Технологическая карта урока ОРКСЭ "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о религиозных ритуалах, обрядах и обычаях в христианстве, исламе

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление обучающимся об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
  2. Познакомить обучающихся с основными религиозными ритуалами, обрядами и обычаями  мировых религий.

Предметные:

  1. Осознавать значимость духовности в жизни человечества;
  2.  

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение.
  2. Способствовать развитию у обучающихся чувства патриотизма за свое Отечество.

Личностные:

  1. Формировать у обучающихся чувство патриотизма к своей стране;
  2. Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы;
  2. Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx81.53 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 01.03.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»

Класс: 4-1

Урок: 3

Время: 10:40-11:20   Кабинет: 112

Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна

Группа: 31

Учитель: Пискунова Ирина Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о религиозных ритуалах, обрядах и обычаях в христианстве, исламе

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление обучающимся об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
  2. Познакомить обучающихся с основными религиозными ритуалами, обрядами и обычаями  мировых религий.

Предметные:

  1. Осознавать значимость духовности в жизни человечества;

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение.
  2. Способствовать развитию у обучающихся чувства патриотизма за свое Отечество.

Личностные:

  1. Формировать у обучающихся чувство патриотизма к своей стране;
  2. Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы;
  2. Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 – 5 кл; учебник: учеб. Для общеобразоват. Организаций / А.Л. Беглов – М.: Просвещение, 2012.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный метод

беседа

 Проверяют готовность обучающихся к уроку, настраивают класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Варвара Евгеньевна и  сегодня я проведу у вас урок основы религиозной культуры. Присаживайтесь.

-Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Выполняют деятельность, направленную на эмоциональный настрой.

УУРД: настрой на продуктивную работу

УУЛД:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов

тест

Викторина

Внешний контроль

- Давайте вспомним материал прошлого урока. Как звучала тема урока?

- Сделаем это, ответив на вопросы викторины.

- Посмотрите на экран, отвечаем по поднятой руке.

- Как на Руси выбрали новую веру, когда и почему выбрали христианство?

- Что показано на иллюстрации?

- В какой летописи есть рассказ о выборе новой веры?

- В каком храме больше всего понравилось послам князя Владимира?

- Откуда было принято христианство? В каком году это произошло?

-Отлично.

Отвечают на вопросы викторины.

- К Владимиру пришли люди из разных народов и рассказывали ему о своей вере. Князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы выбрать самую лучшую веру.

- На иллюстрации показано крещение князя Владимира в 988 году.

- В летописи «Повесть временных лет».

- В храме Святой Софии.

- От страны Византии в 988 году.

УУРД: выработать учебную мотивацию;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод

беседа

 демонстрация слайдов

Внешний контроль

Формулировка темы.

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Вы правы, тема нашего урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

Формулирование цели урока.

-Ребята, а как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

-Для этого вы можете использовать слово помощник: узнать…

- Правильно, цель нашего урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах.  

Определение плана урока.

- На экране вы видите ключевые слова плана урока. Дополните предложения.

1) Узнать о …

2) Выполнить …

3) Подвести …

-Все верно, молодцы!

Выдвигают варианты формулировки темы и цели урока, участвуют в обсуждении.

Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах.    

Разрабатывают план.

1) Узнать о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Подвести итоги по изученному материалу.

УУПД: уметь формулировать тему и цель урока;

УУРД: целеполагание – постановка учебной задачи.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г, П демонстрация слайдов

беседа,

учебный диалог, работа с текстом, видеоролик

Объяснение нового материала.

-Ребята, до наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные.

-А как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд?

-Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

-Ребята, а как древний человек добывал себе пропитание?

-Верно, убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.

-Ритуалы — это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.

-Ребята, а вы знаете, как называли людей, которые руководили обрядами?

-Верно, это были колдуны, маги.

-Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

-Итак ребята, какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили?

-Правильно.

Слушают учителя.

-Занимался охотой.

-Колдуны, шаманы, маги.

-Первый.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить

УУПД: работать по предложенному плану

УУКД: планирование сотрудничества с учителем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебная презентация

Динамическая пауза (1 мин)

Организует динамическую паузу. Просмотр видеофрагмента. 

- Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Повторяем движения из видео.

Выполняют динамическую паузу.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов,

беседа

-Ребята, Во всех религиях существуют обряды. Обряды бывают ежедневные,

еженедельные, календарные (праздничные) и те, которые происходят один  раз в жизни.

- И сейчас я предлагаю вам выполнить задание.

-Для этого вам нужно будет объединиться в группы по 4 человека.

-Но перед этим давайте повторим правила работы в группе. Они представлены на экране.

-Итак, у вас на столах лежат листы с таблицей.

-Ваша задача заполнить ее, по сведениям, которые вы найдете в учебнике.

-Откройте учебник на стр. 54-55.

-На это задание у вас будет 3 минуты.

-Можете начинать.

-Итак, время вышло, давайте проверим, что у вас получилось.

-Отлично, теперь давайте сравним с моим вариантом ответа.

-Покажите зеленый карандаш, если у вас получилось также и красный, если допустили одну или две ошибки.

- Отлично, вы хорошо справились.

Выполняют задание в группах.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить;

УУПД: работать по предложенному плану.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

 беседа

 демонстрация слайдов, текст

Индивидуальная

Взаимоконтроль

Самостоятельная работа.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельно тест.

-На это задание у вас будет 4 минуты.

-Можете приступать.

1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?

а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте

б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте

в) проведение досуга

2. Ритуалы — это

а) различные действия и движения человека во время молитвы

б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

3. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?

а) молитва

б) жертвоприношение

в) посещение церкви

4. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?

а) пять

б) три

в) семь

5. Какой день недели является праздничным у мусульман?

а) пятница

б) воскресенье

в) суббота

6. Какой день недели является праздничным у православных христиан?

а) пятница

б) воскресенье

в) суббота

7. Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?

-Итак время вышло.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок, у кого одна? Две?

-Отлично. Какой пункт плана мы с вами выполнили?

-Верно, продолжаем.

Выполняют самостоятельную работу.

  1. А
  2. Б
  3. А
  4. А
  5. А
  6. Б
  7. Колдуны, маги

Организуют  

взаимопроверку.

-Второй.

УУРД: предвосхищение результата; саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа.

УУПД: рефлексия способов действия;

УУКД: уметь отвечать за себя.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение «открытия» новых знаний,повторение и                                                                                                                                                 закрепление      

Ф

беседа

Организует повторение и закрепление ранее изученного материала.

-

Выполняют работу в парах. Закрепляют ранее изученный материал.

УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

беседа

демонстрация слайдов

Прием: кубик Блума

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним, какая была тема урока?

-Верно, а какую цель мы с вами ставили?

-Как вы считаете мы достигли ее?

-Теперь давайте посмотрим все ли пункты плана мы выполнили.

-Отлично, мы сегодня хорошо поработали.

-А теперь посмотрите на экран и продолжите следующие фразы:

Я узнал(а)…

Теперь я могу…

Раньше я не знал(а), что…

Мне понравилось…

-Спасибо за ответы! Урок окончен, до свидания.

Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели;

-Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

-Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах.   

План урока:

1) Узнать о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Подвести итоги по изученному материалу

Анализируют свою работу на уроке, уровень        усвоения учебного материала;

УУРД: оценка результатов работы;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...