Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сивцева Людмила Ефимовна

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебнику "Русский язык" В. П. Канакиной - "Школа России") . Составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит  план сочинения по картине и  примерный текст основной его части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сивцева Людмила Ефимовна, учитель начальных классов

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

УМК: «Школа России»  (автор учебника В. П. Канакина)

Тема:     Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Педагогическая  цель: Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)

 Задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину,

воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа,

  • развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста,

последовательность в  его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными  его предложениями,

  • воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.

Тип урока: развитие  речи

Планируемые  результаты:

     Предметные:        

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных  монологических высказываний и письменных текстов.

    Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

  Универсальные учебные действия  (метапредметные):

    Познавательные:

общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;

логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:  проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности.

Коммуникативные:  адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Формы организации деятельности детей:  коллективная, индивидуальная.

Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Оборудование:   компьютер, мультимедийный проектор;  мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

Образовательные ресурсы:  Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку

Сценарий урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

    Учитель:

Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Учитель:

Где работают дружно,

А спорят по делу,

Там и сказке можно

Появиться смело!

 -Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся?  (в сказку).

-А поможет нам попасть в сказку художник - иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

-Где вы слышали это имя?  (на уроке литературного чтения, когда читали  «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)

-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно  отгадать загадку:

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?  (лягушка,  из  сказки  «Царевна-лягушка»)

-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)

  1. Постановка учебной задачи

-Сегодня мы будем писать сочинение по картине  художника – иллюстратора

 И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?  (учиться описывать картину, правильно строить предложения,  составлять текст и др.)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Рассказ о жизни художника И. Я. Билибина.

-Давайте  сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.

Слайд 2

...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин.   Он родился 4 августа 1876года в  с. Тарховка  (близ  Петербурга), в семье военного врача.

Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.
Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.

Работал  Билибин  над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

Слайд 3

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья  Моревна».

Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.

Умер Билибин  в Ленинграде во время блокады  7 февраля 1942 года.

  • Беседа по содержанию сказки.

Слайд 4

- Перед  тем, как начать работу над сочинением, вспомните  содержание сказки «Царевна - лягушка».  (На слайде расположена интерактивная книжка. Иллюстрации листаются щелчком левой кнопки  по страницам  книжки как вперёд, так и  назад.)

Дети очень кратко перечисляют основные события сказки. ) 

  • Работа по картине.

Слайд 5

-Рассмотрите более внимательно  репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

-Прочитайте отрывок из сказки на слайде.  (по щелчку появляются строчки из сказки)

«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

-Чем  интересна  картина?  Поделитесь своими впечатлениями.

- Опишите место, где происходит действие.

-Как попал сюда Иван-царевич?

- Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.

(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан  кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит  лук…)

-Кого Иван – царевич  увидел перед собой?

-Как выглядит лягушка?

-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…)   -Почему?

-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)

-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски,  много света…)  

 -Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на  причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)

  • Повторение особенностей текста.

 -Какие виды текста вы знаете?  (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)

 - Какой текст  у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)

 -Почему?

 -Какие вопросы можно поставить к тексту - описанию?  (какой?  Какая?...)

  • Составление плана.

-С  чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)

-Сколько частей должно быть? Какие? ( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)

-О чём будете писать во вступительной части?  (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)

-Как можно озаглавить эту  часть?  (удачные предложения детей записываются на доску)

-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)

-На сколько пунктов  вы бы разделили основную часть? (можно на две:  описание  главных героев и описание красок картины)

- Как можно озаглавить эти части?  (запись на доску)

-Чем закончите сочинение?  (можно выразить своё отношение к картине)

-Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)

         Слайд 6

       Примерный план:

  1. Художник и его картина.
  2. Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Моё отношение к картине.

-Составьте примерный текст по плану.  (заслушиваются 1-2 ученика)

  1. Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

  1. V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Сочинение по картине.  

Самостоятельная работа над сочинением.  (Письмо по плану и опорным словам)

2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.

  1. Итог

-Чья работа вам больше понравилась? Почему?

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 7

 Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

-Оцените свою работу на уроке  (смайликом)

Д.з.  Повторение падежей имён существительных

                           Примерное содержание основной части сочинения:

    В центре  картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь.  Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На Иване сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. Весь его облик говорит об его не простом происхождении. В руках у царевича лук. Стрелу,  пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич  удивлён и опечален.

    Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности  обрамляет картину. Она похожа на яркий  сказочный ковёр.

                           

                                  Используемые источники:

http://www.ostrovskazok.ru/2-aprelya-mezhdunarodniy-den-detskoy-knigi/stichotvoreniya-o-skazkach-    стихотворение «Где работают дружно…»

http://www.art-urok.ru/bilibin.htm-     материал о И. Я.  Билибине

http://kid-game.ru/riddle/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 -  загадка о лягушке

Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России»)  Москва∙ Вако ∙ 2013.



