УРОК ДОБРОТЫ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobroty.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ДОБРОТЫ
4 класс «А»
2017 – 2018 уч. год
Учитель
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это? (да,доброта)
Сегодня мы поговорим на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем мудрые притчи, интересную легенду и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.
Вы знаете, что в нашей жизни есть ценности, которые вечны и непреходящи. Любовь - одна из этих вечных ценностей. Именно на любви держится мир. И хочется начать наш разговор со сказки о любви...
Ведущий 1
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Печаль, четвёртую – Красота, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- Кого же ей выбрать?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы учащихся)
Всё в нашей жизни начинается с доброты. Жизнь невозможна без доброты.
Ведущий 2
- По определению Сергея Ивановича Ожегова, составителя словаря русского языка, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. “добро” – это все положительное, хорошее, полезное.
Ожегов отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный. (Слайд __)
По- настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
- Недаром в старославянской азбуке буквы имели названия: (Слайд ___)
- Старая азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Добрый человек любит природу и сохраняет ее.
Добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие.
Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким.
Ведущий 3
- А что же гласит о доброте народная мудрость? Почитаем пословицы:
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают, да дела их живут.
Без добрых дел нет доброго имени.
Свет не без добрых людей.
Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и дом плох.
Добро помни, а зло забывай;
От добра добра не ищут.
В пословицах и поговорках есть подтверждение тому, что людям часто не хватает доброты.
Свет не без … добрых людей.
Без худа … добра не бывает
Добра желаешь … добра и делай
Не ищи красоты, … а ищи доброты.
Добро не лихо … ходит тихо.
Соедини части пословиц: (слайд)
Лев Николаевич Толстой очень хорошо сказал: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать”.
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.
Ведущий 4
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
Много лет тому назад жил один мальчик. После смерти родителей он остался сиротой и голодный бродил по улицам и вот от невыносимой жажды и голода он постучался в дверь одной женщины и попросил стакан воды, но женщина видела что ребенок голодный и вместо воды вынесла мальчику стакан молока, мальчик выпил молоко и сказал " Я никогда не забуду вашу доброту" и ушел.
Вот прошло много лет женщина постарела и заболела ей нужна была срочная операция на сердце. Ее увезли в больницу, а врач, который оперировал женщину, узнал в ее лице ту самую женщину, которая в трудную минуту помогла и накормила. Вот операция прошла удачно, женщина пришла в себя но она была озадачена вопросом "как оплатить эту дорогостоящую операцию?" . Женщина попросила счет, она со страхом открывала страницу и вместо счета она увидела как там было написано "оплачено стаканом молока"...!
Да, недаром гласит пословица: “Жизнь дана на добрые дела”.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети!
Ведущий 5
Первый шаг к доброте – это доброе слово. Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем: “ не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
Вспомним волшебные слова . (Слайд 5) Чтение стихотворений.
-Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
За что мы говорим «Спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я всё же забуду –
Простите, я больше не буду.
Узнать, как вы запомнили эти волшебные слова, нам поможет игра
-Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
• Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
• Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
• Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
• Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Ведущий 6
К сожалению, рядом с добром уживается зло. Откуда же оно к нам пришло? Об этом поведает древнегреческая легенда о Пандоре.
Когда Прометей похитил для смертных огонь, научил искусствам и ремеслам, дал им знания, счастливее стала их жизнь. Но Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на землю зло. Он повелел Богу – кузнецу Гефесту смешать землю и воду, и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для нее прекрасную одежду, богиня любви Афродита должна была дать ей неотразимую прелесть, Гермес – хитрый ум и изворотливость.
Тотчас же исполнили боги повеление Зевса. Гефест сделал необычайно прекрасную девушку. Оживили ее боги. Афина-Паллада облекла ее в сияющие одежды, и надели на нее золотые ожерелья, возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали ее боги Пандорой, что означает наделенная всеми дарами. Пандора должна была принести людям несчастья.
Когда она была готова, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего брата неразумного и советовал не принимать ему даров от громовержца. Но не послушался Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его красотой своей Пандора, и он взял ее в жены.
В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый крышкой. Никто не знал, что в этом сосуде. Никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит огромными бедствиями. Но любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по земле все те бедствия, которые были там заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжелого труда, губительных болезней. Теперь же бедствия распространились среди людей. Злом наполнились и земля, и море. Незваными и днем, и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой. Неслышными шагами, молча приходят они, так как лишил их Зевс дара речи.
Зло противоречит добру.
Зло - всё что губит душу человека.
Зло - это войны и предательство, зависть и жадность,
Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?
Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.
Ведущий 7
В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.
Давным-давно жил царь. И был он таким злым, что все называли его Злющим. Народ молил Бога, чтобы этот царь умер, а на его место пришёл бы другой, подобрее. Однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что ещё он придумал.
Когда все собрались, царь встал и сказал:
— Я знаю, что причинил вам много зла, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии!
И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати.
Все стали любить царя и восхищаться им. Наконец один из царедворцев набрался смелости и спросил:
— Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым? Что заставило тебя так резко перемениться?
И царь сказал:
— Вопрос твой — разумный, и я на него отвечу. Шёл я однажды по лесу и увидел, как пёс за лисицей гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока не отгрыз. Лиса выла от боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни.
А пёс вернулся к себе в деревню. По дороге проезжал всадник. Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и перебил ему спину. Пополз пёс на обочину, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно пришпоривая коня. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу.
И вот, увидев всё это, сказал я себе: «Бог каждому воздаёт по заслугам. На добро отвечает добром, на зло — злом».
Ведущий 8
“Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного.
“Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому.
“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому” Послушайте притчу о старике:
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.
Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
Ведущий 9
Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
Обратите внимание на пословицу: “Кто добр поистине, тот добро в молчании творит”.
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся
Пожалуйста мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою
За те нежданные радости
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся.
Добро совершать не бойся.
Помог человеку и радуйся,
Награды не нужно большей.
Тестирование «ДОБРЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК? »
-А кто из вас может назвать себя добрым человеком? Казалось бы, простой вопрос. Ответ на него мы даём каждый день в любой ситуации.
- Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест.
Инструктаж по выполнению теста
-Постарайтесь отвечать честно. Только так вы сможете получить наиболее точный результат. Отвечать на вопрос вы должны только словом «да» или «нет». У каждого из вас есть лист бумаги и ручка. Время выполнения теста 3 минуты. Удачи!
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы ему стало приятно?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Можете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли выслушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
КЛЮЧ. Теперь вы можете посчитать себе 1балл за ответ «ДА» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «НЕТ» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12
ЕСЛИ вы набрали больше 8 баллов,
вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Вы способны на сострадание и милосердие.
ЕСЛИ вы набрали от 4 до 8 баллов,
что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
ЕСЛИ вы набрали меньше 4 баллов,
общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
-Пожалуйста, встаньте те ребята, у кого больше 8 баллов.
Результаты анкетирования. Медали.
Ведущий 10 Кроссворд
- Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
- Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
- Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
- Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
- Пожелание добра.
- Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
- Близкие отношения, основанные на доверии. Зашифрованное слово – ДОБРОТА
Учитель
Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки Сказки - Уроки Доброты
Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...
Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и п...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....