Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Собинского района
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Собинки
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Дружба»
Автор: Мягкова Е.В. – учитель начальных классов
Собинка, 2012
Урок № 14 модуля «Основы светской этики»
Тема: «Дружба»
Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить представление о понятиях «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и творческие способности при решении
определённых проблем; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях;
- Совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение осуществлять информационный поиск;
- готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Предметные:
- понимание ценности дружбы и дружеских отношений;
- выстраивание конструктивных отношений в обществе.
Оборудование учителя: презентация к уроку; С.И.Ожегов «Толковые словарь», В.И.Даль «Толковый словарь»; «Справочник афоризмов и изречений для школьников» ( составитель В.П. Павлов); «Словарь по этике» ( под ред. О.Г. Дробницкого) , электронное пособие по курсу «ОРКСЭ. Светская этика»( медиатекст С.Погореловский «Друзья»); видео коллаж песни «У друзей нет выходных»; раздаточный материал «Пословицы»; карточки – задания для учащихся
Оборудование учащихся: учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь ученика.
Педагогический инструментарий:
Технологии: ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный.
Приёмы: беседа, обсуждение, работа со справочной литературой, поиск информации в сети Интернет, приемы технологии РКМ, драматизация
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Этапы урока. Цели этапа. | Содержание | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
I.Организационный момент. Создать благоприятный психологический климат. | Учитель приветствует детей, читает стихотворение. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу. | - волевая саморегуляция(Р) - планирование учебного сотрудничества с учителем(К) |
II.Мотивационный этап. Вызвать первоначальный интерес к теме урока. Определить тему урока, сформулировать цель. | Организует просмотр слайдов с аудиозаписью стихотворения С.Погореловского «Друзья» (электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»). Беседует с учащимися. -Какова тема стихотворения? Актуальна ли она для нашего класса? - Попробуйте определить , о чем пойдет речь на уроке? - Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы? (Слайд 1,2) Уточняет цель урока, сформулированную детьми. | Смотрят слайды и размышляют над содержанием стихотворения. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. Формулируют цель. | - извлечение необходимой информации из текста (П) - целеполагание (П) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание в устной форме (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) |
III. Актуализация знаний. Определить виды взаимоотношений между людьми. Выявить взаимосвязь понятий «друг» - «дружба» | Организует работу с учебником (маркирование текста) для выявления видов взаимоотношений между людьми и того, на основе чего строятся эти взаимоотношения. (стр.32, абзац 1) Ведет беседу – рассуждение о том, почему человек бывает одинок, кого можно назвать другом, какие слова ассоциируются у учащихся со словом «друг». Фиксирует на доске высказывания учащихся. | Самостоятельно работают с текстом Отвечают на поставленные вопросы . Высказывают свое мнение, называют слова – ассоциации и доказывают выдвинутое предположения, подбирают синонимы к слову «друг». | - умение строить речевое высказывание в устной форме (П) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - аргументация своего мнения (К) -смыслообразование (Л) |
IY. Изучение нового материала. Раскрыть определение понятия «дружба». Выделить отличительные черты дружбы. Показать ценность дружбы. | Мозговой штурм. - Как по- вашему, что значит дружить? Учитель обобщает ответы детей. Читает стихотворение: Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Но а все же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Организует работу в группах для соотнесения ответов детей с материалами словарей и справочников. Организует работу с учебником.(стр. 32) - Прочитайте определение «дружбы» в нашем учебнике и сравните его с найденным вами определением. Организует работу в группах по карточкам – заданиям. (Приложение 1) - Прочитайте текст на странице 32-33 и подготовьте сообщение об одной из отличительных черт дружбы. Подводит итог работы в группах, выясняет усвоение понятий отличительных черт дружбы: избирательности, бескорыстности, общность интересов и взаимной симпатии. Обобщает ответы детей. | Дети высказывают и аргументируют свои ответы. Слушают стихотворение. Пытаются дать свою формулировку понятия «дружба» Работают в группах : 1 группа – «Толковые словари» ; 2 группа – «Словарь по этике», «Справочник афоризмов и изречений для школьников»; 3 группа – компьютерная сеть Интернет. Самостоятельно читают текст учебника, находят определение понятия, сравнивают. Выполняют задания, данные в карточках. Работают с текстом, используя прием инверст Дают развернутый ответ на поставленный вопрос . | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П) - смыслообразование(Л) - нравственно – этическая ориентация(Л) - прогнозирование(Р) - поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование (П) - умение участвовать в коллективном обсуждении(К) - умение строить речевое высказывание (П) - сравнение понятий (П) - умение строить речевое высказывание в устной форме (П), - извлечение необходимой информации из текста (П) - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками (К). - анализ и объяснение понятий (П) |
V. Физминутка. Снять психофизическое напряжение учащихся | Организует физпаузу под музыку. (В. Шаинский «Настоящий друг») | Выполняют танцевальные упражнения. | - волевая саморегуляция (Р) |
VI. Закрепление изученного материала. Способствовать осознанию того, что каждый человек может совершать добрые поступки, сопереживать чувствам других людей. Обобщить качества настоящей дружбы. | Организует игру« Найди вторую половинку». Раздает учащимся дидактический материал « Пословицы». (Приложение 2) Проверяет правильность выполненного задания, используя интерактивную доску. Организует работу в группах по инсценированию предложенной детям ситуации, её анализу и оценке. (Приложение 3). Организует мини- дискуссию. По ходу дискуссии записывает на доске нравственные качества, без которых дружба состояться не может. Затем предлагает выбрать среди антонимических рядов важные в дружбе нравственные качества. Организует работу в группах . (Приложение 4) Учитель подводит итог выполнению задания (слайд) | Собирают текст пословицы, при этом демонстрируют разные способы проявления дружелюбия. Устанавливают на доске соответствия между частями пословиц . Обсуждают ситуацию в группе, инсценируют ее, предлагают выход из ситуации.
Называют качества настоящей дружбы, поясняя, почему считают их важными. Высказывают свое согласие/несогласие условными сигналами | - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых изменений и корректив (Р) - учет разных мнений, аргументация своего мнения, (К) - умение строить речевое высказывание (П) - нравственно – этическая ориентация (Л) - оценка учебных достижений в соответствии с поставленной задачей(Р) |
YII. Итог урока. Сопоставить первоначальные знания учащихся о дружбе с тем, что узнали на уроке. | Организует беседу: - Как вы теперь ответите на те вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока ? Формулирует домашнее задание.
| Дают ответы на вопросы. Записывают домашнее задание. | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - нравственно-этическая ориентация, смыслообразование (Л), -целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (Р), |
YIII. Рефлексия. Оценить степень осознания детьми основных понятий темы и готовность руководствоваться ими в повседневной жизни. | - Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями , которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг» Организует работу со шкалой самооценки (Приложение 5) Фронтально просматривает результаты, сообщает детям, что многие не поставили себя на вершину шкалы, подводя к выводу, о необходимости самосовершенствования Затем предлагает учащимся подумать и записать то, что мешает им максимально соответствовать понятию «настоящий друг». Предупреждает, что содержание этих записей останется тайной для всех, кроме самого ученика.
Учитель сжигает записки, объясняя смысл своих действий: «Бумага сгорела, а вместе с ней сгорело и то, от чего каждый и нас хочет избавиться. Но всё же, чтобы преодолеть свои недостатки, необходим упорный душевный труд. Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг», а гимном вашей жизни пусть будет песня «У друзей нет выходных»
| Обдумывают задание. Дают самооценку. Фиксируют свои качества, которые мешают дружбе По просьбе учителя записку сминают и кладут в общую чашу. Слушают и смотрят видеоклип, эмоционально сопереживают его героям и содержанию | - смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (Л), - прогнозирование, контроль, оценка процесса и результатов деятельности (Р) - формулирование и аргументация своего мнения (К) |
Приложение 1
Работа в группе № 1.
Прочитайте текст учебника на стр. 32-33 и подготовьте сообщение об отличительной черте дружбы. Запиши ее.
(3-ий абзац)-_______________________________________________________________________
Работа в группе № 2.
Прочитайте текст учебника на стр. 32-33 и подготовьте сообщение об отличительной черте дружбы. Запиши ее.
(4-ий абзац)-_______________________________________________________________________
Работа в группе № 3.
Прочитайте текст учебника на стр. 32-33 и подготовьте сообщение об отличительной черте дружбы. Запиши ее.
(5-ий абзац)-_______________________________________________________________________
Приложение 2
Найди вторую половинку.
Приложение 3.
Задание для 1 группы.
- Обсудите ситуацию в группе и предложите свой выход из этой ситуации.
- Разыграйте ситуацию.
Твой друг не сделал домашнее задание (он не смог решить задачу на движение) и просит твою тетрадь, чтобы списать.
Задание для 2 группы.
- Обсудите ситуацию в группе и предложите свой выход из этой ситуации.
- Разыграйте ситуацию.
Петя и Коля играют в бадминтон. К ним подходит Петин друг и говорит, что у него нет такой игры, но он хочет в нее поиграть .
Задание для 3 группы.
- Обсудите ситуацию в группе и предложите свой выход из этой ситуации.
- Разыграйте ситуацию.
Веру, Катю и Нину в классе считали подругами. Однажды Нина потеряла завтрак.
На большой перемене все ребята завтракали, а она стояла в сторонке.
- Почему ты не ешь? – спросила ее Вера.
- Завтрак потеряла.
- Плохо, - сказала Вера, - откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда еще далеко!
- А где ты его потеряла? – спросила Катя.
- Не знаю… - тихо сказала Нина и отвернулась.
- Ты, наверное в кармане несла, а надо в сумку класть, - сказала Катя.
Приложение 4.
Выберете и отметьте те качества, без которых дружба состояться не может.
1 группа
злоба | доброжелательность |
вежливость | грубость |
бескорыстность | выгода |
лживость | честность |
Выберете и отметьте те качества, без которых дружба состояться не может.
2 группа
скромность | хвастовство |
упрямство | уступчивость |
неразборчивость | избирательность |
смелость | робость |
Выберете и отметьте те качества, без которых дружба состояться не может.
3 группа
предательство | верность |
равнодушие | отзывчивость |
ответственность | безответственность |
щедрость | жадность |
Приложение 5.
Оцени себя сам.
- Подумайте и сделайте для себя вывод: насколько вы обладаете качествами настоящего друга.
10б.
- Поставьте крестик на шкале самооценки.
0б.
________________________________________________________________________________________________________
Подумайте и запишите то, что вам мешает быть настоящим другом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"
Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"
При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...
Конспект урока ОРКСЭ на тему "Дружба".
Конспект содержит стихотворения, пословицы и проблемные ситуации по теме "Дружба"....
Презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Дружба"
Данная презентация может быть использована на уроках светской этики в 4 классах, а также на классных часах. В ней раскрыта тема дружбы, её особенности, критериии, даны советы, как дорожить и сохранить...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Дружба"
Данная работа содержит технологическую карту к уроку, прописаны УУД. материал интересен. Его можно использовать и для классного часа по данной теме....
Урок ОРКСЭ по теме "Дружба" 4класс
Урок ОРКСЭ по теме "Дружба" 4класс (Модуль: "светская этика")...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс
Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...