Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода. Урок-проект. Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

В ходе урока учащиеся создают проекты по теме курса "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx118.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Урок-проект.

Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».

Основные термины и понятия: основы православной культуры – «человек», «Бог», «дух» Бог- любовь, творец, разум, доброта, совесть.

Тип урока:  Уроки развивающего контроля (РК):

Цель: вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс по созданию проектов по темам курса «Основы православной культуры»

Задачи урока:

1.Обучающая: учить ориентироваться в мире информации, раскрывать на примерах православной культуры базовые национальные ценности;

2.Развивающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; развивать чувства прекрасного, восхищение красотой природы и понимание своей ответственности по отношению к  природе  как Божьему творению;

3.Воспитывающая: воспитывать у детей  духовные качества: любовь, веру, свободу выбора, милосердие, уважение, доброту, совесть.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

1)закрепление знаний о православных  традициях и праздниках;

2)обобщение знаний  православных христиан о Боге  как о Творце мира, об Его роли в жизни верующего человека

Метапредметные результаты:

формирование  умения:

1)осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

2)выполненять задания по плану;

3) слушать собеседника и излагать свое мнение;

4) представлять задания в виде устного выступления.

1Личностные

-давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей;

-доброжелательно уважительно относиться к мнению своих одноклассников;

-демонстрировать положительное поведение:

2.Регулятивные:

-понимать поставленную цель и задачи, стремиться к их выполнению;

- контролировать процесс и результаты деятельности,

- объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;

3.Познавательные:

-вести поиск и отбор необходимой информации;

- преобразовывать информации из одной формы в другую;

-обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;

-составлять проекты.

4.Коммуникативные:  

-уметь слышать, слушать и понимать одноклассников;

- вести диалог и оформлять свое выступление в виде монолога;

Межпредметные связи: литературное чтение, технология, изобразительное искусство, окружающий мир.

Организация пространства: групповая работа.

Информационно-образовательная среда:

1. Мультимедийный комплекс, компьютеры для учащихся,

учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012;

Дидактическое обеспечение: 

Задание для группы,  лист планирования, информационные ресурсы; толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь.

Материалы для выполнения проектов: бумага для проектов, ножницы, клей,  фломастеры.

Виды деятельности: беседа, работа в малых группах с источниками информациями и иллюстративным материалом,  самостоятельная  работа,  анализ и коррекция выполненной работы, представление.

План урока.

1.Организационныймомент— 5 мин.

1.1. Мотивация к учебной деятельности.

1.2.        Определение целей и задач урока.

2.Закрепление по изученному материалу – 5 мин.

     2.1. Деление на группы.

2.2Работа с информационными источниками.

Физкультминутка — 2 мин.

2.3.Практическая работа по созданию продукта проекта — 15 мин.

2.4.Презентация готового продукта проектной деятельности — 10 мин.

3. Итог урока.

3.1.Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.

3.2. Домашнее задание — 1 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1.1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:

-Добрый день! Я рады приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. На доске перед вами слова: человек, Бог, проект. Определите тему нашего урока.

Ученики:

-Мы будем создавать свои проекты по теме: «Человек и Бог».  Тема нашего урока « Изготовление творческих проектов по теме «Человек и Бог в православии».

Учитель:

-Что вы могли бы рассказать по этой теме своему младшему другу?

Ученики:

-Прочитать стихотворение «Не падай духом» (Ученики читают стихотворение.)

Стихотворение

Не падай духом.

Не падай духом, ведь с тобою Бог,

Он всякий раз ободрит и поддержит,

Всё зло на свете победить Спаситель смог,

Его любовь вселяет в нас надежду.

Его любовь ведёт в родимый дом,

Его любовь нас поднимает в небо,

Его любовь поведает о том,

О сокровенном, где ни разу не был.

К тебе, мой друг, имею это слово -

Прими Его любовь во все года,

Придёт беда, о нём ты вспомни снова -

С тобою Бог, не падай духом никогда!

Учитель:

-Чему учит нас это стихотворение?

Ученики:

-Учит быть твёрдыми в своей вере, не бояться трудностей, преодолевать все преграды и препятствия, помнить, что мы всегда можем найти помощь и поддержку.

Учитель:

-Почему многие люди испытывают боль и страдания?

Ученики:

Есть притча, которая даст ответ на этот вопрос.  (Ученики рассказывают притчу «Разговор о Боге»).

Притча.

Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:

- Если Бог существует, то откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Поэтому лично я не верю в Его существование.

