Конспект урока по теме: "Дружба" (ОРКиСЭ) по методике Шемшуриной А.И.
методическая разработка по орксэ

Конспект урока по теме: "Дружба" (ОРКиСЭ) по методике Шемшуриной А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_urok.docx21.83 КБ
Файл druzhba_prezentatsiya_222.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дружба» (в рамках модуля «Основы светской этики»)

Цель урока: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба».

Задачи: показать ценность и необходимость дружбы;

              развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими поступками и

              общечеловеческими ценностями;

              воспитывать умение сопереживать людям.

Планируемые результаты: понимание ценности дружбы и дружеских отношений;  

                                                  развитие доброжелательности и эмоционально-

                                                  нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

                                                  чувствам других людей.

Структура урока (по Шемшуриной А.И.)

  1. Завязка, выявляющая проблему (диагностическая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия).
  2. Процесс диалогического общения (по завязке).
  3. Точка интеллектуального и эмоционального напряжения.
  4. Нравственный выбор (самоопределение, самоанализ).
  5. Финал.

Шемшурина Алла Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО, главный редактор журнала «Этическое воспитание», предлагает данную структуру занятия, способствующую полному включению ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ход занятия:

Этапы урока.

Содержание работы

(ход урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ценностные ориентиры

I.

Орг.

момент.

-Здравствуйте, ребята!

Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной  одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах.

Приветствует учащихся

Стоя приветствуют учителя.

I I.

Завязка, выявляющая проблему                                                                                  

- Мы сейчас просмотрим мультфильм, по окончании которого вам нужно будет ответить на один вопрос. Будьте внимательны при просмотре мультика! (просмотр м/ф «А что ты умеешь?») (Слайд презентации 1, гиперссылка)

http://mults.info/mults/?id=1298 

можно скачать

- Почему волк сказал, что надо с овощами дружить?

Показывает презентацию

(Слайд презентации 1, гиперссылка)

(Останавливает просмотр м/ф на словах волка: «Видно, прав Тыквенок: надо мне больше с овощами дружить»)

Слушают инструкцию педагога, смотрят мультфильм

Сопереживание герою,

эмоционально-нравственная отзывчивость.

I I I.

Процесс диалогического общения.

- Кого из персонажей мультфильма можно назвать настоящим другом?

- Почему?

         Микроитог (Слайд 2)

ДРУГ- это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

-А что же такое дружба?

         Микроитог (Слайд 3)

ДРУЖБА – это привязанность друг к другу на основе уважения, общих интересов и взглядов.

- Так какова же тема нашего урока?

- Людей, связанных друг с другом дружбой, называют… друзьями.

Недаром в народе говорят: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Есть среди пословиц разных народов и другие пословицы о дружбе.

Игра «Доскажи пословицу». (Слайд 4)

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Дружный табун волков не боится.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

           - О каких секретах дружбы говорится в данных пословицах?

           - Какие человеческие качества мешают дружбе, а какие – помогают?

Проводит беседу

Подытоживает высказывания учащихся, показывает

2 слайд  презентации,

3 слайд презентации.

Проводит игру.

(показывает

4 слайд  презентации)

Проводит беседу

Анализируют ситуацию. Участвуют в беседе с учителем.

Формулируют определение «друг»,

«дружба»

Формулируют тему урока.

Составляют пословицы

Участвуют в беседе с учителем.

Доброжелательность, взаимовыручкасопереживание

понимание ценности дружбы и дружеских отношений; эмоционально-нравственная отзывчивость,

доброта.

I V.

Точка интеллектуального и эмоционального напряже

ния.

- Сейчас мы с вами будем ловить в ладошки все самое лучшее, что надо для дружбы и что вы хотели бы видеть в своем друге и в себе, ведь вы тоже чей-то друг.

Игра «Лови словечко». (честность, равнодушие, грубость, понимание, искренность, зависть, доброта, лживость, злость, взаимовыручка, и др.)

Микроитог:

- Мы с вами держим в руках все самое лучшее, что есть в друге.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг.

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.  

- У вас на парте лежат листочки бумаги, карандаши, ножницы. Обведите карандашом свою ладошку и вырежьте ее.

- Подарите (протяните) эту ладошку своему самому лучшему другу.

(Учителю необходимо предусмотреть тот момент, что не все в классе могут получить ладошку. В этом случае учитель дарит свою ладошку тому, кто остался без внимания, АРГУМЕНТИРУЯ СВОЕ РЕШЕНИЕ.)

- Покажите свои ладошки.

Проводит игру

Подводит микроитог.

Создает ситуацию эмоционального напряжения.

Хлопают в ладоши, когда слышат слово, характеризующее  качества настоящего друга.

Обводят ладонь карандашом, вырезают ее.

Дарят ладошку своему другу.

Поднимают ладошки вверх.

Понимание ценности дружбы и дружеских отношений.

Самоопределение, самоанализ.

 

V.

Нравственный выбор.

- На полученной ладошке напишите то, что больше всего цените в своем соседе по парте.

- А теперь отдайте эту ладошку своему соседу по парте со словами: «Мне приятно тебе сказать, что я ценю в тебе….»

Пусть ваш товарищ знает, за какие качества вы цените его.

Создает ситуацию нравственного выбора.

Выполняют задание учителя.

Самоопределение, самоанализ,

нравственный выбор

V I.

Итог (финал)

- У каждого из нас есть то, что должно быть в настоящем друге. Поэтому мы ценим друг друга и дружим между собой.

(звучит песня о дружбе)

Подводит итог урока,

слайд 4, гиперссылка

Сплочение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРУЖБА

Слайд 2

www.themegallery.com

Слайд 3

Диалогическое общение Почему волк сказал, что нужно с овощами дружить? Кого из персонажей мультфильма можно назвать настоящим другом? Почему? www.themegallery.com

Слайд 4

www.themegallery.com тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. ДРУГ

Слайд 5

www.themegallery.com ДРУЖБА привязанность друг к другу на основе уважения, общих интересов и взглядов

Слайд 6

Ценностные ориентиры www.themegallery.com Доброжелательность Умение прощать обиды Взаимовыручка Сопереживание Понимание ценности дружбы и дружеских отношений Эмоционально-нравственная отзывчивость Самопожертвование Храбрость Доброта Какие ценностные ориентиры формируются на данном этапе урока?

Слайд 7

Не имей сто рублей, а имей сто друзей Старый друг лучше новых двух Друзья познаются в беде Нет друга - ищи, а найдешь - береги Дружный табун волков не боится

Слайд 8

www.themegallery.com

Слайд 9

Мне приятно тебе сказать, что я ценю в тебе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Конспект урока по русскому языку, построенный по сингапурской методике. Тема урока «Соединительные гласные е, о в сложных словах.»

Аннотация урока.В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема »Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова ...

Конспект урока окружающего мира по сингапурской методике тема "Овощи и фрукты на нашем столе"

Урок построен с использованием методических приемов сингапурской методики преподавания....

План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики

План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...

Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной. Тема: «Общение и источник преодоления обид»

На уроке обучающиеся расширяют представления о понятиях "общение" "общительность", "обида", формируют навык положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций....