технологическая карта урока Речевой этикет
методическая разработка (3 класс)

Мацнева Маргарита Николаевна

Урок для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                Мацнева М.Н.

 МБОУ СОШ №2 г.Лесосибирска

2017г

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Цель урока

создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения,

необходимых для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка, для развития устной и письменной  речи, воображения, творческих способностей;  

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

 для формирования нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, для обогащения представлений ребёнка об окружающем мире.

Основные термины, понятия

 Буква, звук, слово, предложение, текст.

Планируемый результат

Предметные умения

- научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник для учащихся 1 класса: – М.: Вентана - Граф, 2012.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Речевой этикет

У: - Что такое речевой этикет?

-Чему вы хотите научиться на этом уроке?

-Какие слова мы обычно используем при обращении друг к другу?  Ко   взрослым?

На доске фиксируются цели урока в виде опорных слов.

-А давайте посмотрим, правильно ли мы мыслим?

 Учитель зачитывает  1-ю часть правила на стр. 27 внизу.

-Я прочитаю вам рассказ, а вы проследите, как герои называют друг друга: на «ты» или на «вы».

Как профессор обратился к Денису?

Чтение учителем рассказа (стр. 24 учебника)

-Как профессор обратился к

-Так когда человека называют на «вы»?

Инструкция:

У.- Откройте рабочие тетради.

- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

-Отгадайте загадки.

Тебе дано,
А люди им пользуются.

Лена, Света, Саша

Вика, Жанна, Даша –

Каждая девочка очень красивая,

Но у каждой есть своя ….

- А как пишутся имена и фамилии?

У: - На доске из фишек  выложены  2 звуковые модели слова «фамилия»

и напечатано само слово.

-Давайте прочитаем слово все вместе

-Какая звуковая модель соответствует слову «фамилия»

У.- Откройте учебник на с. 29.

- Спишите слово «фамилия»

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова друг у друга

- Поработаем в группах. Выберете задание:

-сделать звуко-буквенный анализ слова «капелька» письменно.

-составить звуковую модель слова с помощью фишек.

- записать транскрипцию слова «капелька».

3) Проверка у доски

4) Физкультминутка для глаз

Дети предлагают варианты -

-умение общаться

-правила общения

-умение здороваться

Ты. Вы

-речевой этикет

-разговаривать вежливо

-обращаться на «вы»

-обращаться на «ты»

-знакомиться

Слушают и выполняют задание

- Профессор назвал Дениса

ребёнок                 ты

  профессор             Вы

  тренер                    Вы

  друзья                    вы

Дети внимательно слушают

-На «вы» обращаются ко взрослому или к классу.

-На «ты» можно обратиться к

Дети работают в группах, выполняют различные виды разборов.

Постановка учебной проблемы

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о нормах русского языка- овладение способами вежливой просьбы, вежливого отказа, вежливой просьбы.всех правила поведения;- определять правила работы в группах;- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

           

-Давайте в тексте посмотрим. Какое слово он употребил?

Вы-Вас – означает одно и то же.

-А как мальчик обратился к профессору?

По ходу обсуждения заполняется таблица на  доске:

Профессор

Класс

Тренер

Ты

Друзья

вы

класс

ребёнок

1)Загадка

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

                                     (книга)

-Ребята, вы любите читать книги?

- А где вы берете книги для чтения?

2) Работа с текстом.

- А вот послушайте, какую ситуацию создал мальчик.

- Можно было избежать такой ситуации?

О чем не знал Дениска? Какие правила этикета он не соблюдал?

3) Целеполагание

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня?

- Кто назовет тему нашего урока?

-А кто сформулирует цель урока?

на «вы»?

Вас

- И Денис обратился к профессору на «Вы»

Ученики делают вывод:

- При обращении ко

взрослым употребляют «Вы», а с друзьями общаются на «ты».

Дети распределяют карточки в 2 столбика таблицы:

  ребёнок                 ты

  профессор             Вы

  тренер                    Вы

  друзья                    вы

Дети читают текст.

Формулируют тему урока..

Формулируют цель урока.

Формулирование проблемы, планирование

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

находить и

 -А давайте посмотрим, правильно ли мы мыслим?

Учитель зачитывает  1-ю часть правила на стр. 27 внизу.

-Так когда человека называют на «вы»?

-Как каждый герой говорил о себе?

-В чём разница?

-Давайте проверим. Так это или нет?

Дочитываем 2-ю часть правила

-А как познакомился Петрушка?

Скажите, сколько Петрушке лет?
Он и мальчик, он и дед!


Он родился пятьсот лет назад.
 За весёлый нрав и бойкий стихотворный разговор Петрушку любят и взрослые, и дети!

-Почему к Петрушке мы обращаемся на ты?

-А как вы считаете, что нужно знать, чтобы научиться вежливой просьбе?

-Если мы найдем ответ на эти вопросы, то сможем научиться правильно вести общение со взрослыми и друзьями.

-На «вы» обращаются ко взрослому или к классу.

-На «ты» можно обратиться к

другу или к однокласснику

- Профессор назвал фамилию, имя и отчество: Василий Васильевич Сергеев

-Мальчик назвал фамилию и имя: Денис Кораблёв.

-При знакомстве взрослые называют имя, фамилию и отчество.

- А дети - фамилию и имя или просто имя.

- Петрушка не назвал ни фамилию, ни отчество.

Обучающиеся высказывают свои предположения. Формулируют учебные задачи.

  • где расположены эти элементы на строчках
  • откуда начинать писать
  • как писать элемент

Открытие нового знания

работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Предметные:

-писать элементы и буквы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-А как познакомился Петрушка?

Скажите, сколько Петрушке лет?
Он и мальчик, он и дед!


Он родился пятьсот лет назад.
 За весёлый нрав и бойкий стихотворный разговор Петрушку любят и взрослые, и дети!

-Почему к Петрушке мы обращаемся на ты?

-В стародавние времена на Руси всех людей называли только по имени: Иван, Марья, Василиса. А фамилии и отчества появились позже.

-Из нашего правила, оказывается, есть и исключение.

1) Работа с учебником

- Прочитаем разговор двух ребят по ролям.

- Витя сам предлагает книги. А как можно попросить книгу, которую хочется прочитать? Выберите наиболее подходящее высказывание из предложенных вариантов.

- Хорошо. Но в жизни бывают разные ситуации. Познакомьтесь с заданием упр.2.

-Давайте составим предложение, содержащее вежливый отказ.

2) Работа в группах.

- Вам предстоит составить небольшой текст, используя слова на карточках-помощницах:

 

а) вежливой просьбы

 б) вежливого отказа

 в) вежливой благодарности

 

- Не забываем про правила работы в группе.

 3)Проверка

- Чей текст вам понравился больше?

- Петрушка не назвал ни фамилию, ни отчество.

- 500 лет.

-Потому, что он появился очень давно

-Потому, что Петрушку мы считаем своим другом

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Осуществление  поиска необходимой информации для выполнения.

Дети работают в группах.

Дети работают в группах.

 

оказывается, есть и исключение

Инструкция:

У.- Откройте рабочие тетради.

- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

-Отгадайте загадки.

Тебе дано,
А люди им пользуются.

Лена, Света, Саша

Вика, Жанна, Даша –

Каждая девочка очень красивая,

Но у каждой есть своя ….

- А как пишутся имена и фамилии?

У: - На доске из фишек  выложены  2 звуковые модели слова «фамилия»

и напечатано само слово.

-Давайте прочитаем слово все вместе

-Какая звуковая модель соответствует слову «фамилия»

У.- Откройте учебник на с. 29.

- Спишите слово «фамилия»

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова друг у друга

- Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Подайте знак готовности.

- У вас на парте лежат полоски с именами и фамилиями детей

Андреева Таня

Снегов Дима

Соболев Саша

Мишкина Зина

Хусаинов Кирилл

- Вам необходимо выложить полоски в алфавитном порядке по фамилии учеников.

- Договоритесь в паре, один будет работать с алфавитом на форзаце в начале учебника. А второй -  выкладывать на парте полоски.

Чья пара первая справится с заданием, получает право выполнить его на доске.

Дети выполнили работу на доске.

  • Проверка и оценка

- Оцените работу пары с помощью знаков «согласия» «+»,              «несогласия» «-»

- Подайте сигнал, у кого получилось так же.

- Подайте сигнал, кто нашёл у себя ошибку и  исправил.

- Поднимите руку те пары, кому удалось поработать дружно.

- А теперь мы будем записывать только фамилии.

- Давайте проговорим, какую фамилию мы будем записывать первую.

- На что нам здесь нужно обратить внимание?

Андреева

-Чтобы правильно записать фамилию, проговорим её по слогам:

Анд-ре-ева

-Поднимите руки, те ребята, кто понял, что и как мы будем записывать?

- Спишите в тетрадь только фамилии детей.  

Проверку выполнения задания осуществим с помощью «Волшебной линеечки».

- Договоримся, что будем оценивать при выполнении данного задания только списывание

 (На доске – образец письменными буквами .

Cписывание

-Начертите шкалу в тетради высотой с широкую строку

- Поднимите руки те ученики, кто оценил себя на вершине линеечки. Молодцы, ребята.

- А есть ребята, кому ещё нужно постараться? Молодцы.

-Над списыванием мы продолжим работу на следующем уроке

Обращается внимание детей на опорные слова на доске:

- речевой этикет

-разговаривать вежливо

-обращаться на «вы»

-обращаться на «ты»

-знакомиться

У. – Про что мы сегодня говорили на уроке?

У. – Поднимите руки, кто из вас умеет знакомиться.

 – Поднимите руки, кто из вас умеет обращаться ко взрослым.

- Кого из ребят мы поблагодарим за работу?

- Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке?

-Мы достигли этой цели?

-На все ли вопросы мы могли ответить?

- Какие новые знания вы получили, отвечая на эти вопросы, решая учебные задачи? Ответьте, продолжив выражения.

-Я понял…….

-Теперь я  могу…..

- Оцените свою работу закончив следующие выражения

-Мне было трудно……….

-Мне сегодня было интересно….

-Я поделюсь своими знаниями……

- Я хотел бы еще………

Итак, мы достигли поставленной

У. – Молодцы! Сегодня было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Отдыхайте.

         

Учащиеся открывают тетради, списывают с доски дату, классная работа.

Отгадывают загадки.

-Имя

-Фамилия

- Имена и фамилии пишутся с большой буквы.

Сравнивают модели со словом. Выбирают правильную модель.

Хоровое чтение слова с доски

Сигнализируют цифрой:

  «2»

Открывают учебник на с. 29 и списывают слово по образцу.

Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку

Показывают руками готовность пары.

.

Первая пара выполняет задание у доски.

Класс оценивает работу пары.

Дети поднимают руки

- Фамилии пишутся с большой буквы

Каждый ребёнок списывает с упражнения в учебнике только фамилии детей в алфавитном порядке

Поднимают руки

Детям предоставляется поработать с «Волшебной линеечкой»

- Работали с обращениями ко взрослым и детям.

- Работали с таблицей.

-Списывали фамилии.

-Работали с моделями.

-Отгадывали загадки

-Научились обращаться и знакомиться со взрослыми и детьми.

Поднимают руки.

Дети отмечают активных участников урока

Применение нового знания

.

Рефлексия  учебной деятельности

Слайд №14

Слайд №15

-

 

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                Мацнева М.Н.

 МБОУ СОШ №2 г.Лесосибирска

2017г

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Цель урока

создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения,

необходимых для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка, для развития устной и письменной  речи, воображения, творческих способностей;  

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

 для формирования нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, для обогащения представлений ребёнка об окружающем мире.

Основные термины, понятия

 Буква, звук, слово, предложение, текст.

Планируемый результат

Предметные умения

- научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник для учащихся 1 класса: – М.: Вентана - Граф, 2012.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Речевой этикет

У: - Что такое речевой этикет?

-Чему вы хотите научиться на этом уроке?

-Какие слова мы обычно используем при обращении друг к другу?  Ко   взрослым?

На доске фиксируются цели урока в виде опорных слов.

-А давайте посмотрим, правильно ли мы мыслим?

 Учитель зачитывает  1-ю часть правила на стр. 27 внизу.

-Я прочитаю вам рассказ, а вы проследите, как герои называют друг друга: на «ты» или на «вы».

Как профессор обратился к Денису?

Чтение учителем рассказа (стр. 24 учебника)

-Как профессор обратился к

-Так когда человека называют на «вы»?

Инструкция:

У.- Откройте рабочие тетради.

- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

-Отгадайте загадки.

Тебе дано,
А люди им пользуются.

Лена, Света, Саша

Вика, Жанна, Даша –

Каждая девочка очень красивая,

Но у каждой есть своя ….

- А как пишутся имена и фамилии?

У: - На доске из фишек  выложены  2 звуковые модели слова «фамилия»

и напечатано само слово.

-Давайте прочитаем слово все вместе

-Какая звуковая модель соответствует слову «фамилия»

У.- Откройте учебник на с. 29.

- Спишите слово «фамилия»

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова друг у друга

- Поработаем в группах. Выберете задание:

-сделать звуко-буквенный анализ слова «капелька» письменно.

-составить звуковую модель слова с помощью фишек.

- записать транскрипцию слова «капелька».

3) Проверка у доски

4) Физкультминутка для глаз

Дети предлагают варианты -

-умение общаться

-правила общения

-умение здороваться

Ты. Вы

-речевой этикет

-разговаривать вежливо

-обращаться на «вы»

-обращаться на «ты»

-знакомиться

Слушают и выполняют задание

- Профессор назвал Дениса

ребёнок                 ты

  профессор             Вы

  тренер                    Вы

  друзья                    вы

Дети внимательно слушают

-На «вы» обращаются ко взрослому или к классу.

-На «ты» можно обратиться к

Дети работают в группах, выполняют различные виды разборов.

Постановка учебной проблемы

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о нормах русского языка- овладение способами вежливой просьбы, вежливого отказа, вежливой просьбы.всех правила поведения;- определять правила работы в группах;- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

           

-Давайте в тексте посмотрим. Какое слово он употребил?

Вы-Вас – означает одно и то же.

-А как мальчик обратился к профессору?

По ходу обсуждения заполняется таблица на  доске:

Профессор

Класс

Тренер

Ты

Друзья

вы

класс

ребёнок

1)Загадка

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

                                     (книга)

-Ребята, вы любите читать книги?

- А где вы берете книги для чтения?

2) Работа с текстом.

- А вот послушайте, какую ситуацию создал мальчик.

- Можно было избежать такой ситуации?

О чем не знал Дениска? Какие правила этикета он не соблюдал?

3) Целеполагание

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня?

- Кто назовет тему нашего урока?

-А кто сформулирует цель урока?

на «вы»?

Вас

- И Денис обратился к профессору на «Вы»

Ученики делают вывод:

- При обращении ко

взрослым употребляют «Вы», а с друзьями общаются на «ты».

Дети распределяют карточки в 2 столбика таблицы:

  ребёнок                 ты

  профессор             Вы

  тренер                    Вы

  друзья                    вы

Дети читают текст.

Формулируют тему урока..

Формулируют цель урока.

Формулирование проблемы, планирование

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

находить и

 -А давайте посмотрим, правильно ли мы мыслим?

Учитель зачитывает  1-ю часть правила на стр. 27 внизу.

-Так когда человека называют на «вы»?

-Как каждый герой говорил о себе?

-В чём разница?

-Давайте проверим. Так это или нет?

Дочитываем 2-ю часть правила

-А как познакомился Петрушка?

Скажите, сколько Петрушке лет?
Он и мальчик, он и дед!


Он родился пятьсот лет назад.
 За весёлый нрав и бойкий стихотворный разговор Петрушку любят и взрослые, и дети!

-Почему к Петрушке мы обращаемся на ты?

-А как вы считаете, что нужно знать, чтобы научиться вежливой просьбе?

-Если мы найдем ответ на эти вопросы, то сможем научиться правильно вести общение со взрослыми и друзьями.

-На «вы» обращаются ко взрослому или к классу.

-На «ты» можно обратиться к

другу или к однокласснику

- Профессор назвал фамилию, имя и отчество: Василий Васильевич Сергеев

-Мальчик назвал фамилию и имя: Денис Кораблёв.

-При знакомстве взрослые называют имя, фамилию и отчество.

- А дети - фамилию и имя или просто имя.

- Петрушка не назвал ни фамилию, ни отчество.

Обучающиеся высказывают свои предположения. Формулируют учебные задачи.

  • где расположены эти элементы на строчках
  • откуда начинать писать
  • как писать элемент

Открытие нового знания

работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Предметные:

-писать элементы и буквы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-А как познакомился Петрушка?

Скажите, сколько Петрушке лет?
Он и мальчик, он и дед!


Он родился пятьсот лет назад.
 За весёлый нрав и бойкий стихотворный разговор Петрушку любят и взрослые, и дети!

-Почему к Петрушке мы обращаемся на ты?

-В стародавние времена на Руси всех людей называли только по имени: Иван, Марья, Василиса. А фамилии и отчества появились позже.

-Из нашего правила, оказывается, есть и исключение.

1) Работа с учебником

- Прочитаем разговор двух ребят по ролям.

- Витя сам предлагает книги. А как можно попросить книгу, которую хочется прочитать? Выберите наиболее подходящее высказывание из предложенных вариантов.

- Хорошо. Но в жизни бывают разные ситуации. Познакомьтесь с заданием упр.2.

-Давайте составим предложение, содержащее вежливый отказ.

2) Работа в группах.

- Вам предстоит составить небольшой текст, используя слова на карточках-помощницах:

 

а) вежливой просьбы

 б) вежливого отказа

 в) вежливой благодарности

 

- Не забываем про правила работы в группе.

 3)Проверка

- Чей текст вам понравился больше?

- Петрушка не назвал ни фамилию, ни отчество.

- 500 лет.

-Потому, что он появился очень давно

-Потому, что Петрушку мы считаем своим другом

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Осуществление  поиска необходимой информации для выполнения.

Дети работают в группах.

Дети работают в группах.

 

оказывается, есть и исключение

Инструкция:

У.- Откройте рабочие тетради.

- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

-Отгадайте загадки.

Тебе дано,
А люди им пользуются.

Лена, Света, Саша

Вика, Жанна, Даша –

Каждая девочка очень красивая,

Но у каждой есть своя ….

- А как пишутся имена и фамилии?

У: - На доске из фишек  выложены  2 звуковые модели слова «фамилия»

и напечатано само слово.

-Давайте прочитаем слово все вместе

-Какая звуковая модель соответствует слову «фамилия»

У.- Откройте учебник на с. 29.

- Спишите слово «фамилия»

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова друг у друга

- Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Подайте знак готовности.

- У вас на парте лежат полоски с именами и фамилиями детей

Андреева Таня

Снегов Дима

Соболев Саша

Мишкина Зина

Хусаинов Кирилл

- Вам необходимо выложить полоски в алфавитном порядке по фамилии учеников.

- Договоритесь в паре, один будет работать с алфавитом на форзаце в начале учебника. А второй -  выкладывать на парте полоски.

Чья пара первая справится с заданием, получает право выполнить его на доске.

Дети выполнили работу на доске.

  • Проверка и оценка

- Оцените работу пары с помощью знаков «согласия» «+»,              «несогласия» «-»

- Подайте сигнал, у кого получилось так же.

- Подайте сигнал, кто нашёл у себя ошибку и  исправил.

- Поднимите руку те пары, кому удалось поработать дружно.

- А теперь мы будем записывать только фамилии.

- Давайте проговорим, какую фамилию мы будем записывать первую.

- На что нам здесь нужно обратить внимание?

Андреева

-Чтобы правильно записать фамилию, проговорим её по слогам:

Анд-ре-ева

-Поднимите руки, те ребята, кто понял, что и как мы будем записывать?

- Спишите в тетрадь только фамилии детей.  

Проверку выполнения задания осуществим с помощью «Волшебной линеечки».

- Договоримся, что будем оценивать при выполнении данного задания только списывание

 (На доске – образец письменными буквами .

Cписывание

-Начертите шкалу в тетради высотой с широкую строку

- Поднимите руки те ученики, кто оценил себя на вершине линеечки. Молодцы, ребята.

- А есть ребята, кому ещё нужно постараться? Молодцы.

-Над списыванием мы продолжим работу на следующем уроке

Обращается внимание детей на опорные слова на доске:

- речевой этикет

-разговаривать вежливо

-обращаться на «вы»

-обращаться на «ты»

-знакомиться

У. – Про что мы сегодня говорили на уроке?

У. – Поднимите руки, кто из вас умеет знакомиться.

 – Поднимите руки, кто из вас умеет обращаться ко взрослым.

- Кого из ребят мы поблагодарим за работу?

- Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке?

-Мы достигли этой цели?

-На все ли вопросы мы могли ответить?

- Какие новые знания вы получили, отвечая на эти вопросы, решая учебные задачи? Ответьте, продолжив выражения.

-Я понял…….

-Теперь я  могу…..

- Оцените свою работу закончив следующие выражения

-Мне было трудно……….

-Мне сегодня было интересно….

-Я поделюсь своими знаниями……

- Я хотел бы еще………

Итак, мы достигли поставленной

У. – Молодцы! Сегодня было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Отдыхайте.

         

Учащиеся открывают тетради, списывают с доски дату, классная работа.

Отгадывают загадки.

-Имя

-Фамилия

- Имена и фамилии пишутся с большой буквы.

Сравнивают модели со словом. Выбирают правильную модель.

Хоровое чтение слова с доски

Сигнализируют цифрой:

  «2»

Открывают учебник на с. 29 и списывают слово по образцу.

Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку

Показывают руками готовность пары.

.

Первая пара выполняет задание у доски.

Класс оценивает работу пары.

Дети поднимают руки

- Фамилии пишутся с большой буквы

Каждый ребёнок списывает с упражнения в учебнике только фамилии детей в алфавитном порядке

Поднимают руки

Детям предоставляется поработать с «Волшебной линеечкой»

- Работали с обращениями ко взрослым и детям.

- Работали с таблицей.

-Списывали фамилии.

-Работали с моделями.

-Отгадывали загадки

-Научились обращаться и знакомиться со взрослыми и детьми.

Поднимают руки.

Дети отмечают активных участников урока

Применение нового знания

.

Рефлексия  учебной деятельности

Слайд №14

Слайд №15

-

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"

Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образ...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Началь...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Этикет"

Тема учебного занятия "Этикет"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....

Технологическая карта урока Речевая практика.

Урок. Речевая практика. " Телефонный разговор". 3 класс...

Технологическая карта урока речевой практики в 1 классе "День Победы"

  Данный урок направлен на реализацию требований АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении", УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о речевом этикете. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об одном из прави...