Технологическая карта урока ОРКСЭ "Премудрости этикета" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока "Премудрости этикета"
Цель урока: изучение основного этического понятия «этикет» и формирование понимания правил этикета
Задачи урока:
Дидактические:
- Познакомить обучающихся с понятием «этикет».
- Сформировать правила этикета с другими ребятами.
Развивающие:
- Развивать мышление.
- Развивать память.
Воспитательные:
- Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.
- Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 15.10.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск» Класс: 4-2 Урок: 3 | Студент: Рыжова Мария Владимировна Группа: 43 Учитель: Диброва Галина Викторовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна | |
Время: 9:50-10:30 | Кабинет: 214 |
Тема урока: «Премудрости этикета»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: изучение основного этического понятия «этикет» и формирование понимания правил этикета.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «этикет». 2. Сформировать правила этикета с другими ребятами. | Предметные: 1. Знать понятие «этикет» и уметь его правильно использовать в речи. 2. Умение применять правила этикета в реальной жизни. |
Развивающие: 1. Развивать мышление. 2. Развивать память. | Личностные: 1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению предмета, активность и самостоятельность в его познании. 2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе. 2. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по ОРКСЭ. |
УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» : 4 класс, 1 часть : учебник / А. И. Шемшурина, А. А. Шемшурин : М. : Просвещение, 2023.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: М: беседа П: эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок основ религиозной культуры и светской этики. - Занимайте свои места. Устанавливает эмоциональный контакт. - На экране 3 картинки: веселое солнышко, солнышко с тучкой, то есть спокойное настроение и тучка – грустное настроение. Поднимите руку, кто выбрал первую картинку? Вторую? Третью? - Спасибо. Надеюсь, что у тех, у кого хорошее настроение, будут такими весь день, а те, у кого настроение плохое, поднимут его себе в течение урока. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Показывают картинку. | РУУД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве. | Проектор с презентацией |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: беседа П: ответы на вопросы Ф: Внешний контроль | Организует работу по записи числа и классной работы. - Откройте свои тетради, запишите число (первое октября). Организует работу в парах. - Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. А сделаем мы это следующим образом. Сейчас вы поработаете в парах, но перед этим нужно вспомнить правила работы в парах. Я их вывела на слайд. - Отлично. Вы правы. -Скажите мне, а что такое дружба? -А теперь продолжите фразу: «Чтобы стать дружным, нашему классу нужно..» - Спасибо за ответы! | Записывают число. Ответы детей. | КУУД: слушать и понимать речь других; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить устное монологическое высказывание на определённую тему. РУУД: проявлять готовность подчиняться; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при работе. | Проектор с презентацией Проектор с презентацией |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: М: беседа П: формулирование темы и целей нашего урока. М: слово учителя П: | Определяют тему и цель урока. -Давайте сейчас попробуем отгадать ребус. 31, 20, 10, 12, 6, 20 - Тогда как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? - Какую цель поставим на урок? Продолжите фразу: научиться… Составляет план урока вместе с детьми. - Посмотрите на экран. Все пункты перепутались. Давайте расставим их в правильном порядке. - План: 1. Вспомнить, что … на прошлом уроке. 2. Узнать, что такое «…». 3. Выполнить … работу. 4. Закрепить …. 5. Подвести …. - Вы правы! Посмотрите на звездочку. У нее 5 лучей. Столько же пунктов в нашем плане. Каждый раз, когда мы выполняем один из пунктов плана – мы будем закрашивать один лучик звезды. Зеленым цветом, если выполнили все без ошибок, желтым, если были 1-2 ошибки и красным – если было 3 и более ошибок. - Посмотрите на план и скажите, какой из пунктов плана мы уже выполнили? - Да! Поэтому раскрасьте один из лучиков. | Определяют тему, цель урока. - Тема: «Премудрости этикета». - Цель: научиться правилам этикета. Составляют план на урок. - План: 1. Вспомнить, что изучали на прошлом уроке. 2. Узнать, что такое «этикет». 3. Выполнить самостоятельную работу. 4. Закрепить знания. 5. Подвести итоги. - Первый пункт. Закрашивают лучи. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; устно формулировать простые выводы на основе услышанного подводящего диалога. ПУУД: формулировать с помощью учителя цель; находить закономерности на основе наблюдения. РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Проектор с презентацией Раздаточный материал (солнышки) |
"Открытие" детьми нового знания (8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль М: объяснение П: сравнение Ф: М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль Ф: М: рассказ П: чтение притчи | «Открывает» новое знание у детей. -Скажите мне, как вы понимаете слово «этикет? -Давайте разбираться. Послушайте историю про двух друзей. -Давайте запишем значение термина в рабочий лист. - Правила этикета складывались столетиями, выбирались как наиболее полезные и удобные в общении. Они позволяют отличить хорошее от дурного, красивое от некрасивого, приличное от неприличного. Правила этикета необходимо знать каждому человеку независимо от возраста, профессии и места жительства. В правила повседневного этикета включено то, как вы себя должны вести на протяжении дня: общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д. Но ведь правила этикета надо соблюдать не только на улицах города и в помещениях. Как вы думаете, бывают ли другие виды этикета? -Сейчас поработаем в группах. У каждой группы есть один вид этикета. Ваша задача – подумать, что это за вид этикета и какие правила в нем есть. Обязательно запишите свой ответ. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Записываем правила в рабочий лист. Речевой; Школьный. -Посмотрите, мы выполнили еще один пункт плана. Закрасьте 2 лучик звезды. | «Открывают» новое знание. Поднимают руки. - Индивидуальность – это набор определённых особенностей, которые отличают одного человека от другого. Записывают в тетради. В толковом словаре, в учебнике. Этикет – установленные правила поведения для особых случаев. (В.В. Репкин) Речевой этикет– это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. | РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к говорящему; устно формулировать простые выводы на основе услышанного текста. ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; анализировать предложенную информацию в соответствии с учебной задачей. | Проектор с презентацией Проектор с презентацией Проектор с презентацией Раздаточный материал |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. - Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте из-за парт, задвиньте стулья и встаньте так, чтобы вам никто не мешал. | Выполняют упражнения динамической паузы. | Видео | |||
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: парная М: рассуждение П: ответ на вопрос Внешний контроль | Первично закрепляют полученные знания. -Откройте учебник на странице 31. Почитаем по цепочке первые 2 абзаца. -О чем мы узнали? Что такое церемониал? -А как вы думаете, уважение и доброе отношение к людям это правила этикета или нет? -Совершенно верно! Многие похожие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек их соблюдает. Многие правила этикета, вобравшие в себя народную мудрость, со временем стали пословицами и поговорками. -Посмотрите следующее задание. У вас есть начало пословиц и поговорок. Попробуйте их дополнить самостоятельно.
