Конспект урока "Добро и зло" ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока "Добро и зло" 4 класс ОРКСЭ авт. А. И. Шемшурина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_svetskoy_etiki_dobro_i_zlo.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: основы светской этики 4 класс, автор: Шемшурина А.И.
Тема: «Добро и зло» Тип урока: открытие новых знаний
Цель: помочь учащимся осознать понятия добра и зла, формировать представление о смысле понятий «добро» и «зло», развить нравственные ценности учащихся.
Задачи:
Образовательная: познакомить уч-ся с определением понятий «добро » и «зло".
Развивающая: проанализировать статью учебника.
Воспитывающая: воспитывать у уч-ся правила нравственности.
Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром общения; воспитание чуткого, внимательного и уважительного отношения к окружающим людям.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм, усвоение основ комплексной работы с текстами, основы составления алгоритма.
Познавательные: работа с учебником, использование пакетов с заданиями ( пословицы), работа с понятиями.
Коммуникативные: работа в группах, в парах, сравнение и сопоставление различных высказываний, взаимопомощь и доброжелательность общения.
Личностные результаты: дружелюбное отношение друг к другу, к окружающим, знание практической пользы предмета, пробуждение стремления совершать добрые дела.
Планируемые результаты:
Личностные: - развивать этические чувства как результат морального поведения; - учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей; - воспитывать желание делать выбор в пользу добра
Метапредметные: Познавательные УУД: - способность ставить и сохранять учебные цели и задачи; - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - способность к анализу и синтезу информации; - смысловое чтение; - выбор способов решения этических задач
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные УУД: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формирование умения высказывать свое мнение, аргументировать его.
Основные понятия урока: «Добро», «зло».
Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, презентация к уроку, Запись песни «Споры о добре и зле» (стихи, музыка, исполнение Ю. Новикова), изречения мыслителей и др.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
I. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Личностные -ценностно-смысловая ориентация; | Учитель: Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Начинаем урок ОРКСЭ. | Дети настраиваются на урок | Слайд № 1. Урок ОРКСЭ |
II. Актуализация знаний. | Познавательные 1. Строить речевое высказывание в устной форме. 2. Делать выводы на основе анализа объектов. 3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | - Я предлагаю вам продолжить разговор о поступках Прослушивание песни «Споры о добре и зле» (слова, музыка, исполнение Ю. Новикова ) Беседа с классом. О чём песня, которую вы только что прослушали? Какова её тема? Основная мысль?
- Послушайте притчу. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Что из этого следует? Согласны ли вы с тем, что человек должен творить добро? Ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мыслите», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!» В чём происходит это творение добра? Как может проявиться в простых ежедневных поступках человека добро или зло? Обязательно ли оно будет большим, заметным, важным? Оно может быть даже незаметным, но оставить свой след обязательно, потому что окажет своё благотворное или неприятное действие на человека. В чём это может выражаться? |
Высказывания детей.
На доске Добро зло Высказывания детей | Слайд № 2 Песня «Споры о добре и зле» |
III. Постановка учебной задачи | Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия. | Учитель читает отрывок из стихотворения «Добрый доктор Айболит»… Беседа: -Почему он добрый? -Если посадить под это же дерево Бармалея, будет ли он добрым? -Сформулируйте тему нашего урока. -Как бы вы определили, что такое добро, а что такое зло? Работа со словарем Ожегова: найти определения добра и зла. -Как вы думаете, почему размышления о добре и зле включили в наши учебники? - Какую истину нам предстоит сегодня познать? (обозначьте тему урока) - Как это сделать? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? - Авторы учебника ставят перед нами аналогичные вопросы, на которые мы постараемся ответить в течение урока: (Прочитаем их вслух) | Запись темы урока: Добро и зло Читают вслух | Слайд № 3 Тема … Учебные задачи: (на доске) Определения добра и зла |
Физ.минутка IV. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Познавательные УУД -поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; -анализ, синтез, установление причинно- следственных связей. Личностные -личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация; Коммуникативные -участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействие Познавательные: - постановка и решение проблем; | 1. Исследовательская работа по группам - Всегда ли люди поступают по доброму? Почему? Рассказ учителя: Древняя китайская история «Добро без ума» Вывод: - Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Задание: Прочитайте и обсудите в группе тексты, найдите и подчеркните в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека. Не забудьте о правилах сотрудничества. 2. Проверка работы - Работа в парах. Игра «Доскажи словечко» .Сказать (написать) как можно больше добрых слов в адрес одноклассника (цы).
Работа в группах. - Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Приведи примеры из вашей жизни Работа с пословицами о добре и зле. -Вспомните пословицы и поговорки о добре и зле? Жизнь дана на добрые дела. Добрые дела и после смерти живут. Доброе дело без награды не остаётся. Мир не без добрых людей. Тому тяжело, кто помнит зло. Красота на время, доброта навеки. Вывод. | Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Ответы детей: В этих всех пословицах заключена общая мысль Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
|
|
V. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Закончите предложения: Я могу простить другого человека, если… и т.д. | Дети сами в группах составляют алгоритм действий и проговаривают, используя данную ситуацию | ||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Познавательные -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Регулятивные планирование | Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению. Проверим: у кого получилось слово добро, тот самый внимательный. Вывод: - Мне хочется прочитать четверостишье Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. - Как вы поняли, что самое главное в поступках людей? | Дети выполняют тестовое задание на карточке.
В результате получается слово ДОБРО | Слайд 4 Таблица «ДОБРО» Слайд № 5 |
VII. Включение в систему знаний и повторения? | - Послушайте стихотворение Ю. Шмидта о добре и зле. - Какова главная мысль стихотворения? (Добро и зло все время рядом, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит.) -Какими словами одного из героев мультфильма вы бы закончили наш урок? -«Ребята, давайте жить дружно!» Звучит песня В. Шаинского. «Если добрый ты» и любви к ближнему…. | Дети приводят примеры из жизни | ||
VIII. Итог урока. | Личностные -нравственно- этическая ориентация, личностно-моральный выбор | - Подведем итог. - Посмотрите, на все ли вопросы мы нашли ответы? - Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя? | Слайд 6 Рефлексия | |
IX.Рефлексия. | Коммуникативные -продуктивное взаимодействие учителя и учащихся | Оцените свою работу | ||
X. Домашнее задание. | Отметить в тексте параграфа 2-3 предложения, которые показались самыми важными. | Слайд № 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...