технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Чемёркина Елена Вячеславовна

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе,  воспитывать положительные мотивы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Род и семья – исток нравственных отношений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формировать у учащихся ценностное отношения к семье, познакомить с представлением о семейных ценностях; познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока; создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.

Познавательные

 Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений. 

Регулятивные.

 Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

Коммуникативные.

 Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование представления учащихся о роде, семье, нравственных отношениях и расширение  знаний об этих понятиях.

Воспитание уважительного отношения к истории семьи, семейным ценностям, формирование позитивного опыта семейных отношений.

  • Цель урока

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе,  воспитывать положительные мотивы

Организационная структура урока

  • Этапы урока

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

  • Организационный момент

Слайд 1

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша ………….семья! 

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование цели

Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей урока.

Вы прослушали отрывок из стихотворения.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Слайд 2

-Тема нашего урока: «Род и семья – исток нравственных отношений.»

-Чему бы вы хотели научиться на уроке, что узнать, понять?

Слайд 3

- А что такое,  по ваше мнению, семья?

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу,

осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют поиск

необходимой информации.

Коммуникативные: умеют слушать и

слышать, отвечать на поставленные

вопросы.

Работа с дополнительными источниками информации

Слайд 4

- А какое определение можно найти в словарях? (ученики находит в словаре)

С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с.  Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.

Д.Н.Ушаков  «Толковый словарь»

Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»

Группа близких родственников живущих вместе.

Личностные: проявляют самостоятельность

в поиске решения задачи

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этап 2 Изучение новых знаний и способов деятельности

Работа в паре

- Понятие «Семья» тесно связана с понятием род.

 -Попробуйте, работая в паре, дать определение понятию «род» (высказывания детей)

Регулятивные: предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик.

Коммуникативные: умение строить логическое высказывание, работать в паре.

Работа по учебнику

-Прочитайте первый абзац учебника.

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Что же такое род?

Регулятивные:  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Изучение нового материала

Слайд 5

-В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. 

-Эти союзы родственников  помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родствоа ещё и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. В  человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

- Как вы считаете, какие правила морали действовали в родовых союзах?

-О   детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

-Со временем чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Внутри  родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Семей было много и их надо было как-то отличать друг от друга. Так возникли фамилии. Фамилии  брались из жизни и имели прямое отношение к тому или иному человеку.

Слайд 6

-Некоторые фамилии возникали от  профессии: Пасечник, Пастухов, Кузнецов. От имени отца: например, какой-нибудь сын Ивана запросто мог получить фамилию «Иванов», а Кирилла – «Кириллов». От прозвищ: Косоухов, Короткий, Синеокий и пр.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Работа в группах

Слайд 7

-Вспомните правила работы в группе

  • Думай, слушай, высказывайся.
  • Уважай мнение других.
  • Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
  • Не бери всю инициативу на себя.

-Попробуйте разобраться и предположить , откуда пошли фамилии:

Ложкарев, Степанов, Курносов, Рыбалкин, Больнов.

Фамилия

От какого слова произошло

От профессии

От имени отца

От прозвища

-Проверим. Какие фамилии произошли от профессии? Имени отца? Прозвища?

Логические:анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Знакомство с генеалогическим древом

-Как вы считаете, сколько человек может входить в семью?

-Как связаны между собой эти люди?

-Попробуем разобраться.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из рассказа учителя; выделяют

необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, в результате анализа делают вывод.

Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность

соблюдения определенных правил

Самостоятельная работа «Мое родовое древо»

-Соотнесите слова из правого и левого столбиков.

Двоюродный брат          

Папин брат

Прадедушка  

Сын твоей тети

Бабушка

Мама твоего дедушки   

Тетя   

Дочь твоего дяди            

Дядя

Папа твоего папы

Двоюродная сестра         

 Дедушка твоего отца

Прабабушка 

Мама твоей мамы          

Дедушка 

Мамина сестра 

-Обменяйтесь работами. Проверьте работу своих одноклассников.

Работа со схемами

Слайд 8

-Всех ваших родственников можно объединить, и получается родословная.  Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите модели родословного древа. 

-Чем необычно это дерево?

-Кто является корнем, а кто будет веточками?

Познавательные: Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы и др.)  учебных действий, которые являются способом отделения содержания от формы.

Обобщение и систематизация

-Строятся родственные отношения, чаще всего, на взаимной любви родителей к детям и внукам. В семье любовь бывает требовательной и жертвенной, заботливой, сочувствующей и сострадающей. Всякая любовь хороша, потому что позволяет людям по-разному чувствовать свою ценность. 

Коммуникативные: умение слушать и осуществлять поиск необходимой информации

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

Коррекция

Слайд 9

-В настоящее время в нашей стране 8 июля отмечается праздник «Любви, семьи и верности», день почитания Петра и Февронии, эталона славянской супружеской пары. Они стали покровителями семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. В начале XIII века на престол города Мурома взошел молодой царь Петр. Чрез несколько месяцев правитель тяжело заболел, ни один лекарь не мог его излечить. Во сне Петр увидел прекрасную девушку, которая пообещала ему помочь. Княжич велел отыскать целительницу. Феврония оказалась мудрой и красивой девушкой, разбиралась в лекарственных травах и лечила болезни. Правитель пообещал жениться на Февронии, если она его излечит от недуга, но не сдержал слова. Тогда болезнь вернулась вновь. Девушка и на этот раз помогла княжичу, и они заключили священный союз. Их супружеская жизнь была долгой и счастливой. Слайд 10

-Символом этого праздника является Ромашка.

 -Почему именно ромашка стала символом семьи?

 -Посмотрите внимательно на цветок. Пока есть сердцевина и листья все вместе, а если  убрать  сердцевину, что  произойдет?

-Ромашка на ваших столах символизирует семью. Возьмите ее и подумайте, какие качества объединяют всех членов вашей семьи, напишите их на лепестках ромашки. (Звучит песня «Гимн семье»)

-Можно  ли сказать, что вы записали заповеди счастливой семьи?

-Семейные заповеди существуют очень  давно.

Логические:

- анализ объектов в целях выделения в них существенных признаков; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; учёт позиции собеседника.

Контроль и самоконтроль

Слайд 11

- Посмотрите на слайд  и выберите те утверждения, по которым должна жить счастливая семья

  1. Что предполагают нравственные отношения в семье?
  1. -частая похвала своей семьи перед другими людьми
  2. -обязательное выполнение домашнего задания по всем предметам
  3. -выражение любви к своим близким, готовность искренне им помочь
  4. -просмотр любимых телепередач, когда родители это разрешают
  1. Когда в семье люди доверяют друг другу, то
  1. -это не играет особой роли
  2. -позволяет получать выгоду от родителей
  3. -усиливает контроль родителей над детьми
  4. -помогает укреплению в семье нравственных отношений.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями! И если вы будете придерживаться тех положений, о которых шла речь на уроке, то ваша семья будет самой счастливой.

Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу,  развивать способность к самооценке, ставить перед собой исполнительскую задачу, исходя из характера текста, развивать способность к самоанализу и к самооценке.

IV этап Домашнее задание

Слайд 11

Прочитать стр. 38-39, ответить на вопросы.*составить генеологическое древо

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные:пользоваться монологической и диалогической речью; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

                                                                          V этап  Рефлексия

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями

- Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

 - Как вы поняли выражение «Род и семья – исток нравственных отношений».

- Что должно включать родовое древо?

 - Почему для людей важно знать своих предков?

Слайд 12

- Как вы понимаете русскую пословицу: "Вся семья вместе, так и душа на месте»?

Определение уровня усвоения учебным материалом

-Вспомните, какие цели вы поставили для себя на уроке.

-Определите своё место на «шкале успешности» в соответствии с тем,  какие цели достигнуты, что не удалось.

-Мне   понравилось,  как вы работали на уроке.

Слайд 13

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока:  Дидактические:1. Поз...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Премудрости этикета» (УМК «Основы религиозных культур и светской этики»), 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Узнать, что такое этике...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Продолжить формировать у обучающихся общее ...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...