Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
методическая разработка (4 класс) на тему
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_i_semya_-_istok_nravstvennyh_otnosheniy.doc | 59 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме:
«Род и семья - исток нравственных отношений»
(модуль «Основы светской этики», урок № 18)
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г. Коврова
Неедро Ирина Владимировна
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную
ценность.
- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
научить различать степени родства.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле
-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.
Попробуйте сформулировать тему урока (слайд 4 )
Предположения детей.
Прочтите эпиграф. Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого?
Предположения детей.
Постановка проблемы.
Зачем человеку семья? (слайд 5)
Высказывания детей.
Попробуем найти ответ на данный вопрос.
Работа с учебником.
- Найдите данную тему в учебнике на стр. 38
- Что вы узнаете на уроке?
* Что такое род, семья.
* Как возникли некоторые фамилии.
* Что такое родословная.
«Открытие» нового знания.
Работа с понятиями род и семья.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.
1. Работа с текстом учебника с. 38
- Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.
Первичная проверка понимания изученного:
- Что такое род?
- Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?
Работа в парах.
Найти однокоренные слова и соединить их со словом род.
Род Родство
Родина
Родители
Родословная
Народ
Вывод: род- это люди, которые считают себя потомками общего предка (слайд 6)
2. Работа в группах с текстом.
-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе с за жизнь в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине –охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием- они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание, Но главное в семье- рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств- чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.
Выступления представителей групп.
Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества ( слайд 7)
-Как называются люди, объединенные одной семьей? (родственники, родные)
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам «Родовое дерево».
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка Папин брат
Прадедушка Сын твоей тети
Бабушка Мама твоего дедушки
Дедушка Дочь твоего дяди
Дядя Дедушка твоего отца
Тетя Мама твоей мамы
Двоюродный брат Мамин папа
Двоюродная сестра Мамина сестра
Проверка (слайд 8)
Работа с текстом учебника стр. 38 2-ой абзац
- Что такое родословная?
Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.
-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»
- Сколько поколений можно насчитать в родословной?(слайды 9,10)
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.
Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.
-Подумайте, почему важно знать своих предков?
Работа с учебником.
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?
Попробуем найти ответ на стр. 38.
- Что могло являться символом рода?
-Почему родовые гербы разные?
Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных (слайд 11)
Задание. Составьте вместе с родителями свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. Попытайтесь дома исследовать образование своей фамилии.
Включение в систему знаний.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
Создать семью не легко, а сохранить еще труднее.
-Можем мы дать ответ на вопрос- отчего зависит мир и согласие в семье?
Предположения детей.
«Если хочешь знать истину, слушай, что говори « легенда»
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить , никогда
не ссорясь, не обижая друг друга?»
Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял бумагу и написал на ней что-то.
Правитель посмотрел : на листке было написано всего одно слово … «Понимание».
Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»
- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?
Работа с семейными заповедями.
-Что такое заповедь?
С древних времен существовали заповеди семьи: (слайд 12)
*свято храни честь своей семьи;
*люби свою семью и делай ее лучше;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
*подари родителям радость;
*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?
Задание.
Попробуйте составить свою семейную заповедь.
Рефлексия.
Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
-Попробуй своими словами объяснить смысл выражения:
Род и семья- исток нравственных отношений.
-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
- Зачем человеку семья?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?
Работа с пословицей.
- Составьте из данных слов пословицу, попробуйте объяснить ее смысл.
Проверка (слайд 13)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».
Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...
Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"
Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...
Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)
Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...
Разработка урока по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...
Урок по основам светской этики на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Урок ОРКСЭ на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока: Дидактические:1. Поз...
Разработка урока Основ светской этики по теме: Род и семья-исток нравственных отношений
Конспект урока с применением технологии развития читательских компетенций,УУД младших школьников с презентацией...
Комментарии
Спасибо огромное за
Спасибо огромное за предоставленный материал! Очень интересная подача!