Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»
рабочая программа по теме
Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:
- патриотическое;
- нравственное;
- эстетическое;
- воспитание гражданственности, толерантности;
- экологическое;
- формирование культуры поведения, навыков самоуправления;
- развитие творческих способностей.
Участники программы:
- Дети школьного образовательного учреждения (1-4 класс).
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
- Педагогический коллектив школьного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_i_mir_vokrug.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Г о с у д а р с т в е н н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е С а м а р с к о й о б л а с т и о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов
«О б р а з о в а т е л ь н ы й ц е н т р «Л и д е р» г о р о д а К и н е л я
г о р о д с к о г о о к р у г а К и н е л ь С а м а р с к о й о б л а с т и
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Директор ГБОУ СОШ №5 заместитель директора по ВР
______________/ В.С. Тепаев / ___________ /И.И. Золотухина/
« » ____ 20 г. « » _______ 20 г.
Программа
духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников
«Я и мир вокруг»
Автор-составитель:
Ионова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №5
ОЦ «Лидер» г. Кинеля
г. Кинель
Программа духовно-нравственного воспитания и
развития младших школьников
«Я и мир вокруг»
Пояснительная записка
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка. Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение учащихся жить в окружающем их мире.
Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Актуальность программы. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требует изменений, которые позволят выпускнику приобрести универсальные учебные действия, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества. Однако, детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые необходимо постоянно равняться. Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания, толерантности невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности.
Социальная и педагогическая целесообразность. Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной работы, направленной на становление личности. Психологическими особенностями младшего школьного возраста, имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей, являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к конвергентному); развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов; высокая эмоциональность; преобладание предметного, чувственного восприятия окружающего, его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления. Школа ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Мной использованы разные методики, где активно поддерживала ребенка во всех его начинаниях. Но постепенно выдвигалась необходимость в создании более системного, глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях.
Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:
- патриотическое;
- нравственное;
- эстетическое;
- воспитание гражданственности, толерантности;
- экологическое;
- формирование культуры поведения, навыков самоуправления;
- развитие творческих способностей.
Цель: развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Задачи:
воспитывать важны личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого;
укреплять психическое и физическое здоровье учащихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;
выявлять склонности и познавательные интересы учащихся;
установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач.
Условия эффективности системы воспитания:
учет возрастных особенностей учащихся,
знание интересов и их увлечений ,
использование современных педагогических и воспитательных технологий и их реализация,
взаимодействие с социумом,
готовность участников воспитательного процесса к реализации поставленных целей и задач,
удовлетворенность участников воспитательного процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией.
Ожидаемый результат:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
Выпускник начальной школы
Знает:
о совести как основе нравственности,
о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков,
свою родословную,
законы дружбы, жизни в коллективе,
Умеет:
поставить цель и добиваться ее выполнения,
воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках,
терпеливо относиться к близким и окружающим людям,
соблюдать правила здорового образа жизни.
видеть красивое , стремиться к красоте,
Диагностика результативности
Педагогическое наблюдение
Беседы
Анкетирование
Тестирование
Участники программы:
Дети школьного образовательного учреждения (1-4 класс).
Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
Педагогический коллектив школьного образовательного учреждения.
Основные принципы воспитательной программы
Принцип самоактуализации
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей. Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - главная задача развития программы. Каждый член коллектива должен быть или стать самим собой, обрести свой образ.
Принцип субъектности
Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Принцип выбора
Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самовыражение.
Принцип доверия и поддержки
Уважение личности младшего школьника, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Этапы реализации программы
Этапы | Уровень результатов | Сроки | Ответственные |
1 этап Организационный Диагностический | Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | Первый год реализации программы 2009 – 2010 учебный год | Классный руководитель |
2 этап Переходный и практический | Предоставление возможности свободно проявлять позитивный опыт ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды. | Второй год реализации программы 2010 – 2011 учебный год | Классный руководитель |
3 этап Стабильный | Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | 2011 -2012 учебный год | Классный руководитель |
4 этап Завершающий Диагностический | Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. | 2012-2013 учебный год | Классный руководитель |
Программа включает в себя общие для каждого класса направления :
«Школа вежливых наук»,
«Школа – территория толерантности»,
«В здоровом теле - здоровый дух»,
«Семь – Я»,
«В мире прекрасного».
НАПРАВЛЕНИЕ | КЛАСС | оЖИДАЕМЫЕ результаты | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Школа вежливых наук | 1 класс | Дети должны отличать понятия «этика» и «этикет». Знать правила вежливости и красивых манер. Соблюдать этикет, вести себя достойно в общественных местах. | «Что такое этикет и для чего он нужен?» «Ежели вы вежливы». «Волшебные слова» «К вам пришли гости» «Друзья, вот вам на всякий случай, стихи о школьнике одном». | классный час классный час презентация практикум устный журнал |
2 класс | Должны уметь: соблюдать этикет в гостях, в театре, кино; уметь разговаривать по телефону, соблюдая требования этикета. | «Поговорим об этикете» «Учимся говорить. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?» «День рождения только раз в году! Пригласи и развлеки.» Правила поведения в гостях. Правила дарения. «Чему мы научились». | классный час практикум практическая игра беседа ролевая игра |
3 класс | Должны знать каким должен быть воспитанный человек; как обращаться к разным людям. Соблюдать правила вежливости и красивых манер. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, | Этикет разговора. Разрешите обратиться. «Самый вежливый». «Путешествие в страну невежд.» Я не могу согласиться. Этикетные ситуации. «Умеете ли вы спорить?» «Культура общения в семье». Играем роль воспитанного человека. | классный час игра-путешествие беседа практикум ролевая игра |
4 класс | . Знать требования к манерам; чем отличается корректное поведение от галантного; об источниках наших нравственных знаний; афоризмы. О совести как основе нравственности. . | «Этикет и мы. Корректный и галантный человек.» «Правила, по которым мы живем.» «Знакомство с народными традициями» «Людские пороки – что это? Помоги ближнему своему» «Афоризмы. В мире умных мыслей» «Самоанализ знаний и навыков по теме «Культура речевого общения». | беседа классный час исследователь- ская работа устный журнал тестирование |
Школа - территория толерантности | 1 класс | Что означает толерантность. Знать о правилах сотрудничества в классе. Уважать себя и верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими. | «Что такое толерантность? « «Знаешь ли ты себя? Какой Я?Какой ТЫ?» «Погружение в мир своего Я». «Каков Я на самом деле». «Будем знакомы, будем друзьями!» «Какой мы коллектив» «Улыбка, в чем ее секрет» «Доброта начинается с детства» | классный час практикум тестирование анкетирование утренник беседа |
2 класс | Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим. Уметь видеть прекрасное в человеке. | «Символика России» «Земля – наш общий дом» «Учись видеть прекрасное в человеке» Спешите делать добро. «Сотвори солнце в себе» «Операция «Новый год» | поисковая работа классный час практикум акция добра изготовление игрушек на городскую елку |
3 класс | . Правила вежливого отказа, несогласия. Уважать чужое мнение. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. Быть сострадательным к чужому горю. Знать пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. | Экология личности. «Быть белой вороной легко?» Понятие и доверие. Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание. « Народы разные нужны, народы всякие важны!» «Мы хотим быть». «Сделай мир хоть капельку лучше!» «Репортаж об однокласснике». «Экипаж одного корабля» | классный час беседа беседа экскурсия в музей им. Алабина дискуссия посещение театра психологичес-кая игра игра |
4 класс | О совести как основе нравственности. Знать законы дружбы Быть надежным другом. Уметь заниматься самовоспитанием (поставить цель и добиваться ее выполнения). Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. | «Каждый правый имеет право». Каков я в общении? Имеете ли вы свое мнение? Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. Товарищества твердые законы. «Капитан или пассажир». Чтобы иметь друга, надо быть им. «В дружбе – сила» Школа человечности. | викторина практикум тестирование классный час дискуссия исследовательская работа устный журнал классный час |
В здоровом теле - здоровый дух | 1 класс | Правила гигиены, правильного питания. Придерживаться режима дня и питания, уметь организовать свой труд дома. Посещение спортивных секций и кружков. | "Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" День Здоровья "Зимние забавы" | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
2 класс | Различать хорошие и плохие привычки. | "Полезные привычки" "Весёлые старты" «Мойдодыр». "Береги здоровье смолоду" | классный час спортивный праздник викторина конкурс семейных плакатов |
3 класс | Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении. Знать о правилах здорового образа жизни. На правилах применять методы самовоспитания и самоконтроля. | Психологическое здоровье. Профилактика вредных привычек. «Откуда берутся грязнули?» Береги здоровье смолоду. «Так поступают настоящие мужчины». «Мойдодыр». Интеллектуальная игра «Тайны вокруг нас». Учимся быть здоровыми | игра-путешествие классный час викторина интеллектуаль-ная игра устный журнал |
4 класс | Знать правила здорового образа жизни и уметь их применять. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
«Семь - Я» | 1 класс | Быть доброжелательными. Соблюдать заповеди. | «Заповеди - нравственные законы для всех» «Моя семья - мое богатство» «Почитай отца своего и матерь твою…» «Праздники в кругу семьи» «Я и мои родители» «Папа может все что угодно». «Для любимых мам» Международный день семьи. | классный час конкурс рисунков беседа исследовательская работа устный журнал спортивные состязания праздник семейные посиделки. |
2 класс | Знать традиции общения своей семьи; ее родословную. Уметь культурно общаться. | «Дом, в котором мне хотелось бы жить» Путешествие в прошлое своей семьи « Без прошлого нет будущего» Традиции общения в японской семье (по книге В. Овчинникова «Ветка сакуры»). Традиции общения в русской семье. «Супер-мама». Культура общения в современной семье. Мы славим дедов и отцов. Семейная академия. | классный час практикум чтение и обсуждение прочитанного практикум праздник беседа конкурс рисунков классный час |
3 класс | Правила вежливого отказа, несогласия. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. Семейные ценности. | «Что значит взаимопонимание в семье» «Наши дедушки – наши бабушки» О семейных ценностях. Лгать нельзя, но если…? Заповеди: как мы их исполняем. «Красота спасет мир». «Родительский дом, начало - начал». Орден твоего деда (прадеда). Ветеран живет рядом Друзья мои, прекрасен наш союз. | беседа устный журнал беседа дискуссия праздник практикум изготовление поздравитель-ной открытки |
4 класс | Знать о кодексе семейного здоровья. Знать о своей родословной. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков. | «О семейных династиях». «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» «Для любимых наших мам» «Семейные реликвии» «Защитники родины - мои родственники». «Для меня семья –это…» | презентация классный час концертная программа семейный праздник устный журнал практикум |
В мире прекрасного | 1 класс | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; всестороннее развитие детей. | "Помоги братьям меньшим" "Алло, мы ищем таланты!" "Картинная галерея" | акция изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества (экскурсия) |
2 класс | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" «Удивительное рядом» "Мы крутим глобус" | творческий конкурс создание классного альбома посещение выставки устный журнал |
3 класс | Формирование эстетического вкуса, стремления к красоте во всех проявлениях жизни; Создание атмосферы взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция |
4 класс | сформированное желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" «Мы любим театр» "Школьные годы чудесные:" "Гармония в природе" «Прощание с начальной школой» | поисковая работа посещение Самарского театра драмы им.Горького выпуск журнала экологический плакат театрализован-ное представление |
Список литературы
Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12
Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/Начальная школа.-2004, №3
Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности /Воспитание школьников.-2005г., №9
Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших пед.учеб.заведений, учителей нач. классов и родителей /3-е изд. – М.:Издат. центр «Академия», 1998
Крушельницкая О. Школьный стресс /Народное образование. -2001, №6
Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002
Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002, №10
Популярная психология для родителей /под ред. А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой.- М.:Флинта, 1998
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007
Степанов Е.Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, №7
Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка (младший школьник) / М.: Рольф, 2000
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007
Четвертый год обучения
Планирование работы на сентябрь
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | Этикет и мы . | 8.09- Международный День грамотности 09.09 – Всемирный день красоты |
Школа - территория толерант- ности | 3.09. День солидарности в борьбе с терроризмом» | Викторина «Каждый правый имеет право» |
В здоровом теле - здоровый дух | Поход в лесополосу | День здоровья | Сто вопросов о спорте Посещение спорт клуба (экскурсия |
«Семь-Я» | О семейных династиях |
«В мире прекрасного» | Мы любим театр Посещение Самарского театра им.М.Горького |
Планирование работы на октябрь
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | 01.10. – Международный день пожилых людей | Корректный и галантный человек | 22.10 - Международный день школьных библиотек |
Школа - территория толерант- ности | 04.10 – Всемирный день защиты животных | Каков я в общении |
В здоровом теле - здоровый дух | Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД | Мой оптимизм – путь к здоровью |
«Семь-Я» | Умей беречь честь бабушки, дедушки и добрую память о них |
«В мире прекрасного» | «Гармония в природе» (экологический плакат) | Слушаем музыку (филармония) |
Планирование работы на ноябрь
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | Правила, по которым мы живем | 21.11 - Всемирный день приветствий |
Школа - территория толерант- ности | 4. 11- День народного единства | 16.11 - Международный день толерантности | Имеете ли вы свое мнение? |
В здоровом теле - здоровый дух | Быть здоровым – жить в радости |
«Семь-Я» | О благодарности и жестокосердии, бездушии | 20. 11 Всемирный день ребёнка | 29.11. – День матери |
«В мире прекрасного» | Мы любим театр (спектакль кукольного театра) |
Планирование работы на декабрь
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | Знакомство с народными традициями |
Школа - территория толерант- ности | 10.12 - День прав человека 12. 12- День конституции РФ | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | 27.12- День спасателя РФ |
В здоровом теле - здоровый дух | Коктейль здоровья | Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД |
«Семь-Я» | О терпимости к близким и родным | Проведение Новогодних утренников |
«В мире прекрасного» | Слушаем музыку (филармония) | Новогодний калейдоскоп (КТД) |
Планирование работы на январь
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | 13.01 – День российской печати | Людские пороки – что это? |
Школа - территория толерант- ности | – День былинного богатыря Ильи Муромца | Товарищества твердые законы |
В здоровом теле - здоровый дух | О красоте и мужестве |
«Семь-Я» | О терпении |
«В мире прекрасного» | Мы любим театр (спектакль кукольного театра) | Праздник «Рождественские колядки» |
Планирование работы на февраль
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | Помоги ближнему своему | 08.02 –ко дню рождения Л.В.Успенского |
Школа - территория толерант- ности | 21.02- Междуна- родный день родного языка | Дискуссия «Капитан или пассажир» |
В здоровом теле - здоровый дух | . | Спортивные состязания «Пять футов под килем» | «Весёлые старты», посвящённые Дню защитника Отечества |
«Семь-Я» | Что значит быть хорошим сыном или дочерью? |
В мире прекрасного | Слушаем музыку (филармония) | Беседа на тему: Эстетическое воспитание в семье» |
Планирование работы на март
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | Афоризмы | Подготовка и празднование Международного женского Дня. «Поздравляем наших мам» | 21.03 Всемирный день поэзии. «Проба пера»-конкурс начинающих поэтов | 24-30 / 03. неделя детской и юношеской книги. Посещение городской и школьной библиотек. |
Школа - территория толерант- ности | 3.03 – Всемирный день писателя. Встреча с писателями Самарской области | 21.03. - Всемирный день Земли | Чтобы иметь друга, надо быть им |
В здоровом теле - здоровый дух | 01.03. – Всемирный день гражданской обороны | Ответственное отношение к здоровому образу жизни | 22. 03 – Всемирный день воды. ОСВОД |
«Семь-Я» | Праздничный концерт «Для милых мам» |
|
«В мире прекрасного» | Мы любим театр (спектакль кукольного театра) | Конкурс рисунков «Весна красна!» |
Планирование работы на апрель
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | В мире умных мыслей | 15.04. - Всемирный день культуры |
Школа - территория толерант- ности | 1.04 –День смеха. Шуточные викторины, праздники, КВН. | 18.04. - Международный день памятников и исторических мест. Экскурсия по историческим местам г.Самара | В дружбе - сила |
В здоровом теле - здоровый дух | 7.04 – всемирный день здоровья. Спортивный праздник «Мама, папа, я –здоровая семья» | 12. 04 - Всемирный день авиации и космонавтики | 29.04. - международный день танца |
«Семь-Я» | Семейные реликвии |
«В мире прекрасного» | Слушаем музыку (филармония) | Творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!» |
Планирование работы на май
Направление восп. работы | Деятельность педагога по созданию воспит. среды и деятельности воспитанников |
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. |
Школа вежливых наук | Самоанализ знаний и навыков по теме «Культура речевого общения» | 24.05 – День славянской письменности и культуры. |
Школа - территория толерант- ности | 1.05 – Праздник весны и труда. | Школа человечности |
В здоровом теле - здоровый дух | Практикум «Мои достижения» | 31.05. - Всемирный день без табака Беседа о правилах поведения на каникулах. ОСВОД, ПДД |
«Семь-Я» | Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы. Презентация «»Защитники родины - мои родственники | 15.05. - Международный день семьи | Практикум «Для меня семья –это…» |
«В мире прекрасного» | Выпуск журнала «Школьные годы чудесные» | Театрализованное представление «Прощание с начальной школой» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
полное взаимопонимание и согласованность действий;
постоянный контакт с родителями;
опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
Направления работы с родителями:
Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Родительское собрание | октябрь | Кл. рук. |
2. | Родительское собрание | январь | Род. комитет Кл. рук. |
3. | Родительское собрание | апрель | Кл. рук. |
4. | Родительское собрание ( по плану ) | май | Кл. рук. |
5. | Анкетирование родителей (по плану) | Сентябрь - май | Кл. рук. |
6. | Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета: Совместно с классным руководителем составление плана работы на год; Организация помощи нуждающимся детям и семьям; Организация питания детей на уровне класса; Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений школе; | В течение года | Кл. рук. |
7. | Проведение индивидуальных консультаций родителей | еженедельно | Кл. рук. |
8. | Участие родителей в совместных делах класса: Проведение экскурсионно-туристической работы; Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях; Организация и участие в однодневных походах; Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях; Помощь в оформительской работе; | ежемесячно | Родительский комитет |
9. | Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку) | В течение года | Кл. рук. Род. ком. |
10. | Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря | Май | Кл. рук. |
11. | Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты | Май - июнь | Род. комитет |
Формы работы с родителями.
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
организационные
тематические
итоговые
родительский клуб «Готовим ребенка к школе»
Индивидуальные формы работы с родителями:
беседы с родителями
консультации (групповые и тематические)
посещение семьи
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
семейные праздники и традиции, конкурсы.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Диагностика.
Проблема изучения | Средства изучения |
Ребенок в семье | 1.Самодиагностика рисуночные (тесты для учащихся) «Обеденный стол» «Прогулка по лесу» Анкетирование родителей «Общение в семье» 2. Тест для родителей «Кто вы своему ребенку» | 1-2 класс 3 – 4 класс |
Состояние межличностных отношений | Самодиагностика «Урок физкультуры» Рисуночный тест «Солнце, тучка, дождик» Анкетирование «Мои друзья» Ролевая игра «Планета друзей» (Н. Ф. Дик) «Необитаемый остров» Анкета «Жизнь в классе» | 1 -2 класс 1 -2 класс 3 класс 4 класс 4 класс |
Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося | 1.Наблюдение кл. рук. 2.Анкета для родителей «Характер ребенка» 3. «Что на сердце у меня» 4. Наблюдение «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося» (Малякова Н. С., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.) | 1- 2 класс 1- 2 класс 1- 2 класс 1-4 класс |
Сформированность коллектива класса | Анкета «Мой класс» «Аукцион» «Мультфильм о нашем классе» | 2 класс- 4 класс |
Система ценностных ориентаций | Рисуночный тест «Настроение» «Краски» Ранжирование учебных дисциплин Школа будущего Анкета «Определение преобладающих мотивов учения» Л. А. Махновец | 1- 2 класс 1- 2 класс 3 класс 1 -4 класс |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе | 1.Методика Е. Н. Степанова Анкетирование родителей Анкетирование «С желанием ли я иду в школу» 3. Взаимодействие семьи и школы (Степанова Т. Ф., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.) 4. Анкета для учащихся «Расскажи о школе» | 1- 4 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"
В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников" и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...
Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников
В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.
Методическое объединение учителей нашей начальной школы разработало проект "Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников. Калейдоскоп путешествий по МАЛОЙ РОДИНЕ". Наш проект б...
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников в усливиях реализации ФГОС....
"Реализация программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"
В статье указаны основные пути реализации программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младих школьников ", результаты программы....
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей...
Комментарии
Отзыв о программе "Я и мир вокруг"
Спасибо за программу.Целостная программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Результаты не минуют сказаться. Побольше бы таких творческих учителеЙ! Приглашаю Вас подружиться. У меня тоже создана программа. "Жизнь в Гармонии" Я соавтор международной книги "Азбука Гармонии"