Главные вкладки
технологическая карта урока Речевой этикет
методическая разработка (3 класс)
Урок для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_matsneva_mn.doc | 134 КБ |
tehnologicheskaya_karta_matsneva_mn.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
учитель начальных классов
Мацнева М.Н.
МБОУ СОШ №2 г.Лесосибирска
2017г
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока |
|
Цель урока | создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, необходимых для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка, для развития устной и письменной речи, воображения, творческих способностей; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, для обогащения представлений ребёнка об окружающем мире. |
Основные термины, понятия | Буква, звук, слово, предложение, текст. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании. Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник для учащихся 1 класса: – М.: Вентана - Граф, 2012. |
Технология изучения
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
учитель начальных классов
Мацнева М.Н.
МБОУ СОШ №2 г.Лесосибирска
2017г
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока |
|
Цель урока | создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, необходимых для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка, для развития устной и письменной речи, воображения, творческих способностей; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, для обогащения представлений ребёнка об окружающем мире. |
Основные термины, понятия | Буква, звук, слово, предложение, текст. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании. Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник для учащихся 1 класса: – М.: Вентана - Граф, 2012. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | Речевой этикет У: - Что такое речевой этикет? -Чему вы хотите научиться на этом уроке? -Какие слова мы обычно используем при обращении друг к другу? Ко взрослым? На доске фиксируются цели урока в виде опорных слов. -А давайте посмотрим, правильно ли мы мыслим? Учитель зачитывает 1-ю часть правила на стр. 27 внизу. -Я прочитаю вам рассказ, а вы проследите, как герои называют друг друга: на «ты» или на «вы». Как профессор обратился к Денису? Чтение учителем рассказа (стр. 24 учебника) -Как профессор обратился к -Так когда человека называют на «вы»? Инструкция: У.- Откройте рабочие тетради. - Запишите сегодняшнее число. Классная работа. -Отгадайте загадки. Тебе дано, Лена, Света, Саша Вика, Жанна, Даша – Каждая девочка очень красивая, Но у каждой есть своя …. - А как пишутся имена и фамилии? У: - На доске из фишек выложены 2 звуковые модели слова «фамилия» и напечатано само слово. -Давайте прочитаем слово все вместе -Какая звуковая модель соответствует слову «фамилия» У.- Откройте учебник на с. 29. - Спишите слово «фамилия» - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова друг у друга - Поработаем в группах. Выберете задание: -сделать звуко-буквенный анализ слова «капелька» письменно. -составить звуковую модель слова с помощью фишек. - записать транскрипцию слова «капелька». 3) Проверка у доски 4) Физкультминутка для глаз | Дети предлагают варианты - -умение общаться -правила общения -умение здороваться Ты. Вы -речевой этикет -разговаривать вежливо -обращаться на «вы» -обращаться на «ты» -знакомиться Слушают и выполняют задание - Профессор назвал Дениса ребёнок ты профессор Вы тренер Вы друзья вы Дети внимательно слушают -На «вы» обращаются ко взрослому или к классу. -На «ты» можно обратиться к Дети работают в группах, выполняют различные виды разборов. | |||||||||||||
Постановка учебной проблемы | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Предметные: -формирование первоначальных представлений о нормах русского языка- овладение способами вежливой просьбы, вежливого отказа, вежливой просьбы.всех правила поведения;- определять правила работы в группах;- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); |
| -Давайте в тексте посмотрим. Какое слово он употребил? Вы-Вас – означает одно и то же. -А как мальчик обратился к профессору? По ходу обсуждения заполняется таблица на доске:
1)Загадка Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (книга) -Ребята, вы любите читать книги? - А где вы берете книги для чтения? 2) Работа с текстом. - А вот послушайте, какую ситуацию создал мальчик. - Можно было избежать такой ситуации? О чем не знал Дениска? Какие правила этикета он не соблюдал? 3) Целеполагание - Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня? - Кто назовет тему нашего урока? -А кто сформулирует цель урока? | на «вы»? Вас - И Денис обратился к профессору на «Вы» Ученики делают вывод: - При обращении ко взрослым употребляют «Вы», а с друзьями общаются на «ты». Дети распределяют карточки в 2 столбика таблицы: ребёнок ты профессор Вы тренер Вы друзья вы Дети читают текст. Формулируют тему урока.. Формулируют цель урока. | |||||||||||
Формулирование проблемы, планирование | - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. находить и | -А давайте посмотрим, правильно ли мы мыслим? Учитель зачитывает 1-ю часть правила на стр. 27 внизу. -Так когда человека называют на «вы»? -Как каждый герой говорил о себе? -В чём разница? -Давайте проверим. Так это или нет? Дочитываем 2-ю часть правила -А как познакомился Петрушка? Скажите, сколько Петрушке лет?
-Почему к Петрушке мы обращаемся на ты? -А как вы считаете, что нужно знать, чтобы научиться вежливой просьбе? -Если мы найдем ответ на эти вопросы, то сможем научиться правильно вести общение со взрослыми и друзьями. | -На «вы» обращаются ко взрослому или к классу. -На «ты» можно обратиться к другу или к однокласснику - Профессор назвал фамилию, имя и отчество: Василий Васильевич Сергеев -Мальчик назвал фамилию и имя: Денис Кораблёв. -При знакомстве взрослые называют имя, фамилию и отчество. - А дети - фамилию и имя или просто имя. - Петрушка не назвал ни фамилию, ни отчество. Обучающиеся высказывают свои предположения. Формулируют учебные задачи.
| ||||||||||||
Открытие нового знания | работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; Предметные: -писать элементы и буквы Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -А как познакомился Петрушка? Скажите, сколько Петрушке лет?
