Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
опыты и эксперименты по орксэ
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гайдовская Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
(из опыта работы)
Истинный показатель цивилизации —
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон
Свое выступление мне хотелось бы начать старой притчей американских индейцев. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»… Как наше тело питается пищей, так и душа питается мыслями. Все зависит от того, какими мыслями мы будем ее кормить.
Душа человека такой же странный мир, как и мир атома, а может быть, еще более странный - во всяком случае, более зыбкий. Не "сложный" мир, с чем все согласятся, а именно странный, не такой, как все, что нас окружает, по другим законам живущий.
Ключевой задачей современной государственной политики Российского государства является развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Обществу всегда необходимы высоконравственные граждане. От уровня нравственности граждан зависит благосостояние государства: политическая и экономическая стабильность, духовное единство народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности.
Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России –педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
- Будущее страны зависит от того какое образование получат современные дети, какие моральные нормы будут вложены в них. В.В.Зеньковский подтверждает, что «Нередко уже значительно позднее, когда из семени, попавшего в это время в душу ребенка, выросли уже плоды, мы начинаем понимать, что корни той или иной черты, нашедшей свое выражение ныне, уходят именно к раннему детству…».
Младший школьный возраст – важный период в становлении личности человека, когда закладывается база нравственных, духовных ценностей, формируется его мировоззрение. Все, что ребенок видит в этот период жизни в окружающем мире у него остается в памяти на всю жизнь. Подтверждение этим словам находим у архимандрита Георгия (Шестуна): «Именно в это время формируется ядро личности, которое разворачивается потом всю жизнь».
Таким образом, в условиях духовного кризиса возрастает роль школы в воспитании личности, наделенной такими духовно-нравственными качествами как чуткость, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, рассудительность, милосердие, трудолюбие. В условиях общеобразовательной школы эта цель достигается через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, так как образование, по словам П.Ф. Каптерева, не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы - только средства».
Духовность и нравственность во все времена были объектами внимания отечественных философов, педагогов, религиозных деятелей. Так русский философ В. С. Соловьёв призывал человечество к постоянной борьбе за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества, источником которых выступает красота и культура.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.
Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России –(в концепции определяется так)педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Содержание внеурочной деятельности основывается на базовых национальных ценностях, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Выделим важнейшие из этих ценностей:
Главной целью моей педагогической деятельности является формирование духовно-нравственной ценностей младшего школьника.
Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
Задачи:
1. Формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
2. Создaние благоприятных условий для самовыражения и самореализации воспитанников;
3. Содействие в приобщении семей учащихся к народным ценностям, привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.
Новизной является использование в большом количестве информационных технологий: презентаций, мультипликационных, художественных и документальных фильмов с нравственным или духовным содержанием. А также использование декоративно-прикладного творчества как средства познания общечеловеческих ценностей.
Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию. Ведь, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя оторвать это понятие от воспитательного процесса.
Программа проекта реализуется через кружок «Истоки», родительские лектории, социальные акции, внеклассные мероприятия, сотрудничество с социальными партнерами.
Содержание внеурочной деятельности «Истоки» представлено разделами: Мир, Слово, Образ, Книга. Формы работы, которые можно использовать: путешествие в прошлое, экскурсия, беседа, диалог, творческий отчет, семейные занятия, проектная деятельность, инсценирование, создание газеты, альбома.
Родительский лекторий (формы работы на слайде)
- Лекции
- Дискуссии
- Тематические беседы
- Встречи с социальным педагогом
- Работа с притчами
Отмечу, что совместное планирование внеклассных мероприятий и активное участие в них родителей наряду с детьми имеет большой воспитательный эффект: дети чувствуют поддержку родителей, гордятся ими; укрепляются межсемейные дружеские связи, формируется модель позитивных детско-взрослых отношений.
Внеклассные мероприятия. Одной из форм работы является постановка сказки « Лиса-нянька» на фестивале «Югра многоликая».
- Другая немаловажная форма- инсценировка песни к дню защитников Отечества «Маленький трубач»
- Доброй традицией стало ежегодное проведение «Осенней ярмарки». Осенняя ярмарка прошла совместно с родителями(изготовление кондитерских изделий, разучивание песни, прибауток, закличек).
- Также доброй традицией стала посадка деревьев яблонь на празднике «День Знаний».
Сотрудничество с музеем и библиотекой.
- Экскурсии
- Выставки
- Встречи с интересными людьми
В ноябре прошел праздник «Мамочка любимая моя» совместно с работниками библиотеки. Ребята учили стихи, рисовали портреты мам. Выставка портретов мам размещалась в городской библиотеке№4. В декабре месяце провели конкурс чтецов «Рождественские посиделки». Ребят награждали сказочные лесные герои.
Социальные акции. «Помоги птицам»- изготовление кормушек. «Сделай мир чище»- сбор макулатуры и батареек. Разработка исследовательского проекта по защите бездомных животных «Каждому животному- дом».
Участие в конкурсах.
Практические навыки проверяются через участие детей в литературных конкурсах, конкурсах декоративно- прикладного творчества на Рождество и Пасху. В 2018-2019 учебных годах воспитанники принимали активное участие в конкурсах «В свете Рождественской звезды». Литературный конкурс 1 место Бикмухаметова Аида, 3 место Беликова София, Идрисова Шовданна. Творческий конкурс 3 место Муставой Никита.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур Мониторинг в работе по духовно-нравственному и воспитанию:
- экспертные суждения (родителей, партнеров школы)
- анонимные анкеты
- различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста
- самооценочные суждения детей
В процессе реализации педагогического проекта формируются следующие УУД учащихся младших классов:
Продукты проекта
Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, которые были созданы в ходе реализации проекта.
Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.
Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.
Таким образом, данный педагогический проект опирается на духовное и культурное начало человека, позволяющие обеспечить условия для формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника.
Литература
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., 3-е издание, М.: Просвещение, 2013.-23 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев.- М.: Школа- Пресс, 1996.- 272 с.
- Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание сочинений в двух томах (в одной книге). – М.: Изд-во: Родное пепелище, 2005. – 358 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"
В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников" и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...
Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода
В этой работе рассматриваются подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...
Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников
В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»
Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:- патриотическое;- нравственное;- эстетическое;- воспитание гражданственности, толерантности;- эколо...
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.
Методическое объединение учителей нашей начальной школы разработало проект "Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников. Калейдоскоп путешествий по МАЛОЙ РОДИНЕ". Наш проект б...
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников в усливиях реализации ФГОС....