Не можешь - …
-Обменяйтесь карточками с соседом и проверьте задание. Если правильно, то ставм «+» - | Первично закрепляют полученные знания. Работают в парах. Перечисляют правила поведения с друзьями и одноклассниками. Слушай больше, говори меньше. Пообещал – сделай. Не можешь – не обещай. Хотя не богат, а гостю рад. Уважая человека, уважаешь себя. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; РУУД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; корректировать свои учебные действия. ПУУД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Проектор с презентацией |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: индивидуальная задание на соединение П: самостоятельная работа Взаимоконтроль контроль Внешний контроль | Настраивает на выполнение самостоятельной работы. Рассказывает инструкцию к самостоятельной работе. 1. Какие еще правила общения вы знаете? Слайд 10 υ - Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом. υ - При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику. υ - Нельзя во время разговора гримасничать. υ - Обращайтесь к собеседнику только по имени. υ - Не перебивайте и не прерывайте собеседника. υ - Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот. 2.Какие правила поведения в школе вы можете назвать? Слайд11 Σ - На занятия нужно приходить без опозданий. Σ - При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем. Σ - В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым. Σ - Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться. Σ - Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться. Σ - Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте. пиджаке. | Настраиваются на выполнение самостоятельной работы. Выполняют самостоятельную работу. Проверяют в парах. Раскрашивают лучики. Поднимают руки. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; письменно формулировать простые выводы на основе изученного материала. РУУД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; корректировать свои учебные действия. ПУУД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Проектор с презентацией Проектор с презентацией Раздаточный материал (солнышки) |
Включение в систему знаний, повторение (7 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная М: игра П: «волшебное зеркало» Ф: фронтальная М: упражнение П: изречения мыслителей | Подводит к выполнению упражнения. росмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Слайд 13 -Давайте посмотрим с вами фрагмент видео. - Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного. - Что было необычного в поведении мальчика? - Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда. - А как вы ведете себя за столом? - Какие правила вы можете предложить? -Откройте учебник на стр. 32. Прочитайте 1 ситуацию. -Что должен был, согласно этикету, сделать Витя? -Читаем 2 ситуацию. -Как должна была поздороваться Маша? -Совершенно верно! Диктует домашнее задание. -Откройте дневник, запишем домашнее задание. У вас на рабочем листе в рамочке написано 2 вопроса. Нужно будет ответить на них. | Смотрят видеофрагмент. Записывают домашнее задание. Закрашивают лучик. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий на уроках ОРКСЭ: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания. | Проектор с презентацией Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Самоконтроль Внешний контроль | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, как называлась тема сегодняшнего урока. - Какую цель мы поставили на урок? - Давайте подытожим, какие правила этикета вы можете назвать? - Отлично. - Вот мы и познакомились с новой темой. Посмотрите, какой мы пункт только что выполнили? - Да, поэтому раскрасьте последний лучик. Также я предлагаю вам закрасить сердцевину солнца. Если у вас большинство лучей раскрашено зеленым цветом, тогда раскрасьте ее зеленым, если в лучах преобладает желтый, тогда раскрашиваете желтым. Тоже самое с красным цветом. - Поднимите ваши звездочки, что у вас получилось. Отлично, спасибо! - Урок окончен, до свидания! | Отвечают на вопросы. - Тема: «Премудрости этикета». - Цель: научиться правилам этикета. Отвечают на вопрос. - Последний пункт. Раскрашивают звезду. Поднимают звездочки. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к говорящему. РУУД: сравнивать результаты своей деятельности; корректировать свои учебные действия. | Проектор с презентацией Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-268384-1641234367.jpg)
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-990990-1576145724.jpg)
технологическая карта урока Речевой этикет
Урок для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378135-1642320275.jpg)
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-648912-1471027857.jpg)
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/04/picture-89838.jpg)
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...