Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
статья по орксэ (4 класс) на тему
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнообразного иллюстративного материала, в том числе звуко- и видеозаписей. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами русских и зарубежных живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки, понять, как откликаются наши современники на вечные вопросы о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и сострадании, поднимаемые христианством. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный культурологический материал, ведь, как показали исследования, использование ИКТ на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха, 1% – с помощью других органов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_nahodki_v_prepodavanii_kursa_orkse.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрижова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №16»
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ.
Использование песен-притч Светланы Копыловой
на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнообразного иллюстративного материала, в том числе звуко- и видеозаписей. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами русских и зарубежных живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки, понять, как откликаются наши современники на вечные вопросы о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и сострадании, поднимаемые христианством. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный культурологический материал, ведь, как показали исследования, использование ИКТ на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха, 1% – с помощью других органов.
Представление учебного материала в форме презентации с аудио- и видеофрагментами удобны тем, что при подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.
На уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) видеоматериалы могут служить:
- основным источником знаний;
- дополнительным источником знаний;
- иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.
Электронное пособие издательства «Просвещение» по курсу ОРКСЭ (ОПК) объединило в одном электронном образовательном продукте красочные изображения произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями, оно оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры, религии и искусства.
Наряду с привлечением материалов электронного пособия, я использую материалы из интернета (фрагменты мультфильмов, художественных фильмов). Но особый отклик у учеников находят песни-притчи Светланы Копыловой. Может быть, потому, что играют особую роль, так как в них, как и в любой притче, отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения, а музыка и видеоряд воздействуют на ребят особенно.
Эти видеоматериалы могут включаться в разные этапы урока. Я использую песни-притчи чаще всего при объяснении нового материала или как форму закрепления изученного. Ввденной ниже таблице можно увидеть, при изучении каких тем уместно использовать те или иные притчи.
Тема урока | Песня-притча Св. Копыловой |
«Человек и Бог в православии» | «Леонардо да Винчи», «Пастуший тулупчик» |
«Молитва» | «Дар Богу» |
«Священное Писание. Библия и Евангелие» | «Свой крест» |
«Что говорит о человеке православная культура. Подвиги. Подвижничество» | «Бирюзовый платок» |
«Добро и зло в православной традиции. Совесть и раскаяние» | «9 медалей», «Милостив Господь» |
«Христианская этика. Проповедь Христа. Заповеди блаженства» | «Богатый и бедный» |
«Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду» | «Роза», «На мосту», «Робинзон» |
«Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание» | «Кот», «Про собаку», «Окно» |
«Православный храм и другие святыни. Монастырь» | «Бабочка» |
«Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Причастие…» | «Венчальная» |
«Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России» | «Русская земля» |
На уроке «Человек и Бог в православии» мы говорим о том, что Бог создал человека свободным, а вера в Господа вдохновляла и вдохновляет людей на создание прекрасных произведений искусства. И завершает эту беседу песня-притча «Леонардо да Винчи», в которой говорится о создании великим художником фрески «Тайная вечеря» и о человеке, который в разные периоды своей жизни был прототипом Иисуса Христа и предателя Иуды.
На уроке по теме «Молитва» ответом на вопрос «Какой должна быть молитва?» становится другая песня-притча «Дар Богу», помогающая обучающимся сделать вывод, что главными в разговоре с Господом являются искренность, чистосердечие.
Размышляя над такими понятиями, как добродетели и страсти, в качестве иллюстраций я использую притчи «Роза» (о любви), «На мосту» (об унынии и трезвении). Ученикам становится понятно, что одним из способов побороть уныние и желание покончить с собой может быть активная помощь другим.
Разговор о христианской этике выводит нас на такие морально-этические категории, как долг и ответственность, милосердие и сострадание. Песни-притчи о коте и о собаке заставляют вспомнить крылатую фразу Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ведь ответственность – это обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Готовясь к уроку, посвященному православным таинствам, я не смогла найти видеоролик на песню-притчу Светланы Копыловой «Венчальная». Но нарушать систему не хотелось. Поэтому рассказ об одном из семи таинств Православной церкви я проиллюстрировала роликом, который создала сама, обращая внимание учащихся на то, «что Бог сочетал, того человек да не разрушает!»
Гимном нашей стране звучит песня «Русская земля» на одном из последних уроков курса по теме «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России».
В заключение хотелось бы сказать, что существует несколько условий, чтобы использование видеоматериала на уроках было эффективным:
- материал понятен, доступен, интересен детям, т.е. соответствует возрастным особенностям школьников;
- применяется систематически, в течение всего года, так как это создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;
- видео на уроке не развлечение, а материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы.
И я считаю, что использование песен-притч, созданных Светланой Копыловой, приносит огромную пользу обучающимся, потому что эти произведения являются мощным средством воздействия на эмоциональную сторону личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)
Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...
Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ ».
Работа с притчами на уроках ОРКСЭ....
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»
Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи....
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...
Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Статья адресована педагогам курса ОРКСЭ (модуль светская этика)...
«Преподавание курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»Из опыта работы Анисимовой В.В., учителя начальных классов МОУ СОШ №16
Во всем мире дети в первую очередь изучают культуру и духовную традицию той страны, в которой живут. Изучение основ православной культуры - это начало приобщения ребенка к нравственным и культурным це...