать» (закрепление умений по разделу) | 2 | Знакомство с правилами ТБ при выполнении практической работы. Практическая работа по закреплению изученных навыков (совершение покупок в магазине). | |
170 | Ведение домашнего хозяйства. Обобщение по темам. | 1 | Рассматривание иллюстраций и видео сюжетов по теме. Работа с карточками по системе Г.Домана. Упражнение в классификации предметов в доме (мебель, одежда, обувь, продукты, деньги). Работа в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального развития учителя класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
План профессионального развития учителя класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ...
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)
Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться, понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценно...
Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний по безопасности, формирование психологических установок на соблюдение правил...
Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность, 6 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся ...