Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
методическая разработка (4 класс) по теме

Овсянникова Людмила Николаевна

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику  А.В. Кураева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_13_orkse.docx281.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «золотое правило этики»

Цель: формирование представления о золотом правиле этики, главном правиле человеческих отношений; углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,  как проявление милосердия,

Задачи: познакомить детей с золотым правилом этики; создать условия для совершенствования самостоятельной ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.

Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, что золотое правило этики – главное правило человеческих отношений; задумаются, почему неосуждение – проявление милосердия к человеку; как правильно указать человеку на его ошибки

Основные понятия и термины:  этика, ближний, любовь, раскаяние, неосуждение, милосердие.

Средства: мультимедийная презентация, карточки, учебник, компьютеры, цветные квадраты для оценивания своей работы на уроке

                                                                                                   Ход урока

Этапы урока

                    Деятельность

                    учителя

                          Деятельность

                      ученика

                     Результат

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Мы скорей начнём урок.

Повернитесь к гостям. Посмотрите на выражение глаз. От них струится доброта. Когда мы это замечаем, нам легко и комфортно, мы ничего не боимся.

Юлия Друнина. Доброта (отрывок)

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле.

На уроках мы говорили о добре, как сделать так, чтобы в мире было больше доброты, а не зла. Отправимся с вами дорогою добра, чтобы не сбиться с жизненного пути.

Дети садятся за парты.

Дети слушают.

Личностный:

Наличие мотивации к учебному труду,

 развитие доброжелательности

Метапредметный:

отнесение к известным понятиям

Предметный:

осознание ценности человеческой  жизни

Духовно-нравственное развитие:

нравственно-этический опыт взаимодействия

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

А теперь нам необходимо назвать тему урока и цель. Для этого я прошу вас поработать в парах. Карточка №1.

А)

1.Что лишнее?

Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило

2.Назови слово по его значению  

Как называется наука,  которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Эта наука изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё  вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».

- Что значит выражение «золотое правило»?

Б)Чем же мы сегодня займёмся?

Какова наша цель?

   

Работа в парах.

Дети называют слова:  золотое правило и этика

Формулируют тему:

«Золотое правило этики».

Главное правило в отношениях между людьми.

Узнаем о золотом (главном)  правиле этики,  для чего нам необходимо это правило

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат,развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Предметный:

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный:

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиямианализа и обобщения, отнесение к известным понятиям,построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника

 Духовно-нравственное развитие:

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками

3.

Постановка учебной задачи.

Откройте учебники на с.46

Что вы узнаете на уроке?

Какие слова вас заинтересовали?

Слайд 1. Тема, цель.

Представьте, что на улице поднялся ветер  и несёт тебе в лицо пыль и мусор. Неужели вы раскроете глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом …Какая вам польза от того, что вы слышите?

 А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас…

Что же сказал Христос? Найдите в тексте и прочитайте.

Слайд

Мы с вами изучаем модуль «Основы православной культуры». Как же это правило называется у православных христиан?

 Слайд (Золотое правило – видео.)

В другом виде это правило звучит:  Слайд       «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.»

А чего бы вы хотели  и не хотели для себя? Возьмите карточки №2 и поставьте знаки + и -.

Я хотел(а)  бы, чтобы…

Меня любили, обижали, дразнили, прощали, осуждали, не осуждали, понимали, ненавидели, доверяли, били, обзывали, сплетничали, помогали

- Ребята, как выдумаете, это правило касается только православных  христиан?

- Значит, этого правила  должны придерживаться все люди планеты независимо от того,  представителями  какой религиозной или светской культуры они являются.

Прочитаем высказывания древнейших мудрецов

Слайд. 

  •  Будда : «Не делай другим того, что сам считаешь злом»
  • Конфуций: «Только добро ведет к счастью»
  • Ману: «Не делай другим того, что причинило бы тебе боль»

Стихотворение читают дети

Полюби другого сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

Дети читают и отвечают: «Главное правило человеческих отношений.

Что такое неосуждение.

 

Золотое правило этики.

Работают с карточками самостоятельно.

Всех людей, живущих в обществе.

Дети читают стихотворение

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям

Предметный:

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии, знание, понимание и принятие ценностей православной культуры

Метапредметный:

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач,

 Духовно-нравственное развитие:

Уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков, первый опыт межкультурной коммуникации, уважительное отношение к традиционным религиям

5.

Построение проекта выхода из затруднения.

Ребята, а вы всегда правильно поступаете? Вы признаете ошибки? Вы хотите, чтобы о вас сплетничали?

-Сплетник часто переносит на другого ту грязь, которая есть в нём самом, приписывает другим то,  в чём сам грешен.

Чтобы уберечь себя от сплетен, от осуждения, надо помнить о своих собственных ошибках и недостатках.

Поработайте в группах (задания на карточках №3)

1группа

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

   Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить – забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не  грешил»

Люди задумались. Каждый вспомнил что-то своё. И все тихо разошлись.

Почему люди не поступили по закону того времени?

2группа

Однажды святого старца пригласили обсудить, как наказать согрешившего монаха. Он отказался, но потом пошёл, повесив на плечо дырявую корзинку с песком.

- Что это такое? – спросили его.

- Это грехи мои сыплются позади меня, - отвечал старец, - я не смотрю на них, а иду судить чужие грехи.

Как вы думаете, чем закончилась эта притча?

Слайд-видео «Не суди…»

Работа в группах.

Дети работают с карточками.

Братия приняла позицию старца, согрешившего не стали  наказывать

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, бережное отношение к духовным ценностям, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам людей

Предметный:

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный:

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, овладение навыками смыслового чтения, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества

 Духовно-нравственное развитие:

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков

6.

Физминутка.

Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.

Руку дай соседу слева.

Руку дай соседу справа.

Мы одна семья.

Улыбнись соседу слева.

Улыбнись соседу справа.

Мы одна семья.

Ты прижмись к соседу слева.

Ты прижмись к соседу справа.

Мы одна семья.

Ты погладь соседа слева.

Ты погладь соседа справа.

Мы одна семья.

Выполняют упражнения

7.

Первичное закрепление.

- Назовите антоним слова осуждение.

Объясните эту формулировку.

Найдите в учебнике определение слова неосуждение.

Слайд

Прочитайте примеры, объясняющие  проявление милосердия к человеку, т.е. пример неосуждения.

Давайте смоделируем формулу неосуждения

Двойная модель человека: тёмная и белая. Расцепите человечков. Белая фигура – это сам человек, а тёмная фигура – это его плохие поступки.

Человек и его дурной поступок – не одно и то же.

Дурной поступок можно исправить. В православии  есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех»

Что значит любить грешника?

 Найдите ответ в учебнике.

Так научимся же прощать друг друга.

Слайд

неосуждение

с.47

это проявление милосердия к человеку.

Расцепляют модели.

Ответы детей

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат, наличие мотивации к учебному труду, работа на результат, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, , развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Предметный:

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный:

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, умение осуществлять информационный поиск, овладение навыками смыслового чтения

Духовно-нравственное развитие:

Уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков

8.

Закрепление изученного.

   1.Электронное тестирование (диск к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»)

2. Правило этики - это требование ко всем участникам  какого-либо действия. За выполнение правила предусмотрено поощрение, а за невыполнение – наказание.

Нравственность -  это те нравы, нормы поведения, которых придерживаются люди в своей жизни.

Исходя из золотого правила этики, нравственности, дополните высказывания.

Слайд

Не забирать, а…

Не кричать, а…

Не ломать, а …

Не прятать, а ...

2. «Договори пословицу» (каждому ученику)

Этика  - это понятие добра и зла. Составьте пословицы о добре. Карточка №4

Добро любит, зло…

Добро красиво, зло…

Добро спокойно, зло …

Добро помогает, зло…

Добро миролюбиво, зло…

Добро прощает, зло…

Добро радостно, зло…

Слайд    Песня «Дорога добра»

Дети  хором называют

слова, делают вывод.

давать

говорить спокойно

строить, создавать

делиться

ненавидит

уродливо

раздражается

топит

агрессивно

злопамятно

хмурится

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат, развитие самостоятельности, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Предметный:

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный:

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, вносить соответствующие коррективы, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества

 Духовно-нравственное развитие:

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, уважительное отношение к религии, ценностное отношение к учебному труду

9

Рефлексия деятельности (итог урока)

– Что нового вы узнали на уроке?

-   Понравился ли вам урок?

- Где испытывали трудности?

- За что бы ты похвалил себя на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Слайд

Ответы детей.

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Предметный:

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный:

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Духовно-нравственное развитие:

уважительное отношение к религии, ценностное отношение к учебному труду

Карточка №1.

1.Что лишнее?

Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило

2.Назови слово по его значению.  

Как называется наука,  которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Эта наука изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё  вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».

Из лишнего сочетания первого задания и слова второго задания составь тему урока.

Карточки №2

Поставьте знаки + и -.

Я хотел(а)  бы, чтобы меня …

любили                             не осуждали                    обзывали

 обижали                           понимали,                        сплетничали,

дразнили                           ненавидели                       помогали

прощали                            доверяли                           обзывали

осуждали                           били                                  унижали          

Карточка  №3

1группа

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

   Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить – забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил»

 Люди задумались. Каждый вспомнил что-то своё. И все тихо разошлись.

Почему люди не поступили по закону того времени?

Карточка № 3

2 группа

Однажды святого старца пригласили обсудить, как наказать согрешившего монаха. Он отказался, но потом пошёл, повесив на плечо дырявую корзинку с песком.

- Что это такое? – спросили его.

- Это грехи мои сыплются позади меня, - отвечал старец, - я не смотрю на них, а иду судить чужие грехи.

Как вы думаете, чем закончилась эта притча?

Карточка №4       Найди продолжение пословицы.

Добро любит, зло…                          

раздражается, ненавидит,  уродливо, топит, злопамятно, хмурится, агрессивно

Карточка №4       Найди продолжение пословицы.

Добро красиво,  зло…                      

Раздражается, ненавидит, уродливо, топит, злопамятно, агрессивно, хмурится

Карточка №4     Найди продолжение пословицы.

Добро спокойно, зло …

Раздражается, ненавидит, уродливо, топит, злопамятно, агрессивно, хмурится

Карточка №4     Найди продолжение пословицы.

Добро помогает, зло…

Раздражается, ненавидит, уродливо, топит, злопамятно, агрессивно, хмурится

Карточка №4 Найди продолжение пословицы.

 Добро миролюбиво, зло…

Раздражается, ненавидит, уродливо, топит, злопамятно, агрессивно, хмурится

Карточка №4      Найди продолжение пословицы.

 Добро прощает, зло…

Раздражается, ненавидит, уродливо, топит, злопамятно, агрессивно, хмурится

Карточка №4                Найди продолжение пословицы.

Добро радостно, зло

Раздражается, ненавидит, уродливо, топит, злопамятно, агрессивно, хмурится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

Урок по основам православной культуры 4 класс. Тема «Икона- окно в вечность»

Конспект урока по ОПК 4 класс. Тема урока "Икона-окно в вечность". К уроку есть презентация. Цель: помочь осознать важность духовного мира человека через обращение к иконе.Задачи:- дать...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...