«Род и семья – исток нравственных отношений». Модуль «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Тема раскрывает содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_v_4_kl._rod_i_semya-istok_nravstvennyh_otnosheniy.docx | 125.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы УМК по предмету».
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о семье и семейных ценностях
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни семьи,
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества
— обосновывать свои суждения,
Работа с информацией:
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для анализа и оценки жизненных ситуаций,
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
- раскрывать содержание понятий «род», «фамилия», «родословная», «семейные ценности»;
- расширять представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии.
Виды деятельности:
- беседа,
- устный творческий рассказ на тему,
- подготовка творческой беседы с членами семьи,
- творческая работа учащихся, практическая работа,
- работа с учебником
- комментированное чтение,
- самостоятельная работа с источниками информации
Форма урока: работа в группах, в парах.
Основные термины и понятия: семья, род, родословная, герб семьи, семейные ценности, семейные праздники, реликвии.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска,
бумажные «кирпичики» и маркеры для записи качеств,
иллюстрация дома, шаблоны ромашек
магниты
Планируемые результаты обучения:
-учащиеся узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;
-познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
-будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
-усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в парах.
Тип урока: урок усвоение новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент
- Сегодня на уроке мы будем говорить о самом главном в жизни человека.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением.
2. Введение в тему урока
- Кому посвящен этот памятник, установленный в Архангельске на набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы? (Святым Петру и Февронии).
- Что он символизирует? (семью, любовь, верность).
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О семье)
- Какие главные вопросы мы можем обсудить? (Зачем человеку семья? Какова главная цель рода и семьи?)
3.Актуализация
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «семья»?
Работа с источниками информации (словари, учебник)
Работа со словарем по группам:
1 группа. Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
2 группа. Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.
На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- Когда мы отмечаем Всероссийский день семьи? (8 июля)
- Какой цветок стал символом праздника? (Ромашка - полевой цветок издревле считался на Руси символом любви).
4. Постановка учебной задачи:
- В конце урока мы попытаемся определить, какую семью можно считать крепкой.
Практическая работа: У вас на столах лежат ромашки. На лепестках укажите членов вашей семьи.
-Что будет обозначать сердцевинка цветка? («семья»)
5.Работа с источниками информации
Работа с учебником (с. 38)
- С понятием «семья» неразрывно связано понятие «род». Найдите в учебнике определение этого слова.
- Существует ли сегодня понятие рода?
- Подберите слова, соответствующие по смыслу слову род. (Родство, родители, родственники, Родина, народ, родословная)
- Иногда вместо понятия «семья», «род» используют слово «фамилия». Оно латинского происхождения и означает общее имя для членов семьи. То есть фамилия - это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.
-Знаете ли вы о происхождении своей фамилии? (Рассказы учеников)
6. Открытие новых знаний. Работа с учебником.
6.1.Происхождение фамилий.
-Найдите информацию о происхождении некоторых фамилий в учебнике (Самостоятельное чтение текста)
-Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Попросите помощи у своих родителей.
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Движения по тексту:
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
6.2. У каждого государства есть свои символы. Назовите их. (герб, флаг, гимн)
- Как вы думаете, а есть ли символы у семьи?
- Что изображается на родовых и семейных гербах? Найдите ответ в учебнике. Рассмотрите родовой герб Багратионов. Чем гордилась эта семьи?
6.3. - У каждой семьи есть своя история: ее прошлое, настоящее и будущее.
- Как называется «цепочка» из разных поколений людей, связанных одним предком? (Родословная)
- Найди информацию о родословной в учебнике.
- Рассмотрите в учебнике родословную Пушкина.
- Как вы считаете, зачем люди узнают свою родословную?
- А каким получится ваше родословное древо? Дома с помощью родителей можете нарисовать его. Начните с себя. Запомните: каждое поколение изображается на одной линии
7. Послушайте стихотворение А. Барто. Разговор с дочкой
- Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
- Мёрзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, ещё мала,-
Вздохнула мать устало.
- А дочь кричит:
-Я поняла!—
И тащит одеяло.
- О какой теплоте говорила мама? (О душевной.)
- Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?
Итак, настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та, где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие трудности.
8. Знакомство с понятием «семейные ценности». Практическая работа в парах с последующим обсуждением.
- Дом крепок, когда в нем прочный фундамент. А какие качества, по-вашему мнению, необходимы для крепкой и дружной семьи. Один кирпичик у меня уже есть - доброта. Запишите их на кирпичиках, которые у вас на партах.
Примерные ответы:
верность традициям | добрые дела |
любовь | помощь |
забота | взаимопонимание |
поддержка и в радости, и в горести | внимание |
выполнение определенных обязанностей доверие прощение | общее увлечение терпение единство |
Затем учащиеся прикрепляют кирпичики к фундаменту дома и кратко поясняют, почему они выбрали эти качества.
-В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это, одним словом? (Ценность)
9.Закрепление усвоенного
-Как вы понимаете пословицу: «Семьей дорожить – счастливым быть»
- На какие главные вопросы мы должны были ответить сегодня? (Зачем человеку семья? Главная задача рода и семьи?)
Творческая работа
- Давайте составим синквейн по теме урока и станет понятно, добились ли мы цели урока. Работа в парах. Например:
- Семья
- Счастливая, дружная
- Любить, заботиться, оберегать
- Дорога домой с хорошим настроением или окружает материнской любовью
- Уют
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме.
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)
10. Рефлексия
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
-Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?
-Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
1. На уроке мне больше всего понравилось…
2. Было интересно …
3. Из урока мне запомнилось…
4. Мне захотелось узнать больше о…
5. Мне показалось сложным…
6.Я понял, что…
Вывод:
Семья – самое главное в жизни человека. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.
11.Задание на дом по выбору. Наши проекты:
1. Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
2. Узнай у родителей происхождение своей фамилии.
3.Составь родословную своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",
Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)
Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»...