Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»
рабочая программа по теме

Ионова Татьяна Юрьевна

Программа  предусматривает все стороны развития личности ребенка:
-  патриотическое;
-  нравственное;
-  эстетическое;
-  воспитание гражданственности, толерантности;
-  экологическое;
-  формирование культуры поведения, навыков самоуправления;

-  развитие творческих способностей.

 

Участники программы:

  • Дети школьного образовательного учреждения (1-4 класс).
  • Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
  • Педагогический коллектив школьного образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_i_mir_vokrug.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Г о с у д а р с т в е н н о е  б ю д ж е т н о е  о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е          у ч р е ж д е н и е  С а м а р с к о й  о б л а с т и   о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

«О б р а з о в а т е л ь н ы й   ц е н т р   «Л и д е р» г о р о д а  К и н е л я

г о р о д с к о г о    о к р у г а  К и н е л ь   С а м а р с к о й   о б л а с т и

                 «УТВЕРЖДАЮ»                                                                       «СОГЛАСОВАНО»

           Директор ГБОУ СОШ №5                                                 заместитель директора по ВР

           ______________/ В.С. Тепаев /                                           ___________ /И.И. Золотухина/

         «      »                ____ 20      г.                                                    «      »        _______ 20      г.

Программа

духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников  

«Я и мир вокруг»

         

     Автор-составитель:

                                   Ионова Татьяна Юрьевна,

                         учитель начальных классов

                      ГБОУ СОШ №5

ОЦ «Лидер» г. Кинеля                                                      

г. Кинель

Программа духовно-нравственного воспитания и

 развития младших школьников  

«Я и мир вокруг»

Пояснительная записка 

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка. Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение учащихся жить в окружающем их мире.
     Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А  в
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной  в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации,  определён современный национальный воспитательный идеал.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника  («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

   

Актуальность программы. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требует изменений, которые позволят выпускнику приобрести универсальные учебные действия, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества. Однако, детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом,   когда    неудача у другого – вот  те маяки, на которые необходимо постоянно равняться.  Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания, толерантности невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности.

Социальная и педагогическая целесообразность.  Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной работы, направленной на становление личности. Психологическими особенностями младшего школьного возраста,  имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей,  являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к  конвергентному); развитие произвольной сферы,  способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов;  высокая эмоциональность; преобладание предметного,  чувственного восприятия окружающего,  его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления. Школа ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Мной использованы разные методики, где активно поддерживала  ребенка во всех его начинаниях. Но постепенно выдвигалась необходимость в создании более системного, глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях.

Программа  предусматривает все стороны развития личности ребенка:
-  патриотическое;
-  нравственное;
-  эстетическое;
-  воспитание гражданственности, толерантности;
-  экологическое;
-  формирование культуры поведения, навыков самоуправления;

-  развитие творческих способностей.

Цель: развитие в каждом ребенке таких  социально-значимых качеств   личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.  

 Задачи:

воспитывать  важны личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого;

укреплять  психическое и физическое здоровье учащихся через  организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;

выявлять  склонности  и познавательные интересы учащихся;

установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач.

Условия эффективности системы воспитания:

 учет возрастных особенностей учащихся,

 знание интересов и их  увлечений ,

использование  современных педагогических и воспитательных  технологий и их реализация,

  взаимодействие с социумом,

  готовность участников воспитательного  процесса к реализации  поставленных целей и задач,

 удовлетворенность  участников воспитательного процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и  организацией.

Ожидаемый результат:

коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества;

коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.

Выпускник начальной школы

 Знает:

о совести как основе нравственности,

о  пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков,

свою родословную,

законы дружбы, жизни в коллективе,

Умеет:

поставить цель и добиваться ее выполнения,

воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках,

терпеливо относиться к близким и окружающим людям,

соблюдать правила здорового образа жизни.

видеть красивое , стремиться к красоте,

 

    Диагностика результативности

Педагогическое наблюдение

Беседы

Анкетирование

Тестирование

 Участники программы:

Дети школьного образовательного учреждения (1-4 класс).

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

Педагогический коллектив школьного образовательного учреждения.

Основные принципы воспитательной программы  

Принцип самоактуализации

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей. Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - главная задача развития программы. Каждый член коллектива должен быть или стать самим собой, обрести свой образ.

Принцип субъектности

Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью  свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Принцип выбора

Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самовыражение.

Принцип доверия и поддержки

Уважение личности младшего школьника, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам,  ожиданиям.

Этапы реализации программы

Этапы

Уровень результатов

Сроки

Ответственные

     1 этап

Организационный

Диагностический

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Первый год реализации программы

2009 – 2010 учебный год

Классный руководитель

2 этап

Переходный и

практический

Предоставление  возможности свободно проявлять позитивный опыт ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды.

Второй  год реализации программы

2010 – 2011 учебный год

Классный руководитель

3 этап

Стабильный  

Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2011 -2012

учебный год

Классный руководитель

4 этап

Завершающий

Диагностический

 Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

2012-2013 учебный год

Классный руководитель

 Программа включает в себя общие для каждого класса направления :

«Школа вежливых наук»,

 «Школа   – территория толерантности»,

«В здоровом теле - здоровый дух»,

«Семь – Я»,

 «В мире прекрасного».

НАПРАВЛЕНИЕ

КЛАСС

оЖИДАЕМЫЕ

 результаты

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ



Школа вежливых наук

1 класс

Дети должны отличать  понятия «этика» и «этикет». Знать правила вежливости и красивых манер.

Соблюдать этикет, вести себя достойно в общественных местах.

«Что такое этикет и для чего он нужен?»



«Ежели вы вежливы».


«Волшебные слова»


«К вам пришли гости»


 «Друзья, вот вам на всякий случай, стихи о школьнике одном».

классный час


классный час

презентация


практикум

устный журнал

2 класс


Должны уметь:

соблюдать этикет в гостях, в театре, кино;

уметь разговаривать по телефону, соблюдая требования этикета.



 










«Поговорим об этикете»


«Учимся говорить. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?»

 «День рождения только раз в году! Пригласи и развлеки.»

Правила поведения в гостях. Правила дарения. «Чему мы научились».

классный час

практикум


практическая игра


беседа

ролевая игра

3 класс

Должны знать каким должен быть воспитанный человек;

как обращаться к разным людям.

Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении,



Этикет разговора. Разрешите обратиться. «Самый вежливый». «Путешествие в страну невежд.»



 Я не могу согласиться. Этикетные ситуации. «Умеете ли вы спорить?» «Культура общения в семье».

Играем роль воспитанного человека.

классный час


игра-путешествие



беседа


практикум


ролевая игра

4 класс

.

Знать требования к манерам;

 чем отличается корректное поведение от галантного;

об источниках наших нравственных знаний;

афоризмы.

О совести как основе нравственности.


.



«Этикет и мы. Корректный и галантный человек.»

 «Правила,  по которым мы живем.»

 «Знакомство с народными традициями»

«Людские пороки – что это? Помоги ближнему своему»

 «Афоризмы. В мире умных мыслей» «Самоанализ знаний и навыков по теме «Культура речевого общения».

беседа


классный час



исследователь-

ская работа


устный журнал


тестирование


Школа - территория

толерантности

1 класс

Что означает толерантность. Знать о правилах сотрудничества в классе.

Уважать себя и верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими.


«Что такое толерантность? «

«Знаешь ли ты себя? Какой Я?Какой ТЫ?» «Погружение в мир своего Я».

«Каков Я на самом деле».


«Будем знакомы, будем друзьями!»

«Какой мы коллектив»

«Улыбка, в чем ее секрет»


«Доброта начинается с детства»

классный час


практикум  


тестирование


анкетирование

утренник

беседа

2 класс

Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим.

Уметь видеть прекрасное в человеке.


«Символика России»


«Земля – наш общий дом»

 «Учись видеть прекрасное в человеке»


 Спешите делать добро.

«Сотвори солнце в себе»


«Операция «Новый год»

поисковая работа

классный час

практикум



акция добра


изготовление игрушек на городскую елку

3 класс

. Правила вежливого отказа, несогласия. Уважать чужое мнение.

Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

Быть сострадательным к чужому горю.

Знать пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

Экология личности.

«Быть белой вороной легко?»

Понятие и доверие. Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание.

« Народы разные нужны, народы всякие важны!»



 «Мы хотим быть». «Сделай мир хоть капельку лучше!»


 «Репортаж об однокласснике».


 «Экипаж одного корабля»


классный час


беседа


беседа

экскурсия в музей им. Алабина


дискуссия посещение театра

психологичес-кая игра


игра





4 класс

О совести как основе нравственности.

Знать законы дружбы

Быть надежным другом.

Уметь

заниматься самовоспитанием (поставить цель и добиваться ее выполнения).

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

«Каждый правый имеет право».

Каков я в общении?

Имеете ли вы свое мнение?

 Как сказать  «нет» и отстоять свое мнение.


Товарищества твердые законы.

 «Капитан или пассажир».


Чтобы иметь друга, надо быть им.



«В дружбе – сила»



Школа человечности.


викторина

практикум

тестирование

классный час



дискуссия


исследовательская работа


устный журнал


классный час


В здоровом теле - здоровый дух

1 класс

Правила гигиены, правильного питания. Придерживаться режима дня и питания, уметь организовать свой труд дома.

Посещение  спортивных секций и кружков.

"Азбука Здоровья"

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

"Панорама развивающих курсов"


День Здоровья

"Зимние забавы"

конкурс рисунков

беседа о режиме дня


знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный праздник на природе

2 класс

Различать хорошие и плохие привычки.

"Полезные привычки"

"Весёлые старты"


«Мойдодыр».


"Береги здоровье смолоду"

классный час

спортивный праздник

викторина


конкурс семейных плакатов

3 класс

Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении.

Знать о правилах здорового образа жизни. На правилах применять методы самовоспитания и самоконтроля.

Психологическое здоровье. Профилактика вредных привычек.

 «Откуда берутся грязнули?»


Береги здоровье смолоду.


«Так поступают настоящие мужчины».

 «Мойдодыр». Интеллектуальная игра «Тайны вокруг нас».


Учимся быть здоровыми




игра-путешествие


классный час



викторина


интеллектуаль-ная игра


устный журнал

4 класс

Знать правила здорового образа жизни и уметь их применять.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада



«Семь - Я»

1 класс

Быть доброжелательными.

Соблюдать заповеди.

«Заповеди - нравственные законы для всех»

«Моя семья - мое богатство»


 «Почитай отца своего и матерь твою…»



 «Праздники в кругу семьи»

 «Я и мои родители»


 «Папа может все что угодно».


«Для любимых мам»


 Международный день семьи.

классный час


конкурс рисунков


беседа



исследовательская работа

устный журнал

спортивные состязания


праздник


семейные посиделки.

2 класс

Знать традиции общения своей семьи;

ее родословную.

Уметь культурно общаться.

«Дом, в котором мне хотелось бы жить»


Путешествие в прошлое своей семьи « Без прошлого нет будущего»


Традиции общения в японской семье (по книге В. Овчинникова «Ветка сакуры»).


Традиции общения в русской семье.


 «Супер-мама».


Культура общения в современной семье.


 Мы славим дедов и отцов.



Семейная академия.


классный час


практикум



чтение и обсуждение прочитанного

практикум



праздник

беседа


конкурс рисунков


классный час

3 класс

Правила вежливого отказа, несогласия.

 Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

Семейные ценности.

«Что значит взаимопонимание в семье»

«Наши дедушки – наши бабушки»

О семейных ценностях.

Лгать нельзя, но если…?


Заповеди: как мы их исполняем.


«Красота спасет мир».


«Родительский дом, начало - начал».


Орден твоего деда (прадеда). Ветеран живет рядом

 

Друзья мои, прекрасен наш союз.

беседа


устный журнал


беседа

дискуссия

 

праздник

практикум


изготовление поздравитель-ной открытки

4 класс

Знать о кодексе семейного здоровья.

Знать о своей родословной.

О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.

«О семейных династиях». «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»

«Для любимых наших мам»

 «Семейные реликвии»


«Защитники родины - мои родственники».


«Для меня семья –это…»


презентация

классный час


концертная программа

семейный праздник

устный журнал


практикум


В мире  прекрасного

1 класс

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; всестороннее развитие детей.

"Помоги братьям меньшим"



"Алло, мы ищем таланты!"

"Картинная галерея"

акция изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"


час творчества

путешествие в мир творчества (экскурсия)

2 класс

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"


«Удивительное рядом»


"Мы крутим глобус"

творческий конкурс

создание классного альбома

посещение выставки

устный журнал

3 класс

Формирование  эстетического вкуса, стремления к красоте во всех проявлениях жизни;

Создание   атмосферы взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

4 класс

сформированное желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

«Мы любим театр»


"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

«Прощание с начальной школой»

поисковая работа

посещение Самарского театра драмы им.Горького

выпуск журнала

экологический плакат

театрализован-ное представление

Список литературы

Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12

Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/Начальная школа.-2004, №3

Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности /Воспитание школьников.-2005г., №9

Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших пед.учеб.заведений, учителей нач. классов и родителей /3-е изд. – М.:Издат. центр «Академия», 1998

Крушельницкая О. Школьный стресс /Народное образование. -2001, №6

Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002

Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002, №10

Популярная психология для родителей /под ред. А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой.- М.:Флинта, 1998

Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007

Степанов Е.Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, №7

Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка (младший школьник) / М.: Рольф, 2000

Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007

Четвертый год  обучения  

Планирование работы на сентябрь

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Этикет и мы .