Тогда клиент сказал парикмахеру:

- Знаете, что я Вам скажу? Парикмахеров - не существует.

- Как это не существует?- удивился парикмахер. –Один из них сейчас перед Вами.

- Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог - есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире столько боли и страданий.

1.2.Определение целей и задач урока.

Учитель:

-Определим цели  и задачи нашего урока.  Что мы должны изготовить?

Ученики: 

-Мы должны изготовить творческие проекты;

Учитель:

-Вам будет предложена  информация и иллюстративный материал.  Чему вы  будете учиться?

Ученики:

1)выбирать необходимый материал, подбирать к нему иллюстрации;

Учитель:

-Как интереснее работать всем классом под руководством учителя или самостоятельно  по группам?

Ученики:

-Интереснее работать самостоятельно, по группам.

Учитель:

-Как необходимо работать в группах?

Ученики:

-При работе в группах проявлять уважение к одноклассникам, проявлять умение выслушивать друг друга, договариваться.

Учитель:

Обобщите ваши ответы и определите задачи урока.

Ученики:

1)Научиться выбирать необходимый материал, подбирать к нему иллюстрации;

2)При работе в группах проявлять уважение к одноклассникам, проявлять умение выслушивать друг друга, договариваться.

3)Представить изготовленные проекты на выставке «Человек и Бог в православии». Мы покажем наши работы ребятам из другого класса, родителям, расскажем дошкольникам, которые занимаются в «Школе птенцов» о православии.

2.Закрепление по изученному материалу.

2.1.Деление на группы.

Учитель:

-Какие учебные проекты мы могли бы выполнить в течение урока?

Ученики:

-Выполнить презентацию, поделки, аппликации, рисунки, оформить буклеты, выпустить стенгазету, составить кроссворд,  оформить  материал о храмах Кущёвского района.

Учитель:

-Предлагаю разделиться на группы по желанию и получить конверт с планом работы и заданием.

План работы.

1.Познакомиться с заданием.

2.Распределить обязанности в группе.

3.Выполнить проект, помогая друг другу.

4.Рассказать о своем проекте и показать его другим ребятам.

Задание.

1 группа: «Творческая».

Задание: выполнить поделки, сувениры, рисунки к празднику «Рождество Христово».

2 группа: «Интеллектуальная». 

Задание:  составить  вопросы к словам кроссворда по теме «Рождество».  При работе можно пользоваться толковым словарём русского языка авт. С.И. Ожегов, Большим Энциклопедическим словарём.

3 группа: «Краеведческая». 

Задание: составить буклет о храме.

4 группа: «Поучительная».

Задание:  подобрать иллюстрации к Заповедям  и оформить свой проект.

5 группа: «Гуманитарная».

Задание:  определить значение крылатых выражений, подобрать соответствующую иллюстрацию, оформить свой проект.

6 группа:  «Загадочная»

Задание: оформить свой проект загадок и отгадок в виде презентации.

2.2.Работа с информационными источниками.

Дети изучают задание, план работы, информационный и иллюстративный  материал.

Физкультминутка. Колокольня.

Колокольня – это башня, где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних на духовные дела.

Поднимают руки вверх, покачивают синхронно обеими руками вправо-влево;

Опускают руки вниз.

И в небо стая голубей взметается стрелой,

И крыльями меня обнял Хранитель-Ангел мой.

выполняют маховые движения руками,

обеими руками обхватывают себя.

2.3. Практическая работа по созданию продукта проекта.

Учащиеся распределяют обязанности и работают в группах согласно заданию, плану работы,  поставленным целям и задачам. Учитель оказывает индивидуальную помощь, корректирует работу групп.

2.4. Презентация готового продукта проектной деятельности.

По сигналу учителя (звон колокольчика) учащиеся заканчивают практическую работу  и рассказывают о выполненных проектах. Учащиеся задают вопросы.

Вопросы:

Для  группы 1: «Творческой».

1. Сколько времени прошло со дня рождения Христа? (Христос родился, в субботу 21 сентября 5 года до "новой эры").

2. В каком городе Он родился?          ( В городе   Вифлееме)

3. Как звали отца Иисуса Христа?     (Иосиф)

4. Кому сначала ангелы принесли весть о рождении Христа? (Пастухам, потому что пастухи - просты, добросердечны, и кроме того, по роду деятельности перемещаются на значительные расстояния, имея, таким образом возможность воспринять благую весть и ознакомить с нею большое количество людей.)

5. Кто такие волхвы и как их звали?

