Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по окружающему миру на тему: "Петр Великий" для 4 класса по учебнику А.А. Плешакова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ФИО | Шакирова Резеда Рамильевна |
Место работы | МБОУ «ООШ №6» Чистопольский муниципальный район |
Класс | 4 класс |
Предмет | Окружающий мир (Человек, природа, общество) |
Тема | Петр Великий |
Используемая образовательная система (методика, технология) | Технология проблемного обучения |
Используемый учебник | «Окружающий мир» 4 класс в 2 частях, 2 ч А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – 7 изд., М. Просвещение ,2009 г (Школа России) |
Цели и задачи урока | Цели: Сформировать представления учащихся о времени правления ПетраI , о его реформах и преобразованиях. Задачи: 1. Познакомить с жизнью великого царя Петра I, его реформами и преобразованиями. |
Оборудование | Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Петр Великий» |
Дедуктивные средства | Сигнальные карточки, тесты, рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова к учебнику Окружающий мир 4 класс.2 часть. М.П 2010 г.) |
Использованная литература (наименование учебника) | 1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 частях., М., «Просвещение» 2009 г. 2. Энциклопедия «Я познаю мир» История, М. Астрель, 2004 г. 3. Ресурсы Интернета. |
Этапы работы | Содержание этапа |
Организационный момент. Задачи учителя: Подготовить учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке. Метод: беседа Задача учащихся: Проверить свою готовность к уроку. Метод: самопроверка Критерии достижения цели: Полная готовность класса ,настрой на совместную коллективную работу. | Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Психологический настрой. Учитель: Добрый день ,ребята! Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо! Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть. Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу. - Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. - Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони; - Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами. Оцените свое настроение. У вас на столах есть оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки: зеленым - усвоил материал, хорошо, настроение хорошее; желтым - что-то не понял; красным - усвоил плохо, настроение плохое. Оцените, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Закрасьте кружок около цифры 1. Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку. |
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Задачи учителя: 1. Установление правильности и осознанности выполнения домашних заданий всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. 2. Обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности, активизация опорных знаний и умений по теме «Патриоты России» Метод(прием): Фронт. беседа, работа с тестом. Задачи учащихся: - Закрепить понятие «патриоты России», знания о печальных событиях родной истории начало 17в; - Уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности, выполняя задания. - уметь оценивать себя. Методы: индивидуальная работа, самопроверка, возникновение проблемной ситуации. Методы обучения: основной проблемный. Критерии достижения целей: В ходе использования оптимальности сочетания контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, создания проблемной ситуации учащийся должен знать хорошо о печальных страницах истории 17 века, о тех людях, которые боролись за свободу и честь России | Цель: Повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала. Учитель: Сегодня мы продолжим экскурсию в историю 17 века, вспомним о патриотах России. Дома вы читали о них? Давайте вспомним, кого мы называем патриотами? Ответы детей: Патриот - это человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству. Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопрос. А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным ,обведите в кружок. Тесты: 1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю. А) Александр Невский Б)Кузьма Минин В) Дмитрий Донской 2. В каком городе это произошло? А) в Нижнем Новгороде Б) В Екатеринбурге В) в Москве 3. Что создали для борьбы с врагами? А) народный фронт Б) народное собрание В) народное ополчение 4.Кого пригласили возглавить народное ополчение? А) Князь Дмитрий Пожарский Б) Ермак В) Иван III 5.Когда народное ополчение двинулось к Москве? А) в1612г. Б) в1613г. В) в1611г. 6.Как называли царя ПетраI ? А) Грозный Б) Мудрый В) Преобразователь Ребята, обменяйтесь тестами с соседом, выскажите свои замечания друг другу. Оцените свой ответ, проверив на слайде 1. Высвечивается слайд с правильными ответами: 1б, 2а, 3в, 4а, 5а, 6в. Самооценка (закрасить кружок 2) У. На все ли вопросы вы смогли дать правильные ответы. Д. Нет, не на все . У. Какой вопрос вызвал затруднение? Д. Вопрос 6. Как называли царя ПетраI? (У учащихся возникла проблемная ситуация, не могут дать правильного объяснения) У. Что же мы должны сделать, чтобы правильно ответить на данный вопрос? Д. Мы должны познакомиться с жизнью царя ПетраI.
|
3.Изучение нового материала.
Задачи учителя: 1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. 2.Познакомить с жизнью царя ПетраI, сего реформами и преобразованиями. 3.Показать отличие царя Петра Великого от других европейских правителей. Методы обучения: фронтальная беседа, демонстрация слайдов. Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием беседы с демонстрацией слайдов. Задачи учащихся: Познакомиться с жизнью ПетраI, его преобразованиями и реформами, уметь отличать царя от других европейских правителей. Критерии: Уметь добывать знания при использовании учебника самостоятельно. | Цель: сформировать представления учащихся о времени правления ПетраI ,его реформах и преобразованиях, о роли ПетраI в жизни России. (Показ портрета Петра на слайде 2) 1.Слово учителя. У. Сегодня ,ребята, мы будем говорить о жизни царя Петра Великого, его реформах и преобразованиях. Тема урока так и называется «Пётр Великий». Куда мы обратимся, ребята , чтобы узнать о жизни ПетраI ? Д. Нам нужно обратиться к учебнику. У. правильно, ребята! Откройте учебник на с. 94, прочитайте самостоятельно статью «Пётр Великий» 2. Работа с учебником. У. А теперь посмотрите на слайд 3 и скажите, как связаны эти цифры и слова с жизнью ПетраI. Слайд 3 10 14 потехи корабль Ответы детей: Число 10 –означает ,что в 10 лет ПётрI был провозглашён царём. Число 14 - Петр освоил сам около 14 специальностей. Слово корабль - Петр мог своими руками построить корабль. Потехи - одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потом и полк набранный по его приказу назвали потешным. Учитель: Охарактеризуйте царя Петра I словами из текста,которые отвечают на вопрос- какой? Ответы детей: - великий; - смышленый; - пытливый - неутомимый; - волевой. Проверьте свои ответы по слайду 4. Молодцы, ребята правильно ответили. Физминутка. Цель: Избежать перегрузки учащихся и сохранить мотивацию. Ветер по морю гуляет И кораблик поднимает Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. 3. Слово учителя - А теперь продолжим знакомство с жизнью Петра Великого. Показ слайдов и чтение детьми текста слайдов. 5 слайд Царь - преобразователь. 6 слайд Зарождение морского флота в России. 7 слайд Строительство Петра Учитель : заслуженно ли Петр I получил прозвание Великий? Каким был Петр Великий? Ответы детей Оцените себя , ответив на вопрос: - Почему Петр I назвали Великим? (3 кружок) |
4. Закрепление . Задача учителя: Помочь привести к правильному ответу на проблемный вопрос, закрепить усвоение нового материала. Помочь разобраться учащимся, которые не освоили новый материал. Метод(прием): Фронт беседа, работа с тестом. Задача учащихся: - закрепить полученные знания, уметь оценивать себя, работать самостоятельно. 5. Задание на дом . Задачи учителя: Дать анализ и оценить успешности достижения цели и наметить перспективу последовательности саморазвития дома с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке. Дать реальную информацию о результатах учения. Задачи учащихся: Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание. Критерии: Полное предоставление того, что надо сделать дома к следующему уроку. Получена реальная оценка за работу на уроке. | Цель : Проверить усвоение нового материала о Петре I. А сейчас проверим как вы усвоили урок о жизни Петра. Учитель: Откройте, ребята рабочие тетради на с. 33 и выполните тестовое задание №1,2. 1. Выберите и подпишите портрет Петра I. 2. Выбрать правильный ответ и отметь + - Петр I был провозглашен царем в 10 лет в 14 лет в 5 лет - Петр I открыл первый музей. Он назвался: - Грановитая палата; - Кунсткамера; - Чудов монастырь. Город, основанный Петром Великим? - Санкт- Петербург. Стал: - летним местом отдыха императора; - пограничной крепостью - новой столицей России. Коллективная проверка (используют сигнальные карточки красный- зеленый). Оцените свою работу (4 кружок) Учитель: Оказывается среди ребят 1,2,3 есть те, которые не усвоили материал. Я предлагаю еще раз прочитать Пете в учебнике на с. 94-100.
А теперь вернемся к вопросу, который нам казался трудным: - Как назвали царя Петра I? - Грозный; - Преобразователь; - Мудрый. Смогли мы на него ответить? Да: Царь - преобразователь. Итог урока: Учитель: Заканчивая наш экскурс в историю 17 века ребята давайте подведем итог нашей сегодняшней работе, что мы узнали сегодня на уроке. Чем же отличался царь Петр от других правителей? Дети: О жизни Петра I , о его реформах, преобразованиях, которые помогли дальнейшему развитию страны. Появился флот, возникли новые города. Петр I основал новую столицу России Санкт- Петербург. Россия стала империей. Оцените свой ответ и настроение (5 кружок). Молодцы, ребята, я вижу многие усвоили материал и в хорошем настроении. Выставление оценок в дневник. Теперь запишите домашнее задание. Цель: Углубить знания учащихся по разделу учебника «Страницы истории Отечества», закрепить учебный материал в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний. 1. Дополнительно прочитать в учебнике на с 94-100 ученикам, которые плохо справились с тестовыми заданиями. Я думаю, Пете поможет Дима разобраться в домашней работе, вместе прочитать. 2. Остальным ребятам 1,2,3 ряда предлагаю поискать в школьной и городской библиотеке дополнительные сведения из энциклопедий, Интернет ресурсов и написать рассказ о строительстве Санкт-Петербурга от лица: 1 ряд - мастерового- строителя; 2 ряд - Петра I; 3 ряд - иностранца. Вы знаете ,что град Петра возводился в болотистой местности и приходилось возить по воде подводы с булыжниками для строительства. А теперь вам задача об этом: Если на 1 подводе везли по 3 больших булыжника. За 1 день делали 36 рейсов. Сколько булыжников в день, в неделю, в месяц, за 1 год подвозили строители града. Урок я хочу закончить стихами А.С. Пушкина, посвященным городу Санкт-Петербургу, основанным Петром I. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася, бедный челн По ней стремился одиноко. По Чернели избы тут и там Приют убогого чухонца И лес, неведомый лучами В тумане спрятанного солнца Кругом шумел . И думал он. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь буде город заложен. Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам. Все флаги в гости будут к нам И запируем на просторе. На следующем уроке мы продолжим знакомство с великими людьми России. Это Михаил Васильевич Ломоносов. Урок закончен. Всем спасибо, за хорошую работу на уроке!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок по окружающему миру на тему «Петр Великий». 4 класс"
Урок по окружающему мируна тему«Петр Великий». 4 класс Цель: Сформировать представления у учащихся о времени правления ПетраI,...
Конспект урока окружающего мира по теме "Петр I"
Цели урока: способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; развитие умений работать с источниками информации, коммен...
Конспект урока окружающего мира по теме "Петр I"
Цели урока: способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; развитие умений работать с источниками информации, коммен...
Технологическая карта урока по Окружающему миру на тему " Петр Великий ." 3 класс , Школа 2100
Урок на тему " Петр Великий "Цели урока-Сформировать представление о Петре 1 - первом императоре-формировать повышение интереса обучающихся к истории страны-...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник дидактических карточек для индивидуального (дифференцированного) опроса по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окру
Дидактические карточки дляя ндивидуального опроса по окружающему миру по УМК "Перспектива" для параллели 3 классов...
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").
В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...