8.09- Международный  День грамотности 09.09 – Всемирный день красоты

Школа - территория

толерант-

ности

3.09. День солидарности в борьбе с терроризмом»

Викторина «Каждый правый имеет право»

В здоровом теле - здоровый дух

Поход в лесополосу

День здоровья

Сто вопросов о спорте

Посещение спорт клуба (экскурсия

«Семь-Я»

О семейных династиях

«В мире прекрасного»

Мы любим театр

Посещение Самарского театра им.М.Горького

Планирование работы на октябрь

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

01.10. – Международный день пожилых людей


Корректный и галантный человек

22.10 - Международный день школьных библиотек

Школа - территория

толерант-

ности

04.10 – Всемирный день защиты животных

Каков  я в общении

В здоровом теле - здоровый дух

Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД

Мой оптимизм – путь к здоровью

«Семь-Я»

Умей беречь честь бабушки, дедушки и добрую  память о них

«В мире прекрасного»

«Гармония в природе»

(экологический плакат)

Слушаем музыку

(филармония)

Планирование работы на ноябрь

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Правила, по которым мы живем

21.11 - Всемирный день приветствий

Школа - территория

толерант-

ности

4. 11- День народного единства

16.11 - Международный день толерантности

Имеете ли вы свое мнение?

В здоровом теле - здоровый дух

Быть здоровым – жить в радости

«Семь-Я»

О благодарности и жестокосердии, бездушии

20. 11 Всемирный день ребёнка


29.11. – День матери


«В мире прекрасного»

Мы любим театр

(спектакль кукольного театра)

Планирование работы на декабрь

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Знакомство с народными традициями

Школа - территория

толерант-

ности

10.12 - День прав человека


12. 12- День конституции РФ

Как сказать  «нет» и отстоять свое мнение

27.12- День спасателя РФ


В здоровом теле - здоровый дух

Коктейль здоровья

Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД

«Семь-Я»

О терпимости к близким и родным

Проведение Новогодних утренников


«В мире прекрасного»

Слушаем  музыку

(филармония)

Новогодний калейдоскоп

(КТД)

Планирование работы на январь

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

13.01 – День российской печати


Людские

 пороки – что это?

Школа - территория

толерант-

ности

–  День былинного богатыря Ильи Муромца

Товарищества твердые законы

В здоровом теле - здоровый дух

О красоте и мужестве

«Семь-Я»

О терпении

«В мире прекрасного»

Мы любим театр

(спектакль кукольного театра)

Праздник «Рождественские колядки»

Планирование работы на февраль

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Помоги ближнему

 своему

08.02 –ко дню рождения Л.В.Успенского

Школа - территория

толерант-

ности

21.02- Междуна-

родный день родного языка

Дискуссия «Капитан или пассажир»

В здоровом теле - здоровый дух

.

Спортивные состязания «Пять футов под килем»

«Весёлые старты», посвящённые Дню защитника Отечества

«Семь-Я»

Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

В мире прекрасного

Слушаем музыку

(филармония)

Беседа на тему: Эстетическое воспитание в семье»

Планирование работы на март

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Афоризмы

Подготовка и празднование Международного женского Дня. «Поздравляем наших мам»

21.03 Всемирный день поэзии. «Проба пера»-конкурс начинающих поэтов

24-30 / 03. неделя детской и юношеской книги. Посещение городской и школьной библиотек.

Школа - территория

толерант-

ности

3.03 – Всемирный день писателя.  Встреча с писателями  Самарской области

21.03. - Всемирный день Земли 

Чтобы иметь друга, надо быть им

В здоровом теле - здоровый дух

01.03. – Всемирный день гражданской обороны

Ответственное отношение к здоровому образу жизни

22. 03 – Всемирный день воды. ОСВОД

«Семь-Я»

Праздничный концерт  «Для милых мам»

 

«В мире прекрасного»

Мы любим театр

(спектакль кукольного театра)

Конкурс рисунков «Весна красна!»

Планирование работы на апрель

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

В мире умных мыслей

15.04. - Всемирный день культуры

Школа - территория

толерант-

ности

1.04 –День смеха. Шуточные викторины, праздники, КВН.


18.04. - Международный день памятников и исторических мест.

 Экскурсия по историческим местам г.Самара

В дружбе - сила

В здоровом теле - здоровый дух

7.04 – всемирный день здоровья.

Спортивный праздник «Мама, папа, я –здоровая семья»

12. 04  - Всемирный день авиации и космонавтики


29.04. - международный день танца

«Семь-Я»


Семейные реликвии


«В мире прекрасного»

Слушаем музыку

(филармония)

Творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!»