-Почему к Петрушке мы обращаемся на ты? -В стародавние времена на Руси всех людей называли только по имени: Иван, Марья, Василиса. А фамилии и отчества появились позже. -Из нашего правила, оказывается, есть и исключение. 1) Работа с учебником - Прочитаем разговор двух ребят по ролям. - Витя сам предлагает книги. А как можно попросить книгу, которую хочется прочитать? Выберите наиболее подходящее высказывание из предложенных вариантов. - Хорошо. Но в жизни бывают разные ситуации. Познакомьтесь с заданием упр.2. -Давайте составим предложение, содержащее вежливый отказ. 2) Работа в группах. - Вам предстоит составить небольшой текст, используя слова на карточках-помощницах:
а) вежливой просьбы б) вежливого отказа в) вежливой благодарности
- Не забываем про правила работы в группе. 3)Проверка - Чей текст вам понравился больше? | - Петрушка не назвал ни фамилию, ни отчество. - 500 лет. -Потому, что он появился очень давно -Потому, что Петрушку мы считаем своим другом Обучающиеся высказывают свои предположения. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения. Дети работают в группах. Дети работают в группах. | ||||||||||||
| оказывается, есть и исключение Инструкция: У.- Откройте рабочие тетради. - Запишите сегодняшнее число. Классная работа. -Отгадайте загадки. Тебе дано, Лена, Света, Саша Вика, Жанна, Даша – Каждая девочка очень красивая, Но у каждой есть своя …. - А как пишутся имена и фамилии? У: - На доске из фишек выложены 2 звуковые модели слова «фамилия» и напечатано само слово. -Давайте прочитаем слово все вместе -Какая звуковая модель соответствует слову «фамилия» У.- Откройте учебник на с. 29. - Спишите слово «фамилия» - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова друг у друга - Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Подайте знак готовности. - У вас на парте лежат полоски с именами и фамилиями детей
- Вам необходимо выложить полоски в алфавитном порядке по фамилии учеников. - Договоритесь в паре, один будет работать с алфавитом на форзаце в начале учебника. А второй - выкладывать на парте полоски. Чья пара первая справится с заданием, получает право выполнить его на доске. Дети выполнили работу на доске.
- Оцените работу пары с помощью знаков «согласия» «+», «несогласия» «-» - Подайте сигнал, у кого получилось так же. - Подайте сигнал, кто нашёл у себя ошибку и исправил. - Поднимите руку те пары, кому удалось поработать дружно. - А теперь мы будем записывать только фамилии. - Давайте проговорим, какую фамилию мы будем записывать первую. - На что нам здесь нужно обратить внимание? Андреева -Чтобы правильно записать фамилию, проговорим её по слогам: Анд-ре-ева -Поднимите руки, те ребята, кто понял, что и как мы будем записывать? - Спишите в тетрадь только фамилии детей. Проверку выполнения задания осуществим с помощью «Волшебной линеечки». - Договоримся, что будем оценивать при выполнении данного задания только списывание (На доске – образец письменными буквами .
-Начертите шкалу в тетради высотой с широкую строку - Поднимите руки те ученики, кто оценил себя на вершине линеечки. Молодцы, ребята. - А есть ребята, кому ещё нужно постараться? Молодцы. -Над списыванием мы продолжим работу на следующем уроке Обращается внимание детей на опорные слова на доске: - речевой этикет -разговаривать вежливо -обращаться на «вы» -обращаться на «ты» -знакомиться У. – Про что мы сегодня говорили на уроке? У. – Поднимите руки, кто из вас умеет знакомиться. – Поднимите руки, кто из вас умеет обращаться ко взрослым. - Кого из ребят мы поблагодарим за работу? - Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке? -Мы достигли этой цели? -На все ли вопросы мы могли ответить? - Какие новые знания вы получили, отвечая на эти вопросы, решая учебные задачи? Ответьте, продолжив выражения. -Я понял……. -Теперь я могу….. - Оцените свою работу закончив следующие выражения -Мне было трудно………. -Мне сегодня было интересно…. -Я поделюсь своими знаниями…… - Я хотел бы еще……… Итак, мы достигли поставленной У. – Молодцы! Сегодня было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Отдыхайте. |
Учащиеся открывают тетради, списывают с доски дату, классная работа. Отгадывают загадки. -Имя -Фамилия - Имена и фамилии пишутся с большой буквы. Сравнивают модели со словом. Выбирают правильную модель. Хоровое чтение слова с доски Сигнализируют цифрой: «2» Открывают учебник на с. 29 и списывают слово по образцу. Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку Показывают руками готовность пары. . Первая пара выполняет задание у доски. Класс оценивает работу пары. Дети поднимают руки - Фамилии пишутся с большой буквы Каждый ребёнок списывает с упражнения в учебнике только фамилии детей в алфавитном порядке Поднимают руки Детям предоставляется поработать с «Волшебной линеечкой» - Работали с обращениями ко взрослым и детям. - Работали с таблицей. -Списывали фамилии. -Работали с моделями. -Отгадывали загадки -Научились обращаться и знакомиться со взрослыми и детьми. Поднимают руки. Дети отмечают активных участников урока | |||||||||||||
Применение нового знания | . | ||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Слайд №14 Слайд №15 | -
|
| ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"
Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образ...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»
Данная технологическая карта урока русского языка 1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана к учебнику УМК «Началь...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Этикет"
Тема учебного занятия "Этикет"...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....
Технологическая карта урока Речевая практика.
Урок. Речевая практика. " Телефонный разговор". 3 класс...
Технологическая карта урока речевой практики в 1 классе "День Победы"
Данный урок направлен на реализацию требований АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика»....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении", УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о речевом этикете. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об одном из прави...