Планируемый результат (УУД) | Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование); Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение. |
|
|
1.Мотивация к учебной деятельности.
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг - другу! Сегодня на уроке помощь друга будет вам необходима. Прочтите девиз урока: « Дорогу осилит идущий». -Как понимаете эти слова? Почему именно они начинают наш урок?
-Кто объяснит мне появление индейца на нашем уроке? - Предложите тему урока. Для чего нужно проанализировать прочитанный текст? |
(Стремиться вперёд, не отступать, не бояться трудностей) Мальчик в костюме индейца: - Вы читали Майна Рида? «Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут. А так же индейцы нападают на поезда, но хуже всего это москиты и термиты. Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются! А знаете, кто я? Я Монтигомо Ястребиный Коготь – вождь непобедимых. Хэй! (А.П. Чехов «Мальчики»). -Прибыл из Америки, куда собирались бежать Володя и Чечевицын из рассказа А.П. Чехова «Мальчики». ( Анализ содержания рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Понять , что хотел сказать автор, для чего был написан рассказ.) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
3.Локализация индивидуальных затруднений.
| Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ, синтез, выбор оснований. Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.
Познавательные УУД: -структурирование знаний; -рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: - целеполагание; планирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные УУД: (общеучебные универсальные действия) - поиск и выделение необходимой информации, -выбор наиболее эффективных способов решения задач, - смысловое чтение и извлечение необходимой информации. Логические УУД: - анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, доказательство. | Работа в группах. - Распределимся по группам и каждая группа будет защищать свой творческий проект. Задание вы получите, если верно ответите на вопросы теста. (Слайд №1) Тест. - Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын. 2. Мальчиков встречали: А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс. 3. Розвальни это: А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы. 4. События рассказа происходят накануне: А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения. 5. В Калифорнии вместо чая пьют: А)компот; Б)кофе; В)джин 6. Мальчики решили сбежать в : А)Африку; Б)Америку; В)Австралию. 7. Пампасы это: А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева. 8. В путешествии мальчикам придётся: А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах. 9. По мнению Маши это нужно кушать в пост: А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего. 10. Урядник это: А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством; В)полицейский чин. Самопроверка по образцу. Фиксация результатов. (слайд №2) -Подтвердите ответы на вопросы №4,8,9 – словами текста. Выборочное чтение. -Оцените свою работу в оценочных листах. Этап урока | + | _ | +/- | 1Тест |
|
|
| 2работа над проектом |
|
|
| 3защита проекта |
|
|
| 4рефлексия |
|
|
|
-Мы помним цель нашего урока? -Для реализации цели необходимо составить план нашей работы на уроке. (слайд №3) -Что нужно знать для анализа текста? -Как показал тест, содержание рассказа вы знаете. Что ещё важно для понимания текста? -Для решения этой задачи выполним следующее задание.
- Переверните карточку. Прочтите задание к следующему этапу работы. Работа в группах.
I группа. Восстановить порядок следования плана; прочесть и сравнить первый и второй приезд Володи.
II группа. -Определить маршрут путешествия по карте флажками; подтвердить свои действия словами текста.
ПЕРМЬ
ТЮМЕНЬ
ТОМСК
КАМЧАТКА
( На лодках Через Берингов пролив - )
АМЕРИКА
- Оцените свою работу в оценочных листах (+ - +/-).
|
Дети отвечают на вопросы теста на карточках.
Дети оценивают свою работу в группе.
-Проанализировать , понять поступки героев, попытаться их объяснить.
-Содержание .
Последовательность событий в рассказе.
Дети расставляют карточки плана текста на доске в нужном порядке. Находят в тексте соответствующие заданию отрывки и выбирают чтецов.
-
Дети работают с картой у доски, отмечая флажками маршрут путешествия мальчиков, опираясь на слова текста произведения.
Дети делают пометки во второй графе оценочного листа.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения.
5.Реализация построенного проекта.
6.Обобщение затруднений во внешней речи. |
Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, знаково – символическое моделирование, Преобразование модели с целью выявления общих сходств и различий.
Логические УУД: Анализ объектов, синтез – составление целого из частей; Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД: Партнёрство в деятельности, умение слушать и вступать в диалог, Выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества; Познавательные УУД: Смысловое чтение; осознанное построение речевого высказывания, свободная ориентация в тексте. | -Вернёмся к главной цели урока: «Понять поступки героев». А что нужно знать, чтобы оценить поступок человека? -Для этого перейдём к следующему этапу работы (слайд №3) Проектная работа. Составить модель сравнения характеров героев и сделать: «Что их объединяет?»
I группа. Блок- схема характеристика Володи. (Левая часть доски) II группа. Блок- схема характеристика Чечевицина (Параллельно на правой части доски)
(не подходит)
(не подходит)
Защита проектов. - Подтвердите черты характера героев словами текста (выборочное чтение); словесными зарисовками (выборочный пересказ). - Что объединяет этих двух таких разных мальчиков? (Соединить обе схемы словами : ровесники; гимназисты; мечтатели). - Как объяснить выражения : «слабый духом – сильный духом»?
- Попробуйте сформулировать мысль более точно, так что же объединяет героев рассказа «Мальчики»?
- Оцените своё участие в проектной работе в третьей графе оценочных листов.
Беседа. (Вопросы эмоционально – оценочного характера)
- Кто в этой паре лидер? Докажи словами текста. - Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. Как автор говорит об этом? Кто по вашему откажется от побега в будущем, а кто нет? Почему? Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина? Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях. Повлияло ли это на формирование характеров мальчиков? - Это грустный или весёлый рассказ? Что особенно запомнилось ? Какой момент понравился особенно? Перечитай. - В чём главная мысль автора? Что он хотел донести своим рассказом. Почему рассказ назван «Мальчики». | - Его характер.
Дети составляют блок – схему при помощи карточек, выбирая нужные и откладывая лишние, не соответствующие характерам героев.
Дети предлагают разные версии сходства героев; совместно выбираются наиболее подходящие.
-Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя.
Дети подтверждают свои ответы словами текста (выборочное чтение); высказывают свои мысли о прочитанном. |
7.Рефлексия деятельности на уроке. | Личностные УУД: - нравственно – этическая ориентация. Регулятивные: -саморегуляция, оценка. | -Вернёмся к девизу урока «Дорогу осилит идущий». Как вы считаете, ребята, удалось ли нам осилить сегодняшний путь? Стал рассказ А.П.Чехова вам более понятным ? Что для себя вы взяли, прочитав рассказ « Мальчики». - Книги какого автора вам бы хотелось прочитать?
-Оцените свою деятельность на уроке, посчитайте общее количество значков в оценочном листе (+,-,+/_), поставь себе отметку. - Выбери смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке, прикрепите его к оценочному листу.
- Домашнее задание будет творческим: найти информацию об индейцах, сделать рисунок и краткую презентацию. | -Нужно мечтать, стремиться к исполнению своей мечты, жить интересной жизнью, но помнить о своих близких и не причинять им боль. - Хотелось прочитать книги А. Майна Рида. Узнать о жизни индейцев. |