Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
рабочая программа (1 класс) по теме
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что этот процесс требует определённой системы. Это привело к созданию Программы воспитательной деятельности, главной целью которой является воспитание личности, умеющей воспринимать и понимать основные нравственные ценности, понимающей смысл своей жизни, осознающей ценность семьи. А решение этой проблемы возможно только совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnaya_vopitatelnaya_sistema_kislicyna_e.v..doc | 496 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ средняя общеобразовательная школа с.Сорвижи
Арбажского района Кировской области
Программа
духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Лучики солнца»
Автор-составитель
Кислицына Елена Васильевна
учитель начальных классов
2012 г. I квалификационной категории
Пояснительная записка.
Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ Д.А.Медведевым, отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал .
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка. Этот возрастной период характеризуется проявлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-эстетических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической высокой, становится всё более объективной и самокритичной. Восприятие ребёнком мира, людей и самого себя формируется в первую очередь в семье, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями т.д.; совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге т.д.
Духовное воспитание в педагогике -это формирование ценностного отно шения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспита ние чувства долга, справедливости, от ветственности и других качеств, спо собных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Духовное воспитание в русской на родной педагогике - это развитие тру долюбия, формирование чувства чес ти, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности се мейному очагу.
Духовно-нравственная сфера лич ности ребенка требует самых осторож ных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом.
Для реализации программы используем целостный подход, принципы мотивированности и проблемности, методы и приёмы, соответствующие возрасту и личностному развитию детей.
Т.И. Власова медитационное за крепление образов, «одушевление» иг рушки, «парадоксальную» аналогию, самооценку и др.
СИ. Маслов
методы пробуждения адекватных эмоций, акцен тирования ценности, ценностных сопос тавлений.
А.А. Леонтьев «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьни ками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения»,
интеллектуально-эмоцио нальное воздействие на ребенка, осно ванное на логике, доказательствах, способствующее формированию нрав ственных взглядов и убеждений
Принцип проблемности
Принцип мотивированности
Целостный подход рассматри вает нравственное воспитание как единый процесс развития нрав ственной личности ребёнка, выде ляя в качестве структурных компо нентов нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, фор мирование навыков и привычек нравственного поведения, характе ра, черт личности.
В его основе лежит следующий механизм: нрав ственное просвещение (представле ния о нравственных ценностях) -внутренняя мотивация (зарождение мотива для обладания нравственной ценностью) - отношение (проявление отношения к нравственной ценности, адекватное выражение эмоций) -практическая реализация (выраже ние знания через собственные поступ ки в отношениях с окружающими, собственном поведении.
Целостный подход
Когнитивный подход
рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о
нравственных нормах, умения давать содержательную характеристику
нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении.
(Л.М. Архангельский,
Н.И. Болдырев)
Оценочно-эмоциональный подход
рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям,
характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотноше-
ниям людей, устойчивость, глубину нравственных чувств (И.Ф. Харламов, П.Ф. Каптерев).
Поведенческий (деятельностный) подход трактует нравственное воспитание как процесс формирова ния устойчивых сознательных навы ков и привычек, нравственного пове дения, свободного нравственного са моопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стрем ления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нрав ственного воспитания в рамках дан ного подхода - формирование навы ков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процес се жизнедеятельности (К.Н. Вентцель, СИ. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой)
Идеи программы:
- приоритетом воспитательной системы класса является осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к Отечеству;
- гуманистическая направленность воспитания – основа определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- воспитание нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
Создание в классе воспитывающей среды (Т.А. Куракин, М.П.Кузьминова, Ю.С.Мануйлов,
Л.И.Маленкова, Л.Н.Новикова, П.И.Педкасистый, Н.Л.Селиванова, Г.Н.Сериков, Е.А.Ямбург)
Создание благоприятного эмоционального фона (К.Изард, Л.И.Маленкова),
роль эмоций в формировании нравственных ценностей (К.Д.Ушинский)
Психолого-педагогические теории
Коллективные творческие дела (И.П.Иванов)
Право учащегося на собственность в поведении и действии (А.А.Бодалев, З.А.Млькова, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова)
Целью программы является утверждение нравственных ценностей в сознании младших школьников через духовное возрождение семьи.
Основные задачи:
- Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших;
- Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.
Достижение целей программы обусловлено:
- созданием необходимых условий для укрепления родственных контактов при наличии общего интереса к истории семьи, её родословной;
- формированием нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала гуманных межличностных отношений;
- развитием творческой деятельности и познавательных интересов учащихся.
Этапы реализации программы:
- Диагностический: исследование особенностей личности, межличностных отношений, понимание мотивов поведения дают возможность организовать воспитательную работу более рациональной.
- Содержательно – деятельностный: реализация комплекса видов форм воспитывающей деятельности.
- Рефлексивный: выявление результативности реализуемой программы, обобщение итогов, определение перспектив.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
- Воспитательный результат– непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект– влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
1.
