Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_orkse.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья.
Цель: показать значение семьи в жизни каждого гражданина,
выяснить, как традиционные религии относятся к семье;
довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи: 1. Конкретизировать понятия семья и семейные ценности,
подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать группе.
3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Виды деятельности: просмотр видеороликов, самостоятельная работа в группах с источниками информации, упражнение «ассоциация».
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, экран, отрывки текста из источников разных религиозных культур, учебник, раздаточный материал.
Ход урока.
I Организационный момент. Психологический настрой обучающихся на урок.
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло.
II. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, посмотрев небольшой фильм (на тему «Семья»).
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
Учитель: Кто догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( Итак, тема урока «Семья»)
. О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны будем выяснить:
Что такое семья?
Что объединяет членов семьи?
Чем семья отличается от другой группы людей?
IV. Решение учебной задачи
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
- Как вы понимаете значение слова «семья»? (ответы детей).
1. Вступительное слово учителя:
Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.
2. Работа с понятием «семья».
«Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что оно обозначает.
3.Игра «Ассоциации».
Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья.
- Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:
«Семья – это…»
4. Работа с раздаточным материалом.
Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Этимологический словарь.
Семья – с древнерусского языка «челядь, домочадцы, семья; муж, жена.
Семья, основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
«Большая советская энциклопедия.
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Толковый словарь.
Семья - это группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами”.
5. Беседа.
- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
-Для чего нужна человеку семья?
-В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
- Кто из вас знает, как появилось слово семья?
- Об этом вы узнаете, послушав стихотворение:
Когда-то о ней не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
- Такая, ребята, существует легенда. А вот в христианстве семью отождествляют как триедино- папа, мама и дитя, равно как Отец, Сын и Святой Дух.
- Скажите, дети, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
5. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Прочтём названия этих качеств:( ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.)
Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим качествам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи?
Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи и этим семья отличается от другой группы людей.
- Можно ли наш класс назвать семьей?
- У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
6.Групповая работа.
- Я предлагаю вам узнать о семье в различных религиозных культурах, используя раздаточный материал и учебник.
1 группа – Семья в исламской религиозной культуре
2 группа – Семья в иудейской религиозной культуре
3 группа – Семья в православной культуре
4 группа – Семья в буддистской религиозной культуре
5 группа – работа по учебнику (с.74-75), вопрос №1.
Семья в исламской религиозной культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» .
Что значит дом для мусульманской семьи?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу»
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, все должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
Семья в иудейской религиозной культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
Семья в православной культуре.
Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
7.Вывод
- Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. Как вы думаете почему? (Семья - это свято для всех)
8..Работа в парах.
- О семье издавна существует множество пословиц, которые дошли и до нас.
- Я предлагаю вам собрать пословицы.
- Что у вас получилось? Давайте послушаем.
- Семье посвящены не только пословицы, стихи, красивые песни, но и памятники, символизирующие счастливую семью, которые украшают города.
- Просмотрите, какие красивые эти сооружения.
- В России и мире существует много праздников, посвященных семье, детям.
Это: 15 мая-День Семьи
1июня-День Защиты детей
20 ноября- Всемирный день ребенка
21 января – Международный день объятий.
21 января – День бабушки (Польша)
25 января – День студентов (Татьянин день)
14 февраля – День святого Валентина (День всех влюбленных)
8 марта – Международный женский день
1 ноября- День отца
6 июля – Всемирный день поцелуя (Великобритания)
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.
(8 июля по православному календарю отмечается день святых Петра и Февронии Муромских)
1 октября – Международный день пожилых людей.
Последнее воскресенье ноября – День матери в России.
IV. Итог урока.
- Вы дома рисовали рисунки на тему «Моя семья». Давайте рассмотрим их. Посмотрите, какие у нас в классе замечательные семьи.
- Я желаю, чтобы вашим семьям всегда светило и улыбалось яркое солнышко, лучи которого хранят семейные ценности.
V.Рефлексия.
Наклейте на свой рисунок солнышко, облачко или тучку в зависимости от того, как вы оцените свою работу на уроке.
В конце урока мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу?
Свеча является символом семейного очага и домашнего тепла.
- Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.
Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
VI.Песня «Моя семья»
- Предлагаю урок закончить песней «Моя семья».(презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс
Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...
План-конспект урока ОРКСЭ (ОСЭ) на тему "У меня зазвонил телефон".4 класс.
План конспект урока по новому предмету ОРКСЭ (ОСЭ)в 4 классе на тему "У меня зазвонил телефон",презентация .Я второй год веду уроки ОРКСЭ в 4 классе. Моим учащимся особенно понравились уро...
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь к ближнему" по программе А.В. Бородиной
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по учебнику А.В. Бородиной "Основы православной культуры"...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
Цели деятельности учителя: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...