Рабочая программа по курсу ОРКСЭ, 4 класс, 2021-2022 уч.год
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Сабадаж Елена Хайсатовна

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

Пункт 2.2. Основной

образовательной программы

начального общего образования

(в соответствии с федеральным

государственным

образовательным стандартом

начального общего

образования, утвержденным приказом

Министерства образования и науки

 Российской Федерации

от 06 октября 2009 года № 373

«Об утверждении

 федерального государственного

 образовательного стандарта

начального общего образования»,

 утвержденной приказом

МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»  от 28.08.2020 № 567

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: основы религиозных культур и светской этики

Учебный предмет: основы религиозных культур и светской этики

1-4 классы

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

       соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

          Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.

Общие планируемые результаты

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

- развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

- ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Планируемые результаты по учебным модулям

Основы православной культуры

Выпускник научится:

- раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

- на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

-развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы мировых религиозных культур

Выпускник научится:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы светской этики

Выпускник научится:

- раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

- на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

- излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

                                             

II. Содержание учебного предмета

Модуль «Основы православной культуры»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.

Часть 1. Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.

Часть 2. Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

        Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры». 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. 

Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

          Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

          Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Модуль «Основы светской этики»

Введение в курс Россия  - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная,  многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.

Этика общения Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Этикет Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между  культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

Этика человеческих отношений В развитии добрых  чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление  их с формами религиозной культуры (православной и др.).  Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное  отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Этика отношений в коллективе Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

Душа обязана трудиться Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Судьба и Родина едины С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Формы обучения:

- Классно-урочные занятия.

- Групповая форма обучения.

- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  

- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.

- Экскурсии.

Ш. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

                                   

Модуль «Основы православной культуры»

 4 класс

п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Примечание

Знакомство с новым предметом (2 часа)

1

Россия — наша Родина.

1

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

1

Введение в православную культуру (8 часов)

3

Колокола.

1

4

Православный храм.

1

5

Как христианство пришло на Русь. Православие.

1

6

Жизнь Иисуса Христа.

1

7

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1

8

Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре.

1

9

О душе.

1

10

О душе.

1

Храм – дом Божий на земле (7 часов)

11

Как вести себя в православном храме.

1

12

Экскурсия. Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма.

1

13

Православная  молитва.

1

14

Фреска и икона.

1

15

Отличие иконы от картины.

1

16

Образ  Христа  в искусстве.

1

17

Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь».

1

Православные праздники (3 часа)

18

Календарный   год   в   православии.

1

19

Рождество. Крещение.

1

20

Пасха

1

Духовные ценности православия (4 часа)

21

Чудо. Таинства.

1

22

Христианские   заповеди. Совесть.

1

23

Любовь и жертвенность. Святые воины.

1

24

Не совсем обычный урок. Прощение.

1

Жизнь по заповедям (6 часов)

25

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

1

26

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.

1

27

Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.

1

28

Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.

1

29

Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.

1

30

Жизнь современной Православной Церкви.

1

Подведение итогов (4 часа)

31

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

32

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

33

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

34

Обобщающийурок..Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

4 класс                               Модуль: Основы мировых религиозных культур

п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Примечание

Знакомство с новым предметом (3 часа)

1

Россия – наша Родина.

1

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

1

3

Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»..

1

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов)

4

Древне верования и религиозные культуры.

1

5

Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии.

1

6

Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.

1

7

Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии.

1

8

Саша рассказывает о верованиях древних славян.

1

Иудаизм (5 часов)

9

Представление о Боге в иудаизме.

1

10

Мир и человек в иудаизме.

1

11

Тора и заповеди.

1

12

О чем говорит иудейский Закон.

1

13

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

1

Христианство (6 часов)

14

Представление о Боге и мире в христианстве.

1

15

Представление о человеке в  христианстве.

1

16

Библия - священная книга христиан.

1

17

Православие.

1

18

Католицизм.

1

19

Протестантизм.

1

Ислам  (5 часов)

20

Представление о Боге  и мире в исламе.

1

21

Пророк Мухаммад.

1

22

Коран и Сунна.

11

23

Столпы ислама. Праздники ислама.

24

Священные города и сооружения ислама. Искусство в исламе.

1

Буддизм (4 часа)

25

Жизнь Будды.

1

26

Учение Будды.

1

27

Духовные наставники и священные сооружения буддизма.

1

28

Священные тексты буддизма.

1

Подведение итогов (6 часов)

29

«Золотое правило нравственности».

1

30

Не совсем обычный урок.  Интересный разговор.

1

31

Урок- путешествия по разным странам.

1

32

Презентация творческих проектов.

1

33

Презентация творческих проектов.

1

34

Повторение изученного. Обобщающий урок.

1

4 класс                               Модуль: Основы светской этики

№п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Примечание

Знакомство с новым предметом (2 часа)

1

Россия – наша  Родина.

1

2

Духовные ценности человечества. Культура и религия.

1

Знакомство с основами этики (2 часа)

3

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

1

4

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

1

Этические учения о добродетелях (4 часа)

5

Что такое добродетель.

1

6

Учение Аристотеля о добродетелях.

1

7

Нравственные качества.

1

8

Терпение и терпимость.

1

Этика о нравственном выборе (6 часов)

9

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом.

1

10

Убеждения.

1

11

Нравственный выбор.

1

12

Совесть, долг.

1

13

Ответственность.

1

14

Этика о воспитании самого себя.

1

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

15

Справедливость.

1

16

Государство, основанное на справедливости.

1

17

Государство. Светская этика.

1

Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

19

Заповеди любви.

1

20

Любовь – основа жизни.

1

21

Прощение.

1

Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

1

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

25

Милосердие.

1

26

«Золотое правило нравственности».

1

Как сегодня жить по нравственным законам (8 часов)

27

Нравственные законы в современном мире.

1

28

Альберт Швейцер.

1

29

Этическое учение Л. Н. Толстого.

1

30

Подведение итогов «Идти дорогою добра».

1

31

Подведение итогов «Идти дорогою добра».

1

32

Презентация творческих проектов.

1

33

Презентация творческих проектов.

1

34

Повторение изученного. Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...

Рабочая программа по алгебре 7 класс 2021-2022 учебный год

Содержание курса развивается “по спирали”, что позволяет:неоднократно возвращаться к знакомому материалу на новом уровне;формировать системные знания;последовательно реализовать принцип &l...

Рабочая программа по геометрии 7 класс 2021-2022 учебный год

Начальные геометрические сведения. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, угол, луч. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина от...

Рабочая программа по математике 1 класс 2021 - 2022 учебный год

Обучающийся научиться:считать предметы в пределах 20;читать,  записывать  и сравнивать числа в пределах 20;названия и последовательность чисел от 1 до 20;названия и обозначение действий слож...

Рабочая программа по музыке 1 класс 2021 - 2022 учебный год

Обучающийся научится:воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;различать русскую музыку и музыку других...

Рабочая программа по технологии 1 класс 2021 - 2022 учебный год

Обучающиеся научатся:- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;- выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт...

Рабочая Программа воспитания_2 А класс_ 2021-2022 учебный год

Рабочая Программа воспитания_2 А класс_ 2021-2022 учебный год...