урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kuryshova_n.v.docx | 56.6 КБ |
urok_kuryshova_n.v.docx | 56.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
- Ф.И.О. автора - Курышова Надежда Викторовна
- Место работы- МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака, Саратовской области.
- Должность – учитель начальных классов.
- Модуль- «Основы светской этики»
- Класс- 4.
- Тема – « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Номер урока в теме - первый
- Базовый учебник – Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-64с.
- Цель урока – Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким.
- Задачи урока –
- Расширить представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии.
- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых социокультурных категорий.
- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
- Тип урока – комбинированный
- Формы работы учащихся – беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа в группах.
- Необходимое техническое оборудование –
Учебник «Основы светской этики»;
Компьютер и мультимедийная установка;
Раздаточный материал;
Толковый словарь,
Цветные карандаши,
Сказка В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток»,
Сказка В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе»
Пословицы.
- Структура и ход урока –
- Организационный момент – Мотивация
- Введение темы урока
- Работа по теме урока
- Итог урока - Рефлексия.
- Домашнее задание
.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время | |
1 Организационный момент | Чтение стихотворения: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой милой всем земле! О чём это стихотворение? У вас на столах лежат ромашки. Почему именно эти цветы лежат у вас на столах? Что означают лепестки у ромашки? Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей. | О семье. Потому что ромашка является символом праздника «Любви, семьи и верности». Членов семьи Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. | Личностные – - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | 3 минуты | |
2.Введение в тему урока | Что будет обозначать сердцевинка цветка? Как вы понимаете значение слова «семья»? А где узнать точное значение слова «семья»? Запишите ваше понятие смысла этого слова. Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – (его корни), начало реки – (ручеёк.) А истоки человека – это( семья), где он родился, его РОД. Каким старинным словом можно заменить слово «семья». Это слово можно заменить ещё одним словом «династия». О чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? | Семью. Высказывают свои точки зрения В словаре. Дети исследуют словарь и зачитывают значение слова из разных словарей. Записывают то понятие слова, которое им ближе. Дети договаривают фразы. Род (провести такую же работу с понятием как со словом семья) О семье. | метапредметные- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | 5 минут | |
3. Работа над новой темой. А).Работа со сказкой Б) Музыкальная пауза | Прочтите сказку. - Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? - А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? Да, семьи бывают разные. А как из рассказа о семье можно понять, о какой конкретно семье идет речь? А кроме человека ещё кто-то на земле знает своих родственников? Давайте исследуем сказку В.А. Сухомлинского. Понравилась вам сказка? Какие выводы сделали из сказки? О доме, о семье, много написано рассказов, повестей, стихов . А мы послушаем песню в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом» Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни? Понравилась она вам? | Чтение по ролям сказки В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. - Ты кто? – спрашивает Муравей. - Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. - Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение, его гордость. Чтение сказки В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе» «Человек пошёл на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы. На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник. Прошло несколько дней. Человек опять пришёл на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок. –Человек,- не утерпела Стрекоза,-что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нём цветы, поливаешь траву? -Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. Это его могила. –А что такое Отец?-опять спрашивает Стрекоза. –Что такое могила? Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить: -Человек, скажи мне, что надо сделать чтобы понять всё, о чём ты говоришь? -Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек стрекозе. Только люди знают своих родственников, помнят их. | Предметные- - знание, понимание и принятие личностью ценностей: семья, семейные отношения. - осознание ценности человеческой жизни | 5 минут 2 минуты | |
В). Работа в группах | Род состоит из поколений. Кто знает, как называются старшие поколения? А младшие? Назовите родственников, которых вы знаете? Объединитесь в группы и выполните задание на листочках. | Предки, потомки. Называют родственников. Дети карандашиком должны соединить нужные комбинации слов на листочках, а затем верный ответ перенести на интерактивную доску | Метапредметные- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 3 минуты | |
Прабабушка | Папин брат | ||||
Прадедушка | Сын твоей тёти | ||||
Бабушка | Мама твоего дедушки | ||||
Дедушка | Дочь твоего дяди | ||||
Дядя | Дедушка твоего отца | ||||
Тётя | Мама твоей мамы | ||||
Двоюродный брат | Мамин папа | ||||
Двоюродная сестра | Мамина сестра | ||||
Г) Практическая работа «В моей семье». Физминутка | Перед вами модели «домики» - не что иное, как список ваших родственников. Другими словами ваш род. Пока он неполный, вы лишь начнете его составлять. Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете. - Давайте начнем знакомство с вашими семьями. Поднимите руки те, кто живет с родителями, без старшего поколения, без бабушек и дедушек. - Поднимите руки те, с кем в семье, кроме вас и ваших родителей живут бабушки и дедушки. - Не важно, сколько человек живет в вашей семье. А что важно? - Вот попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос «какая?» - Можете назвать свою семью дружной? Почему? - Как относятся к вам родители? Они вас любят? А вы их? Значит, вас связывает чувство … (любви). - Рассказываете ли вы близким о своих неудачах, обидах, спрашиваете совета? Значит, в вашей семье есть …. ( взаимопонимание). - Запишите на обратной стороне «домика», в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 1. (Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая) - Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошко с цифрой 2. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 2. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь) - В окошко с цифрой 3 выберите и запишите слова – действия. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 3. (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем) - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думаете? - Что вам помогло? - Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. - Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошко с цифрой 4. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 4. (Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность) - Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5. Нужную пословицу подобрать вам поможет список пословиц под номером 5. (Список №5. «Согласную семью и горе не берет», «Семья в куче – не страшна и туча», «На что клад, когда в семье лад». - А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие. Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание. | (Смотреть приложение «Домик») Важно, как относятся в семье друг к другу Ответы детей (смотреть приложение «Домик2») | Метапредметные- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Метапредметные - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 10 минут 2 минуты 5 минут | |
4. Рефлексия. 5. Домашнее задание | - В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Так какие слова должны быть основой жизни в семье? Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям? Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке? Запись домашнего задания. (оформить родословную и герб на лист А4, предупредить детей о том, что будет выставка) | Любовь, прощение, терпение Ответы детей | 8 минут 2 минуты |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самостоятельная работа с моделью «домик», воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка.
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
- Ф.И.О. автора - Курышова Надежда Викторовна
- Место работы- МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака, Саратовской области.
- Должность – учитель начальных классов.
- Модуль- «Основы светской этики»
- Класс- 4.
- Тема – « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Номер урока в теме - первый
- Базовый учебник – Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-64с.
- Цель урока – Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким.
- Задачи урока –
- Расширить представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии.
- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых социокультурных категорий.
- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
- Тип урока – комбинированный
- Формы работы учащихся – беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа в группах.
- Необходимое техническое оборудование –
Учебник «Основы светской этики»;
Компьютер и мультимедийная установка;
Раздаточный материал;
Толковый словарь,
Цветные карандаши,
Сказка В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток»,
Сказка В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе»
Пословицы.
- Структура и ход урока –
- Организационный момент – Мотивация
- Введение темы урока
- Работа по теме урока
- Итог урока - Рефлексия.
- Домашнее задание
.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время | |
1 Организационный момент | Чтение стихотворения: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой милой всем земле! О чём это стихотворение? У вас на столах лежат ромашки. Почему именно эти цветы лежат у вас на столах? Что означают лепестки у ромашки? Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей. | О семье. Потому что ромашка является символом праздника «Любви, семьи и верности». Членов семьи Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. | Личностные – - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | 3 минуты | |
2.Введение в тему урока | Что будет обозначать сердцевинка цветка? Как вы понимаете значение слова «семья»? А где узнать точное значение слова «семья»? Запишите ваше понятие смысла этого слова. Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – (его корни), начало реки – (ручеёк.) А истоки человека – это( семья), где он родился, его РОД. Каким старинным словом можно заменить слово «семья». Это слово можно заменить ещё одним словом «династия». О чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? | Семью. Высказывают свои точки зрения В словаре. Дети исследуют словарь и зачитывают значение слова из разных словарей. Записывают то понятие слова, которое им ближе. Дети договаривают фразы. Род (провести такую же работу с понятием как со словом семья) О семье. | метапредметные- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | 5 минут | |
3. Работа над новой темой. А).Работа со сказкой Б) Музыкальная пауза | Прочтите сказку. - Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? - А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? Да, семьи бывают разные. А как из рассказа о семье можно понять, о какой конкретно семье идет речь? А кроме человека ещё кто-то на земле знает своих родственников? Давайте исследуем сказку В.А. Сухомлинского. Понравилась вам сказка? Какие выводы сделали из сказки? О доме, о семье, много написано рассказов, повестей, стихов . А мы послушаем песню в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом» Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни? Понравилась она вам? | Чтение по ролям сказки В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. - Ты кто? – спрашивает Муравей. - Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. - Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение, его гордость. Чтение сказки В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе» «Человек пошёл на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы. На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник. Прошло несколько дней. Человек опять пришёл на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок. –Человек,- не утерпела Стрекоза,-что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нём цветы, поливаешь траву? -Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. Это его могила. –А что такое Отец?-опять спрашивает Стрекоза. –Что такое могила? Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить: -Человек, скажи мне, что надо сделать чтобы понять всё, о чём ты говоришь? -Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек стрекозе. Только люди знают своих родственников, помнят их. | Предметные- - знание, понимание и принятие личностью ценностей: семья, семейные отношения. - осознание ценности человеческой жизни | 5 минут 2 минуты | |
В). Работа в группах | Род состоит из поколений. Кто знает, как называются старшие поколения? А младшие? Назовите родственников, которых вы знаете? Объединитесь в группы и выполните задание на листочках. | Предки, потомки. Называют родственников. Дети карандашиком должны соединить нужные комбинации слов на листочках, а затем верный ответ перенести на интерактивную доску | Метапредметные- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 3 минуты | |
Прабабушка | Папин брат | ||||
Прадедушка | Сын твоей тёти | ||||
Бабушка | Мама твоего дедушки | ||||
Дедушка | Дочь твоего дяди | ||||
Дядя | Дедушка твоего отца | ||||
Тётя | Мама твоей мамы | ||||
Двоюродный брат | Мамин папа | ||||
Двоюродная сестра | Мамина сестра | ||||
Г) Практическая работа «В моей семье». Физминутка | Перед вами модели «домики» - не что иное, как список ваших родственников. Другими словами ваш род. Пока он неполный, вы лишь начнете его составлять. Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете. - Давайте начнем знакомство с вашими семьями. Поднимите руки те, кто живет с родителями, без старшего поколения, без бабушек и дедушек. - Поднимите руки те, с кем в семье, кроме вас и ваших родителей живут бабушки и дедушки. - Не важно, сколько человек живет в вашей семье. А что важно? - Вот попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос «какая?» - Можете назвать свою семью дружной? Почему? - Как относятся к вам родители? Они вас любят? А вы их? Значит, вас связывает чувство … (любви). - Рассказываете ли вы близким о своих неудачах, обидах, спрашиваете совета? Значит, в вашей семье есть …. ( взаимопонимание). - Запишите на обратной стороне «домика», в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 1. (Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая) - Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошко с цифрой 2. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 2. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь) - В окошко с цифрой 3 выберите и запишите слова – действия. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 3. (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем) - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думаете? - Что вам помогло? - Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. - Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошко с цифрой 4. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 4. (Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность) - Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5. Нужную пословицу подобрать вам поможет список пословиц под номером 5. (Список №5. «Согласную семью и горе не берет», «Семья в куче – не страшна и туча», «На что клад, когда в семье лад». - А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие. Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание. | (Смотреть приложение «Домик») Важно, как относятся в семье друг к другу Ответы детей (смотреть приложение «Домик2») | Метапредметные- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Метапредметные - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 10 минут 2 минуты 5 минут | |
4. Рефлексия. 5. Домашнее задание | - В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Так какие слова должны быть основой жизни в семье? Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям? Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке? Запись домашнего задания. (оформить родословную и герб на лист А4, предупредить детей о том, что будет выставка) | Любовь, прощение, терпение Ответы детей | 8 минут 2 минуты |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самостоятельная работа с моделью «домик», воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....
« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Углубить у детей сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях....
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме" Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Этот урок можно использовать при изучении этой темы в разнличных УМК....
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Эту презентацию можно использовать и на уроке и классном часе....
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...
Комментарии
ОРКСЭ модуль "Светская этика" урок "Род и семья"
Урок разработан для проведения в 4 классе. Имеется презентация, но материал очень большой для закачивания