разработка урока по ОРКСЭ на тему : Зачем творить добро?
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

разработка открытого урока по ОРКСЭ 4 класс на тему "Зачем творить добро?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_tvorit_dobro.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зачем творить добро?»        

Цель урока: подготовить обучающихся к осмыслению понятий добра и зла; формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций, понимании того, что творить добро - это духовная радость.

Планируемые результаты:

личностные: формирование уважительного отношения к истории Отечества и православи, духовным ценностям; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие этических чувств;

предметные: знание нравственных ценностей, как основы православных традиций: добро, милосердие, любовь и уважение, жертвенность; метапредметные:

регулятивные УУД: умение работать с учебником, работать по плану, делать выводы; находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.

познавательные УУД: формирование интереса к житиям святых, умение перерабатывать информацию, расширение словарного запаса обучающихся;

коммуникативные УУД: умение работать в паре, умение слушать и понимать речь других, договариваться, общаться.

Технология: технология проблемного обучения.

Тип урока - урок открытия нового знания.

Формы работы обучающихся - беседа, словарная работа, работа с притчей, работа с видеоматериалом, самостоятельная работа, в группах, отгадывание кроссворда, учебный диалог.

Техническое оборудование - компьютер, проектор.

Раздаточный материал: карточки со словами для работы в парах, картинки, толковый словарь С.И. Ожегова, сказки, кроссворд.

Перечень используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку «Зачем творить добро?»
  2. Видеофайл «Притча о слепом»
  3. Музыкальный файл Гимн «Добро»
  4. Музыкальный файл Песня «Добрым быть совсем не просто»
  5. Видеофайл «Апостол Андрей»

Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2014 г.

     

                           ХОД   УРОКА:  

І. Мотивация к учебной деятельности.                                                         

Учитель:

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

 -Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями. А я пожелаю вам удачи на уроке.

II. Повторение домашнего задания

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Заповеди блаженств)

-Что означает слово «блаженный»? (счастливый)

-Чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?

ІIІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.

«Рассыпанные пословицы».

Учитель: Перед вами лежат рассыпанные пословицы, попробуйте их восстановить. (Работа в паре)

Худо тому,                                                      кто добра не делает никому.

Доброе слово                                                                       и кошке приятно.

За недобрым пойдешь -                                                     на беду набредешь.

Злой плачет от зависти,                                    добрый - от радости. 

-Ребята, о чём говорится в этих пословицах? (о добре и зле)

- Какие вы знаете пословицы о добре?

Добро наживай, а худо изживай.

Доброе дело два века живет.

Не одежда красит человека, а его добрые дела

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

 ( О добре, добрых поступках)

Просмотр музыкального файла Гимн «Добро»

Тема урока «Зачем творить добро?»                                                 (слайд 1)

- Какая цель урока?

 -Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

 -Что такое добро и зло? 

-Как подражают Христу. Чему радуются святые.

ІV. Выявление места и причины затруднения.

 Игра «Ассоциации»

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?

- У вас на столах карточки со словами. Выберите те слова, которые ассоциируются со словом «добро».

Предложенные учащимися слова оформляются на доске в форме «лучиков солнца и тучек».

 (Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.)

- С каким словом у вас ассоциируются остальные слова на карточках? (со злом - противоположность добру)

- Перечислите их. (Зависть, ревность, обман, жадность, грубость, предательство, война, ссора, ложь, ненависть, коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье, равнодушие)

- А что может произойти, если тучек станет все больше и больше?

- В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта. Что нужно делать, что бы оно не погасло, а светило все ярче и ярче?

- Что такое зло и добро?

- Посмотрим в толковом словаре С.И. Ожегова

 Работа по словарю. 

Хорошо читающий ученик, зачитывает из словаря определение значений слов «добро» и «зло». 

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Учитель: Доброта - удивительная добродетель. Она сближает людей, избавляет от одиночества и душевных ран.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Делая добро, человек чувствует радость. Делая зло – страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется; чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа».        (Слайд 2)

-Как же сделать мир добрее?

 Просмотр видеофайла «Притча о слепом»

- Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?