Предварительный просмотр:

Сивцева Людмила Ефимовна, учитель начальных классов, с. Верх-Бийск Республики Алтай

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

УМК: «Школа России»  (автор учебника В. П. Канакина)

               Тема:     Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Педагогическая
цель

Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)

     Задачи урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в  его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными  его предложениями.

Тип урока

Развитие  речи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных
монологических высказываний и письменных текстов

Личностные
результаты

Имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность
и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу  

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи; логические – 
осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи

Формы организации деятельности детей

коллективная, индивидуальная.

Основное содержание темы, понятия и термины 

Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор;

мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II.Самоопределение к учебной деятельности

Где работают дружно,

А спорят по делу,

Там и сказке можно

Появиться смело!

Просит предположить, куда сегодня на уроке отправятся

Загадывает загадку:

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

Спрашивает, о какой сказке пойдёт речь, сообщает, сообщает, кто поможет  попасть им  в сказку.

Предполагают, что отправятся в сказку.

Отгадывают загадку.

Слушают учителя

Беседа

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Знакомит с темой и целью урока.

Просит поставить перед собой учебные задачи.

Слушают учителя

Планируют задачи

Принимают учебную
задачу, сформулированную учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с репро-
дукцией картины И. Я. Билибина «Иван-царевич
и лягушка-квакушка» (упр. 73)

Фронтальная.

Словесный.

Работа с картиной, беседа,
рассказ

  Использует презентацию. Рассказывает о художнике. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке, вспомнить содержание, рассмотреть  репродукцию картины,
организует беседу
по вопросам, предлагает вспомнить части текста, составить план сочинения, небольшой текст по плану( план на слайде)

Рассматривают портрет художника, репродукцию картины,
отвечают на вопросы;

составляют план по картине, небольшой текст рассказа

Составляют небольшие монологические высказывания, удерживают логику повествования; вступают в диалог. Воспроизводят эпизод сказки

Беседа
по вопросам, рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись,  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Выполняют движения
по тексту

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Сочинение
по картине

Индивидуальная. Практический.

Сочинение

Создает условия для само-стоятельного написания составленного текста

Просит прочитать свои сочинения

Пишут составленный текст сочинения

Читают свои сочинения

Пишут сочинения, используя информацию, полученную
на основе работы
с картиной. Высказывают свое мнение

Сочинение

VI. Итог

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Просит назвать понравившиеся сочинения

Высказывают своё мнение

VII. Рефлексия

учебной деятельности на уроке

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VIII.Домашнее задание: повторить правила

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание
и способы выполнения
домашнего задания.

Проверяет соответст-
вующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития

Правила

Используемые источники:

« Рабочие программы и технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск)-издательство «Учитель» 2014

Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку»к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России»)  Москва. Вако. 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942г.) Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева (1901г.)

Слайд 3

К сказкам А.С. Пушкина К русским народным сказкам

Слайд 5

« Иван – царевич и лягушка-квакушка» Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит.

Слайд 6

1.Художник и его картина. художник-иллюстратор , иллюстрации к русским народным сказкам; одна из картин 2.Иван-царевич и лягушка-квакушка. (место действия, о писание Ивана- царевича и лягушки-квакушки) 3 . Цвет и настроение картины . топкое, вязкое болото, лесная глушь; длинный(народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук, удивлён , смотрит с грустью, опечален; на болотной кочке, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать 4.Моё отношение к картине. План: яркие краски, много света, похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль , затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…

Слайд 7

Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… Закончите предложения:

Слайд 8

Источники: http://img fotki.yandex.ru/ get /6300/109198463.25/0_1b0c83_b92ae471_XL.jpg http ://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622242_lyagushka01.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622307_lyagushka02.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622379_lyagushka03.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622459_lyagushka04.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622520_lyagushka05.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622571_lyagushka06.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2// 68/623/68623396_vasilisa05.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4113/223468184.76/0_1042a3_6a3dd6e7_XL http://www.raruss.ru/images/stories/russian-modern/bilibin-frog/01.jpg http ://aura-dione.ru/gallery/images/1962611_fon-v-vide-lista-bumagi.jpg фон http://4.bp.blogspot.com/_QBWLjj3PqEs/TDnJsLq8inI/AAAAAAAAC5w/TrD1UyCsBLs/s1600/ugol01.png http://img-fotki.yandex.ru/get/3213/223468184.76/0_1042a6_8669c003_orig http ://mtdata.ru/u25/photoCE96/20696915625-0/original.jpg#20696915625 https:// img-fotki.yandex.ru/get/108497/225044291.447/0_168152_8ba0bf54_XXXL.jpg https:// img-fotki.yandex.ru/get/43800/225044291.447/0_16815d_4ba2d27c_XXXL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6723/121447594.38e/0_cabf4_734958bd_- 2-XL.jpg https:// img-fotki.yandex.ru/get/6207/161887320.af/0_19d637_f219070b_orig.jpg http :// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/583/88583830_a10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....

Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая...