Конспект урока по теме: "Дружба" (ОРКиСЭ) по методике Шемшуриной А.И.
методическая разработка по орксэ
Конспект урока по теме: "Дружба" (ОРКиСЭ) по методике Шемшуриной А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba_urok.docx | 21.83 КБ |
druzhba_prezentatsiya_222.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дружба» (в рамках модуля «Основы светской этики»)
Цель урока: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба».
Задачи: показать ценность и необходимость дружбы;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими поступками и
общечеловеческими ценностями;
воспитывать умение сопереживать людям.
Планируемые результаты: понимание ценности дружбы и дружеских отношений;
развитие доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
Структура урока (по Шемшуриной А.И.)
- Завязка, выявляющая проблему (диагностическая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия).
- Процесс диалогического общения (по завязке).
- Точка интеллектуального и эмоционального напряжения.
- Нравственный выбор (самоопределение, самоанализ).
- Финал.
Шемшурина Алла Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО, главный редактор журнала «Этическое воспитание», предлагает данную структуру занятия, способствующую полному включению ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ход занятия:
Этапы урока. | Содержание работы (ход урока) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ценностные ориентиры |
I. Орг. момент. | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. | Приветствует учащихся | Стоя приветствуют учителя. | |
I I. Завязка, выявляющая проблему | - Мы сейчас просмотрим мультфильм, по окончании которого вам нужно будет ответить на один вопрос. Будьте внимательны при просмотре мультика! (просмотр м/ф «А что ты умеешь?») (Слайд презентации 1, гиперссылка) http://mults.info/mults/?id=1298 можно скачать - Почему волк сказал, что надо с овощами дружить? | Показывает презентацию (Слайд презентации 1, гиперссылка) (Останавливает просмотр м/ф на словах волка: «Видно, прав Тыквенок: надо мне больше с овощами дружить») | Слушают инструкцию педагога, смотрят мультфильм | Сопереживание герою, эмоционально-нравственная отзывчивость. |
I I I. Процесс диалогического общения. | - Кого из персонажей мультфильма можно назвать настоящим другом? - Почему? Микроитог (Слайд 2) ДРУГ- это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. -А что же такое дружба? Микроитог (Слайд 3) ДРУЖБА – это привязанность друг к другу на основе уважения, общих интересов и взглядов. - Так какова же тема нашего урока? - Людей, связанных друг с другом дружбой, называют… друзьями. Недаром в народе говорят: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Есть среди пословиц разных народов и другие пословицы о дружбе. Игра «Доскажи пословицу». (Слайд 4) Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Дружный табун волков не боится. Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Нет друга – ищи, а нашел – береги. - О каких секретах дружбы говорится в данных пословицах? - Какие человеческие качества мешают дружбе, а какие – помогают? | Проводит беседу Подытоживает высказывания учащихся, показывает 2 слайд презентации, 3 слайд презентации. Проводит игру. (показывает 4 слайд презентации) Проводит беседу | Анализируют ситуацию. Участвуют в беседе с учителем. Формулируют определение «друг», «дружба» Формулируют тему урока. Составляют пословицы Участвуют в беседе с учителем. | Доброжелательность, взаимовыручкасопереживание понимание ценности дружбы и дружеских отношений; эмоционально-нравственная отзывчивость, доброта. |
I V. Точка интеллектуального и эмоционального напряже ния. | - Сейчас мы с вами будем ловить в ладошки все самое лучшее, что надо для дружбы и что вы хотели бы видеть в своем друге и в себе, ведь вы тоже чей-то друг. Игра «Лови словечко». (честность, равнодушие, грубость, понимание, искренность, зависть, доброта, лживость, злость, взаимовыручка, и др.) Микроитог: - Мы с вами держим в руках все самое лучшее, что есть в друге. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг. Всегда ему надежный друг В беде протянет руку. - У вас на парте лежат листочки бумаги, карандаши, ножницы. Обведите карандашом свою ладошку и вырежьте ее. - Подарите (протяните) эту ладошку своему самому лучшему другу. (Учителю необходимо предусмотреть тот момент, что не все в классе могут получить ладошку. В этом случае учитель дарит свою ладошку тому, кто остался без внимания, АРГУМЕНТИРУЯ СВОЕ РЕШЕНИЕ.) - Покажите свои ладошки. | Проводит игру Подводит микроитог. Создает ситуацию эмоционального напряжения. | Хлопают в ладоши, когда слышат слово, характеризующее качества настоящего друга. Обводят ладонь карандашом, вырезают ее. Дарят ладошку своему другу. Поднимают ладошки вверх. | Понимание ценности дружбы и дружеских отношений. Самоопределение, самоанализ.
|
V. Нравственный выбор. | - На полученной ладошке напишите то, что больше всего цените в своем соседе по парте. - А теперь отдайте эту ладошку своему соседу по парте со словами: «Мне приятно тебе сказать, что я ценю в тебе….» Пусть ваш товарищ знает, за какие качества вы цените его. | Создает ситуацию нравственного выбора. | Выполняют задание учителя. | Самоопределение, самоанализ, нравственный выбор |
V I. Итог (финал) | - У каждого из нас есть то, что должно быть в настоящем друге. Поэтому мы ценим друг друга и дружим между собой. (звучит песня о дружбе) | Подводит итог урока, слайд 4, гиперссылка | Сплочение |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
www.themegallery.com
Диалогическое общение Почему волк сказал, что нужно с овощами дружить? Кого из персонажей мультфильма можно назвать настоящим другом? Почему? www.themegallery.com
www.themegallery.com тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. ДРУГ
www.themegallery.com ДРУЖБА привязанность друг к другу на основе уважения, общих интересов и взглядов
Ценностные ориентиры www.themegallery.com Доброжелательность Умение прощать обиды Взаимовыручка Сопереживание Понимание ценности дружбы и дружеских отношений Эмоционально-нравственная отзывчивость Самопожертвование Храбрость Доброта Какие ценностные ориентиры формируются на данном этапе урока?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей Старый друг лучше новых двух Друзья познаются в беде Нет друга - ищи, а найдешь - береги Дружный табун волков не боится
www.themegallery.com
Мне приятно тебе сказать, что я ценю в тебе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
Конспект урока по русскому языку, построенный по сингапурской методике. Тема урока «Соединительные гласные е, о в сложных словах.»
Аннотация урока.В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема »Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова ...
Конспект урока окружающего мира по сингапурской методике тема "Овощи и фрукты на нашем столе"
Урок построен с использованием методических приемов сингапурской методики преподавания....
План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики
План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...
Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной. Тема: «Общение и источник преодоления обид»
На уроке обучающиеся расширяют представления о понятиях "общение" "общительность", "обида", формируют навык положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций....