Урок ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кожемякина Вероника Саркисовна

Тема:  Знакомство  с темой  - «Все профессии важны- все профессии нужны!».

Цель урока:  ознакомление с различными видами деятельности людей – профессиями.

Задачи урока:

образовательные: формировать учебно-познавательные мотивы и  представление о роли профессии в жизни человека; расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;  учить прогнозировать события;

развивающие: развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся, речь,  логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся; развивать у учащихся творческий потенциал в выборе профессии;

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение к труду, людям любой профессии.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Воспринимать на слух информацию в исполнении учителя, учащихся;
  • Отвечать на вопросы учителя.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать, сравнивать.

Регулятивные:

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • учиться высказывать свое предположение.

Познавательные

  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Высказывать свою точку зрения на события;
  • Договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
  • Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  • Осознание необходимости учения..
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx59.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Знакомство  с темой  - «Все профессии важны- все профессии нужны!».

Цель урока:  ознакомление с различными видами деятельности людей – профессиями.

Задачи урока:

образовательные: формировать учебно-познавательные мотивы и  представление о роли профессии в жизни человека; расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;  учить прогнозировать события;

развивающие: развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся, речь,  логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся; развивать у учащихся творческий потенциал в выборе профессии;

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение к труду, людям любой профессии.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Воспринимать на слух информацию в исполнении учителя, учащихся;
  • Отвечать на вопросы учителя.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать, сравнивать.

Регулятивные:

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • учиться высказывать свое предположение.

Познавательные

  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Высказывать свою точку зрения на события;
  • Договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
  • Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  • Осознание необходимости учения..
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:   Компьютер,   презентация,  видеоматериал,  карточки с домашним заданием по группам, раздаточный материал, карточки для рефлексии.

Технологии     1.Здоровьесберегающие  2. Игровые    3.  Информационно-коммуникативные технологии

Методы  и формы

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод
3. Проблемно-поисковый метод.

Ход урока

  1. Орг. момент

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай  учиться,

Не  мешай трудиться.

Приготовим   ушки,  глазки,

Чтоб они могли всё видеть,

Слышать и запоминать!

Давайте  настроимся на работу.

  1. Психологический  настрой

Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши.

Если вы любите шоколад- оближите губы.

Если у вас есть друг- улыбнитесь.

Если вы любите танцевать – потопайте ногами

Если вы готовы к уроку – поднимите руки.  Молодцы   Начинаем наш урок

  1. Актуализация  знаний

Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на занятии.
Человек, что мне построил дом,
Был чужим,
Он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.
Был не друг и вовсе не родня,
Тот, кто шил рубашку для меня.
Но и он, орудуя иглой, 
Обо мне подумывал порой.
Никогда, нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне.
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час – 
И мы трудиться будем!

О чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке?  О профессиях

Соберите из слов на парте  тему нашего урока и прочитайте.

-  «Все профессии важны- все профессии нужны»

Давайте сформулируем задачи нашего урока.

На партах  у вас карточки выберите и зачитайте те, на которых по вашему мнению написаны задачи нашего урока. Чем мы будем  сегодня на уроке заниматься. 
         Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в основном законе – Конституции РФ. Здесь есть статья 37, она гласит: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 
       В современном мире более 40 тысяч профессий. Одни профессии исчезают, другие приходят им на смену, третьи существуют веками.

Каждая профессия хороша по- своему. А что такое профессия?  

-Давайте обратимся к толковому словарю и вспомним значение этого слова.

(Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности)  - читает ученик.

  1. Проверка д\з  и минутка развития речи

Прежде чем мы с вами  поговорим о профессиях, давайте  проверим ваше д\з

Скороговорки о профессиях.

  1. Пекарь пёк пироги в печи.           

                                                      2. Ткет ткач ткани на платье Тане.

 3. Косарь косил, косу носил        

                                                     4  Водолаз  вёз воду из – под  водопровода

  1. Грачиха говорит грачу:
    «Слетай с грачатами к врачу,
    Прививки делать им пора
    Для укрепления пера!»

                                                     6. Бублик, баранку, батон и буханку

                                                        пекарь из теста испёк спозаранку.

7. Логопеду логопед

Подарил велосипед

Только  где-то  на  Урале

Тот  велосипед  украли

И теперь у  логопеда

Больше  нет  велосипеда        молодцы!

5. Изучение  нового материала

      Сегодня мы с вами познакомимся с тремя группами профессий: эти группы были выделены из заполненных  вами анкет.

1. Важные  и нужные  профессии 

- Ребята, люди  каких профессий работают в нашей школе?

(Учитель, библиотекарь, медсестра, бухгалтер, сторож, вахтёр, уборщица, электрик, сантехник, дворник, повар, секретарь и много других ). Сегодня на уроке у нас присутствуют учителя и люди разных профессий –ваши родители.  Давайте поговорим об этих профессиях.   Выступления  детей

Учитель

           На земле есть профессия, без которой не могло и не может обойтись общество. Это педагог.   У всех народов мира педагогом, учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие.
      Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома.  Теперь педагог уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.

Сегодня  у нас на уроке  присутствуют учителя.
                                                              Менеджер

     Менеджер по продажам – это не просто продавец, а человек, который осознанно управляет продажами, повышает их уровень с помощью применения современных технологий общения с потенциальными клиентами.

    Менеджеры по продажам в условиях рыночной экономики никогда не останутся без работы. Первая продажа менеджера – его первый шаг к успешной карьере и высоким доходам.  Опытный менеджер – это ценный кадр для любой организации, ведь, в сущности, этот специалист обеспечивает прибыль компании и создает её положительный имидж в глазах клиентов.

    Моя  мама    Оксана  Дмитриевна  работает менеджером в  магазине  «Мир красоты»

Почтальон

       До недавнего времени, пока не была изобретена электронная почта, письма, газеты и журналы  доставляли только почтальоны. Сегодня их труд не столь широко распространен, но все же очень важен.    Еще в Древней Греции и Египте появились гонцы, которые должны были перевозить устные или письменные послания. На Руси корреспонденцию государственного или торгового характера перевозили из одного города в другой ямщики на сменных лошадях.

Так как почтовой службы в городах не было, они разносили письма по адресам

     Петром I были учреждены первые почтамты, появились и разносчики писем – почтари. До революции сотрудники почтового ведомства носили форму, как жандармы или офицеры

     Моя  мама  Оксана  Васильевна   работает  почтальоном на  почте  России        

Повар

          Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать это древнейшая профессия. Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы. Долгое время приготовление пищи в России было делом сугубо семейным. Профессиональные повара впервые появились при дворах, а затем уже в монастырских трапезных.   Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства.

     Моя  мама  Ольга  Михайловна    работает  поваром  в д\с

 Контролер ОТК (контролер качества)

         «Профессия контролер ОТК (контролер качества)». Достаточно распространенная профессия, требующая огромной ответственности за качество, удобство, надежность и практичность производимой продукции.

      Контролер обязан не только выявить неполадки, а также, в свою очередь, найти и подсказать пути решения исправления ошибок. Контролер является самым ответственным за качество производимой продукции. Поэтому должен обладать твердостью характера, принципиальностью, честностью, внимательностью, и самое главное помнить, что он несет огромную ответственность за качество выпускаемой продукции.

       Мои  родители   Светлана  Александровна  и  Евгений    Викторович    работают  контролёрами  ОТК  на заводе   

 Продавец

       Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда люди начали обменивать товар на товар, а с изобретением денег - товар на деньги.
     Однако слово «Продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги.

       Например -  купец, он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельскохозяйственные продукты, скот, рыбу, а затем выгодно перепродавал более крупным торговцам.  Сейчас  такой человек  -называется продавец.

Моя  мама  Анна  Сергеевна     работает  продавцом в магазине  «Женские  штучки»

Давайте немного  отдохнём

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»
Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Хочешь стать ты маляром, то делай так… 
Хочешь стать ты землекопом, делай так… 
Хочешь стать ты лесорубом, делай так… 
Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть шофёром, делай так…
Если хочешь быть жонглёром, делай так… 
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если хочешь стать певцом, то делай так…
Если хочешь стать моделью, делай так…
Вот закончена игра,   Вновь за парты нам пора.

        Бухгалтер

    Понятие «бухгалтер» - немецкого происхождения. В этом слове два корня: «buch» (книга) и «halten» (держать)..Времена изменились, и современный бухгалтер выполняет свою работу с помощью компьютера. За несколько веков профессия бухгалтера претерпела множество изменений. На сегодняшний день это очень сложная работа, получить навык для которой может только очень разносторонне развитый человек..

       Бухгалтер должен обладать не только внимательностью, аккуратностью и усидчивостью, как в прежние времена, но и скоростью реакции, аналитическим

  МИША:  Моя  мама  Наталья  Викторовна  работает бухгалтером в детской библиотеке имени  Гайдара

СЕРЁЖА:  Моя мама Анастасия   Андреевна    работает бухгалтером  в  Горкомхозе

Пекарь

       В древние  времена профессия «пекарь» предполагала высокое мастерство и умение Пекари вкладывали душу в свои изделия, и именно поэтому это ремесло пользовалось большим уважением. Первыми мастерами хлебопечения были обычные женщины – хранительницы домашнего очага.
         В России в 17-18 веке хлебопекарное дело прославила династия пекарей Филлиповых.  Булочные Филиппова, с самого их создания, пользовались в Москве невероятной популярностью.  Царь Александр III присвоил Ивану Филиппову звание «Поставщик дворца Его Императорского Величества».  В булочные всегда была очередь.   Сегодня хлебопекарное дело по-прежнему требует от пекарей мастерства и трудолюбия.

   Моя  мама  Татьяна  Юрьевна  работает пекарем в  кондитерской  Новинка

 - Как  вы думаете почему -это  важные  профессии?    - Молодцы, ребята!

Ребята нашего  класса тоже  трудились  и результаты их труда представлены на  выставке, в виде рисунков и поделок  на тему  «Профессии».

       И сейчас мы хотим Вам подарить свои поделки.  А  также обучающиеся  4 класса знакомили 1 классы  с профессиями  в виде загадок.

Работа  в группах    правила  работы

   А сейчас я проверю,  хорошо ли вы запомнили профессии, о которых говорили.   

. Задание «Кто так говорит?»

- Сейчас вы  возьмёте конверты и разложите карточки  в следующем порядке:

Сначала карточку  с фразой, которую говорит человек определённой профессии, а рядом карточку с названием соответствующей  профессии.   Задание понятно?

  • «Кому добавки?» (повар).
  • «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
  • «Большое спасибо за покупку» (продавец).
  • «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
  • «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
  • «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
  • «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

       Выступаем  по очереди 1 группа – начало фразы, а 2 группа – профессию и наоборот.

Продолжим разговор  о  профессиях, и поговорим о  тех, которые вы выделили  в раздел -  новые.                      

Выступление детей о профессиях

2.Новые профессии.

РИЕЛТОР – специалист по продаже недвижимости.

МАРКЕТОЛОГ – лицо, изучающее и прогнозирующее спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта в конкретной среде.

МЕРЧЕНДАЙЗЕР – торговый представитель, занимающийся подготовкой товаров к продаже, привлекает новых покупателей.

   

Ребята, человек любой профессии выполняет определённые действия, а вот какие вы мне скажете, поиграв со мной в игру  «Потопаем – похлопаем». Если вы со мной согласны «хлопать» вы должны, если не согласны «топать». Будьте внимательны.

Повар доит корову.

Таксист перевозит людей.

Бухгалтер  жарит котлеты.

Риелтор – продаёт недвижимость

Учитель – учит детей.

Пожарный жарит котлеты.

Летчик подметает двор.

Врач лечит людей.                                   

О  чём шла речь в игре?  

О людях разных профессий и о тех действиях, которые они выполняют на своей работе.  Перейдём  к разговору о 3 группе профессий:  Занимательные и  редкие .

  1. Занимательные и  редкие профессии.

Кто – нибудь, из вас  знает такие профессии? (Ответы детей.)

Маркшейдер – это специалист по строительству подземных сооружений.

Титестер – это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора,  способ хранения и переработки.  

Просмотр видео -ролика

Сурдопереводчик – это человек со знанием профессионального языка жестов, который оказывает помощь глухим людям во многих действиях.

Переворачиватель Пингвинов.

Но есть очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий, которая есть в Антарктике. Профессия эта называется –

       Переворачиватель Пингвинов. Как вы знаете, пингвины очень медленно ходят и у них коротенькие ножки. Еще пингвины - очень любопытные существа. Они всегда обращают внимание на яркие предметы и громкие звуки. Поэтому, когда в небе с шумом пролетают самолеты или вертолеты, пингвины высоко поднимают голову, не отрываюсь, смотрят на них, теряют равновесие и, естественно, падают на спину. На спине ползти неудобно, а перевернуться на льду Антарктиды почти невозможно, лед слишком скользкий.  Поэтому почти на всех арктических станциях, как наших, так и зарубежных, существует специалист, который так и называется

– Переворачиватель пингвинов, который ходит и ставит бедных пингвинов на ноги. Очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий.

       Скажите что нужно, чтобы каждый день с радостью и с удовольствием ходить  на работу?  

- Да для этого, прежде всего,  нужно выбрать такую профессию, чтобы она  приносила радость и нравилась тебе. Выбрать себе профессию по душе – дело не  простое, но у вас еще есть время продумать, о том, кем вы будете, когда вырастите.

  Итогом  разговора  о  профессиях  будет подготовленная  вами ребята сценка.

Рефлексия.             - Итак, давайте подведем итоги нашего урока 

- Какой была тема нашего урока?

- Все ли мы выполнили, что запланировали?

- Что нового вы узнали на уроке?

Ребята, я предлагаю  вам ответить, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.     На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

hello_html_31df7f8.png  Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

hello_html_m2a699da4.jpg           Мясорубка – информацию переработаю.

hello_html_m3f5eb3bb.png           Корзина – всё выброшу.

А я оцениваю вашу работу следующим образом.  Подарки

         Домашнее задание  карточки по группам

Каждому  выдаётся  карточка с д\з

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!      

 Резерв  игра «Волшебный мешочек» с чаепитием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...