Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Зуева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии №363
Фрунзенского района СПб
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока:
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Цели:
- раскрыть содержание понятий «семья», «фамилия», «род», «родословная», «семейные ценности»
- познакомить с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа
- формировать позитивное отношение к семье, роду, их ценностям.
Задачи:
- Способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому;
- расширить представления детей о семье, добре, любви к ближнему;
- способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью;
- совершенствовать умения доказывать, обобщать, делать выводы;
- развивать эмоциональную сферу ребенка
Формирование УУД:
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование:
мультимедийный проектор; раздаточный материал; рабочая тетрадь.
Ход урока
- Мотивационный момент
Слайд №1 (прослушивание фрагмента песни «Дружная семейка»):
- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этой песни?
- Почему в песне упоминаются ромашки?
Ромашка- символ семьи, верности, любви.
Как вы думаете, почему? Слайд №2. А знаете ли вы, ребята, что у нас в России есть праздник семьи. Он отмечается 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. Слайд №3
2. Определение темы урока
- Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №4
- Что мы узнаем на уроке?
3. Работа над понятиями «семья», «род», «фамилия»
Тема нашего занятия «Род и семья».
-Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.
Семья - что в жизни есть важнее?
Тепло родных и нежных рук...
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут! Слайд №5
Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.
Но что такое семья? Как вы понимаете это слово? Слайд №6
Вставьте недостающие слова.
Кто важней всего на свете? Слайд №7
Знают взрослые и ……-
Наша дружная ……. ,
Это ……. , это ….. ,
И, конечно, это ….. !
- А кто еще, кроме мамы, папы и детей, входит в семью? Вот какое определение есть в словаре Ушакова:
«Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд №8
Как называют этих людей?
- Подберем однокоренные слова к слову «родственник»? Какой корень у этих слов?
- Что, по-вашему, обозначает слово «род»? Слайд №9
Род - совокупность родственников, объединенных одной фамилией.
- Кто объединяет весь род? Слайд №10
- По какому признаку различается один род от другого? Слайды №11-12
4. Знакомство с родовым древом (сообщение ребенка). Слайд №13
Я не просто живу,
Я, подобно реке,
Начинаюсь в затерянном далеке.
Но, всему вопреки,
Вьётся ниточка кровная.
Где ж мои родники,
Отвечай, родословная.
В. Шефнер
Для чего нужно знать свою родословную?
Древо человеческих жизней – бесценная история рода.
Работа в группах. Слайд №14
Укажите последовательность родственных связей в семье:
(На листе разложить карточки со словами)
Сын мать бабушка прабабушка
правнук внук
5. Определение общечеловеческих семейных ценностей
Игра «Найди свою половинку» (в парах) Слайды №15-16
Составьте пословицы (карточки с частями пословиц)
Пословицы:
Согласную семью и горе не берет
Семья в куче – не страшна и туча
На что клад, когда в семье лад
6. Физкультминутка
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах, возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
7. Знакомство со сказкой
Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю Лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
- Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
В семье точно также все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.
Не допускай ты розни в отчем доме,
Пусть весь твой род одной семьёй живёт!
Соломинку и муха переломит,
А сноп порой и лошадь не сомнёт!
8. Закрепление
Моделирование макета пирамиды «Семейные ценности». Слайд №17
Запись понятий в тетрадь:
семья, фамилия, род, родословная, семейные ценности.
9. Рефлексия
На чем держится семья?
Притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: «Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
- любовь;
- прощение;
- терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Оформление ромашек (на лепестках написать, чем сильна семья).
Ромашки прикрепляют на доску.
«В России будет пустыня, если семья не станет святыней». Слайд №18
10. Домашнее задание. Слайд №19
- Рассказать членам семьи и друзьям о семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
- Написать мини – сочинение или нарисовать картинку на тему:
«Моя семья - самая лучшая!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...