Планирование работы на май

Направление

восп. работы

Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Школа вежливых наук

Самоанализ знаний и навыков по теме «Культура речевого общения»

24.05 – День славянской письменности и культуры.

Школа - территория

толерант-

ности

1.05 – Праздник весны и труда.

Школа человечности

В здоровом теле - здоровый дух

Практикум «Мои достижения»

31.05. - Всемирный день без табака

Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД

«Семь-Я»

Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы.

Презентация «»Защитники родины - мои родственники

15.05. - Международный день семьи

Практикум «Для меня семья –это…»

«В мире прекрасного»

Выпуск журнала «Школьные годы чудесные»

Театрализованное представление

«Прощание с начальной школой»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

полное взаимопонимание и согласованность действий;

постоянный контакт с родителями;

опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Направления работы  с родителями:

Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Привлечение родителей к организации работы  с классом.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Родительское собрание  

октябрь

Кл. рук.

2.

Родительское собрание

январь

Род. комитет

Кл. рук.

3.

Родительское собрание

апрель

Кл. рук.

4.

Родительское собрание  ( по плану )

май

Кл. рук.

5.

Анкетирование родителей (по плану)

Сентябрь

- май

Кл. рук.

6.

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:

Совместно с классным руководителем составление плана работы на год;

Организация помощи нуждающимся детям и семьям;

Организация  питания детей на уровне класса;

Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений  школе;

В течение года

Кл. рук.

7.

Проведение индивидуальных консультаций родителей

еженедельно

Кл. рук.


8.

Участие родителей в совместных делах класса:

Проведение экскурсионно-туристической работы;

Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;

Организация и участие в однодневных походах;

Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;

Помощь в оформительской работе;

ежемесячно

Родительский комитет

9.

Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку)

В течение года

Кл. рук.

Род. ком.

10.

Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря

Май

Кл. рук.

11.

Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты

Май - июнь

Род. комитет

                   

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

 Групповые формы работы с родителями:

организационные

тематические

итоговые 

родительский клуб «Готовим ребенка к школе»

Индивидуальные формы работы с родителями:

беседы с родителями

консультации (групповые и тематические)

посещение семьи

  Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);

семейные праздники и традиции, конкурсы.

                                         

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Диагностика.

Проблема изучения

Средства изучения

Ребенок в семье

1.Самодиагностика  рисуночные (тесты для учащихся)

«Обеденный стол»

«Прогулка по лесу»

Анкетирование родителей

«Общение в семье»

2. Тест для родителей «Кто  вы своему ребенку»


1-2 класс








3 – 4 класс

Состояние межличностных отношений

Самодиагностика «Урок физкультуры»

Рисуночный тест «Солнце, тучка, дождик»

Анкетирование «Мои друзья»

Ролевая игра «Планета друзей» (Н. Ф. Дик)

«Необитаемый остров»

Анкета «Жизнь в классе»

1 -2 класс


1 -2 класс



3 класс



4 класс


4 класс

Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося

1.Наблюдение кл. рук.

2.Анкета для родителей «Характер ребенка»

3. «Что на сердце у меня»

4. Наблюдение «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося» (Малякова Н. С., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.)

1- 2 класс


1- 2 класс

1- 2 класс



1-4 класс

Сформированность коллектива класса

Анкета «Мой класс»

«Аукцион»

«Мультфильм о нашем классе»


2 класс- 4 класс

Система ценностных ориентаций

Рисуночный тест «Настроение»

«Краски»

Ранжирование учебных дисциплин

Школа будущего

Анкета  «Определение преобладающих мотивов учения» Л. А. Махновец

1- 2 класс


1- 2 класс

3 класс




1 -4 класс

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

1.Методика Е. Н. Степанова

Анкетирование родителей

Анкетирование «С желанием ли я иду в школу»

3. Взаимодействие семьи и школы

(Степанова Т. Ф., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.)

4. Анкета для учащихся «Расскажи о школе»





1- 4 класс

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников

В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Методическое объединение учителей нашей начальной школы разработало проект "Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников. Калейдоскоп путешествий по МАЛОЙ РОДИНЕ". Наш проект б...

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников в усливиях реализации ФГОС....

"Реализация программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В статье указаны основные пути реализации программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младих школьников ", результаты программы....

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования  их нравственных ценностей...


 

Комментарии

 Светлана Юрьевна Кусковская

Спасибо за программу.Целостная программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Результаты не минуют сказаться. Побольше бы таких творческих учителеЙ! Приглашаю Вас подружиться. У меня тоже создана программа. "Жизнь в Гармонии" Я соавтор международной книги "Азбука Гармонии"