Технологическая карта урока ОРКСЭ "Премудрости этикета" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Рыжова Мария Владимировна

Тема урока "Премудрости этикета"

Цель урока: изучение основного этического понятия «этикет» и формирование понимания правил этикета

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «этикет».
  2. Сформировать правила этикета  с другими ребятами. 

Развивающие:

  1. Развивать мышление.
  2. Развивать память.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.
  2. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4-2.docx95.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 15.10.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск»

Класс: 4-2

Урок: 3

Студент: Рыжова Мария Владимировна

Группа: 43

Учитель: Диброва Галина Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Время: 9:50-10:30

Кабинет: 214

Тема урока: «Премудрости этикета»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: изучение основного этического понятия «этикет» и формирование понимания правил этикета.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «этикет».

2. Сформировать правила этикета  с другими ребятами.

Предметные:

1. Знать понятие «этикет» и уметь его правильно использовать в речи.

2. Умение применять правила этикета  в реальной жизни.

Развивающие:

1. Развивать мышление.

2. Развивать память.

Личностные:

1. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению предмета, активность и самостоятельность в его познании.

2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по ОРКСЭ.

УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» : 4  класс, 1 часть : учебник / А. И. Шемшурина, А. А. Шемшурин : М. : Просвещение, 2023.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: 
фронтальная

М: 

беседа

П: эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок основ религиозной культуры и светской этики.

- Занимайте свои места.

Устанавливает эмоциональный контакт.

-  На экране 3 картинки: веселое солнышко, солнышко с тучкой, то есть спокойное настроение и тучка – грустное настроение. Поднимите руку, кто выбрал первую картинку? Вторую? Третью?

- Спасибо. Надеюсь, что у тех, у кого хорошее настроение, будут такими весь день, а те, у кого настроение плохое, поднимут его себе в течение урока.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Показывают картинку.

РУУД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф:
фронтальная
М: 

 беседа

П:

 ответы на вопросы

Ф:
парная

Внешний контроль

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Откройте свои тетради, запишите число (первое октября).

Организует работу в парах.

- Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. А сделаем мы это следующим образом. Сейчас вы поработаете в парах, но перед этим нужно вспомнить правила работы в парах. Я их вывела на слайд.

- Отлично. Вы правы.

-Скажите мне, а что такое дружба?

-А теперь продолжите фразу: «Чтобы стать дружным, нашему классу нужно..»

- Спасибо за ответы!

Записывают число.

Ответы детей.

КУУД: слушать и понимать речь других; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить устное монологическое высказывание на определённую тему.

РУУД: проявлять готовность подчиняться; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при работе.

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: 
фронтальная

М: 

беседа

П: формулирование темы и целей нашего урока.

М:

слово учителя

П:
инструктаж

Определяют тему и цель урока.

-Давайте сейчас попробуем отгадать ребус.

31, 20, 10, 12, 6, 20

Picture background

- Тогда как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

- Какую цель поставим на урок? Продолжите фразу: научиться

Составляет план урока вместе с детьми.

- Посмотрите на экран. Все пункты перепутались. Давайте расставим их в правильном порядке.

- План: 1. Вспомнить, что … на прошлом уроке.

2. Узнать, что такое «…».

3. Выполнить … работу.

4. Закрепить ….

5. Подвести ….

- Вы правы! Посмотрите на звездочку. У нее 5 лучей. Столько же пунктов в нашем плане. Каждый раз, когда мы выполняем один из пунктов плана – мы будем закрашивать один лучик звезды. Зеленым цветом, если выполнили все без ошибок, желтым, если были 1-2 ошибки и красным – если было 3 и более ошибок.

- Посмотрите на план и скажите, какой из пунктов плана мы уже выполнили?

- Да! Поэтому раскрасьте один из лучиков.

Определяют тему, цель урока.

- Тема: «Премудрости этикета».

- Цель: научиться правилам этикета.

Составляют план на урок.

- План:

1. Вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

2. Узнать, что такое «этикет».

3. Выполнить самостоятельную работу.

4. Закрепить знания.

5. Подвести итоги.

- Первый пункт.

Закрашивают лучи.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; устно формулировать простые выводы на основе услышанного подводящего диалога.

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель; находить закономерности на основе наблюдения.

РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (солнышки)

"Открытие" детьми нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф:
 фронтальная

М:

 беседа

П: 

ответы на вопросы

Внешний контроль

М:

объяснение

П:

сравнение

Ф:
 фронтальная

М:

 беседа

П: 

ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф:
 фронтальная

М:

 рассказ

П: 

чтение притчи

«Открывает» новое знание у детей.

-Скажите мне, как вы понимаете слово «этикет?

-Давайте разбираться. Послушайте историю про двух друзей.
«Максимка зашел в свою комнату, подошел к столу и хотел сесть за уроки, но тут у улицы донесся какой-то свист. Он кинулся к окну и увидел во дворе своего друга и одноклассника Димку. Димка стоял посреди двора и свистел. Заметив Максима, он замахал руками и закричал во все горло, что ему надоело ждать и что, если Максимка через минуту не выйдет, он уйдёт домой».
- О ком этот текст?
- Что хотел Димка от Максима?
- Все ли правильно было в поведении Димки?
- Послушайте еще одну историю.
«Дружная четвёрка двигалась по улице к парку, разглядывая прохожих, транспорт, витрины магазинов. У Димки в кармане нашлось немного семечек, и он охотно предложил их своим спутникам. Мальчики вертелись, размахивали руками, толкались и грызли семечки, отплёвывая их – кто дальше. Выйдя на тротуар, они вытянулись стройной шеренгой и заняли половину тротуара. Встречные прохожие обходили их по краю, прижимались к домам».
- Куда отправились ребята?
- Какое настроение было у ребят?
- Правильно ли ребята вели себя на улице?
- Как называются правила поведения, которые необходимо соблюдать в обществе?
- Многие не знакомы со словом «Этикет». Где мы можем выяснить лексическое значение этого слова?

-Сейчас 1 ряд  прочитает значение термина «этикет» в учебнике. 2 ряду достается  толковый словарь русского языка В.В. Репкина. 3 ряд -  С.И. Ожегова

-Давайте запишем значение термина в рабочий лист.

- Правила этикета складывались столетиями, выбирались как наиболее полезные и удобные в общении. Они позволяют отличить хорошее от дурного, красивое от некрасивого, приличное от неприличного. Правила этикета необходимо знать каждому человеку независимо от возраста, профессии и места жительства.

В правила повседневного этикета включено то, как вы себя должны вести на протяжении дня: общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д. Но ведь правила этикета надо соблюдать не только на улицах города и в помещениях. Как вы думаете, бывают ли другие виды этикета?

-Сейчас поработаем в группах. У каждой группы есть один вид этикета. Ваша задача – подумать, что это за вид этикета и какие правила в нем есть. Обязательно запишите свой ответ. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Записываем правила в рабочий лист.

Речевой;
Столовый;
«Выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
Повседневный;
Праздничный;

Школьный.

-Посмотрите, мы выполнили еще один пункт плана. Закрасьте 2 лучик звезды.

«Открывают» новое знание.

Поднимают руки.

- Индивидуальность – это набор определённых особенностей, которые отличают одного человека от другого.

Записывают в тетради.

В толковом словаре, в учебнике.

Этикет – установленные правила поведения для особых случаев. (В.В. Репкин)
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (С.И. Ожегов)
Этикет – внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

Речевой этикет– это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения.
Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.
Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах..
Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.
Школьный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.

РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе.

КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к говорящему; устно формулировать простые выводы на основе услышанного текста.

ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; анализировать предложенную информацию в соответствии с учебной задачей.

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Динамическая пауза (1 мин)

Организует динамическую паузу.

- Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте из-за парт, задвиньте стулья и встаньте так, чтобы вам никто не мешал.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Видео

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф:

парная

М:

  рассуждение

П:

ответ на вопрос

Внешний контроль

Первично закрепляют полученные знания.

-Откройте учебник на странице 31. Почитаем по цепочке первые 2 абзаца.

-О чем мы узнали? Что такое церемониал?

-А как вы думаете, уважение и доброе отношение к людям это правила этикета или нет?

-Совершенно верно! Многие похожие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек их соблюдает.

Многие правила этикета, вобравшие в себя народную мудрость, со временем стали пословицами и поговорками.

-Посмотрите следующее задание. У вас есть начало пословиц и поговорок. Попробуйте их дополнить самостоятельно.

  1. Слушай больше,…
  2. Пообещал - …

Не можешь - …

  1. Хотя не богат,…
  2. Уважая человека,…

-Обменяйтесь карточками с соседом и проверьте задание. Если правильно, то ставм «+»

-

Первично закрепляют полученные знания.

Работают в парах.

Перечисляют правила поведения с друзьями и одноклассниками.

Слушай больше, говори меньше.

Пообещал – сделай.

Не можешь – не обещай.

Хотя не богат, а гостю рад.

Уважая человека, уважаешь себя.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; РУУД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; корректировать свои учебные действия.

ПУУД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Проектор с презентацией

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная
М: 

задание на соединение

П: 

самостоятельная работа

Взаимоконтроль контроль

Внешний контроль

Настраивает на выполнение самостоятельной работы. Рассказывает инструкцию к самостоятельной работе.

1. Какие еще правила общения вы знаете?  

Слайд 10

υ

 - Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.

υ

 - При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.

υ

 - Нельзя во время разговора гримасничать.

υ

 - Обращайтесь к собеседнику только по имени.

υ

 - Не перебивайте и не прерывайте собеседника.

υ

 - Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот.

2.Какие правила поведения в школе вы можете назвать?  

Слайд11

Σ

 - На занятия нужно приходить без опозданий.

Σ

 - При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.

Σ

 - В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.

Σ

 - Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.

Σ

 - Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться.

Σ

 - Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.

пиджаке.

Настраиваются на выполнение самостоятельной работы.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют в парах. Раскрашивают лучики.

Поднимают руки.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; письменно формулировать простые выводы на основе изученного материала.

РУУД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; корректировать свои учебные действия.

ПУУД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (солнышки)

Включение в систему знаний, повторение (7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф:

фронтальная

М:

игра

П:

«волшебное зеркало»

Ф:

фронтальная

М: 

упражнение

П: 

изречения мыслителей

Подводит к выполнению упражнения.

росмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Слайд 13 

-Давайте посмотрим с вами фрагмент видео.

- Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было

необычного.

- Что было необычного в поведении мальчика?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

- А как вы ведете себя за столом?

- Какие правила вы можете предложить?

-Откройте учебник на стр. 32. Прочитайте 1 ситуацию.

-Что должен был, согласно этикету, сделать Витя?

-Читаем 2 ситуацию.

-Как должна была поздороваться Маша?

-Совершенно верно!

Диктует домашнее задание.

-Откройте дневник, запишем домашнее задание. У вас на рабочем листе в рамочке написано 2 вопроса. Нужно будет ответить на них.

Смотрят видеофрагмент.

Записывают домашнее задание.

Закрашивают лучик.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий на

уроках ОРКСЭ: распределять роли, договариваться,

корректно делать замечания.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: 

беседа

П:

 ответы на вопросы, рефлексия

Самоконтроль

Внешний контроль

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, как называлась тема сегодняшнего урока.

- Какую цель мы поставили на урок?

- Давайте подытожим, какие правила этикета вы можете назвать?

- Отлично.

- Вот мы и познакомились с новой темой. Посмотрите, какой мы пункт только что выполнили?

- Да, поэтому раскрасьте последний лучик. Также я предлагаю вам закрасить сердцевину солнца. Если у вас большинство лучей раскрашено зеленым цветом, тогда раскрасьте ее зеленым, если в лучах преобладает желтый, тогда раскрашиваете желтым. Тоже самое с красным цветом.

- Поднимите ваши звездочки, что у вас получилось. Отлично, спасибо!

- Урок окончен, до свидания!

Отвечают на вопросы.

- Тема: «Премудрости этикета».

- Цель: научиться правилам этикета.

Отвечают на вопрос.

- Последний пункт.

Раскрашивают звезду.

Поднимают звездочки.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к говорящему.

РУУД: сравнивать результаты своей деятельности; корректировать свои учебные действия.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

технологическая карта урока Речевой этикет

Урок для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...