Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Резаева Татьяна Михайловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103

 

 

 

Курс ОКРСЭ


Модуль: Основы мировых религиозных культур

 

 

Урок 14 «Искусство в религиозной культуре  »

 

Выполнила: Резаева Татьяна Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по ОРКСЭ44.47 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103

ул. Верхне-Печерская, д. 10,  г. Нижний Новгород, 603087

тел. 460-88-10, 460-88-01

Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики

Курс ОРКСЭ

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)»

                                                   Автор работы:                                                                  

                                                  учитель начальных классов без категории

 Резаева Татьяна Михайловна                                      

                                                                           8-910-120-22-63

Нижний Новгород

2015г.

Урок 14. Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала

Цель урока: Дать представление об искусстве разных религий через разные формы деятельности

Задачи урока:

1. Обучающая:

научить детей распознавать, к какой религии (мусульманской или православной) относится то или иное произведение искусства религиозного характера

2. Развивающая:

Развивать творческие способности учащихся

3. Воспитательная:

Воспитать эстетические чувства, толерантность,  любовь к Родине.

Виды деятельности:

-  беседа;

- комментированное чтение;

- устный рассказ на тему;

- работа с иллюстративным материалом;

- самостоятельная работа с источниками информации;

- творческие задания;

-подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: религиозная культура, искусство, икона, каллиграфия, арабеска.

Словарик к уроку:

  • Искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры  человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
  • Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
  • Культура - это правила, нормы, обычаи, проведение праздников,  встречи      гостей.

Средства наглядности:

- репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города;

 - выставка предметов христианской и исламской религий;

- мультимедийная проектор (для работы с электронным пособием  к учебнику и демонстрации презентационного материала);

-демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

- карточки;

учебник для учащихся.

Основные вопросы урока:

  • Что такое духовный мир человека?
  • Роль искусства в религиозных культурах христианства, ислама;
  • Формы искусства в религиозных культурах России;

Технологии:

- развивающего и проблемного обучения,  деятельностного подхода, ИКТ, здоровье сберегающие.

Методы обучения:

работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, частично поисковый метод, создание ситуации успеха, контроля.

Группы формируемых компетенций:

Социальные, коммуникативные, информационные, технологические, рефлексивные.

Формирование УУД:

Личностные:

  • осознание культурной идентичности, уважение к культуре народа.

Познавательные:

  • поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, создание способов решения проблем, доказательство.

Регулятивные:

  • целеполагание, оценивание степени успешности.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, понимать позицию другого, работать в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.

Личностные:

  • осознание своей   этнической принадлежности, знание   культуры своего народа.

Метапредметные:

  • готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками.

Формы работы:

Фронтальная, групповая, парная.

Приемы: Синквейн, Инсерт.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

- Ребята мы с вами попали в мастерскую религиозных искусств. Вслушайтесь в звуки музыки, (играют музыкальные отрывки: псалом, пиют, каввали, гимн), всмотритесь в репродукции картин и иллюстрации на доске.

- По какому принципу объединены иллюстрации на доске?

(3 группы – основатели религий, религиозные книги, священные сооружения)

- Попробуйте определить принадлежность к той или иной религии?

(4 группы – буддизм, ислам, христианство, иудаизм)

- Молодцы! Хорошо дома повторили предыдущую тему.

II. Введение в тему (4 мин)

- Эпиграфом к нашему уроку сегодня послужат такие слова:

Музыкой найдена, Боже, Твоей,

Господи, увековечь меня в ней.

Музыка неба — в вечность полет смычка,

Музыка счастья — на века.

Эта свеча — во мраке глаза любви,

Музыка Бога — только живи.

- Как вы их понимаете?

- Все что мы с вами видим и слышим  сейчас в мастерской - это разновидности искусства. А что же такое искусство? Давайте вспомним.

- Искусство -  (от др.-русск. или ст.-слав. искусъ - опыт, истязание) — образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции

- Давайте откроем тетради и запишем вопрос: «Рассматривая священные сооружения и другие предметы искусств, можно ли определить к какой конфессии они относятся? (мусульманской или  православной)»

- Но ответ вы мне попробуете сформулировать только к концу урока.

III. Сообщение темы (1 мин)

- Вы наверное уже догадались, что тема нашего сегодня урока – Искусство в религиозных культурах христианство и ислам.

IV.  Физ.минутка (2 мин)

Глазодвигательная гимнастика

V. Изучение нового материала (15 мин)

1.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре христианства.

а) Просмотр презентационного материала «Христианство».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре — ответить на вопросы:

Какие три направления есть в Христианстве? (католицизм, протестантизм, православие)

Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых)

Обсуждение выполненного задания.

б) Работа по учебнику страницы 34 - 35.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве?

в) Рассказ учителя о том, как пишут иконы (по материалу рубрики «Это интересно» в учебнике), знакомство с картинами в Третьяковской галереи.

- Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых и т.д.

2.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре ислама.

а) Просмотр презентационного материала «Ислам».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре — ответить на вопросы:

- Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)

- Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)

б) Работа по учебнику страницы 35 - 36. 

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам?

в) Просмотр слайда и прослушивание аудио записи Первой суры Корана.

- Посмотрите как при помощи каллиграфии записана Первая сура Корана АльФатиха и прослушайте её.

3.      Просмотр интерактивной модели «Религия и искусство» в электронном учебном пособии.

- 1. При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. Искусству часто придается особый религиозный смысл.

2. Среди христиан получили распространение изображения Христа, Его Матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами (от греческого «образ», «изображение»).

3. Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей христианского искусства. Считается, что в иконе, сделанной по всем правилам, незримо присутствует тот, кто на ней изображен, — Иисус Христос или святые.

4. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён – Иисусу Христу, Богоматери, святым.

5. Ислам запрещает изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану, поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии.

6. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения.

7. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.

VI. Актуализация знаний (8 мин)

1. Работа в группах по 4 человека. Отгадывание теста по теме «Священные сооружения»:

1. Как называется государство, в котором мы живем?

А. Россия

Б. Русь

В. Московия

2. Что означает слово «религия»?

А. Служить

Б. Поклонятся

В. Связывать, соединять.

3. Что является первобытными верованиями?

А. Ислам и буддизм

Б. Иудаизм и христианство

В. Верования древних людей.

4. Какие религии относятся к мировым?

А. Индуизм и иудаизм

Б. Религии Древней Греции и Рима

В. Христианство, ислам и буддизм.

5. Какие религии являются национальными?

А. Христианство

Б. Индуизм и иудаизм

В. Ислам, буддизм

6. Где зародился ислам?

А. Индия

Б. Персия

В. Аравийский полуостров

7. В чем заключается спасение человека с точки зрения буддистов?

А. В оправдании на страшном Суде

Б. В очищении от грехов

В. В освобождении от страданий

8. Чему учит Евангельская притча о блудном сыне?

А. Грех остается безнаказанным

Б. Раскаяние восстанавливает связь человека с Богом

В. Бог не прощает грешника.

9. Что такое мечеть?

А. Здание для молитвы у христиан

Б. Здание для молитвы у мусульман

В. Здание для молитвы в буддизме

10. Как переводится слово «Синагога»

А. Дом собраний

Б.  Еврейский храм

В. Большой дом

11. Где молятся христиане? 

А.  В синагоге

Б. В храме

В. В мечете

2. Взаимопроверка выполненной работы между группами (за каждое правильно отгаданное слово начисляется 1 балл, группа с наибольшим количеством баллов награждается аплодисментами).

VII. Первичное закрепление (7 мин)

- Составляем синквейн со словом «Икона» и записываем его себе в тетрадь.  (Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VIII. Рефлексия. Домашнее задание (2 мин)

Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре христианства» и «Искусство в религиозной культуре ислама» (по выбору).

Придумать и проиллюстрировать свой собственный сложный орнамент.

IX. Подведение итогов. Заключительная беседа (5 мин)

- Пришло время покинуть мастерскую религиозных искусств.

- Давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Рассматривая священные сооружения и другие предметы искусств, можно ли определить к какой конфессии они относятся? (мусульманской или  православной)»

(Можно, если знать особенности, традиции в искусстве той или иной религии)

- Оценим ваши достижения.

(учитель дает устную оценку, а затем при помощи тайного голосования избираются три лучших ученика, которые вывешиваются на доску почета до следующего урока)

Список использованной литературы:

1. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.

2. Культурология: Курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф, 2000. – 246 с.

3. Культурология. История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001. – 587 с.

4. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – 288 с., ил

5. УМК Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов/- 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...

"К мудрости ступенька". Обобщающий урок. Модуль: основы мировых религиозных культур.

Форма организации урока: групповаяЦель: обобщение и закрепление знаний учащихся.Задачи:общеучебные:находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Основы мировых религиозных культур Тема: Паломничества и святыни

Создание условий для усвоения знаний по теме «Паломничества и святыни»Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; срав...

Открытый урок по Основам мировых религиозных культур Тема: Священные сооружения.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.Задачи:-сформировать представление об основных священных сооружениях мировых ...