Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Сизова Надежда Васильевна

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse_4_klass.docx54.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 28.02.2024

Школа: МКОУ «Медвёдская СШ №17»

Класс: 4

Учитель: Сизова Надежда Васильевна

Тема урока: «Церковнославянский язык»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить        обучающихся        с        понятиями:

«церковнославянский        язык»,        «молитва»,        «песнопение»,

«миссионер»;

  1. проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

  1. излагать        своё        мнение        по        поводу        значения        религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;
  2. ориентироваться        в        истории        возникновения церковнославянского языка в культуре России;

Развивающие:

  1. развивать познавательные интересы, внимание;
  2. способствовать        развитию        речи        учащихся,        умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

  1. осознавать необходимость новых знаний;
  2. проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;
  2. воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образоват ельная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф.р.

Словесный: беседа

  1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
  2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

  • Здравствуйте, ребята.
  • Продолжите фразу:

Сегодня хороший день, потому что…

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

- Сегодня хороший день, потому что погода на улице очень тёплая. Потому что у нас хорошее настроение.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и

мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа- обобщение Наглядный

1. Организует повторение того, что знают дети.

-Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ?

-Рассмотрите изображения на слайде. И ответьте на вопрос, чем икона отличается от картины?

1.Отвечают на вопросы учителя.

- Об иконах и росписях.

-Главное отличие иконы от картины заключается в том, что икона пишется по определенным иконописным канонам и отражает мировоззрение Церкви. В картине же отражается личность автора, его собственное, свойственное ему одному восприятие окружающего мира, явлений, событий.

М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать

смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты

и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи (4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

1. Подведение к формулировке темы и целей урока

-Ребята, обратите внимание на слайд, внимательно изучите страницы и ответьте на мои вопросы.

  • Что за книга вам представлена?
  • Можете ли вы прочесть текст на этой странице?
  • А на этой странице? Как думаете, этот язык знаком вам?
  • Догадался ли кто-нибудь из вас, о чём пойдёт речь на нашем занятии сегодня?

  • Всё верно, если быть точнее, то тема нашего занятия звучит так: «Церковно – славянский язык». Найдите данную тему в учебнике на стр. 22

  • Какую цель мы поставим на занятии?

  • Как вы считаете, что вы можете узнать на уроке?
  1. Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы
  2. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

  • Библия
  • Да
  • Нет
  • О языке, который используется для написания церковных книг

  • Узнать что такое церковнославянский язык

  • Как можно услышать храм. Какое послание хранит в себе церковнославянская азбука, и в каких знакомых нам словах

«спрятаны» церковнославянские слова

П: научатся самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель

М: научатся составлять план и последовательность действий

Л:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирован ие способности к его выполнению

Ф.р.,

Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа, учебный диалог

1.Объясняет материал.

- Если нам предстоит оказаться в храме во время богослужения, то мы не только увидим всё убранство, но и услышим его. За богослужением в храме звучит чтение молитв и песнопение.

2. Работа с текстом учебника.

  • В ваших учебниках есть понятия новых слов. Найдите их и прочитайте.
  • Некоторые молитвы, написанные на церковно – славянском языке, можно понять или, хотя бы уловить их суть, в учебниках вам представлены две из них, как пример, рассмотрите первую молитву, обращенную к Деве Марии. Есть ли слова, которые вам непонятны? Какие у вас догадки на их значение?

Слова для объяснений:

  1. Чрево – то же, что и живот;
  2. Еси – устаревшая форма глагола «быть»;
  3. Яко – выступает союзами «как», «что», «ибо».
  1. Слушают учителя.
  2. Следуют плану выполнения задания.

  • Молитва – обращение верующих к Богу и святым;
  • Песнопение – молитва, которая поётся хором.

  • «Чрево», «Еси», «Яко».

П: формирование представления о понятиях

«молитва»,

«песнопение»,

«миссионер» Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение базовыми

предметными и

межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения

между объектами и процессами

Презентация, учебник

  • Но большинство молитв нам всё так же будут неясны и мы сможем улавливать лишь отдельное их значение. Просмотрите фрагмент 101-го псалма в учебниках.
  • Переверните страницу учебника и прочтите расшифровку этой молитвы.

  • Желающий ученик прочтёт информацию из неё.

  • Понять точный смысл молитв нам трудно от того, что написаны они на церковнославянском языке. Как вы помните, этот язык возник благодаря трудам христианских миссионеров – братьев Кирилла и Мефодия. Они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные тексты. И

можно сделать вывод, что язык был создан специально для проповеди и молитвы.

  • Что вы помните или знаете о Кирилле и Мефодие?

  • Знаете ли вы когда отмечается День славянской письменности и культуры в нашей стране?
  • Он отмечается 24 мая.

  • Какое название носила славянская и современная русская азбука?
  • Верно, названа она так в память о святом Кирилле.

  • Сейчас же, когда мы произносим наши буквы, то называем отдельные звуки, а в славянском алфавите каждая буква имеет своё название.
  • Откройте страницу 27. Перед вами представлен церковнославянский алфавит, а так же числа. Рассмотрите название букв и их особенность написания.
  • Из их названий можно составить предложение, обратите внимание на слайд. А предложение несёт в себе мудрое послание, его расшифровку прочтите.

  • Псалом – особая молитва в виде стиха

  • Миссионер – проповедник.

  • Они придумали азбуку. Перевели на славянский язык христианские текста. Создали первые школы, в которых учили славян писать и читать.

