Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД |
1.Организационный этап. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. (Слайд №1) | Вступают в диалог с учителем. | -Проверьте, все ли готово к уроку? Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок каждому пошел впрок, Активно в работу включайся, дружок. | Самоопределение (Л.) Мотивация к учебной деятельности (Л.) |
2. Минутка чистописания.
| Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3)
| Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «и»
| 9 10 11 з ? й
- Внимание на экран. - Что вы знаете о звуке «и»? - Чем является «и» в предложении? (Служебное слово – союз) - Какие соединения? (Верхнее, среднее, нижнее) | Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)
|
4. Словарная работа.
| Организует диалог, обращает детей к исторической справке. (Слайд № 5, 6)
| Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их.
| - Внимание на экран. - Составь слова: р е т а к а к р а б о л ь к с м о с о - Какие слова зашифрованы? - Почему я включила эти слова в наш урок? ( День космонавтики. Ю. А. Гагарин. 52 года.) - К чему призывал Ю. А. Гагарин? - Запишите словарные слова по теме «Космос» Словарная работа. Ракета, корабль, космос, космонавт, планета, орбита, космический. - Родственные слова разберите по составу. (Морфемный разбор) - Составить предложение и разобрать по членам и частям речи. - Выписать словосочетания, указать связь.
- Какое слово лишнее? Почему? - Как можно назвать одним словом? (Имена существительные)
|
Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.)
Воспитание моральных норм поведения (Л.)
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину (Л.)
|
3. Формирование проблемы, планирование деятельности. | В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. (Слайд № 4)
| Ставят цель урока, составляют план. |
До Земл… . От площад… . По памят… . На медал… . - Что общего в этих словах? - В чем различие?
( Одинаковые окончания, разные падежи и склонения)
- Над какой темой мы будем работать? - Какая цель нашего урока?
- А почему Земля написано с большой буквы?
| Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.) |
5. Актуализация знаний. |
Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10, 11)
Слайд №12 |
Воспроизведение имеющихся знаний. Выбор верного утверждения. | Имя существительное. - Какая часть речи называется именем существительным? - Сейчас вам надо вспомнить все, что вы знаете об имени существительном. Работа в группах. Выбираем верное утверждение: 1. Как изменяются имена существительные? 1. По родам. 2. По числам и падежам. - Докажи.
2.На какие вопросы отвечают имена существительные в Родительном падеже? 1. Кому? Чему? 3. Кого? Чего? 2. Кого? Что? 4. О ком? О чем? - Докажи.
3. Какие окончания имеют имена существительные в Предложном падеже? 1. 1, 2 склонения. 2. 1, 2 склонения. - е - и 3 склонение 3 склонение - и - е
- Докажи.
4. С какими предлогами употребляется Дательный падеж? 1. К, по. 2. О, об, в, во, при, на. - Докажи.
Это интересно. - Сколько падежей в русском языке? - Посмотрите, а у меня есть еще какой-то падеж. - Интересно, как он называется? (Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу. Помните на уроках окружающего мира мы говорили об этом. - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении. - Что вы нашли в Интернете о падежах?
|
Анализ объекта (П.)
Умение строить речевое высказывание (П.)
Контроль знаний и коррекция (Р.)
Умение структурировать знания (П.)
Сличение результата с заданным эталоном (Р.)
Умение сотрудничать со сверстниками (К.)
Поиск необходимой информации из справочников, энциклопедий и Интернета (П.)
|
6. Этап выявления места и причины затруднения. | В позиции консультанта. (Слайд № 13) | Работа с тестами. Дифференцированная работа. | Самостоятельная работа. 1 группа – слабые дети.
В каком ряду все существительные стоят в дательном падеже? 1) О цапле, без лести, до дороги. 2) К дочери, по газете, к роще. 3) На месте, из-за потери, без печали. 4) Около кровати, при ветре, для встречи.
2 группа – средние дети.
В каком ряду все существительные имеют окончание –е ? 1) К яблон…, от отмел…, на сирен… . 2) По ел…, для кукушк…, к солом… . 3) На пригорк…, при ветр…, в тайн… . 4)О жизн…, навстречу сказк…, около рощ… . 3 группа – сильные дети.
В каком ряду все существительные стоят в винительном падеже? 1) Началась весна. Ребята ищут грибы. 2) Облако плывет. Дедушка сеет горох. 3) Девочка готовит ужин. Пес утащил сапог. 4) Мы красим стол. Я пилю бревно.
| Способ решения новой задачи (П.)
Умение выражать собственные мысли (К.)
Самопроверка, самооценка (Р)
Нарисуйте лесенку успеха. На какую ступень вы себя поставите. |
7. Этап построения проекта выхода из затруднения. | (Слайд № 14)
Памятка. |
|
Вывод. -Сформулируйте правило, как определить падеж имен существительных. Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж.
- Сформулируйте правило, как правильно написать безударное окончание существительного? Памятка. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: 1.Определить падеж. 2. Определить склонение. 3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
| Целеполагание (Р.)
Прогнозирование (Р.) Самопроверка, самооценка (Р)
|
8.Физкультминутка. | Чтение стихотворения. (Слайд №15) | Выполнение движений. |
| Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.) |
|
|
|
-
|
|
9. Этап первичного закрепления с проговариванием. |
Выборочный диктант.
Подводит к выводу. ( Слайд №16) |
Дети применяют полученные знания.
| - Какой падеж мы не закрепили?
- Выписать существительные в творительном падеже.
Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо все теперь понять В падеже Творительном.
Я творю карандашом, На листе своем большом, Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом.
| Самоопределение (Л.)
Контроль знаний и коррекция (Р.)
|
10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. | Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии. (Слайд №17)
| Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу. | Работа с учебником. Указать падеж в глагольных словосочетаниях. 1. №220. Морфологический разбор: (построить) ракету.
2. №221. - Сколько предложений в этом тексте? Морфологический разбор: взревела. - Найдите предложение о небе. Голубое небо оказалось под нами.
|
Смыслообразование (Л.)
Планирование своего действия (Р.)
Самооценка (Л.) Применение полученных знаний в новых условиях (П.) Применение полученных знаний на практике.
|
12. Рефлексия деятельности (итог урока)
| Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.
(Слайд №18)
Объяснение значения устойчивого выражения.
| Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.
| Что такое фразеологизм? «На седьмом небе» - Что обозначает это выражение? (Побывать в космосе) Итог урока. - Какую часть речи мы закрепили на уроке? - Где вы будете применять полученные знания? - Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу! Рефлексия. Подведите итог и оцените себя. Заполните листы самооценки. Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме "Имя существительное"
|
|
|
| Фамилия _____________________ Имя ____________________ |
|
|
| Я знаю | да | нет | не знаю не всегда | Все | | | |
| | | | Я умею |
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.
XV. Домашнее задание: Стр.81, №222.
|
Регулятивные УУД. Выявление основного в своей деятельности. Личностные УУД. Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)
|