урок ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро»
ФИО :Калинина Елена Павловна
Место работы: МКОУ «Немёрзская основная школа»
Должность - учитель начальных классов
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2017 г
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные:– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.
1. Организационный момент.
— Дорогие ребята и гости! Я вижу на ваших лицах добрые улыбки, значит у вас хорошее настроение.
В школе добрыми делами занята,
Тихо ходит в нашем классе доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
(Тихо звучат колокола.)
-Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.
2. Мотивация учебной деятельности.
Стихотворение «Доброта»
- Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно. Доскажите последнее слово в нём, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
-Это слово серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …. ДОБРОТА.
— Так о чём же мы будем сегодня говорить? (О добре.)
— А что такое, в вашем понимании, ДОБРО? (Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …)
- Что значит дарить добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)
— Верно, ребята. Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова.
(Словари лежат на партах. Ученик читает.)
- «ДОБРО – всё положительное, хорошее, полезное. Противоположное слову «зло».
— Тема нашего урока сегодня сформулирована в виде вопроса. Предположите, какой это вопрос. (Ответы детей)
— Верно, тема урока «Зачем творить добро?» слайд
— Согласно теме урока, предположите, какова цель урока. (Ответы детей.)
— Все верно, но так как у нас урок «Основы православной культуры», то цель мы сформулируем так: исследовать, как на этот вопрос отвечают христиане.
— Чем христиане отличаются от просто добрых людей?
(Тем, что почитают Христа своим Богом и Спасителем.)
— О добре мы говорим часто. Говорили об этом и когда познакомились с «Золотым правилом этики». Кто помнит эти важные слова? слайд
«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».
- Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. Стр. 99
Всегда ли вы следуете этим правилам?
Игра «Найди пару» ( работа в парах –таблички «начала» и «конца» правил)
Не наступить, а уступить.
Не разорвать, а склеить.
Не забрать, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не кулак показать, а ладонь протянуть.
3. Открытие нового знания.
Работа с учебником.
-В учебнике есть фраза, прочтите её « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
— Сегодня мы исследуем две из них.
Словарная работа.
Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе себялюбивые, а до других им нужды нет.)
ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
(Запись определения в тетрадь.)
-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Прочтите первую причину. (Благодарность за подвиг Христа.)
- Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
-Благо, дарить.
Благодарность
Благо дарить
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. (Запись схемы в тетрадь.)
(Запись схемы в тетрадь.)
- Кто вспомнит, в чем состоял подвиг Христа?
(Он взял на себя грехи людей и умер за всех. Потом воскрес, победив смерть, и дал людям свободу в выборе добра и зла.)
- Поработаем над легендой об апостоле Петре.
— Но прежде вспомните — кто такие апостолы? (Ученики, последователи Христа).
- Подражая жертвенному подвигу Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, об опасностях, о смерти.
На с. 99-100 прочитаем древнюю легенду.
4. Работа с текстом. Чтение легенды
(Чтение текста детьми.)
Анализ текста.
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города?
-Христиан.
-Как с ними поступили?
-Арестовывали, казнили.
-Почему Пётр решил покинуть Рим?
-Он был христианином.
-Что это за странник повстречавшийся Петру?
-Что спросил поражённый Пётр у Христа?
-Куда ты идёшь, Господи?
-Что ответил Христос?
-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?
-Вернулся в город.
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» Он идет поддержать, укрепить их дух, хотя знает, что все они погибнут.
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
-Да Пётр был благодарен Христу.
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?
Возможно даже рискуя своей жизнью.
-Христос и Пётр.
-Что говорил Христос, найдите в учебнике.
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
— Почему христиане благодарны Христу? (Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)
- Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.
Об этом можно узнать, обратившись к рубрике «Это интересно», расположенной в учебнике на с.100.
Самостоятельное чтение.
Здесь же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.
- Как был распят Пётр?
-На кресте, головой вниз. слайд
-Как был распят апостол Андрей? слайд
-На косом кресте.
-Почитается ли имя апостола Андрея?
-На каком знамени изображён Андреевский крест? Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота. слайд
-Как называется этот флаг?
-Андреевский флаг. слайд
— Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.
— К чему мы пришли в результате исследования? Какова же первая причина у христиан творить добро? (Благодарность за подвиг Христа.)
— Ребята! Мы много говорили о духовном, а сейчас позаботимся о нашем физическом здоровье.
5. Физминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
- Апостолы подражали Христу, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.
Примеры
У.: Так, известный польский педагог Януш Корчак, шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Вспомните трагические события в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.
- Как называют таких людей?
-Самоотверженные.
6. Самостоятельная работа
У.: Как вы поняли значение слова «самоотверженность»?
На карточках подчеркните, какое определение можно дать слову «САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»
Задание 1. Самоотверженность – это…..
- Готовность прийти на помощь за хорошую плату?
– Готовность прийти на помощь за награду, медаль, портрет в газете?
- Готовность прийти на помощь за похвалу родителей?
--Это качество человека, способного пожертвовать собственными интересами ради других, ради общего блага.
Самоотверженность.
Самоотверженность
человек жертвование
Запись схемы
(Сам и отвергать; отвергать себя, т. е. забывать о себе, помогая ближним)
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
-Можно ли поступок Петра назвать самоотверженным? (да, он вернулся в город, где казнили христиан, он больше не думал о себе).
— Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.
— Снова вопрос к вам, какого человека можно назвать святым? (Ответы детей.)
— Точное объяснение найдите в учебнике с.101 оно выделено жирным шрифтом (Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.)
У.: А что такое духовный опыт?
Д.: Это значит, что человек сделал доброе дело от души.
- Да, ребята, святой-это проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
У.: Имена каких святых вам известны?
Выслушаю их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Серафима Саровского, Блаженной Матроны.
Сообщения детей о святых: Серафиме Саровском, Блаженной Матроне,
У.: Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро).
-Так чему же радуются святые?
- Духовной радости, духовному опыту.
- Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.
У.: Почему православные христиане совершают добрые поступки
Д.: Доброта и милосердие — это добродетели, то есть такие качества человека, которые делают его подобными Богу, они делают человека похожими на Отца Небесного.
— А сейчас послушаем стихотворение Исаковского «Вишня» и попробуем понять и объяснить действия главного героя.
М.Исаковский
Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
— Для кого посадил старик вишню? Ждал он благодарности? Почему же у него на сердце было радостно?
— Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро? (Христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.)
7. Первичное закрепление с проговариванием
-Так что же такое добро для христианина?
ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
Понятие многогранно:
- добро- хорошие поступки, добрые дела
-добро- качества человека
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Какое добро делают ребята нашей школы?
(сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)
- Распределите слова на две группы:•
нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.
- Грань между добром и злом – ты сам. Какую сторону своей души будешь развивать, таким человеком и станешь, добрым или злым.
— Какой надежный щит нужно поставить на пути зла? (Добро.)
— В центре доски прикреплено «сердце» с надписью «ДОБРО». Давайте сейчас наполним это сердце добрыми словами! Работу выполняйте в паре, помогая друг другу. (Дети работают над выбором слов.)
— Кто готов назвать выбранное слово и закрепить «сердечко» на доске? (Ребёнок называет вслух слово и идёт прикреплять «сердечко» к доске)
А слова несущие зло – отправим в урну, избавившись от них навсегда.
— Посмотрите, как красиво, сколько добра в наших сердцах!
Соединить 2 части пословиц по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):
Доброе слово// и кошке приятно.
Не одежда красит человека,// а его добрые дела.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Кто добро творит, // того Бог отблагодарит.
Не хвались серебром,// а хвались добром.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
— Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните! («Зачем творить добро?»)
Д.: Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. Чтобы самому становится лучше. Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает. Он получает духовную радость.
— Назовите причины, по которым христиане творят добро.
(Чтобы благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)
— Правильно, молодцы! Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает, он благодарит Христа и испытывает духовную радость.
Доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.
8. Рефлексия
-Прочитайте высказывание А. Грина. «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
-Как понимаете эти слова?
-Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? («Цветик-семицветик» В.Катаев)
- Кому и как помогла девочка в этой сказке? (Женя помогла мальчику Вите вылечить больные ноги, тем самым она подарила ему здоровье.)
-А на какое доброе дело потратили бы вы волшебный цветок? Задумайтесь и напишите об этом на цветочке.
У вас на столе по три цветочка.
-Если вы много сделали добрых дел, а после нашего разговора вам ещё хочется больше творить добро -напишите на красном.
-А если урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы- ваш цветок розовый.
-А если вы за свою жизнь не сделали ни одного доброго дела, то ваш цветок желтый.
(Дети украшают сердце цветами)
- А сейчас возьмёмся все за руки. (По ходу учитель прикрепляет на мизинец всем сердечко)
- Эстафета добра в мире не прекращается.
2018 год объявлен в Росси Годом добровольца и волонтера.
Волонтер – это человек, который бесплатно и добровольно что-то делает для других людей. Это поиск пропавших, помощь старикам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и многое другое. Когда вам исполнится 16 лет вы сможете пополнить их ряды.
- Мы много сегодня говорили о добре. Все вместе мы можем победить зло. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки -в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. И помните: человек рожден, чтобы творить… добро!
-Мне хочется, чтобы наши гости тоже получили частичку добра от нас. Давайте подарим им сердечки.
-В конце нашего исследования давайте напомним себе и всем « Кодекс добра»
« КОДЕКС ДОБРА»
Делай добро.
Люби и прощай людей.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Человек рожден для добра, а не для зла.
-И запомните главное:
Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
У.: Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке?
Мне больше всего понравилось…
Я попробую…
Мне захотелось…
Я научился…
Урок дал мне для жизни
- Молодцы. Вы сегодня работали дружно и активно. Пусть этот урок оставит в вашем сердце добрые семена и они обязательно дадут всходы ДОБРОТЫ.
- Творите добро, и вы соберете сокровища на Небе.
Песня «Дорога добра».
9. Домашнее задание: карточки с индивидуальными заданиями.
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"
Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...
Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"
Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"...
Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс
Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...