Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Седненкова Валентина Петровна

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение; приобретение обучающимися  навыков сотрудничества и применение их в повседневной жизни; формирование дружного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse._urok_v_4_klasse._semya.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПОС  «Смоленский областной институт развития образования»

Проект урока ОРКСЭ

(модуль «Основы светской этики»)

по теме

«Род и семья – исток нравственных отношений».

(4 класс)

Разработчик

 Седненкова Валентина Петровна,

учитель начальных классов 

МБОУ СОШ № 29 с углублённым

изучением отдельных предметов

Смоленск

 2013

Пояснительная записка

Название модуля: Основы светской этики

Класс: 4

Тема урока:  Род и семья – исток нравственных отношений

Количество часов: 1час

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи урока: 

Формирование  понятий: «род», «семья», «родословная», знакомство с терминами ближайшего родства, расширение  у учащихся  знаний о семье, ее родословной, об истории появления дома, быте, семейных традициях как важнейших нравственных ценностях; обучение ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально - коммуникативных навыков; создание условий для становления основ патриотического воспитания; воспитание чувства любви и гордости за свою семью, чувства уважения к родителям, чувства любви к родине.

      Методы и технологии обучения: игровые технологии, технология проблемного обучения, интерактивные технологии, использование ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы.

     Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная работа.

      Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентация, запись песен.

      Ожидаемые образовательные результаты:

1. Знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение.

2. Приобретение учащимися  навыков сотрудничества и применение их в повседневной жизни.

3. Дружный коллектив – социально-активные ученики,способные общаться во благо друг другу и окружающим, способные добывать знания и учить других, организовывать себя и коллектив, умеющие оценивать, прежде всего, свою деятельность, а затем работу других.

Ход урока

1. Оргмомент.  Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Учитель. 

 – Ребята, послушайте фрагмент одной детской песни и постарайтесь определить тему урока.

Учащиеся прослушивают фрагмент песни Александра Ермолова на слова Ларисы Григорьевой  «Моя семья» в исполнении детского ансамбля «Непоседы». 

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

Учитель.

 - О чём песня? Какова тема урока?

114

116

111

113

114

112

118

117

110

118

115

111

?

117

113

119

?

220

119

?

?

220

110

116

112

 - Откройте учебники на стр. 38 и прочитайте название темы и то,  о чём вы узнаете сегодня на уроке.

Учащиеся называют тему и цели  урока.

 3. Объяснение нового материала.

 Учитель.  – Как вы понимаете значение слова «семья»? Что такое семья?

 Заслушиваются ответы детей.

Учитель: “Семья – это родные друг другу      люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? Слайд.

Учитель.   - Итак, Международный день семьи отмечается 15 мая. Слайд

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали  родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Учитель.

 - Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род»)

 - Из вашего учебника вы сможете узнать, что такое род?

Прочитайте самостоятельно текст учебника на стр. 38.

Ответы на вопросы учителя:

 - Что же такое род?

 - Как возникли некоторые фамилии?

 - Что может быть символом рода?

 - Что такое родословная?

Учитель. Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие? (На слайде появляются слова «предки», «потомки».) Слайд.

Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?  Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений. Cлайд .

 - Назовите родственников, которых вы знаете.

Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.

  • Работа в группах (желательно с использованием интерактивной доски).Слайд
  • Прабабушка                                                             Папин или мамин брат
  • Бабушка                                                                    Сын твоей тети и дяди
  • Дедушка                                                                    Мама твоего дедушки или бабушки
  • Дядя                                                                           Дедушка твоего отца или мамы
  • Тетя                                                                            Мама твоей мамы или папы
  • Двоюродный брат                                                    Папа твоей мамы или папы
  • Двоюродная семья                                                   Мамина или папина сестра
  • Отчим                                                                        Сын твоей сестры или брата
  • Племянница                                                              Дочь твоей сестры или брата
  • Племянник                                                                 Муж твоей мамы
  • Мачеха                                                                      Жена твоего папы  

Учитель.

До сих пор в деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников, а в центре этого иконостаса, на видном месте увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. Родители и Родина – слова одного корня. Эти святые слова помогают нам понять, полюбить родной язык, родную природу, традиции своего народа.

 

Помни мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!». Слайд.

         Почитать родителей – значит в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.

Учитель.

Дороже всех богатств на свете

Мы ценим: он, и ты, и я

Тандем : родители и дети,

То, что зовут «моя семья».

Учитель.

 - У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Разговор с дочкой.(читаем по ролям) Слайд.

Мне не хватает  теплоты,

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

Ты не поймёшь, ещё мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла!

И тащит одеяло.

                                                                                                                                                                                                                          Учитель: “О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?” (Дети совместно с родителями создают основные законы семьи)

Учитель: “В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т.д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?”. (Отклик детей) Слайд

Учитель.  

-  Запомните главную обязанность семьи:

 Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи. Cлайд

Учитель.                                                                                                                  - А сейчас вы поработаете в парах.                                                                            Игра «Собери пословицу». Пословицы о семье.

 Вся семья вместе – так и душа на месте.

Семейное согласие всего дороже.

Семья в куче – не страшны и тучи.

Где мир да лад, там и божья благодать.

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Любовь братская - союз христианский..

Русский человек без родни не живет.  Слайд.

Учитель: “Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.

 4.Физкультминутка-игра.  

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

5. Закрепление изученного.

Учитель: “В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна (слайд 29), у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель. “В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье”. (Фотография, письмо,  рушник, прялка, веретено, игрушка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть, икона, ордена. Дети показывают и рассказывают о своих реликвиях – родители и дети рассказывают о семейных реликвиях)  Слайд

  • Знакомство с понятием «семейные ценности».

Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? (Дети выбирают с доски таблички со словами, объединяющими род)

  • верность традициям        
  • забота        
  • любовь
  • сквернословие        
  • фамилия        
  • общее увлечение
  • добрые дела        
  • драка        
  • общие предки
  • подарки        
  • праздники        
  • ссора
  • обида        
  • сходство        
  • взаимопонимание

В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность)

Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)

Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)

Какие из них являются главными, наиболее важными?

В одной из русских пословиц говорится: «Мир и лад – доброй семьи уклад». Как вы понимаете эту пословицу?

4. «Школьная семья».

У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
Учитель - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди много лет совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
Каковы ваши обязанности в семье?
(Ответы учеников.)
Учитель.  - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить. 
Мы будем  
Слайд

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем  Слайд

Грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

Самостоятельная работа.

Учитель.

 - А теперь, ребята, вы попробуете составить индивидуальные интеллект-карты, в которых центральным образом будет понятие «Моя семья».

Какие темы вы можете предложить?

  • Состав семьи
  • Традиции
  • Семейные праздники
  • Семейные реликвии
  • Отпуск в семье
  • Обязанности и др.

 - Постарайтесь для каждой темы определить и подтемы, и установить связи.

Проверка самостоятельной работы.

6.   Подведение итогов урока.

Учитель.

Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы семьи – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. 

Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

                    Волшебный символ жизни – семья.

                    В нем капелька Отчизны, в нем – я.

                    В нем – мама, папа, братик, сестра.

                    В нем – маленький квадратик двора.

                    В нем – солнце, и березка, и дом.

                    В нем  все теплом смеется кругом.

                    Семь нот волшебной песни, семь фраз,

                    Чтоб солнца свет волшебный не гас.

                    Смеялись звонко дети Земли,

                    Продолжить род священный могли.

                    Пусть крепкой будет ваша семья –

                    Иначе жить на свете нельзя!

7. Рефлексия.

Детям раздаются лучики солнца.

-Ребята на лучах солнца запишите ваших самих дорогих людей

Афиширование работы. ( Учитель вывешивает на доске)

Учитель.

-Как на высоком небе светит единственное солнышко, так для вас, ребята, мама, папа, бабушка, дедушка  - самые дорогие люди на земле.

8. Домашнее задание.

  1. Составить совместно с родителями генеалогического древа семьи.
  2. Доработать интеллект-карты.

Д/з дети записывают в дневники на фоне песни «Семья».

Использованная литература:

Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики. 4 – 5 класс». М., «Просвещение», 2012;

http://www.slideshare.net/bodysatva/ss-16248963;

mmnsite.ucoz.ru/_tbkp/urok_rod_i_semja.docx‎;

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=26679;
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/urok-proekt-rod-i-semya-istok-nravstvennyh-otnosheniy-orkse-modul-svetskaya;

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...

Урок по основам светской этики на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Урок ОРКСЭ  на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль ОСЭ по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Формирование нравственной, духовно, социально-орентированной личности путем приобщения к семейным традициям....

Разработка урока Основ светской этики по теме: Род и семья-исток нравственных отношений

Конспект урока с применением технологии развития читательских компетенций,УУД младших школьников с презентацией...