Технологическая карта и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта и презентация к урроку ОРКСЭ по теме "Икона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 57.5 КБ |
ikona._prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Ротарь Алёна Валерьевна
2. Класс: 4А Дата: ______________Предмет ОПК № урока по расписанию: 15
3. Тема урока:___Икона_________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
5. Цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре; освоение основных понятий урока: икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий.
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организацион ный момент | Чтение стихотворения. Читает заранее подготовленный ученик: Благослови, Господь, меня На утро нынешнего дня, На первый миг, на первый вдох, На день — хорош он или плох. Благослови еще меня На все дела в теченье дня, На каждый час, на каждый шаг, Чтоб не осилил меня враг, На перекрестках всех путей, В лесной глуши, среди людей… И, наконец, на склоне дня Благослови на ночь меня! дня, На первый миг, на первый вдох, На день — хорош он или плох. Благослови еще меня На все дела в теченье дня, На каждый час, на каждый шаг, Чтоб не осилил меня враг, На перекрестках всех путей, В лесной глуши, среди людей… И, наконец, на склоне дня Благослови на ночь меня! | -Сегодняшний урок мы начнем замечательными стихами Монаха Варнавы. Их прочитает нам Саша. (http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20 /monah-varnava-sanin-duhovnie- stihi-dlya-detej-pervaya-molitva/)
| Ответьте на вопросы: -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? - Кто благословляет нас на все дела? | Выявление восприятия к новой теме, повышение мотивации учащихся | Личностные: осознание этнической принадлежности и культурной идентичности |
Проверка домашнего задания | Учащиеся отгадывают загадки 1. Храм 2. Алтарь 3. Амвон 4. Купол 5. Колокола 6. Иконостас | Учитель загадывает загадки на тему прошлого урока: (https://azbyka.ru/deti/stihi-zagadki-po-liturgike-dlya-detej) 1. Службу служит иерей 2. Восседает на Престоле 3. Чтобы Чашу, где Христос, 4. Посмотри, туман окутал 5. Чтоб мелодия простая 6. Отделен алтарь от храма, | Фронтальная работа Учащиеся отгадывают загадки по теме прошлого урока
| Закрепить, изученное на предыдущем уроке | Регулятивные: оценка качества усвоение материала Познавательные :переработка информации, анализ Коммуникативные: Четко излагать свои мысли. |
Изучение нового материала | Учащиеся отгадывают загадку: Иконам 1.Что такое Икона? 2. История возникновения икон 3. Знаменитые иконописцы 4. Чем икона отличается от картин? | Отгадайте еще одну загадку и узнаете тему нашего нового урока К этим я изображеньям Как вы думаете, о чем мы должны узнать на этом уроке? Совершенно верно. Для ответов на поставленные вопросы мы разделимся на группы: 1. Летописцы (отвечают на вопросы: Что такое икона? История возникновения икон.) 2. Иконописцы ( 3 группы: Феофан Грек, Андрей Рублев и Даниил Чёрный) 3. Критики (Чем икона отличается от картин. Особенности икон.) | Учащиеся формулируют тему урока: Иконы Постановка целей и задач Работа в группах Используя учебник, тексты и интернет сайты, учащиеся работают в группах. | познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; познакомиться с великими русскими иконописцами | Регулятивные: Самостоятельно дифференциро- вать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи Познавательные: Самостоятельно выделять и формулироватьпознавательную цель, Применять методы информационного поиска, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, Коммуникативные: самостоятельно планировать учебное сотрудничество со сверстниками |
Закрепление нового материала | Выступления групп | Примерные тексты выступлений см.в приложении | Самооценка группы по проделанной работе. Взаимооценка одноклассников | дать представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность». | Регулятивные: Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе Коммуникативные: контролировать, корректировать действия партнера, давать им оценку |
Контроль | Учащиеся индивидуально или в парах заполняют кроссворд. | Учитель выдает кроссворд (см. в приложении 2) Игра: картина или икона (Приложение 3) -Разложите в два столбика: в первый, если считаете, что это изображение иконы, во второй – изображение картины | Индивидуальная работа или работа в парах Заполнение кроссворда по теме: Икона Учащиеся отделяют изображение икон от изображения картин | усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры, закрепить отличие икон от картин | Регулятивные: Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Познавательные: Самостоятельно контролировать и оценивать процесс своей деятельности и его результаты |
Рефлексия | Ответы учащихся | - С какими чувствами вы заканчиваете урок? - Что больше всего запомнилось? -Чем вы захотите поделиться? Закончить сегодняшний урок я бы хотела стихотворением “Любите, дети, старину” С. С. Бехтеева. Любите, дети, старину Любите. Дети. Отчий дом Любите кровли белых хат, Любите Русь – святынь оплот, | Фронтальная работа |
| Личностные: Формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте загадки 1. Службу служит иерей Предстоит от всех людей Дух Святой сослужит там, Дом Господень или 2.Восседает на Престоле В славы жарком ореоле Наш Отец и Государь. Здесь Ему священник служит, Здесь он просит все, что нужно. И сейчас, совсем как встарь, Божий дом — святой
3. Чтобы Чашу, где Христос, Кто пока что не подрос, Видеть мог со всех сторон, Возвышается 4. Посмотри, туман окутал Паперть, храм и даже
5. Чтоб мелодия простая В предрассветной дымке тая, Выводила к Церкви Божьей И к молитве нас звала,— Бьет звонарь в 6. Отделен алтарь от храма, Здесь висят иконы в рамах, Пред киотами лампады Зажигаются как надо, Перед службою, как раз. Это что?
К этим я изображеньям Приступаю с уваженьем. Приложусь благоговейно, И от них святым елеем Я помазания жду. Я молюсь, кладу поклоны Образам, святым
ИКОНА 1.Что такое Икона? 2. История возникновения икон 3. Знаменитые иконописцы 4. Чем икона отличается от картин?
Летописцы Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Иконы пишутся строго в соответствии с иконописным каноном. Икона – это образ, возводящий ум к первообразу, помогающий духовно соединиться с теми, кому молятся. Кто и когда написал самую первую икону? – Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас».
Феофан Грек Доподлинно не известно точно, когда родился Феофан Грек, художник, который стал гордостью русской иконописной школы. Источники указывают приблизительно 1340 год, а родом художник был из Византии, отчего получил на Руси прозвище "Грек". В Византии художник расписал 40 церквей в Константинополе и Халкидоне . К сожалению, не сохранились даже фрагменты этих фресок. В какой-то степени сохранились фрески в храме Дмитрия Солунского в Феодосии, где художник работал до того, как перебрался на Русь, в Новгород в 1370 году. Именно здесь, на Руси, мощно развилось его творчество и были оценены дар и индивидуальность живописца! В Новгороде свою работу Феофан начал с росписи церкви Спаса Преображения. Заказали эту работу художнику местный боярин Василий Данилович и жители улицы на которой стоял храм в году 1378. Уцелели эти фрески фрагментарно, но эта работа является единственной, которая имеет документальное подтверждение авторства.
Андрей Рублёв Св . Андрей родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и, возможно, был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковым московским монастырем. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании . Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.).
Даниил Черный Во времена самые тяжкие для Руси работал великий иконописец Даниил Черный (1350–1428). Народ томился под игом пришедших с востока войск Батыя. Они жгли и разоряли города, посады, села и уводили в полон русских людей. Жизнь иконописца Исторических источников совсем не сохранилось. Достоверных сведений об иконописце не осталось. Даниил Черный творил в те темные и мрачные времена, когда пожары были повседневностью. В монастырях, центрах культуры, горели рукописи и летописи. Поэтому мы практически ничего не знаем о том, как жил Даниил Черный. Биография его скрыта в веках. Даниил Черный расписывал фресками Успенский собор во Владимире-на- Клязьме и писал иконы. Икона «Иоанн Предтеча» посвящена небесному покровителю, который способствует миру и исцеляет от болезней, когда к нему идут с молитвой и верой.
Критики Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное. Цель иконы – показать сокровенный мир души святого человека, высший. В иконах не показано движение, это не портрет, она показывает духовное состояние). Свет иконы . -В иконе все пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения. Белый – это свет цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город. Нимб. Вы видите на голове святого золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого человека .
ПРЕКРАСНЫЙ ЛИК, ПЕЧАЛЬНЫЙ ВЗОР, МЛАДЕНЕЦ НА РУКАХ: ТО БОЖЬЯ МАТЕРЬ. С ДАВНИХ ПОР ОНА ГЛЯДИТ СКВОЗЬ ГОДЫ И ВЕКА. НЕСЕТ МНЕ СВЕТ ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ, НЕСЕТ МНЕ СКОРБЬ И НЕЖНОСТЬ ЧИСТОТЫ И ПОНИМАЕТ ВСЕ, ЧЕМ Я ЖИВУ, И ВЕРИТ – Я ЕЁ ПОЙМУ.
н и м б и к о н а л к м р о т ч е н и е ф о
Икона или картина?
Спасибо за урок! Любите, дети, старину С ее былинными веками, С ее старинными церквами, К величью ведшие страну… Любите, дети, старину! Любите. Дети. Отчий дом И нежность материнской ласки, Любите бабушкины сказки В кругу внучаток вечерком У печки с ярким огоньком!.. Любите кровли белых хат, Любите звон наш колокольный, Характер русский, хлебосольный И тех, кто, будучи богат, Добром делиться с нищим рад!.. Любите Русь – святынь оплот, Мир кроткой кельи монастырской, Дух мощный рати богатырской. Нас всех хранящей от невзгод!.. Любите, дети, свой народ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"
Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...
Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")
Данный материал содержит технологическую карту, конспект с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения в 4 классе А .П. Чехов "Мальчики"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, по программе "Школа России". Предлагаемая разработка является завершаемым этапом работы с текстом произведения и предполагает анализ характер...
«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"
Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...