Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103
Курс ОКРСЭ
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Урок 14 «Искусство в религиозной культуре »
Выполнила: Резаева Татьяна Михайловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ОРКСЭ | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103
ул. Верхне-Печерская, д. 10, г. Нижний Новгород, 603087
тел. 460-88-10, 460-88-01
Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики
Курс ОРКСЭ
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)»
Автор работы:
учитель начальных классов без категории
Резаева Татьяна Михайловна
8-910-120-22-63
Нижний Новгород
2015г.
Урок 14. Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала
Цель урока: Дать представление об искусстве разных религий через разные формы деятельности
Задачи урока:
1. Обучающая:
научить детей распознавать, к какой религии (мусульманской или православной) относится то или иное произведение искусства религиозного характера
2. Развивающая:
Развивать творческие способности учащихся
3. Воспитательная:
Воспитать эстетические чувства, толерантность, любовь к Родине.
Виды деятельности:
- беседа;
- комментированное чтение;
- устный рассказ на тему;
- работа с иллюстративным материалом;
- самостоятельная работа с источниками информации;
- творческие задания;
-подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: религиозная культура, искусство, икона, каллиграфия, арабеска.
Словарик к уроку:
- Искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
- Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
- Культура - это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей.
Средства наглядности:
- репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города;
- выставка предметов христианской и исламской религий;
- мультимедийная проектор (для работы с электронным пособием к учебнику и демонстрации презентационного материала);
-демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
- карточки;
учебник для учащихся.
Основные вопросы урока:
- Что такое духовный мир человека?
- Роль искусства в религиозных культурах христианства, ислама;
- Формы искусства в религиозных культурах России;
Технологии:
- развивающего и проблемного обучения, деятельностного подхода, ИКТ, здоровье сберегающие.
Методы обучения:
работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, частично поисковый метод, создание ситуации успеха, контроля.
Группы формируемых компетенций:
Социальные, коммуникативные, информационные, технологические, рефлексивные.
Формирование УУД:
Личностные:
- осознание культурной идентичности, уважение к культуре народа.
Познавательные:
- поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, создание способов решения проблем, доказательство.
Регулятивные:
- целеполагание, оценивание степени успешности.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, понимать позицию другого, работать в парах, группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.
Личностные:
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа.
Метапредметные:
- готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками.
Формы работы:
Фронтальная, групповая, парная.
Приемы: Синквейн, Инсерт.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин)
- Ребята мы с вами попали в мастерскую религиозных искусств. Вслушайтесь в звуки музыки, (играют музыкальные отрывки: псалом, пиют, каввали, гимн), всмотритесь в репродукции картин и иллюстрации на доске.
- По какому принципу объединены иллюстрации на доске?
(3 группы – основатели религий, религиозные книги, священные сооружения)
- Попробуйте определить принадлежность к той или иной религии?
(4 группы – буддизм, ислам, христианство, иудаизм)
- Молодцы! Хорошо дома повторили предыдущую тему.
II. Введение в тему (4 мин)
- Эпиграфом к нашему уроку сегодня послужат такие слова:
Музыкой найдена, Боже, Твоей,
Господи, увековечь меня в ней.
Музыка неба — в вечность полет смычка,
Музыка счастья — на века.
Эта свеча — во мраке глаза любви,
Музыка Бога — только живи.
- Как вы их понимаете?
- Все что мы с вами видим и слышим сейчас в мастерской - это разновидности искусства. А что же такое искусство? Давайте вспомним.
- Искусство - (от др.-русск. или ст.-слав. искусъ - опыт, истязание) — образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции
- Давайте откроем тетради и запишем вопрос: «Рассматривая священные сооружения и другие предметы искусств, можно ли определить к какой конфессии они относятся? (мусульманской или православной)»
- Но ответ вы мне попробуете сформулировать только к концу урока.
III. Сообщение темы (1 мин)
- Вы наверное уже догадались, что тема нашего сегодня урока – Искусство в религиозных культурах христианство и ислам.
IV. Физ.минутка (2 мин)
Глазодвигательная гимнастика
V. Изучение нового материала (15 мин)
1. Ознакомление с искусством в религиозной культуре христианства.
а) Просмотр презентационного материала «Христианство».
Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре — ответить на вопросы:
- Какие три направления есть в Христианстве? (католицизм, протестантизм, православие)
- Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых)
Обсуждение выполненного задания.
б) Работа по учебнику страницы 34 - 35.
- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве?
в) Рассказ учителя о том, как пишут иконы (по материалу рубрики «Это интересно» в учебнике), знакомство с картинами в Третьяковской галереи.
- Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых и т.д.
2. Ознакомление с искусством в религиозной культуре ислама.
а) Просмотр презентационного материала «Ислам».
Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре — ответить на вопросы:
- Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)
- Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)
б) Работа по учебнику страницы 35 - 36.
- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам?
в) Просмотр слайда и прослушивание аудио записи Первой суры Корана.
- Посмотрите как при помощи каллиграфии записана Первая сура Корана АльФатиха и прослушайте её.
3. Просмотр интерактивной модели «Религия и искусство» в электронном учебном пособии.
- 1. При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. Искусству часто придается особый религиозный смысл.
2. Среди христиан получили распространение изображения Христа, Его Матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами (от греческого «образ», «изображение»).
3. Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей христианского искусства. Считается, что в иконе, сделанной по всем правилам, незримо присутствует тот, кто на ней изображен, — Иисус Христос или святые.
4. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён – Иисусу Христу, Богоматери, святым.
5. Ислам запрещает изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану, поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии.
6. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения.
7. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.
VI. Актуализация знаний (8 мин)
1. Работа в группах по 4 человека. Отгадывание теста по теме «Священные сооружения»:
1. Как называется государство, в котором мы живем?
А. Россия
Б. Русь
В. Московия
2. Что означает слово «религия»?
А. Служить
Б. Поклонятся
В. Связывать, соединять.
3. Что является первобытными верованиями?
А. Ислам и буддизм
Б. Иудаизм и христианство
В. Верования древних людей.
4. Какие религии относятся к мировым?
А. Индуизм и иудаизм
Б. Религии Древней Греции и Рима
В. Христианство, ислам и буддизм.
5. Какие религии являются национальными?
А. Христианство
Б. Индуизм и иудаизм
В. Ислам, буддизм
6. Где зародился ислам?
А. Индия
Б. Персия
В. Аравийский полуостров
7. В чем заключается спасение человека с точки зрения буддистов?
А. В оправдании на страшном Суде
Б. В очищении от грехов
В. В освобождении от страданий
8. Чему учит Евангельская притча о блудном сыне?
А. Грех остается безнаказанным
Б. Раскаяние восстанавливает связь человека с Богом
В. Бог не прощает грешника.
9. Что такое мечеть?
А. Здание для молитвы у христиан
Б. Здание для молитвы у мусульман
В. Здание для молитвы в буддизме
10. Как переводится слово «Синагога»
А. Дом собраний
Б. Еврейский храм
В. Большой дом
11. Где молятся христиане?
А. В синагоге
Б. В храме
В. В мечете
2. Взаимопроверка выполненной работы между группами (за каждое правильно отгаданное слово начисляется 1 балл, группа с наибольшим количеством баллов награждается аплодисментами).
VII. Первичное закрепление (7 мин)
- Составляем синквейн со словом «Икона» и записываем его себе в тетрадь. (Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VIII. Рефлексия. Домашнее задание (2 мин)
Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре христианства» и «Искусство в религиозной культуре ислама» (по выбору).
Придумать и проиллюстрировать свой собственный сложный орнамент.
IX. Подведение итогов. Заключительная беседа (5 мин)
- Пришло время покинуть мастерскую религиозных искусств.
- Давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Рассматривая священные сооружения и другие предметы искусств, можно ли определить к какой конфессии они относятся? (мусульманской или православной)»
(Можно, если знать особенности, традиции в искусстве той или иной религии)
- Оценим ваши достижения.
(учитель дает устную оценку, а затем при помощи тайного голосования избираются три лучших ученика, которые вывешиваются на доску почета до следующего урока)
Список использованной литературы:
1. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.
2. Культурология: Курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф, 2000. – 246 с.
3. Культурология. История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001. – 587 с.
4. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – 288 с., ил
5. УМК Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов/- 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по "Основам мировых религиозных культур" Тема урока: "Священные сооружения"
Сценарный материал урока по теме " Священные сооружения"...
уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"
Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....
Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс
Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...
"К мудрости ступенька". Обобщающий урок. Модуль: основы мировых религиозных культур.
Форма организации урока: групповаяЦель: обобщение и закрепление знаний учащихся.Задачи:общеучебные:находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках...
Методическая разработка.Технологическая карта урока по теме «Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами».Разработана учителем начальных классов Титовой Е.В.
Урок по УМК "Школа 21 века....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Основы мировых религиозных культур Тема: Паломничества и святыни
Создание условий для усвоения знаний по теме «Паломничества и святыни»Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; срав...
Открытый урок по Основам мировых религиозных культур Тема: Священные сооружения.
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.Задачи:-сформировать представление об основных священных сооружениях мировых ...