 ( Жалость, сострадание, грусть, желание помочь)

 - Как вы оцениваете поступок молодого человека, переписавшего табличку?

 ( Проявил милосердие, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божию, поступил как настоящий христианин и т.д.)

Обратите внимание, в учебнике на с.68 жирным шрифтом выделено золотое правило морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.

 «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».                                                                                  

    (Слайд 3)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

- А зачем нужно творить добро?

(Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог)

Учитель: А легко ли творить добро?

-Что заставляло вас совершать добрые дела?

-Можно ли творить добро и любить врагов, не преследуя выгоды?

VI. Реализация  построенного  проекта.

- А как на этот вопрос отвечают христиане, мы узнаем, прочитав текст учебника (стр.68 до слова самоотверженность) 

- Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая. Он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок (грех) из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными. Очень непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.

Прочтите первую причину «Благодарность за подвиг Христа»

(Слайд 4)

 (Слайд 5)

Самостоятельное чтение текста с.68

Фронтальная беседа по тексту

Учитель: Почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед возможностью снова совершить предательство);

- Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);

- Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?

Учитель: (подведение итога работы с текстом)                            (Слайд 6)

- Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство.

- Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.

Его брат, апостол Андрей, был распят на косом кресте.

Просмотр видеосюжета «Апостол Андрей Первозванный»

Фронтальная беседа

Учитель: Как относились люди к Андрею Первозванному?

- От чего избавлял он людей? (от греха,  зла, лжи, веры в ложных богов)

- Чему продолжал учить  апостол Андрей двое суток на кресте? (жить в любви и в смирении)

Учитель: Апостол Андрей исцелял больных и даже воскрешал умерших. Однажды он воскресил сорок человек, которые спешили к нему услышать весть о Христе, но погибли во время жестокого шторма. С этим случаем связано почитание апостола как покровителя моряков.

-  Первый русский орден, учрежденный императором Петром Великим в 1698 году, получил имя Святого Андрея Первозванного и стал высшей наградой Российской империи. А через несколько лет по эскизам был утвержден военно-морской флаг России — Андреевский. 

(Слайд 7)

- Об этом апостоле можно узнать, обратившись к статье «Это интересно», расположенной на полях учебника стр. 69. 

Учитель: Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

(Слайд 8)

  1. Невозможно без слез говорить о Матери Терезе. Эта женщина посвятила себя другим людям, прожила всю жизнь в бедности и ничего за это не просила. В 18 лет навсегда простилась с родными и уехала в далекую Индию служить Богу и людям. В Индии к роскошным дворцам богачей ютились лачуги бедняков, на улицах гноились горы мусора, убогие рождались и умирали под палящим солнцем и в ужасных зловониях. Мать Тереза стала жить в трущобах, помогая бедным, чем могла. Со временем местные власти узнали о милосердной женщине и выделили ей помещение для нужд малоимущих. Она организовала целый «город» для умирающих. Здесь с уважением относились ко всем людям, независимо то вероисповедания, пола, болезней. Она — лауреат Нобелевской премии мира за 1979 год. Получать награду она приехала все в том же белом сари с голубой каймой и отказалась от банкета.
  2. Трагические события в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.
  3. Война в Сирии. Россия 30 сентября 2016 года начала свои бомбардировки в Сирии. Недавно из СМИ мы узнали, что 3 февраля в Сирии был сбит штурмовик Су-25 Роман Филиппов из Воронежа. Пилот успел катапультироваться и принял неравный бой с наёмниками США. Чтобы не сдаваться врагу в плен, подорвал себя гранатой. Представлен к званию Героя России посмертно.

- Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово? (Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.)

- Как называют таких людей? (самоотверженные)

Вторая  причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами – необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают радость оттого, что помогают другим людям, творят добро во благо других. Примером подражания Христу могут служить жизнь и деяния святых.

- Каких святых вы знаете?

- Каких святых почитают ваши родители или бабушки?

Учитель дополняет ответы детей, используя слайды презентации

Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву, Святой Серафим Саровский, Святая Блаженная Ксения Петербургская

                                                                                                  (Слайды 9,10,11)

- Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.