Диагностичесий этап
Предмет диагностики | 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Самооценка
| Методика «Лесенка» |
| Методика А.И.Липкиной «Три оценки» | Методика С.Л. Рубинштейна |
«Мой круг общения», «Кто виноват?», «Радости и огорчения в моей жизни» | Графический приём Т.Ю Андрущенко | |||
Изучение мотивационной сферы учащихся | «Градусник», «Краски», «Фотография» | Методика «Настроение» | Методика «Ранжирование» | Анкетирование, Методика «Номинация» |
Изучение детского коллектива | Методика «Солнце, тучка, дождик» | Методика «Социометрия» | Методика «Круги на воде» | Проективная методика |
Исследование личности учащегося | Методика «Сказки» | Методика «10 моих «Я» | Методика «Что у меня на сердце» | анкетирование |
Воспитан- ность учащихся | Методика «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя» | Тест «Воспитан- ный ли я? «Как вам от-носятся окру-жающие?» | ||
Изучение удовлетворён-ности учащихся школьной жизнью | Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева Анкета «Моё мнение о классе» | |||
Нравственные приоритеты учащихся | Диагностика нравственных приоритетов учащихся. Методика неоконченных предложений. Ранжирование понятий по степени личной значимости | |||
Уровень развития нравственных качеств учащихся | Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение) Тест «Как к вам относятся окружающие?» | |||
Удовлетворён-ность родителей школьной жизнью | Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев) |
2.
Содержательно – деятельностный этап
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
(1 уровень) Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: учитель – ученик) | Занятия в кружках и спортивных секциях | ||||
Классные собрания | |||||
Права и обязанности школьника | Школьный дневник. Как с ним работать? | Домашние задания и как мы к ним относимся | Наши читательские умения | ||
Что такое поручение? | Режим дня школьника | Традиции класса | Как мы дежурим в классе | ||
Как надо вести себя в библиотеке? | Наш класс на перемене | Анализ участия класса во внеклассном мероприятии. Умеем ли мы ответственно относится к порученному делу. | Наш класс в жизни школы | ||
Как вести себя в столовой? | Как мы выполняем свои поручения | Мы переходим в 5 класс | |||
Классные часы | |||||
Это – Я! (самопредставление) | От улыбки солнечной одной | Жадность. Что это такое? | Друг в моей жизни | ||
Что такое «хорошо и что такое «плохо»? | О лени и лентяях | Правда и ложь – какие они? | Душевность и бездушность | ||
Страна, в которой я живу | Об обидах и причинах обид | Что значит в жизни похвала | Читательская конференция «Будь человеком» | ||
О невежах и вежливости | Эгоисты. Кто они такие? | Что такое характер? | Мои мечты и мои желания | ||
Моя семья | Мой папа – защитник. | Один день из жизни моей семьи | Я имею право | ||
Чем люди отличаются друг от друга | Когда говорят «извините»… | Что такое справедливость? | Ты и твои друзья | ||
(2 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Механизм: ученик – ученик) | Традиционные классные мероприятия | ||||
1 сентября – День знаний | |||||
Лучше друга нет на свете, чем бабушка моя (1 октября - День пожилых людей) | |||||
Праздник, посвящённый Дню матери | |||||
День защитников Отечества | |||||
День здоровья | |||||
Прощание с Азбукой | Помощь в проведении праздника в 1кл. | ||||
Праздник , посвящённый 8 Марта | |||||
Этих дней не смолкнет слава (к Дню Победы!) | |||||
Праздник «До свидания, первый класс!» | Помощь в проведении праздника в 1кл. | Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!» | |||
Участие класса в общешкольных мероприятиях. | |||||
Выставка цветов. | |||||
Концерт к Дню учителя | |||||
Осенний праздник. | |||||
Акция «Помогите птицам! Мастерим и вывешиваем кормушки» | |||||
Конкурсы рисунков, стихов, сочинений | |||||
Участие в спортивных соревнованиях | |||||
Новогодняя ярмарка. Новогодний карнавал. | |||||
Часы творчества (поделка небольших сувениров , открыток для вручения своим мамам, бабушкам, сёстрам, папам, ветеранам и т.д.) | |||||
Выставка детского творчества | |||||
Месячник военно-патриотической работы. | |||||
Ролевые игры, практикумы, викторины … | |||||
Этическое игровое шоу «По стране вежливых слов» | Конкурс «Знаток Фольклора» (В жюри приглашены родители) | Игровой практикум по культуре речи «Как по-русски говорят? Вот задачка для ребят!» | Игровой практикум «Будь воспитанным везде – не один ты на земле» | ||
Час общения «Добрые слова о моей игрушке» | Деловая игра «Дарите комплименты» | Игровая викторина по басням «В каждой басне есть намёк, добрым молодцам урок!» | Поисковая работа «Моя родословная» | ||
Игра-путешествие «Путешествие в страну Мультфильмию» | Беседа «Что такое любовь к близким?» | Викторина по правилам дорожного движения для малышей и постарше | Развивающая ролевая игра «Планета истинных друзей» | ||
(3 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (Механизм: ученик – социум) | Ежедневные добрые дела «Улыбка» (общение в семье, школе, магазине, библиотеке, Доме культуры, спорткомплексе, на улице) | ||||
Совместные проекты родителей детей «Моя азбука» | Посадка деревьев с родителями около своего дома или на своей улице | Проведение классных мероприятий родителями. Игра «Что? Где? Когда?» | Участие родителей в классных часах. Заочное путешествие «Я там был» | ||
Совместное участие детей и родителей в общешкольных конкурсах «Моя семья» | |||||
