Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный материал содержит технологическую карту, конспект с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебнику "Русский язык" В. П. Канакиной - "Школа России") . Составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит план сочинения по картине и примерный текст основной его части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 43.84 КБ |
Технологическая карта урока | 39.24 КБ |
Презентация к уроку | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Сивцева Людмила Ефимовна, учитель начальных классов
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
УМК: «Школа России» (автор учебника В. П. Канакина)
Тема: Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Педагогическая цель: Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)
Задачи урока:
- познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину,
воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа,
- развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста,
последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями,
- воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.
Тип урока: развитие речи
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи;
логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная.
Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);
Образовательные ресурсы: Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку
Сценарий урока:
- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Учитель:
Подровнялись.
Тихо сели.
На соседа посмотрели.
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
- Самоопределение к учебной деятельности
Учитель:
Где работают дружно,
А спорят по делу,
Там и сказке можно
Появиться смело!
-Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).
-А поможет нам попасть в сказку художник - иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
-Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)
-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно отгадать загадку:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (лягушка, из сказки «Царевна-лягушка»)
-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)
- Постановка учебной задачи
-Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора
И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
-Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Рассказ о жизни художника И. Я. Билибина.
-Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.
Слайд 2
...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин. Он родился 4 августа 1876года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.
Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.
Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
Работал Билибин над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.
Слайд 3
Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».
Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.
Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.
- Беседа по содержанию сказки.
Слайд 4
- Перед тем, как начать работу над сочинением, вспомните содержание сказки «Царевна - лягушка». (На слайде расположена интерактивная книжка. Иллюстрации листаются щелчком левой кнопки по страницам книжки как вперёд, так и назад.)
Дети очень кратко перечисляют основные события сказки. )
- Работа по картине.
Слайд 5
-Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.
-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.
-Прочитайте отрывок из сказки на слайде. (по щелчку появляются строчки из сказки)
«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».
-Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.
- Опишите место, где происходит действие.
-Как попал сюда Иван-царевич?
- Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.
(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук…)
-Кого Иван – царевич увидел перед собой?
-Как выглядит лягушка?
-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…) -Почему?
-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)
-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски, много света…)
-Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)
- Повторение особенностей текста.
-Какие виды текста вы знаете? (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)
- Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)
-Почему?
-Какие вопросы можно поставить к тексту - описанию? (какой? Какая?...)
- Составление плана.
-С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)
-Сколько частей должно быть? Какие? ( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)
-О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)
-Как можно озаглавить эту часть? (удачные предложения детей записываются на доску)
-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)
-На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины)
- Как можно озаглавить эти части? (запись на доску)
-Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине)
-Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)
Слайд 6
Примерный план:
- Художник и его картина.
- Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)
- Цвет и настроение картины.
- Моё отношение к картине.
-Составьте примерный текст по плану. (заслушиваются 1-2 ученика)
- Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
- V. Закрепление знаний и способов действий.
1.Сочинение по картине.
Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам)
2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.
- Итог
-Чья работа вам больше понравилась? Почему?
- Рефлексия учебной деятельности на уроке–
Слайд 7
Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
Я рад…
-Оцените свою работу на уроке (смайликом)
Д.з. Повторение падежей имён существительных
Примерное содержание основной части сочинения:
В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь. Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На Иване сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. Весь его облик говорит об его не простом происхождении. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален.
Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.
Используемые источники:
http://www.ostrovskazok.ru/2-aprelya-mezhdunarodniy-den-detskoy-knigi/stichotvoreniya-o-skazkach- стихотворение «Где работают дружно…»
http://www.art-urok.ru/bilibin.htm- материал о И. Я. Билибине
http://kid-game.ru/riddle/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 - загадка о лягушке
Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России») Москва∙ Вако ∙ 2013.
Предварительный просмотр:
Сивцева Людмила Ефимовна, учитель начальных классов, с. Верх-Бийск Республики Алтай
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
УМК: «Школа России» (автор учебника В. П. Канакина)
Тема: Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |
Педагогическая | Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя) |
Задачи урока: | Познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Билибина, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями. |
Тип урока | Развитие речи |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры |
Личностные | Имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи; логические – Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи |
Формы организации деятельности детей | коллективная, индивидуальная. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Развитие речи. Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx); |
Образовательные | Учебник, с. 41. Репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», авторская презентация к уроку |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | |
осуществляемые | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Подровнялись. Тихо сели. На соседа посмотрели. Дружелюбно улыбнулись. И ко мне все повернулись. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение |
II.Самоопределение к учебной деятельности | Где работают дружно, А спорят по делу, Там и сказке можно Появиться смело! Просит предположить, куда сегодня на уроке отправятся Загадывает загадку: Летела стрела и попала в болото, Спрашивает, о какой сказке пойдёт речь, сообщает, сообщает, кто поможет попасть им в сказку. | Предполагают, что отправятся в сказку. Отгадывают загадку. Слушают учителя | Беседа | ||
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Знакомит с темой и целью урока. Просит поставить перед собой учебные задачи. | Слушают учителя Планируют задачи | Принимают учебную |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с репро- | Фронтальная. Словесный. Работа с картиной, беседа, | Использует презентацию. Рассказывает о художнике. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке, вспомнить содержание, рассмотреть репродукцию картины, | Рассматривают портрет художника, репродукцию картины, составляют план по картине, небольшой текст рассказа | Составляют небольшие монологические высказывания, удерживают логику повествования; вступают в диалог. Воспроизводят эпизод сказки | Беседа |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Сочинение | Индивидуальная. Практический. Сочинение | Создает условия для само-стоятельного написания составленного текста Просит прочитать свои сочинения | Пишут составленный текст сочинения Читают свои сочинения | Пишут сочинения, используя информацию, полученную | Сочинение |
VI. Итог | Фронтальная. Словесный. Беседа | Просит назвать понравившиеся сочинения | Высказывают своё мнение | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… | Заканчивают предло- | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VIII.Домашнее задание: повторить правила | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание Проверяет соответст- | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Правила |
Используемые источники:
« Рабочие программы и технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск)-издательство «Учитель» 2014
Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку»к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России») Москва. Вако. 2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942г.) Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева (1901г.)
К сказкам А.С. Пушкина К русским народным сказкам
« Иван – царевич и лягушка-квакушка» Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит.
1.Художник и его картина. художник-иллюстратор , иллюстрации к русским народным сказкам; одна из картин 2.Иван-царевич и лягушка-квакушка. (место действия, о писание Ивана- царевича и лягушки-квакушки) 3 . Цвет и настроение картины . топкое, вязкое болото, лесная глушь; длинный(народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук, удивлён , смотрит с грустью, опечален; на болотной кочке, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать 4.Моё отношение к картине. План: яркие краски, много света, похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль , затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…
Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… Закончите предложения:
Источники: http://img fotki.yandex.ru/ get /6300/109198463.25/0_1b0c83_b92ae471_XL.jpg http ://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622242_lyagushka01.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622307_lyagushka02.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622379_lyagushka03.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622459_lyagushka04.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622520_lyagushka05.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/622/68622571_lyagushka06.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2// 68/623/68623396_vasilisa05.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4113/223468184.76/0_1042a3_6a3dd6e7_XL http://www.raruss.ru/images/stories/russian-modern/bilibin-frog/01.jpg http ://aura-dione.ru/gallery/images/1962611_fon-v-vide-lista-bumagi.jpg фон http://4.bp.blogspot.com/_QBWLjj3PqEs/TDnJsLq8inI/AAAAAAAAC5w/TrD1UyCsBLs/s1600/ugol01.png http://img-fotki.yandex.ru/get/3213/223468184.76/0_1042a6_8669c003_orig http ://mtdata.ru/u25/photoCE96/20696915625-0/original.jpg#20696915625 https:// img-fotki.yandex.ru/get/108497/225044291.447/0_168152_8ba0bf54_XXXL.jpg https:// img-fotki.yandex.ru/get/43800/225044291.447/0_16815d_4ba2d27c_XXXL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6723/121447594.38e/0_cabf4_734958bd_- 2-XL.jpg https:// img-fotki.yandex.ru/get/6207/161887320.af/0_19d637_f219070b_orig.jpg http :// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/583/88583830_a10.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...
Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"
Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....
«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"
Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"
В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....
презентация к уроку русского языка 2 кл по теме Сочинение по картине С.А.тутунова .Зима пришла.Детство.
презентация .Зима пришла .детство....
Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая...