Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.
статья на тему
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников в усливиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание и развитие младших школьников через реализацию воспитательной программы «Планета добра» (в условиях реализации ФГОС)
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества мы с вами, педагоги, превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
На основании Концепции духовно – нравственного воспитания и развития обучающихся и Стандартов второго поколения я составила свою рабочую программу, которая называется «Планета добра». Программа рассчитана на 4 года.
Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка. Среди многих задач, решение которых приведут к достижению данной цели, есть такие как формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика и создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Программа реализуется в четыре этапа:
- 1-й этап ( 1 класс) – "Познай себя – это интересно!";
- 2-й этап ( 2 класс) – "Сотвори себя – это необходимо!";
- 3-й этап ( 3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
- 4-й этап ( 4 класс) – "Прояви себя – это реально!".
Работа по этой программе ведется по разным направлениям: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, гражданин, семья.
На протяжении 4-х лет было проведено много классных часов, бесед, дискуссий, праздников, конкурсов. Но все эти мероприятия, построенные в соответствии с ФГОС, имеют отличительные особенности. Если раньше на классных часах и во внеурочной деятельности мы говорили что хорошо, а что плохо и как нужно себя вести, то сейчас мероприятия основываются на системно – деятельном подходе и имеют эмоциональный окрас. У детей есть знания, но если они окрашены чувствами и переживаниями, то эти знания окажут влияние на нравственное развитие школьника.
В своей работе с детьми большое внимания я уделяю внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале учебного года проводила занятие "Правила поведения в школе". В ходе его проведения у ребят возник вопрос: "А почему нельзя шуметь в школе?" Первоначально ответов было несколько и я предложила им исследовать эту проблему. Дети разделились на группы по своим взглядам на этот вопрос. На переменах обсуждали найденную информацию, возникали даже споры. Результатом этих исследований стало выступление по теме "Влияние шума на здоровье младших школьников". Когда дети сами находят ответ на вопрос, а не говорят им «не шумите», то они и ведут себя спокойнее и меньше шумят.
Так же я проводила психологические тренинги. Например, такой как "Расскажи мне обо мне". Он позволяет взглянуть на свои поступки со стороны глазами других людей.
Занятие "Все вместе, так и душа на месте"было направлено на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Все эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску.
Не менее важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников провожу родительские лектории, на которых даются рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. В результате тесного сотрудничества с родителями, вырабатывая единые нравственные критерии, ориентированные на ребёнка, родители научатся принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.
Как же узнать, в какой степени сформирована духовно – нравственная личность? Для этого я проводила тесты, например, «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Что мы ценим в людях» и др.
Анализируя их на протяжении 4-х лет, я пришла к выводу, что проделанная мной работа не прошла зря. У детей повышается способность самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, формируются устойчивые духовно-нравственные свойства и качества личности. Они умеют рассуждать, вести диалог на любые темы, отстаивать свое мнение, оценивать как свои поступки, так и поступки других людей.
Образовательной программой «Школа 2100» предусмотрена диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Эти диагностики мы выполняем с 1-го класса. Акцент хотелось бы сделать на личностные результаты. В диагностике есть задания на выявление нравственной позиции ребенка. Например, в 1 классе предлагается задание, в котором ребенок должен выбрать картинку, на которой герои поступают неправильно. Так же есть задание, в котором характеризуют поступок девочки, закончив предложение: Эта девочка … . Делают вывод, закончив предложение: Своим друзьям нужно … . А в 4 классе дети самостоятельно разбирают предложенную ситуацию и, исходя из общечеловеческих правил поведения, выбирают поступки, которые, на их взгляд, допустимы в данной ситуации. Например, «Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Выбери и отметить допустимые и недопустимые для тебя поступки». Если метапредметные результаты мы оцениваем в баллах, то личностные – не оцениваем вообще. Эти результаты не доводятся до сведения детей и родителей. Но для себя я делаю определенные выводы для того, чтобы в дальнейшем скорректировать свою работу как со всем классом, так и индивидуально с каждым ребенком.
Своё выступление хотелось бы закончить словами А. С. Макаренко: "Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Так давайте будем стараться воспитывать детей правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"
В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников" и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...
Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников
В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»
Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:- патриотическое;- нравственное;- эстетическое;- воспитание гражданственности, толерантности;- эколо...
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.
Методическое объединение учителей нашей начальной школы разработало проект "Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников. Калейдоскоп путешествий по МАЛОЙ РОДИНЕ". Наш проект б...
"Реализация программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"
В статье указаны основные пути реализации программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младих школьников ", результаты программы....
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей
Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей...