урок ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Калинина Елена Павловна

урок ОРКСЭ в 4 классе "Зачем творить добро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Зачем творить добро»

ФИО :Калинина Елена Павловна

Место работы: МКОУ «Немёрзская основная школа»

Должность        - учитель начальных классов

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        

Класс - 4

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21        

Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2017 г

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

        

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

— Дорогие ребята и гости! Я вижу на ваших лицах добрые улыбки, значит у вас хорошее настроение.

 В школе добрыми делами занята,

Тихо ходит в нашем классе доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

(Тихо звучат колокола.)

 -Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

2.  Мотивация учебной деятельности.

Стихотворение «Доброта»

- Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно. Доскажите последнее слово в нём, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

-Это слово серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …. ДОБРОТА.

— Так о чём же мы будем сегодня говорить? (О добре.)

— А что такое, в вашем понимании, ДОБРО? (Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …)

- Что значит дарить добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)

— Верно, ребята. Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова.

(Словари лежат на партах. Ученик читает.)

- «ДОБРО – всё положительное, хорошее, полезное. Противоположное слову «зло».

— Тема нашего урока сегодня сформулирована в виде вопроса. Предположите, какой это вопрос. (Ответы детей)

— Верно, тема урока «Зачем творить добро?» слайд

— Согласно теме урока, предположите, какова цель урока. (Ответы детей.)

— Все верно, но так как у нас урок «Основы православной культуры», то цель мы сформулируем так: исследовать, как на этот вопрос отвечают христиане.

— Чем христиане отличаются от просто добрых людей?

(Тем, что почитают Христа своим Богом и Спасителем.)

— О добре мы говорим часто. Говорили об этом и когда познакомились с «Золотым правилом этики». Кто помнит эти важные слова? слайд

«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».

- Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. Стр. 99

Всегда ли вы следуете этим правилам?

Игра «Найди пару» ( работа в парах –таблички «начала» и «конца» правил)

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

 

 3. Открытие нового знания.

Работа с учебником.

 -В учебнике есть фраза, прочтите её « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

— Сегодня мы исследуем две из них.  

Словарная работа.

Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе себялюбивые, а до других им нужды нет.)

 

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

(Запись определения в тетрадь.)

 

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

 Прочтите первую причину. (Благодарность за подвиг Христа.)

  - Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

-Благо, дарить.

Благодарность

 Благо                     дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. (Запись схемы в тетрадь.)

(Запись схемы в тетрадь.)

- Кто вспомнит, в чем состоял подвиг Христа?

 (Он взял на себя грехи людей и умер за всех. Потом воскрес, победив смерть, и дал людям свободу в выборе добра и зла.)

- Поработаем над легендой об апостоле Петре.

— Но прежде вспомните — кто такие апостолы? (Ученики, последователи Христа).

- Подражая жертвенному подвигу Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, об опасностях, о смерти.

На с. 99-100 прочитаем древнюю легенду.  

4. Работа с текстом. Чтение легенды

 (Чтение текста детьми.)

Анализ текста.

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города?

-Христиан.

-Как с ними поступили?

-Арестовывали, казнили.

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Он был христианином.

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Куда ты идёшь, Господи?

-Что ответил Христос?

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

-Вернулся в город.

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» Он идет поддержать, укрепить их дух, хотя знает, что все они погибнут.  

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

-Да Пётр был благодарен Христу.

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

Возможно даже рискуя своей жизнью.

-Христос и Пётр.

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

 — Почему христиане благодарны Христу? (Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)

- Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

Об этом можно узнать, обратившись к рубрике «Это интересно», расположенной в учебнике на с.100.

Самостоятельное чтение.

Здесь же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.

- Как был распят Пётр?

-На кресте, головой вниз. слайд

-Как был распят апостол Андрей? слайд        

-На косом кресте.

-Почитается ли имя апостола Андрея?

-На каком знамени изображён Андреевский крест? Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота. слайд

-Как называется этот флаг?         

-Андреевский флаг. слайд

 

— Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.

— К чему мы пришли в результате исследования? Какова же первая причина у христиан творить добро? (Благодарность за подвиг Христа.)

— Ребята! Мы много говорили о духовном, а сейчас позаботимся о нашем физическом здоровье.

5. Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

- Апостолы подражали Христу, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

Примеры

У.: Так, известный польский педагог Януш Корчак, шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Вспомните трагические события в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.

- Как называют таких людей?

-Самоотверженные.

6. Самостоятельная работа  

У.: Как вы поняли значение слова «самоотверженность»?

На карточках подчеркните, какое определение можно дать слову «САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»

Задание 1. Самоотверженность – это…..

- Готовность прийти на помощь за хорошую плату?

– Готовность прийти на помощь за награду, медаль, портрет в газете?

- Готовность прийти на помощь за похвалу родителей?

--Это качество человека, способного пожертвовать собственными интересами ради других, ради общего блага.

                                    Самоотверженность.

Самоотверженность

человек      жертвование

 Запись схемы

(Сам и отвергать; отвергать себя, т. е. забывать о себе, помогая ближним)

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

-Можно ли поступок Петра назвать самоотверженным? (да, он вернулся в город, где казнили христиан, он больше не думал о себе).

— Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

— Снова вопрос к вам, какого человека можно назвать святым? (Ответы детей.)

— Точное объяснение найдите в учебнике с.101 оно выделено жирным шрифтом (Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.)

У.: А что такое духовный опыт?

Д.: Это значит, что человек сделал доброе дело от души.

- Да, ребята, святой-это проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.

У.: Имена каких святых вам известны?

Выслушаю их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Серафима Саровского, Блаженной Матроны.

Сообщения детей о святых: Серафиме Саровском, Блаженной Матроне,  

 У.: Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро).  

-Так чему же радуются святые?

- Духовной радости, духовному опыту.

- Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

 

У.: Почему православные христиане совершают добрые поступки

Д.: Доброта и милосердие — это добродетели, то есть такие качества человека, которые делают его подобными Богу, они делают человека похожими на Отца Небесного.

— А сейчас послушаем стихотворение Исаковского «Вишня» и попробуем понять и объяснить действия главного героя.

М.Исаковский

Вишня

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо,—

Все равно я вишню посажу!»

— Для кого посадил старик вишню? Ждал он благодарности? Почему же у него на сердце было радостно?

— Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро? (Христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.)

 

7. Первичное закрепление с проговариванием

-Так что же такое добро для христианина?

ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

Понятие многогранно:

- добро- хорошие поступки, добрые дела

-добро- качества человека

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Какое добро делают ребята нашей школы?

(сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

 

- Распределите слова на две группы:

нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.

- Грань между добром и злом – ты сам. Какую сторону своей души будешь развивать, таким человеком и станешь, добрым или злым.

— Какой  надежный щит нужно  поставить на пути зла? (Добро.)

— В центре доски прикреплено «сердце» с надписью «ДОБРО». Давайте сейчас наполним это сердце добрыми словами! Работу выполняйте в паре, помогая друг другу. (Дети работают над выбором слов.)

— Кто готов назвать выбранное слово и закрепить «сердечко» на доске? (Ребёнок называет вслух слово и идёт прикреплять «сердечко» к доске)

А слова несущие зло – отправим в урну, избавившись от них навсегда.

— Посмотрите, как красиво, сколько добра в наших сердцах!

Соединить 2 части пословиц по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):

Доброе слово// и кошке приятно.

Не одежда красит человека,// а его добрые дела.

Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.

Кто добро творит, // того Бог отблагодарит.

Не хвались серебром,// а хвались добром.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

— Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните! («Зачем творить добро?»)

Д.: Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. Чтобы самому становится лучше. Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает. Он получает духовную радость.

— Назовите причины, по которым христиане творят добро.

(Чтобы  благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)

— Правильно, молодцы! Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает, он благодарит Христа и испытывает духовную радость.

Доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.

 8. Рефлексия

-Прочитайте высказывание А. Грина. «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».

-Как понимаете эти слова?

-Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? («Цветик-семицветик» В.Катаев)

- Кому и как помогла девочка в этой сказке? (Женя помогла мальчику Вите вылечить больные ноги, тем самым она подарила ему здоровье.)

-А на какое доброе дело потратили бы вы волшебный цветок? Задумайтесь и напишите об этом на цветочке.

У вас на столе по три цветочка.

-Если вы много сделали добрых дел, а после нашего разговора вам ещё хочется больше творить добро -напишите на красном.

-А если урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы- ваш цветок розовый.

-А если вы за свою жизнь не сделали ни одного доброго дела, то ваш цветок желтый.

(Дети украшают сердце цветами)

- А сейчас возьмёмся все за руки. (По ходу учитель прикрепляет на мизинец всем сердечко)

- Эстафета добра в мире не прекращается.

2018 год объявлен в Росси Годом добровольца и волонтера.

Волонтер – это человек, который бесплатно и добровольно что-то делает для других людей. Это поиск пропавших, помощь старикам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и многое другое. Когда вам исполнится 16 лет вы сможете  пополнить их ряды.

- Мы много сегодня говорили о добре. Все вместе мы можем победить зло. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки -в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. И помните: человек рожден, чтобы творить… добро!

-Мне хочется, чтобы наши гости тоже получили частичку добра от нас. Давайте подарим им сердечки.

-В конце нашего исследования давайте напомним себе и всем « Кодекс добра»

« КОДЕКС ДОБРА»

Делай добро.

Люби и прощай людей.

Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Бойся обидеть человека.

Лучше отдай свое, чем возьми чужое.

Человек рожден для добра, а не для зла.

-И запомните главное:

Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.

У.: Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке?  

Мне больше всего понравилось…

Я попробую…

Мне захотелось…

Я научился…

Урок дал мне для жизни        

- Молодцы. Вы сегодня работали дружно и активно. Пусть этот урок оставит в вашем сердце добрые семена и они обязательно дадут всходы ДОБРОТЫ.

- Творите добро, и вы соберете сокровища на Небе.

Песня «Дорога добра».

9. Домашнее задание: карточки с индивидуальными заданиями.

Спасибо за сотрудничество!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"...

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...