 - Зачем христиане творят добро? (благодарность за подвиг Христа, испытывают  радость оттого, что  помогают  другим  людям, творят добро во благо других)

ФИЗМИНУТКА.

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

-сделать уборку в доме;

-накормить бездомную собаку;

-подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

-равнодушно пройти мимо плачущего малыша;

-подраться с мальчиками;

-не позаботиться о пожилой бабушке.

-не покормить домашнего питомца;

-помочь детям сиротам и инвалидам;

-сделать кормушки птицам зимой;

-отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

-не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;

-поссориться с товарищем;

-помочь пожилому человеку нести сумку.

Игра «Вспомним сказки».

Учитель раздает сказки. Обучающиеся делят сказочных героев на группы: положительных и отрицательных.

(Золушка, Красная Шапочка, баба-Яга, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Змей-Горыныч, Мальвина)

-Как вы думаете, правда ли, что добро сильнее зла? Давайте посчитаем, каких героев больше – добрых или злых?

«Калейдоскоп добрых дел класса»

Учитель: Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать дома, в школе, в транспорте, на природе. Может быть, для родных, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? (Звучит тихая музыка, дети закрыли глаза, затем дети отвечают)

                                                                                                    (слайд - 12)

- Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

 - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

(полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде)                                  

VІI. Первичное закрепление

 

        Индивидуальная работа

Кроссворд

  1.  Качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
  2.  Чувство внутреннего блаженства, удовольствия. 
  3. Понятие нравственности, противоположное понятию добра, 
  4. Процесс, действие или слово, которое можно противопоставить злу.
  5. Героический, самоотверженный поступок.
  6. Несчастный случай, несчастье, горе.
  7. Опытный подвижник, имеющий духовную мудрость и благодатную силу помогать молитвой и советом.
     

1

2

3

4

5

6

7

Ответы:

М

и

л

о

с

е

р

д

и

е

р

а

д

О

с

т

ь

з

Л

о

д

О

б

р

о

п

о

Д

в

и

г

б

Е

д

а

с

т

а

р

е

Ц

VIII. Рефлексия.

Учитель: Вернемся к теме и цели урока.  

-Что такое добро? (добро - все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.)

-Как подражают Христу? (стремятся меньше думать о себе)

- Зачем нужно творить добро? (испытывают духовную радость)

-Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

-Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Делайте добро! Это принесет вам счастье. Каждый ваш хороший поступок, это лучик солнца, вложенный в огромный мир доброты. Надеюсь, что он никогда не погаснет. От него становится теплее, светлее и радостнее.

«Цветы на поляне»

- Перед вами цветы, каждому обучающемуся нужно выбрать цветок соответствующего цвета  и посадить его на поляну (на доску).

Красный — Я все очень хорошо понял, мне было интересно;

Желтый — Я не все понял, но мне было интересно;

Синий — Я ничего не понял и на уроке скучал.                  Приложение 1.

VIII. Домашнее задание.

 Учитель: Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным:

-Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.

-Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.

-Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, подготовить краткий пересказ.

-Сделать открытки к 23 февраля.

IХ. Итог урока. 

Учитель: Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и дарю вам песню «Спешите делать добрые дела»

И запомните главное:                                                   (слайд - 13)                                                          

Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.

Приложение 1.

Рефлексия

Я все очень хорошо понял, мне было интересно;

Я не все понял, но мне было интересно;

   Я ничего не понял и на уроке скучал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Храм"

Урок помогает приобщить учащихся к православным святыням. В разработке урока мы узнаем,  что люди делают в храме и как устроен православный храм....

Урок по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро"

Методические рекомендации к уроку. Конспект урока по теме: «Зачем творить добро?» предназначен для учащихся 4-х классов и может быть использован на уроках ОРКСЭ при изучении модуля «Основы православно...

Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Зачем творить добро?"

Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе...

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ, на котором раскрывается смысл понятий "добро и ""зло", совершествуются навыки культуры общения через различные речевые упражнения, формируется потребность совершать ...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Спаситель"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Спаситель"...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Золотое правило христиан"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Золотое правило христиан"...

Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»

Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...