Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной. Тема: «Общение и источник преодоления обид»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Наталья Юрьевна Иванова

На уроке обучающиеся расширяют представления о понятиях "общение" "общительность", "обида", формируют навык положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_orkse.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной

Тема: «Общение и источник преодоления обид»
Урок составлен учителем начальных классов Ивановой Н.Ю.
Цель: формирование у учащихся представления об общении как о важнейшей составляющей человеческого общества, формирование навыка положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций. 
Задачи урока:
Образовательные:
расширить представление о понятиях «общение», «общительность», «обида»; показать ценность и необходимость дружелюбного общения. 
Развивающие:
развивать познавательный интерес и творческие способности при решении 
определённых проблем; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.
Планируемые результаты:
Личностные:
Совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение осуществлять информационный поиск;
готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Предметные:
понимание ценности общения и доброжелательных отношений;
выстраивание конструктивных отношений в обществе.
Тип урока: открытие новых знаний. 
Оборудование: презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь ученика.
Ход урока
I. Организационный момент. (Создать благоприятный психологический климат)
Твори добро другим во благо,
Получишь ты его обратно,
За то, что ты помог однажды,
Тебе ответить могут дважды.
Поможешь - сильно не устанешь,
Зато душой сильнее станешь,
А сердце будет лишь добрей,
А значит, будет веселей
И радостней на свете жить,
Попробуй ты добро творить (Марханова Екатерина)

Проверка домашнего задания пословицы о терпении.
II. Мотивационный этап.

Игра «Три задания».

К доске приглашаются дети. Они встают в пары, лицом друг к другу. Предлагается выполнить задания для человека, стоящего напротив него (составить небольшой диалог предложить друга о помощи, пригласить куда - нибудь). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал.

Что сейчас делали ребята? (Они общались)

- Подумайте, какова цель нашего урока? ( слайд 1)

III. Изучение нового материала.
Раскрыть определение понятия «общение».
Мозговой штурм. 
- Как вы считаете, что значит общаться? (работа в тетради)
- Значит, общение – это
… связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми.

- Зачем люди общаются? (обмен информацией, изменение эмоционального состояния, например, развеселить грустного друга,   познания друг друга, обмен умениями, например: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания)

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые крайне необходимы и важны для эффективного общения людей (необходимо составить по группам список качеств, важных для общения, а затем вместе с детьми прописать на доске).

Список качеств, важных для общения :

умение слушать;

тактичность;

умение убеждать;

интуиция;

наблюдательность;

душевность;

энергичность;

открытость. ( слайд 2)

- Давайте разработаем правила эффективного общения (дети работают вместе с учителем)

При встрече – вежливость, улыбку;

При выслушивании – интерес;

При обмене мнениями и споре – любезность.

Во время критики – сочувствие и такт.

- Ребята скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней.

- Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:

  • Что такое общение, обида и прощение?
  • Что обида и прощение приносит человеку?

Как простить обиду?
IV. Физминутка. (Снять психофизическое напряжение учащихся)

Пантомима «Я обиделся», «Я счастлив», «Я прощаю»

V. Продолжение темы
1. Работа с учебником с. 123-124
- Что же может помешать доброму общению людей? (обида) (сл.3,4)
Оби́да — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция.

- Какие чувства вы испытываете, когда обижаетесь? (слайд5)
Если уж начинать разговор о наших обидах, то только не для любования ими, а для того чтобы: 
научится преодолевать свои обиды;
как можно реже обижать других.
Причин обид очень много, попробуем в общих чертах обрисовать основные причины и пути выхода из этих ситуаций:
Причины обид:
Предательство (Вы считали его своим другом, доверяли ему тайны – и вот он разорвал вашу дружбу)
Это тоже духовный опыт, надо жалеть о потере друга, не допустить злопамятства.
Издевки (Найдя у вас какие – то недостатки или, считая вас слабым человеком, человек начинает откровенно унижать вас)
Обычно люди в этой ситуации:
-- применяют силу;
-- отвечают оскорблением;
-- расстраиваются;
Чаще всего замечаем в других то, что сами постоянно делаем. (слайд6)

Я, конечно, не совершенен, спасибо тебе, что указал на мои недочёты.
Оскорбление, грубость (Гневом распаляется сердце, чешутся кулаки)
не мстить;
дело возмездия не наше, Божие
не оскорблять в ответ, вовремя, но с достоинством, отойти
использовать чувство юмора (“Иногда узнаешь о себе много интересного”)

Притча (слайд7)

Однажды ученик спросил у своего учителя: 

– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

– И это всё? – недоумённо спросил ученик.

– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картофелинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, который он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

– То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает злые пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решаешь обидеться, или наоборот.

А что значит простить человека? Как вы это понимаете?

Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.

Изречения великих людей


Учимся избавляться от обид

Способ 1) Лист гнева

Способ 2) удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда вы обижались

на кого-то.

Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”. (слайд8)

А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите»

свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.

Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы

освободились от обиды. Вам стало легко и весело.

 
- Как вы теперь ответите на те вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока ? Выводы (слайд 9)

VII. Формулирует домашнее задание.
Подбери пословицы и поговорки об общении
Составь советы, как избавится от обиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"

Цель урока-  создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

Урок ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и зло" 4 класс

Урок способствует формированию основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле. Учит анализировать собственные поступки и посту...

Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и зло"

Урок способствует развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других людей. Способствует формированию основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного ...

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика" на тему "Нравственные идеалы"

Данный  урок направлен на освоение темы "Нравственные идеалы. Богатыри" в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе. Цель урока: на примере русских богатыр...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Общение и источники преодоления обид".

Конспект  урока составлен к уроку по учебнику Шемшуриной А.И. "Основы светской этики"....