План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»
Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1 . Создать условия (организационные, содержательные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2 . Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
3 . Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 25.31 КБ |
презентация к уроку | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»
Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1 . Создать условия (организационные, содержательные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2 . Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
3 . Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.
План урока:
1 . Актуализация знаний.
2 . Изучение нового материала.
3 . Рефлексия деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
Знать:
- Определение понятий «добро», «зло», «совесть»;
- Что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
- Что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
Уметь:
- Характеризовать критерии морального поведения;
- Находить пути исправления ошибок;
- Доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;
- Обосновывать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиции морально-эстетических категорий добра и зла;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
- Участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
Оснащение: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, раздаточный материал.
Ход урока
1 . Организационный момент (психологический настрой)
Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно уже прохлада дышит.
Нам здесь уютно: ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Отправляемся в мир православной культуры.
2 . Актуализация знаний
Учитель: Я расскажу вам притчу «Бабочка» (под успокаивающую музыку).
Слайд№2 изображение города с Мастером
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил.
Слайд№3 изображение бабочки на ладони
-Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-Все в твоих руках…
3 . Постановка проблемы
Учитель: вопросы учащимся:
- Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить).
- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло. Вывешиваем на доску карточку со словом «Зло»).
- А сохранение ее жизни? (это добро. Вывешиваем на доску карточку со словом «Добро»).
4. Сообщение темы урока
Учитель: - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Учащиеся: - Добро и зло.
Вступительное слово учителя: - Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли и будут размышлять, наверное, вечно. Но уже в древние времена было известно, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти вопросы, на эти непростые вопросы:
- Что делает человека добрым и злым?
- Каким человеком вы бы хотели видеть себя?
5 . Постановка вопросов для обозначения целей урока
Учащиеся предполагают цели урока, затем цели урока высвечиваются на слайдах № 4-7.
6 . Беседа
Учитель: - Как вы думаете, что такое добро? (Заслушиваются ответы учащихся. Добро – это мама, солнце, улыбка, хорошее настроение, любовь, милосердие, умение простить, забота, щедрость, трудолюбие, ласка…)
7 . Работа в парах
Учитель раздает каждое паре лист с изображением доброго и злого человечка. Дает задание ученикам – написать рядом характеристики.
8 . Работа со словарями
- С.И. Ожегова выясняются значения слов «добро» и «зло»
- с электронным
9. Беседа с обучающимися
Учитель: - А кто из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к этим словам? Слайд№8
Учитель: - В православии нарушение Заповедей называется грехом. Вспоминает 10 заповедей. Слайды № 9-18
- Так что же такое грех? Слайд № 19
10 . Физминутка
Учитель: - А сейчас я прошу вас расслабиться, закрыть глаза и послушать очень интересный рассказ. (под спокойную успокаивающую музыку)
Осколки в сердце. Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехав в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит там же на месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
-Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.
-Откройте глаза.
11. Анализ произведения
- Какие 2 ключевых слова вы услышали? (совесть и раскаяние)
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.
- Скажите, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
- 50 лет человека мучила совесть и, несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.
- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? (Раскаяться)
- Что такое совесть? Слайды № 21-22
- Как совершается исцеление от греха? (Раскаяться) Слайды № 23-25
- Запомните алгоритм раскаяния Слайд № 26
12 . Работа в группах. Работа с компьютером
Формируется 4 группы учащихся. Раздаются каждое группе карточки «Исправь свою ошибку делом»
В левом столбике напечатаны злые поступки человека :
-украл,
-солгал,
-пожадничал,
-сказал злое слово . Слайд № 27
А в правом – как надо их исправить?
-верни,
-скажи правду,
- подари,
- попроси прощения.
Учащиеся заполняют правый столбик. Затем от группы выходит лидер и печатает на компьютере (изображение выведено на мультимедийный проектор) слова из правого столбика. По одному от группы.
(Выстраивается алгоритм поведения человека после его раскаяния в совершении безнравственного поступка).
Слово высвечивается на экране. Идет обсуждение.
Учитель: - Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит. (Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).
- Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: «От зла можно закрыться только добром!»
13 . Вернемся изречению мудрого Мастера – «… Все в твоих руках». Как вы сможете их объяснить? (Ответы учащихся).
-В помощь можно вспомнить пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
14. Заключительное слово учителя:
- Помните, что Человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен его сосуд – добром или злом – зависит только от воли самого человека. Впредь постарайтесь не обвинять друг друга, сосредоточьте внимание на добром и на том, что в ваших отношениях с друзьями и близкими изменилось к лучшему. Вы готовы уже сейчас исправить ошибки за свои поступки, мысли, слова?
15 . Итог урока
Рефлексия с использованием таблицы. (Дети заполняют таблицу. Ответы 2-3 детей по желанию озвучиваются. Заполненные детьми таблицы сдаются для дальнейшей обработки для планирования последующих занятий)
Знал | Не знал | Узнал |
16. Домашнее задание
- У каждого на столе лежит необычное сердце: с одной стороны оно розовое, а с другой – серое. На серой стороне запиши грех (зло), который ты совершил, скажем, вчера и сегодня, а на розовой стороне – то, как следует поступить по совести. Можешь отдать сердечки тому, кого ты обидел. Вот увидишь, ты будешь непременно прощен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое зло? Какие его проявления?
Что такое добро и что входит в это понятие?
Почему нужно стремиться к доброму и избегать зла?
Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
В православии ДОБРО – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. ЗЛО – это то, что удаляет от добрых целей , губит душу человека.
Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
Не произноси имени Бога понапрасну . «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.
У слова зло в православии есть синоним: грех . Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением .
Что такое Совесть ?
Что такое Совесть Совесть - это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Совесть – внутренний советчик и судья. Даже когда нет государственного закона, указывающего как себя вести в данной ситуации, и нет никакого контроля, совесть подсказывает, что честно. А что бесчестно.
Раскаяние
Как вы думаете, кто или что указывает человеку на его грех? Родители Учитель Полиционер Совесть
Работа в группах Три шага в раскаянии : 1.Согласие со своей совестью 2.Исправление своей ошибки 3.Покаянные молитвы
Алгоритм раскаяния Осознать ошибку Попросить прощения Сходить на исповедь и покаяться перед Богом
Исправь свою ошибку делом: Украл Солгал Пожадничал Сказал злое слово Верни Скажи правду Подари Попроси прощения
Всё в Ваших руках …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.
Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ....
План-конспект урока русского языка. Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»
План-конспект урока русского языкаКласс: 3 Учебник (УМК): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., («Школа России&raq...
План-конспект урока, 3 класс, тема урока: "Комнаты в моей квартире", УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”3 ч.2)
План-конспект урока по теме: " Комнаты в моей квартире", 3 класс, УМК "Английский в фокусе (Spotlight 3 ч.2)...