Технологическая карта урока ОРКСЭ "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о религиозных ритуалах, обрядах и обычаях в христианстве, исламе
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 81.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 01.03.2024 Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска» Класс: 4-1 Урок: 3 Время: 10:40-11:20 Кабинет: 112 | Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна Группа: 31 Учитель: Пискунова Ирина Викторовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о религиозных ритуалах, обрядах и обычаях в христианстве, исламе
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Просвещение», учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 – 5 кл; учебник: учеб. Для общеобразоват. Организаций / А.Л. Беглов – М.: Просвещение, 2012.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф Словесный метод беседа | Проверяют готовность обучающихся к уроку, настраивают класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Варвара Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок основы религиозной культуры. Присаживайтесь. -Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. Выполняют деятельность, направленную на эмоциональный настрой. | УУРД: настрой на продуктивную работу УУЛД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; положительное отношение к школе и учебной деятельности. | Учебная презентация | |||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Демонстрация слайдов тест Викторина Внешний контроль | - Давайте вспомним материал прошлого урока. Как звучала тема урока? - Сделаем это, ответив на вопросы викторины. - Посмотрите на экран, отвечаем по поднятой руке. - Как на Руси выбрали новую веру, когда и почему выбрали христианство? - Что показано на иллюстрации? - В какой летописи есть рассказ о выборе новой веры? - В каком храме больше всего понравилось послам князя Владимира? - Откуда было принято христианство? В каком году это произошло? -Отлично. | Отвечают на вопросы викторины. - К Владимиру пришли люди из разных народов и рассказывали ему о своей вере. Князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы выбрать самую лучшую веру. - На иллюстрации показано крещение князя Владимира в 988 году. - В летописи «Повесть временных лет». - В храме Святой Софии. - От страны Византии в 988 году. | УУРД: выработать учебную мотивацию; УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Учебная презентация | |||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный метод беседа демонстрация слайдов Внешний контроль | Формулировка темы. - Предположите, какая тема нашего урока? - Вы правы, тема нашего урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». Формулирование цели урока. -Ребята, а как вы думаете, какая будет цель нашего урока? -Для этого вы можете использовать слово помощник: узнать… - Правильно, цель нашего урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Определение плана урока. - На экране вы видите ключевые слова плана урока. Дополните предложения. 1) Узнать о … 2) Выполнить … 3) Подвести … -Все верно, молодцы! | Выдвигают варианты формулировки темы и цели урока, участвуют в обсуждении. Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Разрабатывают план. 1) Узнать о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах. 2) Выполнить самостоятельную работу. 3) Подвести итоги по изученному материалу. | УУПД: уметь формулировать тему и цель урока; УУРД: целеполагание – постановка учебной задачи. | Учебная презентация | |||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г, П демонстрация слайдов беседа, учебный диалог, работа с текстом, видеоролик | Объяснение нового материала. -Ребята, до наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. -А как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? -Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство. -Ребята, а как древний человек добывал себе пропитание? -Верно, убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными. Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. -Ритуалы — это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. -Ребята, а вы знаете, как называли людей, которые руководили обрядами? -Верно, это были колдуны, маги. -Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей. -Итак ребята, какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили? -Правильно. | Слушают учителя. -Занимался охотой. -Колдуны, шаманы, маги. -Первый. | УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить УУПД: работать по предложенному плану УУКД: планирование сотрудничества с учителем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Учебная презентация | |||
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Просмотр видеофрагмента. - Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Повторяем движения из видео. | Выполняют динамическую паузу. | |||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Демонстрация слайдов, беседа | -Ребята, Во всех религиях существуют обряды. Обряды бывают ежедневные, еженедельные, календарные (праздничные) и те, которые происходят один раз в жизни. - И сейчас я предлагаю вам выполнить задание. -Для этого вам нужно будет объединиться в группы по 4 человека. -Но перед этим давайте повторим правила работы в группе. Они представлены на экране. -Итак, у вас на столах лежат листы с таблицей. -Ваша задача заполнить ее, по сведениям, которые вы найдете в учебнике. -Откройте учебник на стр. 54-55. -На это задание у вас будет 3 минуты. -Можете начинать. -Итак, время вышло, давайте проверим, что у вас получилось. -Отлично, теперь давайте сравним с моим вариантом ответа. -Покажите зеленый карандаш, если у вас получилось также и красный, если допустили одну или две ошибки. - Отлично, вы хорошо справились. | Выполняют задание в группах. | УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить; УУПД: работать по предложенному плану. | Учебная презентация | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И беседа демонстрация слайдов, текст Индивидуальная Взаимоконтроль | Самостоятельная работа. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельно тест. -На это задание у вас будет 4 минуты. -Можете приступать. 1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями? а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте в) проведение досуга 2. Ритуалы — это а) различные действия и движения человека во время молитвы б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром 3. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным? а) молитва б) жертвоприношение в) посещение церкви 4. Сколько раз в день мусульманин должен молиться? а) пять б) три в) семь 5. Какой день недели является праздничным у мусульман? а) пятница б) воскресенье в) суббота 6. Какой день недели является праздничным у православных христиан? а) пятница б) воскресенье в) суббота 7. Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды? -Итак время вышло. - Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. - Поднимите руку, у кого нет ошибок, у кого одна? Две? -Отлично. Какой пункт плана мы с вами выполнили? -Верно, продолжаем. | Выполняют самостоятельную работу.
Организуют взаимопроверку. -Второй. | УУРД: предвосхищение результата; саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа. УУПД: рефлексия способов действия; УУКД: уметь отвечать за себя. | Учебная презентация | |||
Включение в систему знаний, повторение | Включение «открытия» новых знаний,повторение и закрепление | Ф беседа | Организует повторение и закрепление ранее изученного материала. - | Выполняют работу в парах. Закрепляют ранее изученный материал. | УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф беседа демонстрация слайдов Прием: кубик Блума | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Ребята, наш урок подходит к концу. -Давайте вспомним, какая была тема урока? -Верно, а какую цель мы с вами ставили? -Как вы считаете мы достигли ее? -Теперь давайте посмотрим все ли пункты плана мы выполнили. -Отлично, мы сегодня хорошо поработали. -А теперь посмотрите на экран и продолжите следующие фразы: Я узнал(а)… Теперь я могу… Раньше я не знал(а), что… Мне понравилось… -Спасибо за ответы! Урок окончен, до свидания. | Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели; -Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. -Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. План урока: 1) Узнать о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах. 2) Выполнить самостоятельную работу. 3) Подвести итоги по изученному материалу Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала; | УУРД: оценка результатов работы; УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема открытого урока «Сонорные согласные звуки. Буквы Р,р звуки [р][ р’]. Закрепление»
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"
Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....
Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».
Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...