 (В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов (Бальтазара — юношей, Мельхиора — зрелым мужчиной, Каспара — седым старцем) и трёх сторон света (Бальтазар — африканец, Мельхиор — европеец, Каспар — представитель Азии).)

Для  группы 2: «Интеллектуальной». 

1.Чтобы выразить свою веру в Бога, что мы делаем? (Крестимся)

2.Кто такие бестелесные, бессмертные духи? (Ангелы)

3.Когда Бог даёт человеку Ангела-Хранителя? (при Святом Крещении)

4.Как мы соединяемся с Богом? (через Причастие)

5.Мать всех людей? (Матерь Божия)

Для  группы 3: «Краеведческой». 

1.Кто такой Иоанн Богослов? 

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев — один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома»

2. Как зовут благочинного Кущёвского храма?

Благочинный Кущевского церковного округа Игумен Юрий (Пальчиков)

3. Кто посещает Храм? (Взрослые и дети, верующие в Бога)

4 Какие посты соблюдают православные люди? ( Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост)

Для  группы 4: «Поучительной».

1.Отец всех людей (Бог)

2.Молитва Ангелу-Хранителю («Святый Ангеле Божий….»)

3.Как называется святая книга? (Библия)

4.Как лица Святой Троицы изображаются на иконах? (В виде трех юношей-Ангелов, сидящих за столом)

5.Божья семья (Церковь)

Для  группы 5: «Гуманитарной».

1.Сколько прошло времени с Рождества до Сретения? (40 дней)

2.Сколько прошло времени с Рождества до Крещения? ( прошло 30 лет)

3. В каких сказках события разворачиваются в Сочельник или на Рождество?  "Ночь под Рождество" Гоголя и "Щелкунчик" Гофмана)

4."Вот в Сочельник самый, в ночь, Бог дает царице дочь" - из какой сказки и кем стала эта дочь? (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

5.Чему учит нас эта сказка?

Для  группы 6:  «Загадочной»

1. С какого времени ведется наше летоисчисление? (С года рождения Иисуса Христа.)

2. Как называется учение Христа? (Евангелие - в переводе с греческого означает «Благая Весть».)

3. Сколько учеников было у Иисуса Христа? (Двенадцать.)

4. Какими деяниями подтверждается божественная сила Христа? (Исцелял слепых, они становились зрячими; прикованные к постели после исцеления вставали на ноги...)

5. В какой день недели умер Иисус? (В пятницу.)

3. Итог урока.

3.1.Подведение итогов проектирования (рефлексия)

Проанализируйте свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану (план записан на доске)

-Меня удивило…

-Мне запомнилось…

-Я считаю, что…

Учитель:

-Сегодня вы выполнили свои творческие проекты, показали свои знания и умения. Мы организуем выставку и покажем ваши проекты взрослым и ребятам.

     Я желаю Вам, добра, взаимопонимания. Уважайте друг друга, любите тот мир, который вас окружает.

3.2.Домашнее задание.

Выполнить рождественскую открытку.

Литература, интернет-источники:

1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

2.Священная библейская история. Ветхий завет. Новый завет/ Архиепископ Вениамин (Пушкарь). – Спб, 2008.

3.Иллюстрированная Библия для детей в пересказе/ протоиерей Александр Соколов. – М.: ЭКСМО, 2015

4.Библия для детей. Сюжеты Ветхого и Нового завета/ составитель Евгения Иванова. – М.: Олма Медиа Групп, 2015

5.Моя Первая Священная Книга/ священник П.Н. Воздвиженский. – М.: Известия, 2009

6.Евангелие в пересказе для детей/ режим доступа: childrensbible.at.ua/load/

Учение Христа

7.https://materinstvo.ru/art/rojdestvenskaya_viktorina Materinstvo.ru

Приложение: кроссворд.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b61dc5c865c57dc425d6ae97b8449e71-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс на тему :"Прямоугольник. Квадрат"

Тема урока: Прямоугольник и квадрат.Цель урока: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.Задачи урока:-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, с...

Разработка урока русского языка в 4 классе в рамках системно - деятельностного подхода в условиях реализации .

Урок русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола" с учетом стандртов второго поколения....

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Организация современного урока в рамках системно - деятельностного подхода

В данной статье описываются особенности организацииурока в условиях системно-деятельностного подхода. Даётсяхарактеристика универсальных учебных действий, перечисля-ются их группы. Описываются принцип...

Выступление на РМО по теме: «Структура урока по ФГОС в рамках системно – деятельностного подхода»

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действ...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....