Конспект урока "Совесть"
план-конспект урока по орксэ
Предварительный просмотр:
Тема: Совесть
Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».
Задачи
1.Обучающие:
- проверить степень усвоения ранее изученной темы;
-формировать навыки работы с терминами;
-совершенствовать умение работать с источниками;
2.Развивающие:
-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков;
- обучать элементам творческой деятельности;
3. Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;
- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Виды деятельности: проблемное задание, мозговой штурм, составление плана, краткий пересказ, самостоятельная работа с источниками, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, ассоциативная цепочка.
Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.
Оборудование: мультимедиа, карточки с пословицами и рассказами.
Словарь: Совесть, угрызения совести, исповедь, раскаяние, цинизм, чувство вины, стыд, сожаление, искупление.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какие пословицы о чести и достоинстве вы приготовили дома?
(Ешь с голоду, а честь береги смолоду.
Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.
Честь нельзя отнять, её можно потерять.)
- Сейчас прочтите пословицы и добавьте подходящее по смыслу слово. /слайд 2/
1.Всякому своя…(честь).
2.С честью выполняй свой … (долг).
3.В ком честь, в том и … (правда).
6.Без …(труда) чести не получишь.
7.Береги…(платье) снову, а честь смолоду.
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
(пауза) Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
(Учащиеся называют главные качества человека по их мнению. Ответы сравниваем с ответом мудреца.)
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)
- Тема урока «СОВЕСТЬ», цель нашего урока – познакомиться с этим понятием.
4. Определение понятия «совесть»
- А начнем со знакомства с одним замечательным рассказом А. Гайдара «Совесть». И сами попробуем определить, что такое совесть и зачем она нужна человеку. /слайд 3/
(Чтение текста по 4 слайду.)
- А как вы думаете, что могла сказать Нина маленькому мальчику? (Предположения детей)
Чтение текста / слайд 5/.
- Как дальше себя поведет Нина, что она сейчас будет делать? (Предположения детей)
Чтение текста /Слайд 6/
- Выберите из предложенных слов те слова, которыми можно охарактеризовать главную героиню: а) в начале рассказа до встречи с малышом; в) в конце рассказа. Храбрая, решительная, находчивая, испуганная, сообразительная, умная, отзывчивая, справедливая, доброжелательная, равнодушная, ленивая, жалостливая, строгая, ответственная, безответственная.
- Как вы представляете себе совесть, если бы это было живое существо? (Выслушиваем варианты детей, устное рисование портрета совести). Представляю свое видение совести. /слайд7,8/. Обсуждение.
- Что такое по-вашему совесть? (Мозговой штурм). Как вы думаете, совесть и стыд – это одинаковые чувства у человека или они различаются? /Слайд 9/ Обратимся к учебнику. Вспомните, что такое стыд и найдите различия. ( чтение 1 абзаца, выводы)
- А сейчас мы посмотрим этимологию этого слова./Слайд 10/
- Со – это приставка, она передает смысл – вместе.
Весть – в значении слов знать, ведать. С кем вместе? И что ведать? (Ответы детей)
- Человек вместе со своим внутренним миром знает, что такое добро и зло, что такое хорошо и что плохо. Давайте вспомним Нину Карнаухову и проследим, что происходит с человеком, когда он остается наедине сам с собой. /слайд 11/ .
Вот перед вами треугольник: ты- твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих людей твой поступок обычно проходит незаметно. И наедине с собой
1) ты размышляешь, что ты совершил;
2) эта мысль преследует тебя;
3)ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
4) ты исправляешь положение; наступает мир с самим собой.
- Что же такое совесть? И зачем она нужна человеку? ( Совесть - это внутренний мир человека. Нужна, чтобы жить в мире с самим собой.) /слайд 12/
- Посмотрим, какое определение слову «совесть» дают в разных словарях. /слайд13, 14/ Что общего вы увидели в этих определениях? Сформулируем свое. (Дети сами дают определение, опираясь на статьи из словарей)
/слайд 15/ Сравним ваше определение. Запишите его в тетради.
/слайд 16/ Работа над высказываниями писателей и философов.
5. Самостоятельная работа по учебнику.
- Читая текст, из каждого абзаца выберите главные понятия, которые связаны с понятием «совесть».
6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
/Слайд 17/ Что это? ( Это план, это компоненты совести)
7. Физминутка.
8. Закрепление изученного материала
- Соберите слова по этим буквам. ( Работа парами)
Доброта, честность, справедливость.
- Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как это было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В Жизни часто человеку приходится принимать единственное верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят какой он человек. Но еще есть главный судья – совесть.
- Может ваша совесть толкать на плохие поступки. (Нет, чтобы наступил мир надо делать добро.)
9. Рефлексия
- А что надо человеку, чтобы быть совестливым? (Ответы детей) Спортсмен тренирует свои мышцы, чтобы быть сильнее, выше, быстрей, чтобы много знать нужно много читать, а что делать, чтобы стать совестливым человеком?
/Слайд 18/
10. Вывод по уроку.
- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
/слайд 19/
11. Домашнее задание. С. 48-49 вопросы и задания. /слайд 20/
Прочитать рассказ «Гришкина милостыня» (дополнительно). Найти пословицы и поговорки о совести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...