  • Да, 24 мая / Нет, не знаем

  • Кириллица

П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный Диалог

- Слова на церковнославянском языке только в первое время могут быть непонятны, но если присмотреться к ним внимательнее, то к большинству из них можно подобрать значение. Рассмотрим это на примере частей тела.

1. Организует работу с текстом учебника.

1. Читают по цепочке.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со

взрослыми и

Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник

- Откройте учебники на странице 28, читаем по цепочке с первой парты по одному предложению до конца 29 страницы. Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике, так же прочитав названия с их значением.

2. Организует работу в парах.

  • Теперь предлагаю выполнить вам задание из конвертов, но для начала предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде, пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам.

  • Сейчас я предлагаю вам закрыть учебники и положить перед собой карточку №1, прочитайте задание: каждое церковнославянское слово соедините с той частью тела, к которому оно относится по вашему мнению.

  • На это задание время ограничено. Как закончите, то покажите готовность своей пары, подняв руки вверх домиком.

  • Время вышло, теперь предлагаю проверить ваши работы. Откройте учебник на странице 28, а так же можете обратиться к слайду.

  • Отлично, сейчас предлагаю немного отдохнуть.

3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).

- Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед,

чтоб образовалась колонна.

  1. Говори тихо и спокойно
  2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра
  3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца
  4. Делай замечания тактично, не груби
  5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

  1. Выполняют задание.

  1. Выполняют упражнения.

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

Самостоятельная работа с

самопроверкой (4-5 мин)

Интериориза ция (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуаль

ная рефлексия

Индивидуаль ная работа Практически й: выполнение теста

1. Организует самостоятельную работу.

- Сейчас из конверта достаньте карточку №2, это тестирование по сегодняшней теме. Задание даётся на время, по его завершению покажите свою готовность и поставьте руку на локоток, подняв ручку вверх. В процессе выполнения заданий следите за своей осанкой и посадкой. Приступайте к выполнению задания.

- Не забудьте подписать свою работу в указанной

1. Выполняют самостоятельную работу.

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать

правильность или ошибочность

Презентация, раздаточный материал

достижения цели, создание ситуации успеха

вверху строке.

Тест:

  1. От какого греческого слова произошло слово

«Псалом»? А) Шептать

Б) Протягивать слова В) Щипать струны Г) Напевать

  1. Выберете два верных утверждения, которые относятся к братьям Кириллу и Мефодию:

А) Придумали церковнославянский язык (слова)

Б) Перевели христианские тексты на славянский язык В) Были авторами 101-го псалма

Г) Они открыли школу для славян, где учили их писать и читать

  1. Соотнесите слова с их современными определениями. Ответ запишите в таблицу.

  1. Чрево        а)        Лоб
  2. Вран        б)        Палец
  3. Рамена        в)        Щёки
  4. Перст        г)        Живот
  5. Ланиты        д)        Плечи
  6. Чело        е)        Ворон

Ответ:

1        2        3        4        5        6

  1. Кто считается автором большинства псалмов? А) Миссионер Мефодий

Б) Царь Давид В) Онимф

Г) У псалмов не было автора

  • Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону. За каждое задание можно получить определенное количество баллов, вы видите на слайдах верный ответ и рядом баллы по этому заданию. Если нужно было выбрать два ответа, а один из них неверный, то ставьте 1 балл. После проверки с задних парт листочки сдайте на первые парты, и я соберу их.
  • Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 6. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку.

Критерии оценивания:

6 баллов –

5-4 балла –

  • В

  • Б, Г

  1. - г
  2. - е
  3. - д
  4. - б
  5. - в
  6. – а

- Б

2. Организуют взаимопроверку.

выполнения учебной задачи Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Меньше 4 баллов –

_ Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Словесный: беседа

  1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.
  2. Обобщает материал урока.
  • Предлагаю вам в группах разгадать кроссворд, ответ вы пишите в указанный под номером вопрос.
  • Чья команда справится быстрее, то поднимите руки все вместе, не забывайте, что такая работа тоже включает в себя ряд правил: не шуметь, выслушивать каждого участника. По окончании своей работы, выберете отвечающего, остальные группы будут сверять получившиеся ответы с теми, кто первый решит задание, потом откроем эталон.

1. Как называется молитва, которая поётся хором?

1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

- Песнопение

П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного

отношения к иному мнению.

Презентация, раздаточный материал

2. Как называется современная азбука?

- Кириллица

3. Молитва в виде стиха – это …?

- Псалом

4. Кто такие миссионеры?

- Проповедники

5. … – обращение верующих к Богу или святым.

- Молитва

6. День какого языка отмечается 24 мая?

- Славянского

- Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием!

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности

, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р.

Словесный

: беседа

  1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
  2. Проводит работу по самооценке.

  • Наше занятие подошло к концу, вспомните цель, которую мы ставили перед собой?
  • Как вы считали, достигли ли мы этой цели?

  • Продолжите фразу:

Я узнал…

Мне было интересно… Мне было сложно…

  • Запишите домашнее задание себе со слайда.
  1. Анализируют урок с точки зрения

достижения поставленных целей.

  1. Дают оценку своей работе на уроке.

  • Узнать что такое церковнославянский язык
  • Да

  • Я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было сложно…

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных ситуациях.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКС модуль "Основы православной культуры"

Тема: ХрамЦель урока: формирование  у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующихЗадачи:Воспитательные:воспитание уважительного отношения к религиозным си...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")

Урок по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....

«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»

4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...