Участие в конкурсах и концертах, проводимых Домом культуры, библиотекой. | |||||
Участие в акциях «Школьный двор», «Зелёный наряд села» (посадка деревьев), «Чистое село», «Чистый берег Вятки» (в летнем лагере) | |||||
Помощь ветерану (выполнение посильной работы) | |||||
Участие в митингах, посвящённых Дню Победы (9 мая) и Дню памяти (22 июня) |
Работа с родителями
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Тематические родительские собрания | Психологическая физическая готовность детей к школе | Как относиться к школьной отметке | Воспитание и родительское время | Физиологическое взросление и его влияние на формирование личностных качеств ребёнка |
Трудности школьной адаптации | Нравственность. Значение семьи в её развитии | Что такое мотивация? | Искусство наказывать и прощать | |
Эмоции положительные и отрицательные | Роль общения в семье и со сверстниками | Компьютер в жизни младшего школьника | Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению | |
Воображение и его роль в жизни ребёнка | Секреты вежливых людей (Совместное заседание КВН детей и взрослых) | Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте | Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте | |
Совместные мероприятия | Помощь классному руководителю в организации и проведении мероприятий, в подготовке кабинета к учебному году | |||
Первый урок «Здравствуй, школа!» | Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» | классный час Заочное путешествие «Я там был» | ||
Помощь детям в выполнении работ к выставкам и конкурсам, к ярмарке | ||||
Совместные проекты родителей детей «Моя азбука» | Поисковая работа «Моя родословная» | |||
Помощь в изготовлении новогодних костюмов | ||||
Праздник «До свидания, первый класс!» | Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!» | |||
Индивидуальная работа | Посещение уроков родителями | |||
Посещение квартир учащихся. Беседа «Индивидуальные особенности ребёнка» | ||||
Общение по телефону на неотложные темы | ||||
Индивидуальные беседы | ||||
Выходы в проблемные и неблагополучные семьи | ||||
Консультации на психологические темы «Как помочь ребёнку» | ||||
Рекомендации по семейному воспитанию: «памятки», «советы», специальная литература по интересующему вопросу |
3.
Рефлексивный этап
Изменение социальной духовно-нравственной позиции младших школьников; определение системы дальнейшей деятельности.
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что этот процесс требует определённой системы. Это привело к созданию Программы воспитательной деятельности, главной целью которой является воспитание личности, умеющей воспринимать и понимать основные нравственные ценности, понимающей смысл своей жизни, осознающей ценность семьи. А решение этой проблемы возможно только совместно с родителями. Стараюсь наиболее полно использовать этот ресурс с первых дней знакомства с родителями своих будущих первоклассников, отношения строю на основе сотрудничества и сотворчества. Работу классного руководителя строю с опорой на правило: «только школа, встречающая родителей с улыбкой может сделать её посещение привлекательным и желанным». Заинтересованное посещение школы родителями стимулирует учащихся и в учёбе, и в творческой деятельности, наполняет их чувством гордости. Родители учащихся – мои первые помощники. Многие мероприятия в классе не проходят без их помощи. Родительские собрания стараюсь проводить интересно, готовлю по их запросам беседы, обязательно даю родителям информацию о детях, об их достижениях, развитии личностных качеств, знакомлю с результатами различных диагностик, тестов, анкет. О всех проблемах ребёнка беседую только индивидуально.
Я всегда верю в доброе начало, заложенное в каждом ребёнке, принимаю детей такими, какие они есть. Отношусь к ним с уважением, чувствую даже провинившегося ребёнка, стараюсь обеспечить каждому комфортность и социальную защищённость.
В 2010-11 учебном году я продолжаю работать классным руководителем во 2 – 4 классах. Это 5 мальчиков во 2 классе и 7- в 4 классе. По своей социальной структуре, оба класса непростые (см.Социальный паспорт классов) В обоих классах есть дети, прибывшие в класс среди учебного года из другой области, поэтому возникает проблема принятия их детьми в сложившийся коллектив. Именно от классного руководителя зависит, как будет решена данная проблема. Главным в своей работе считаю создание условий для личностного становления школьника, оказание ему поддержки и помощи в решении его жизненных проблем.
С 1 класса ввожу элементы самоуправления. Это изучение своих прав и обязанностей, совместное составление плана работы, выполнение различных поручений, отражение деятельности в классном уголке. Название и идеи Программы «Лучики солнца» стали основой выбора девиза «Солнышко лучистое, мы твои лучи, быть людьми хорошими ты нас научи», под которым живёт классный коллектив. Учащиеся в классе чувствуют себя хозяевами, сами составляют график дежурства и следят за его соблюдением, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, оформлении кабинета, поддерживают чистоту и ухаживают за цветами.
В процессе реализации Программы, направленной на духовно-нравственное развитие детей, учитываю, прежде всего, результаты различных диагностик и анкет, позволяющих определить уровень состояния личностных особенностей, самооценки, мотивационной сферы, воспитанности, удовлетворённости школьной жизнью детей и родителей.
