Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода. Урок-проект. Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
В ходе урока учащиеся создают проекты по теме курса "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.docx | 118.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода.
Урок-проект.
Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».
Основные термины и понятия: основы православной культуры – «человек», «Бог», «дух» Бог- любовь, творец, разум, доброта, совесть.
Тип урока: Уроки развивающего контроля (РК):
Цель: вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс по созданию проектов по темам курса «Основы православной культуры»
Задачи урока:
1.Обучающая: учить ориентироваться в мире информации, раскрывать на примерах православной культуры базовые национальные ценности;
2.Развивающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; развивать чувства прекрасного, восхищение красотой природы и понимание своей ответственности по отношению к природе как Божьему творению;
3.Воспитывающая: воспитывать у детей духовные качества: любовь, веру, свободу выбора, милосердие, уважение, доброту, совесть.
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты:
1)закрепление знаний о православных традициях и праздниках;
2)обобщение знаний православных христиан о Боге как о Творце мира, об Его роли в жизни верующего человека
Метапредметные результаты:
формирование умения:
1)осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
2)выполненять задания по плану;
3) слушать собеседника и излагать свое мнение;
4) представлять задания в виде устного выступления.
1Личностные:
-давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей;
-доброжелательно уважительно относиться к мнению своих одноклассников;
-демонстрировать положительное поведение:
2.Регулятивные:
-понимать поставленную цель и задачи, стремиться к их выполнению;
- контролировать процесс и результаты деятельности,
- объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;
3.Познавательные:
-вести поиск и отбор необходимой информации;
- преобразовывать информации из одной формы в другую;
-обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;
-составлять проекты.
4.Коммуникативные:
-уметь слышать, слушать и понимать одноклассников;
- вести диалог и оформлять свое выступление в виде монолога;
Межпредметные связи: литературное чтение, технология, изобразительное искусство, окружающий мир.
Организация пространства: групповая работа.
Информационно-образовательная среда:
1. Мультимедийный комплекс, компьютеры для учащихся,
учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012;
Дидактическое обеспечение:
Задание для группы, лист планирования, информационные ресурсы; толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь.
Материалы для выполнения проектов: бумага для проектов, ножницы, клей, фломастеры.
Виды деятельности: беседа, работа в малых группах с источниками информациями и иллюстративным материалом, самостоятельная работа, анализ и коррекция выполненной работы, представление.
План урока.
1.Организационныймомент— 5 мин.
1.1. Мотивация к учебной деятельности.
1.2. Определение целей и задач урока.
2.Закрепление по изученному материалу – 5 мин.
2.1. Деление на группы.
2.2Работа с информационными источниками.
Физкультминутка — 2 мин.
2.3.Практическая работа по созданию продукта проекта — 15 мин.
2.4.Презентация готового продукта проектной деятельности — 10 мин.
3. Итог урока.
3.1.Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.
3.2. Домашнее задание — 1 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1.1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель:
-Добрый день! Я рады приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. На доске перед вами слова: человек, Бог, проект. Определите тему нашего урока.
Ученики:
-Мы будем создавать свои проекты по теме: «Человек и Бог». Тема нашего урока « Изготовление творческих проектов по теме «Человек и Бог в православии».
Учитель:
-Что вы могли бы рассказать по этой теме своему младшему другу?
Ученики:
-Прочитать стихотворение «Не падай духом» (Ученики читают стихотворение.)
Стихотворение
Не падай духом.
Не падай духом, ведь с тобою Бог,
Он всякий раз ободрит и поддержит,
Всё зло на свете победить Спаситель смог,
Его любовь вселяет в нас надежду.
Его любовь ведёт в родимый дом,
Его любовь нас поднимает в небо,
Его любовь поведает о том,
О сокровенном, где ни разу не был.
К тебе, мой друг, имею это слово -
Прими Его любовь во все года,
Придёт беда, о нём ты вспомни снова -
С тобою Бог, не падай духом никогда!
Учитель:
-Чему учит нас это стихотворение?
Ученики:
-Учит быть твёрдыми в своей вере, не бояться трудностей, преодолевать все преграды и препятствия, помнить, что мы всегда можем найти помощь и поддержку.
Учитель:
-Почему многие люди испытывают боль и страдания?
Ученики:
Есть притча, которая даст ответ на этот вопрос. (Ученики рассказывают притчу «Разговор о Боге»).
Притча.
Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:
- Если Бог существует, то откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Поэтому лично я не верю в Его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
- Знаете, что я Вам скажу? Парикмахеров - не существует.
- Как это не существует?- удивился парикмахер. –Один из них сейчас перед Вами.
- Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.
-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог - есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире столько боли и страданий.
1.2.Определение целей и задач урока.
Учитель:
-Определим цели и задачи нашего урока. Что мы должны изготовить?
Ученики:
-Мы должны изготовить творческие проекты;
Учитель:
-Вам будет предложена информация и иллюстративный материал. Чему вы будете учиться?
Ученики:
1)выбирать необходимый материал, подбирать к нему иллюстрации;
Учитель:
-Как интереснее работать всем классом под руководством учителя или самостоятельно по группам?
Ученики:
-Интереснее работать самостоятельно, по группам.
Учитель:
-Как необходимо работать в группах?
Ученики:
-При работе в группах проявлять уважение к одноклассникам, проявлять умение выслушивать друг друга, договариваться.
Учитель:
Обобщите ваши ответы и определите задачи урока.
Ученики:
1)Научиться выбирать необходимый материал, подбирать к нему иллюстрации;
2)При работе в группах проявлять уважение к одноклассникам, проявлять умение выслушивать друг друга, договариваться.
3)Представить изготовленные проекты на выставке «Человек и Бог в православии». Мы покажем наши работы ребятам из другого класса, родителям, расскажем дошкольникам, которые занимаются в «Школе птенцов» о православии.
2.Закрепление по изученному материалу.
2.1.Деление на группы.
Учитель:
-Какие учебные проекты мы могли бы выполнить в течение урока?
Ученики:
-Выполнить презентацию, поделки, аппликации, рисунки, оформить буклеты, выпустить стенгазету, составить кроссворд, оформить материал о храмах Кущёвского района.
Учитель:
-Предлагаю разделиться на группы по желанию и получить конверт с планом работы и заданием.
План работы.
1.Познакомиться с заданием.
2.Распределить обязанности в группе.
3.Выполнить проект, помогая друг другу.
4.Рассказать о своем проекте и показать его другим ребятам.
Задание.
1 группа: «Творческая».
Задание: выполнить поделки, сувениры, рисунки к празднику «Рождество Христово».
2 группа: «Интеллектуальная».
Задание: составить вопросы к словам кроссворда по теме «Рождество». При работе можно пользоваться толковым словарём русского языка авт. С.И. Ожегов, Большим Энциклопедическим словарём.
3 группа: «Краеведческая».
Задание: составить буклет о храме.
4 группа: «Поучительная».
Задание: подобрать иллюстрации к Заповедям и оформить свой проект.
5 группа: «Гуманитарная».
Задание: определить значение крылатых выражений, подобрать соответствующую иллюстрацию, оформить свой проект.
6 группа: «Загадочная»
Задание: оформить свой проект загадок и отгадок в виде презентации.
2.2.Работа с информационными источниками.
Дети изучают задание, план работы, информационный и иллюстративный материал.
Физкультминутка. Колокольня.
Колокольня – это башня, где звонят колокола, Нас зовя от дел домашних на духовные дела. | Поднимают руки вверх, покачивают синхронно обеими руками вправо-влево; Опускают руки вниз. |
И в небо стая голубей взметается стрелой, И крыльями меня обнял Хранитель-Ангел мой. | выполняют маховые движения руками, обеими руками обхватывают себя. |
2.3. Практическая работа по созданию продукта проекта.
Учащиеся распределяют обязанности и работают в группах согласно заданию, плану работы, поставленным целям и задачам. Учитель оказывает индивидуальную помощь, корректирует работу групп.
2.4. Презентация готового продукта проектной деятельности.
По сигналу учителя (звон колокольчика) учащиеся заканчивают практическую работу и рассказывают о выполненных проектах. Учащиеся задают вопросы.
Вопросы:
Для группы 1: «Творческой».
1. Сколько времени прошло со дня рождения Христа? (Христос родился, в субботу 21 сентября 5 года до "новой эры").
2. В каком городе Он родился? ( В городе Вифлееме)
3. Как звали отца Иисуса Христа? (Иосиф)
4. Кому сначала ангелы принесли весть о рождении Христа? (Пастухам, потому что пастухи - просты, добросердечны, и кроме того, по роду деятельности перемещаются на значительные расстояния, имея, таким образом возможность воспринять благую весть и ознакомить с нею большое количество людей.)
5. Кто такие волхвы и как их звали?
(В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов (Бальтазара — юношей, Мельхиора — зрелым мужчиной, Каспара — седым старцем) и трёх сторон света (Бальтазар — африканец, Мельхиор — европеец, Каспар — представитель Азии).)
Для группы 2: «Интеллектуальной».
1.Чтобы выразить свою веру в Бога, что мы делаем? (Крестимся)
2.Кто такие бестелесные, бессмертные духи? (Ангелы)
3.Когда Бог даёт человеку Ангела-Хранителя? (при Святом Крещении)
4.Как мы соединяемся с Богом? (через Причастие)
5.Мать всех людей? (Матерь Божия)
Для группы 3: «Краеведческой».
1.Кто такой Иоанн Богослов?
Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев — один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома»
2. Как зовут благочинного Кущёвского храма?
Благочинный Кущевского церковного округа Игумен Юрий (Пальчиков)
3. Кто посещает Храм? (Взрослые и дети, верующие в Бога)
4 Какие посты соблюдают православные люди? ( Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост)
Для группы 4: «Поучительной».
1.Отец всех людей (Бог)
2.Молитва Ангелу-Хранителю («Святый Ангеле Божий….»)
3.Как называется святая книга? (Библия)
4.Как лица Святой Троицы изображаются на иконах? (В виде трех юношей-Ангелов, сидящих за столом)
5.Божья семья (Церковь)
Для группы 5: «Гуманитарной».
1.Сколько прошло времени с Рождества до Сретения? (40 дней)
2.Сколько прошло времени с Рождества до Крещения? ( прошло 30 лет)
3. В каких сказках события разворачиваются в Сочельник или на Рождество? "Ночь под Рождество" Гоголя и "Щелкунчик" Гофмана)
4."Вот в Сочельник самый, в ночь, Бог дает царице дочь" - из какой сказки и кем стала эта дочь? (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
5.Чему учит нас эта сказка?
Для группы 6: «Загадочной»
1. С какого времени ведется наше летоисчисление? (С года рождения Иисуса Христа.)
2. Как называется учение Христа? (Евангелие - в переводе с греческого означает «Благая Весть».)
3. Сколько учеников было у Иисуса Христа? (Двенадцать.)
4. Какими деяниями подтверждается божественная сила Христа? (Исцелял слепых, они становились зрячими; прикованные к постели после исцеления вставали на ноги...)
5. В какой день недели умер Иисус? (В пятницу.)
3. Итог урока.
3.1.Подведение итогов проектирования (рефлексия)
Проанализируйте свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану (план записан на доске)
-Меня удивило…
-Мне запомнилось…
-Я считаю, что…
Учитель:
-Сегодня вы выполнили свои творческие проекты, показали свои знания и умения. Мы организуем выставку и покажем ваши проекты взрослым и ребятам.
Я желаю Вам, добра, взаимопонимания. Уважайте друг друга, любите тот мир, который вас окружает.
3.2.Домашнее задание.
Выполнить рождественскую открытку.
Литература, интернет-источники:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
2.Священная библейская история. Ветхий завет. Новый завет/ Архиепископ Вениамин (Пушкарь). – Спб, 2008.
3.Иллюстрированная Библия для детей в пересказе/ протоиерей Александр Соколов. – М.: ЭКСМО, 2015
4.Библия для детей. Сюжеты Ветхого и Нового завета/ составитель Евгения Иванова. – М.: Олма Медиа Групп, 2015
5.Моя Первая Священная Книга/ священник П.Н. Воздвиженский. – М.: Известия, 2009
6.Евангелие в пересказе для детей/ режим доступа: childrensbible.at.ua/load/
Учение Христа
7.https://materinstvo.ru/art/rojdestvenskaya_viktorina Materinstvo.ru
Приложение: кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс на тему :"Прямоугольник. Квадрат"
Тема урока: Прямоугольник и квадрат.Цель урока: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.Задачи урока:-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, с...
Разработка урока русского языка в 4 классе в рамках системно - деятельностного подхода в условиях реализации .
Урок русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола" с учетом стандртов второго поколения....
"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"
В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....
Организация современного урока в рамках системно - деятельностного подхода
В данной статье описываются особенности организацииурока в условиях системно-деятельностного подхода. Даётсяхарактеристика универсальных учебных действий, перечисля-ются их группы. Описываются принцип...
Выступление на РМО по теме: «Структура урока по ФГОС в рамках системно – деятельностного подхода»
Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действ...
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Структура уроков введения новых знаний в рамках системно – деятельностного подхода
Выступление на ШМО...