Результатом своей деятельности по воспитанию считаю следующее:
- благоприятный психологический климат в классе, способствующий личностному развитию, реальному росту самоконтроля и умения оценивать свои и чужие поступки с нравственной стороны;
- активное участие родителей в жизни класса, позволяющее детям осознать безусловную ценность семьи, взаимопомощь, почитание, заботу;
- понимание духовных и нравственных ценностей, на основе которых происходит постепенное осознание гражданской принадлежности к своему государству;
Мониторинг достигнутых результатов проводился как по формальным показателям, так и по данным анкетирования, тестов, диагностик учащихся и их родителей.
Изучение самооценки при поступлении в школу (теперь 4 класс) показало, что большинство ребят с неадекватно завышенной самооценкой. Такие дети стараются выделиться, обратить на себя внимание, если не успехами, то делают это, нарушая правила поведения. Стремятся к лидерству, но в группе могут быть не приняты, т.к. направлены «на себя», не склонны к сотрудничеству. Формирование адекватной самооценки, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля. Так, методика самооценки личности (С.Л.Рубинштейн), на сегодняшний день позволяет отметить у 72% этих учеников адекватную самооценку. (Приложение 8)
О личностном развитии говорит участие ребят во всех школьных мероприятиях и по мере возможности в районных, сотрудничество с сельской библиотекой, Домом культуры и геронтологическим отделением, существовавшим до 2009 года. (Приложение 1)
Высокий показатель мониторинга удовлетворённости учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения позволил сделать вывод о том, что в классе сложился благоприятный психологический климат адаптивной воспитывающей среды. (Приложение 3 и 6) Данная среда позволяет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным.
Анкетирование по изучению мотивационной сферы учащихся в 2009-2010 учебном году позволило определить, что высокий уровень школьной мотивации у 28 % и хороший - у 52 % учащихся. Это говорит о высоком уровне познавательной активности. Такие ученики добросовестны и ответственны. Один ученик – положительную, т.е. в школе ему интересно общаться со сверстниками, познавательные интересы развиты мало. На вопрос «Ты часто рассказываешь о школьной жизни свом родителям?» 6 учащихся из 7 дали ответ «Часто». Это говорит о заинтересованности родителей, открытости детей и хорошем взаимопонимании между ними. На вопрос «Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?» все дали отрицательный ответ. «У тебя много друзей в классе?» и « Нравится тебе свой класс?» - эти вопросы дают ответы о взаимоотношениях в коллективе. «Много», «Нравится», так отвечает большинство. (Приложение 7)
Разработанный и проведённый с учащимися цикл классных часов нравственной направленности помог решать задачу воспитания духа, ума и воли, а это значит учить
- различать добро и зло;
- видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;
- понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;
- умению прощать, сопереживать, сочувствовать;
- уважать и почитать родителей;
- быть патриотом своей Родины.
Личностно – ориентированный подход в проведении классных часов обеспечивает условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, становления у него важнейших в современном мире умений: самостоятельно приобретать и творчески использовать свои знания; принимать самостоятельные и ответственные решения; планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать свои результаты; принимать ответственность за себя и своё окружение; строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки. Результаты этой работы показала диагностика нравственных приоритетов личности школьника. Из 15 предложенных для объяснения нравственных категорий, вызвали затруднение в одном случае «ненависть», «право», в другом – «враждебность». Все остальные учащиеся понимают и правильно объясняют понятия или соотносят со словами «плохо», «хорошо». При ранжировании нравственных понятий по степени личной значимости первые пять мест занимают: семья, друзья и здоровье, Родина, профессия, деньги. (Приложение 4) Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребёнка, а также чтобы нравственное поведение разносторонне стимулировалось системой предъявляемых к нему требований. Так, при определении уровня воспитанности, учащиеся совместно с родителями оценивали качества личности, которые надо выработать у детей, чтобы хорошо учиться. Данная диагностика показала рост воспитанности учащихся за период с 1 по 3 класс. (Приложение 10)
Своей работой по Программе «Лучики солнца» подтверждаю закономерность нравственного воспитания, которую В.А.Сухомлинский сформулировал так: «Если человека учат добру -… в результате будет добро». Только учить надо постоянно, настойчиво, в игровых формах, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Чтобы выявить пробелы, исправить ошибки и наметить дальнейшие ориентиры провела тесты «Воспитанный ли я?» (Приложение 9) и «Как к вам относятся окружающие?» (Приложение 5) Проведённые тесты показали, что есть проблемы в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. В дальнейшем воспитании и развитии следует обратить внимание на то, чтобы нравственные знания о способах поведения и о самой нравственной норме проявлялись в реальном поведении школьников.
Литература.
- С.П.Акутина. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2007.- №3. – С. 5-24.
- Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. – М., «Вако» - 2004. – 239с.
- Н.Ф.Дик. Особенности воспитательной и внеклассной работы с учащимися начальных классов./ Н.Ф.Дик.// Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». – 2008.- С. 16-28.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников: проект /РАО; руков. проекта Л,П.Кезина, А.А.Кузнецов, А.М.Кондаков. – М.:Просвещение,2009. – 35с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ РАО; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39с. (Стандарты второго поколения)
- Е.А.Костюкова. Нравственное образование в начальной школе. – М., Чистые пруды . – 2010. – 31с.
- А.Н.Кохичко.О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей. /Научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После» -2010. - №1. – С. 7-11.
- Настольная книга учителя начальных классов./ Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева – Ровтов-на-Дону: изд-во «Феникс». – 2002. – 350с.
- Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: изд-во «Владос». – 1995.- 528с.
- Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2006.- №4. – С. 5-19.
- Н.П.Шитякова. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников./ Научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После» -2007. - №11. – С. 3-11.
Приложение 1
Социальный паспорт 2 и 4 классов
2010 -2011 учебный год
№ | Вопрос | 2 класс | 4 класс |
1 | Дети из неполных семей | 1.Кислицын Юрий 2.Костенков Данил 3.Тимофеев Никита | 1.Шулепов Станислав |
2 | Дети - инвалиды | 1.Шастин Николай | |
3 | Группа риска | 1.Смертин Максим | |
4 | Дети, страдающие физическими недостатками | 1.Шастин Николай | |
5 | Дети из неблагополучных семей | 1.Кислицын Юрий 2.Костенков Данил 3.Тимофеев Никита | 1.Смертин Максим |
6 | Дети, проживающие с бабушкой (без родителей) | 1.Костенков Данил | 1.Шулепов Станислав |
7 | Дети неработающих родителей | 1.Кислицын Юрий 2.Костенков Данил 3.Тимофеев Никита | 1. Гагаринов Михаил |
8 | Дети из многодетных семей | 1.Смертин Максим 2.Шастин Николай |
Участие в общешкольных мероприятиях
мероприятия | 2007-2008 уч.г. | 2008-2009уч.г. | 2009-2010уч.г. |
Выставка цветов. | Чикишева Даша 3кл. Сысолятина Натали 3кл. Смертин Артём 1кл. | Чикишева Даша 4кл. Сысолятина Натали 4кл. Смертин Артём 2кл. | Смертин Артём 3 кл. Конашина Мария 1кл. Федяев Артём 1кл. |
Поздравление пожилых людей | Учащиеся 3класса | Учащиеся 4 класса | Учащиеся 3 класса |
Концерт к Дню учителя | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Осенний праздник. | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Акция «Помогите птицам! Мастерим и вывешиваем кормушки и скворечники | Багин Игорь 3кл. Захаров Павел3кл. | Смертин Артём 2кл. | Смертин Артём 3кл. Шастин Коля 3кл. |
Конкурсы рисунков | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Участие в спортивных соревнованиях | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Новогодняя ярмарка. | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Новогодний карнавал. | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Все учащиеся | Все учащиеся | |
Олимпиады по предметам | Все учащиеся 4 класса | Все учащиеся | Все учащиеся 3 класса |
Выставка детского творчества | Чикишева Даша 3кл. Сысолятина Натали 3кл. Смертин Артём 1кл Багин Игорь 3кл. Захаров Павел 3кл. | Чикишева Даша 4кл. Сысолятина Натали 4кл. Багин Игорь 4кл. Смертин Артём 2кл. | Шулепов Стас 3 кл. Смертин Артём 3кл. |
Фотоконкурс и конкурс рисунков «Мой край родной» | Карачёва Евгения 4кл. Захаров Павел 4кл. | ||
Конкурс поделок из природного материала | Смертин Артём 2кл. Сластников Илья 2кл. Шулепов Станислав 2кл. Сысолятина Натали 4кл. Чикишева Дарья 4кл. | ||
Конкурс стихов о войне | Шулепов Стас 3кл. Сластников Илья 3кл. Смертин Артём 3кл. | ||
Конкурс «Моя семья» | Семья Смертина Артёма 3кл, Пелипей Ивана 3кл. | ||
Акция «Школьный двор» | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Акция «Зелёный наряд села» | Смертин Максим 3кл. Сластников Илья 3кл. | ||
Митинги, посвящённых Дню Победы (9 мая) и Дню памяти (22 июня) | Все учащиеся | Все учащиеся | Все учащиеся |
Выпускные вечера одиннадцатиклассников | Багин Игорь 3кл. Захаров Павел 3кл. Чикишева Дарья 3кл. Сысолятина Натали 3кл. | Багин Игорь 4кл. Захаров Павел 4кл. Чикишева Дарья 4кл. Сысолятина Натали 4кл. | |
Игра «Безопасное колесо» | Багин Игорь 3кл. Захаров Павел 3кл. Чикишева Дарья 3кл. | Багин Игорь 4кл. Захаров Павел 4кл. Чикишева Дарья 4кл. | Смертин Артём 3кл, Сластников Илья 3кл., Шулепов Стас 3кл., Шастин Николай 3кл. |
Акция «Чистый берег Вятки» | Уч-ся, посещающие летний лагерь | Уч-ся, посещающие летний лагерь | Уч-ся, посещающие летний лагерь |
Участие в районных мероприятиях
мероприятия | 2007-2008 уч.г. | 2008-2009уч.г. | 2009-2010уч.г. |
Выставка детского творчества | Чикишева Даша 3кл. Сысолятина Натали 3кл. Смертин Артём 1кл Багин Игорь 3кл. Захаров Павел 3кл. | Чикишева Даша 4кл. Сысолятина Натали 4кл. Багин Игорь 4кл. Смертин Артём 2кл. | Шулепов Стас 3 кл. Смертин Артём 3кл. |
Фестивали художественной самодеятельности | Багин Игорь 3кл. Захаров Павел 3кл. | Багин Игорь 4кл. Захаров Павел 4кл. | |
Интеллектуальная игра «Умка» | Сысолятина Натали 3кл. | Сысолятина Натали 4кл. Чикишев Дарья 4кл. Смертин Артём 2кл. Пелипей Иван 2кл. | Смертин Артём 3кл. Пелипей Иван 3кл. |
Акция в защиту амурского тигра. | Статья в газету «Арбажские вести»- Смертин Артём 3кл. | ||
Рисунок по прочитанной книге о Великой Отечественной войне | Смертин Артём 3кл. Сластников Илья 3кл. Шулепов Стас 3кл. | ||
Конкурс открыток к 65-летию Победы | Смертин Артём 3кл. | ||
Рисунки по ПДД «Дорога глазами детей» | Пелипей Иван 2кл. Смертин Артём 2кл. Захаров Павел 4кл. Багин Игорь 4кл. Карачёва Евгения 4кл. Чикишева Дарья 4кл. | ||
Письмо пешеходу (водителю, пассажиру) | Шулепов Стас 3 кл. Смертин Артём 3кл. Шастин Николай 3кл. | ||
Конкурс детских рисунков, посвящённый 360-летию пожарной охраны России | Сысолятина Натали 4кл. |
Участие в мероприятиях Сорвижской зональной библиотеки
имени Т.Смертиной и Дома Культуры
мероприятия | 2008-2009уч.г. | 2009-2010уч.г. |
Клуб «Милосердие. Вечер хорошего настроения «Сердце бейся, душа не спи» | Все учащиеся 4 класса | |
Вечер отдыха «Отдохнуть настало время» (для ветеранов педагогического труда) | Багин Игорь 4кл Сысолятина Натали 4кл, Чикишева Дарья 4кл., Чешуин Максим 4кл., Захаров Павел 4кл. | |
Осенние посиделки «Милой бабушки портрет» | Все учащиеся 4 класса | |
Конкурс «Войны не знали мы, но всё же» | Сысолятина Натали 4 кл. | |
Конкурс чтецов «Цвети мой край родной» | Сысолятина Натали 4кл. Захаров Павел 4кл. Смертин Артём 2кл. | |
Конкурс стихов «Для мам» (ДК) | Смертин Артём 3кл. | |
Праздничное гулянье «Пусть осень будет золотой» (для ветеранов педагогического труда) | Все учащиеся 3 класса | |
Концерт, посвящённый Дню матери (ДК) | Багин Игорь 4кл Сысолятина Натали 4кл Чикишева Дарья 4кл. Чешуин Максим 4кл. Захаров Павел 4кл. | Смертин Артём 3кл. |
«Выставка –фантазия «Мы за чистое село» | Шлепов Станислав 3кл. Смертин Артём 3кл. | |
Выставка –экспозиция «Семейная рассыпуха» | Шлепов Станислав 3кл. Смертин Артём 3кл. | |
Выставка «Хлам –арт» | Шулепоа Станислав 3кл. | |
Конкурс рисунков к 65-летию Победы | Пелипей Иван 3кл. | |
Конкурсная программа для детей и родителей «На планете «МА» | Пелипей Иван 3кл. Шулепов Станислав 3кл. Сластников Илья 3кл. Шастин Николай 3кл. |
Участие в международных конкурсах по математике и русскому языку
«Кенгуру» и «Русский медвежонок»
Конкурс | 2007-2008 уч.г. | 2008-2009уч.г. | 2009-2010уч.г. |
«Кенгуру» | Пелипей Иван 2кл, 1место в школе. Сысолятина Натали 4кл., 2 место в школе Чикишева Дарья 4кл., 1место в школе | Смертин Артём 2кл, 2 место в школе | |
«Русский медвежонок» | Сысолятина Натали 3кл. Чикишева Дарья 3кл | Пелипей Иван 2кл, 2место в школе. Смертин Артём 2кл. Сысолятина Натали 4кл. Чикишева Дарья 4кл., 1место в школе | Шулепов Станислав 3кл. Смертин Артём 3кл. |
Посещение спортивных секций и кружков
2009 – 2010 уч.г
Ф.И.ученика | Мини – футбол | Бокс | Большие гонки | Мура-вейник | Соловушка | Танце- вальный | |
1 класс | |||||||
1 | Кислицын Юрий | - | - | - | - | - | - |
2 | Конашина Мария | - | - | - | - | - | - |
3 | Сысолятин Сергей | - | - | + | - | - | - |
4 | Тимофеев Никита | Проживает в с. Шараница | |||||
5 | Федяев Артём | - | - | + | - | - | - |
3 класс | |||||||
1 | Гагаринов Михаил | Проживает в с. Шараница | |||||
2 | Пелипей Иван | - | + | - | - | - | - |
3 | Сластников Илья | + | - | - | - | - | - |
4 | Смертин Артём | - | - | + | - | - | - |
5 | Смертин Максим | + | - | - | - | - | - |
6 | Шастин Николай | - | - | - | - | - | - |
7 | Шулепов Станислав | - | - | - | - | - | - |
Посещение спортивных секций и кружков
2010 – 2011 уч.г.
Ф.И.ученика | Мини – футбол | Бокс | Большие гонки | Весёлое творче-ство | Солову-шка | Танце- вальный | |
2 класс | |||||||
1 | Кслицын Юрий | - | - | + | _ | - | - |
2 | Костенков Данил | Проживает в с. Шараница | |||||
3 | Сысолятин Сергей | - | - | + | + | - | - |
4 | Тимофеев Никита | Проживает в с. Шараница | |||||
5 | Федяев Артём | + | + | + | + | - | - |
4 класс | |||||||
1 | Гагаринов Михаил | Проживает в с. Шараница | |||||
2 | Пелипей Иван | - | + | - | + | + | - |
3 | Сластников Илья | + | + | - | - | - | - |
4 | Смертин Артём | - | - | + | - | - | + |
5 | Смертин Максим | + | - | - | - | - | - |
6 | Шастин Николай | - | - | + | - | - | - |
7 | Шулепов Станислав | - | - | - | + | - | - |
Вывод: увеличилось количество ребят, посещающих секции кружки; увеличилось количество выбора кружков у 6 учащихся; каждый из учащихся, проживающих в селе Сорвижи, стал посещать хотя бы один кружок или секцию.
Приложение 2
Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащих
Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника;
Метод: наблюдение
Ход проведения: проводилась в конце второго и третьего года обучений.
Уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивалась на основе собственных наблюдений учителя и записывалась в таблицу: «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.
Духовно-нравственные качества личности:
1. Готовность придти на помощь.
2. Умение быть благодарным.
3. Уважение к старшим.
4. Дружелюбие.
5. Забота о младших.
6.Ответственность за порученное дело.
7. Инициативность.
8. Терпимость.
9. Активность в учебе.
10. Творческая направленность.
11. Любовь к Родине.
12. Культура речи, общения.
13. Нравственность поступков.
14. Интерес к родной культуре.
15. Интерес к истории своего края.
16. Коллективизм.
17. Физическая активность.
18. Школьный патриотизм.
Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с классом и индивидуальной работе с учащимися.
2 класс (2008 – 2009 уч.г.)
Ф.И.ученика | Качества личности | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ||
1 | Гагаринов Михаил | с | с | в | с | с | с | н | н | с | н | н | с | с | с | с | с | н | н |
2 | Пелипей Иван | в | в | в | с | с | с | с | н | с | н | с | с | с | с | с | с | с | с |
3 | Сластников Илья | в | с | с | с | с | с | н | с | с | н | с | с | с | с | с | с | с | н |
4 | Смертин Артём | в | в | в | с | с | в | с | с | в | с | с | в | в | с | с | с | с | с |
5 | Смертин Максим | с | с | н | н | н | с | н | н | н | н | с | н | с | н | н | с | с | н |
6 | Шастин Николай | с | с | в | н | с | с | н | н | с | н | с | н | с | с | с | с | н | н |
7 | Шулепов Станислав | с | в | в | с | с | в | с | с | с | с | с | с | в | с | с | в | с | с |
3 класс (2009-2010 уч.г.)
Ф.И.ученика | Качества личности | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ||
1 | Гагаринов Михаил | с | с | в | с | с | с | с * | с * | с | с * | с * | с | с | с | с | с | с * | с * |
2 | Пелипей Иван | в | в | в | в * | с | в | с | с * | с | с * | с | с | с | с | с | в * | с | с |
3 | Сластников Илья | в | с | в * | в * | с | в * | с * | с | в | с * | с | с | с | с | с | в * | с | с * |
4 | Смертин Артём | в | в | в | в * | в * | в | в | в | в | в * | с | в * | в * | в * | в * | с | с | в * |
5 | Смертин Максим | с | с | с * | с * | н | с | с * | н | н | н | с | с * | с | с * | с * | с | с | с * |
6 | Шастин Николай | в * | в * | в | с * | с | с | с * | с * | с * | с | с | с * | с | с | с | с | с * | с * |
7 | Шулепов Станислав | с | в | в | в * | с | в | с | с | с | с | в * | с | в | в * | с | с * | в * | с |
* - позитивные изменения
ВЫВОД: Наблюдается позитивное изменение уровня духовно-нравственных качеств учащихся.
Приложение 3
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:
0 - совершенно не согласен;
1 - не согласен;
2 - трудно сказать;
3 - почти согласен;
4 - совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и по мощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоя тельности.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся по зволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.
Приложение 4
ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Методика неоконченных предложений. Продолжить предложения.
Добро-это...
Открытость - это...
Зло-это...
Подлость-это...
Любовь-это...
Совесть -это...
Ненависть-это...
Наглость-это...
Дружба-это...
Порядочность - это...
Враждебность - это...
Право-это...
Честность-это...
Обязанность - это...
Хитрость-это...
Вывод:
Диагностика показала понимание учащимися нравственных категорий, в одном случае встретилось необъяснённое понятие «ненависть», «право», в другом – «враждебность»;
чаще всего в своих суждениях нравственные качества учащиеся соотносят со словами «плохой» и «хороший».
РАНЖИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
ПРОРАНЖИРУЙТЕ ПОНЯТИЯ ПО СТЕПЕНИ ЛИЧНОЙ ЗНАЧИМОСТИ.
Друзья. Родина.
Профессия. Деньги.
Слава. Квартира.
Семья. Любовь.
Богатство. Талант.
Здоровье. Способности.
Результаты:
№ | Ф.И.уч. | Друзья | Профес-сия | Слава | Семья | Богатст-во | Здоро-вье | Родина | Деньги | Кварти-ра | Любовь | Талант | Способ- ности |
1 | Гагаринов Михаил | 3 | 7 | 10 | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | 11 | 5 | 9 | 8 |
2 | Пелипей Иван | 3 | 10 | 12 | 1 | 11 | 2 | 4 | 5 | 7 | 6 | 8 | 9 |
3 | Сластнков Илья | 3 | 9 | 8 | 2 | 12 | 4 | 1 | 11 | 10 | 5 | 7 | 6 |
4 | Смертин Артём | 2 | 7 | 10 | 1 | 12 | 4 | 3 | 9 | 8 | 11 | 5 | 6 |
5 | Смертин Максим | 5 | 6 | 7 | 1 | 8 | 2 | 3 | 4 | 9 | 10 | 12 | 11 |
6 | Шастин Николай | 2 | 5 | 6 | 1 | 7 | 3 | 4 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
7 | Шулепов Станислав | 2 | 6 | 12 | 1 | 9 | 3 | 4 | 5 | 8 | 7 | 11 | 10 |
баллы | 20 | 47 | 65 | 8 | 71 | 20 | 23 | 48 | 62 | 54 | 63 | 62 | |
место | 2 | 4 | 9 | 1 | 10 | 2 | 3 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 |
Вывод: нравственные понятия по степени личной значимости, занявшие первые 5 мест –
1 – семья
2 – друзья, здоровье
3 – Родина
4 – профессия
5 - деньги
Приложение 6
Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.
(разработана доцентом А.А. Андреевым).
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты.
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 – в полной мере;
4 – в значительной мере;
3 – на достаточном уровне;
2 – в незначительном уровне;
1 – практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
5 4 3 2 1 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).
5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).
5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.
5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
5 4 3 2 1 7. Образованность.
5 4 3 2 1 8. ум (способность здраво и логично мыслить).
Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности родителей может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.
Родители уч-ся 2кл. | баллы | сумма | результат |
1 | 32 | 173 | 173 : 40 = 4,3 Высокая степень удовлетворённости |
2 | 38 | ||
3 | 36 | ||
4 | 32 | ||
5 | 35 | ||
Родители уч-ся 4 кл. | 238 | 238 : 56 = 4,4 Высокая степень удовлетворённости | |
1 | 31 | ||
2 | 38 | ||
3 | 34 | ||
4 | 30 | ||
5 | 33 | ||
6 | 36 | ||
7 | 36 |
Приложение 8
Исследование самооценки
1 класс (2007 -2008 уч.г.)
Методика «Лесенка»
Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».
Вывод: большинство учеников(56%), поступивших в первый класс, не раздумывая , ставят себя на самую высокую ступеньку –неадекватно завышенная самооценка;
28% учащихся после некоторых раздумий и колебаний ставит на самую высокую ступеньку – завышенная самооценка; 16% учащихся – обдумав задание, ставит себя на вторую или третью ступеньку – адекватная самооценка.
4 класс (2010 – 2011уч.г.)
Методика исследования самооценки личности (Рубинштейн)
100% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
50% | |||||||||
0% |
1 доброта 6 решительность
2 смелость 7 дисциплинированность
3 принципиальность 8 настойчивость
4 скромность 9 аккуратность
5 честность 10 заботливость
Вывод: 72 % четвероклассников имеют адекватную самооценку
28 % - завышенную самооценку
Сравнение:
Неадекватно завышенная | Завышенная | Адекватная | |
1 класс | 56 % | 28 % | 16 % |
4 класс | - | 28 % | 72 % |
Вывод: на 56% увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой
Приложение 9
Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».
1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?
3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?
7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если у тебя получилось так + - - + + + + - - - , то ты хороший сын (хорошая дочь)
Вывод : у четвероклассников получилось разное количество несовпадений от 1 до 6, это говорит о том , что есть ещё над чем работать над собой. Были рассмотрены все случаи несовпадений. Выяснили их причины. ( Причины разные: не так понял вопрос, боюсь остаться дома один, я всегда так делаю и др.) каждый отметил то , над чем будет работать по самовоспитанию.
Приложение 10
Уровень воспитанности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»
Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:- патриотическое;- нравственное;- эстетическое;- воспитание гражданственности, толерантности;- эколо...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...