Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Спаситель"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Спаситель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 29.35 КБ |
kartochki-terminy.docx | 11.41 КБ |
kartochki_dlya_raboty_v_gruppe.docx | 11.37 КБ |
kartochki_dlya_raboty_v_parah.docx | 10.58 КБ |
kartochki_dlya_proverki_dom.zad_.test_da-net.docx | 16.79 КБ |
kartochki_dlya_klastera.docx | 10.15 КБ |
prezentatsiya_spasitel.pptx | 594.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Спаситель.
Цель урока: Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитать уважительное отношение к своей вере;
Образовательные: узнать о том, почему христиане называют Христа Спасителем, где хранятся дары волхвов; формировать представление о духовной поэзии.
Развивающие: развивать умение строить собственное высказывание, аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки работы с текстом учебника; расширять кругозор; развивать навыки коллективной деятельности.
Планируемые результаты урока:
- Личностные: овладеют знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
- Предметные: имеют представление о понятиях «Евангелие», «Рождество», «Богородица», « Сын Божий Иисус Христос», «Спаситель», «Богомладенец», «Дары волхвов» и их взаимосвязи;
- Метапредметные:
- отрабатывают навыки извлечения существенной информации из различных источников;
- совершенствуют навыки постановки учебной задачи;
-участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
В области формирвания УУД:
- познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
- регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
- коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Опорные понятия: Евангелие, Рождество, Богородица, Сын Божий Иисус Христос, Спаситель, Богомладенец, Спасибо, Дары Волхвов.
Словарик к уроку:
Евангелие— книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении.
Рождество – это рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Богородица – это Дева Мария, родившая Иисуса Христа
Сын Божий Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, рождённый прежде всякой твари, пришедший во плоти в этот мир для спасения человечества
Спаситель – это Иисус Христос, спасший людей от греха и его последствий.
Богомладенец-младенец-Бог.
Дары Волхвов –золото, смирна, ладан.
Ресурсы урока
- Мультимедиа проектор, экран
- Презентация «спаситель».
- Учебник «Основы православной культуры» Шевченко Л.Л.
- Тестовые задания
- Рабочая тетрадь ученика
- Карточки для кластера
- Карточки-термины
- Иллюстрации
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
– Добрый день, ребята. Сегодня у нас снова урок ОРКСЭ, я очень рада вас всех видеть в добром здравии.
Давайте, как всегда, поприветствуем друг друга, улыбнувшись друг другу, коснувшись ладонями ладоней соседа и ощутим тепло, поддержку, получим заряд уверенности, у нас с вами все получится.
II. Повторение пройденного .
– В начале урока хотелось бы вспомнить, о чем мы говорили на прошлых уроках? Какие темы мы изучили?
Россия – наша родина. Культура и религия в жизни человека. Священное писание. Христос Спаситель. Христианское учение о Спасении.
О традициях народа, своей семьи; что такое культура, религия; о главной молитве христиан, о православных книгах.
А сейчас, я предлагаю вам ответить на тест «Да – нет», который лежит у вас на краю стола.
1. Тест «Да - нет»
1) Бог создал мир за шесть дней.
2) Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа
3) Евангелие – часть Библии.
4) Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла.
5) Апостолы – ученики Христа.
6) Молитва – обращение к Богу.
7) Адам и Ева – первые люди.
2. Взаимопроверка + + + - + + +
Результаты тестирования мы с вами обсудим на следующем уроке.
III. Подготовка к усвоению нового материала.
1. Сообщение темы урока. Работа в парах
– Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо Вписать в слово недостающие гласные, чтобы узнать тему нашего урока.
СП С Т ЛЬ
2. Целеполагание.
с. 24 учебника
• Мы узнаем… (о событии Рождества Христова, где хранятся дары волхвов)
• Мы познакомимся с…(новыми понятиями)
• Мы сможем поразмышлять…(почему христиане называют Христа Спасителем)
IV. Изучение нового материала
1. Прогнозирование содержания текста по заголовку.
2. Работа по учебнику. Чтение текста «Рождество» с.24.
- Прочитайте текст в учебнике, чтобы ответить на вопрос: «Почему христиане называют Христа Спасителем?»
3. Беседа по-прочитанному.
- Где родился Христос?
- Почему христиане называют Христа Спасителем?
- От чего Он пришёл спасти людей?
- Кто первыми узнали о Его рождении?
- Какую песню пели ангелы?
- Что означали слова этой песни?
- Что появилось на небе при рождении Христа?
- Кто такие волхвы?
- Для чего они пришли?
- Сможем мы теперь ответить на вопрос: «Почему христиане называют Христа Спасителем?»
4. Словарная работа.
5. Иллюстрированный план текста «Рождество»
V. Первичное закрепление
1. Работа с терминами на доске.
- В начале урока мы ставили цель: познакомится с новыми понятиями. Чтобы её достигнуть нам необходимо создать копилку мудрости и собрать в нее новые понятия нашего урока.
- Назовите новые понятия:
Евангелия— книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении.
Рождество – это рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Богородица – это Дева Мария, родившая Иисуса Христа.
Сын Божий Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, рождённый прежде всякой твари, пришедший во плоти в этот мир для спасения человечества.
Спаситель – это Иисус Христос, спасший людей от греха и его последствий-вечной смерти и ада.
Богомладенец – младенец Бог
Волхвы- мудрецы
Дары Волхвов
Выбираются 5 учащихся, которые соотносят разделенные термины и их значение, расположенные на отдельном столике. Называют термин и зачитывают его определение выкладывая на доске.
VI. Продолжение изучения нового материала
1. Рассказ учителя об иконе «Рождество Христово»
В центре иконы – Богородица. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир.
А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам? На первый взгляд странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей ходатаицей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами.
Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы.
Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала.
Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели!
Вверху, – слева и справа изображены Ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает ему чудесную новость. Еще один пастух, немолодой, одетый в шкуру, изображен около Иосифа Обручника.
А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладану. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи – иудейский. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам.
И наконец, в нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.
Вот, друзья, и мы с вами, как волхвы, совершили маленькое путешествие, рассматривая икону Рождества Христова.
2. Работа с рубрикой «Это интересно»
3.Работа в тетради задание №2 с. 26.
4. Работа в группах. Работа по учебнику с.26.
Вы замечательно работали, а теперь я предлагаю интересное задание поработать в группах и найти свой ответ на вопрос карточки
VII. Первичное закрепление
1. Составление кластера «Дары волхвов»
VIII. Рефлексия.
Вначале урока мы перед собой ставили цели, достигли мы их ?
- Докажите?
- Подвести итог работы на уроке нам поможет прием "Комплимент". Начну я. Я хочу похвалить дружный 4 класс, который стал соавтором урока. Мне было очень приятно с вами работать.
IX. Домашнее задание.
1.Рассказать родителям о Спасителе. Нарисовать дары волхвов в тетрадочках и объяснить каждый из них.
2.Найти в Интернете и посмотреть мультфильм «Рождество Христово».
Предварительный просмотр:
Евангелия
Рождество Богородица
Сын Божий Иисус Христос
Спаситель
Богомладенец Дары Волхвов
- книги Библии.
- мудрецы.
- младенец Бог.
- Дева Мария, родившая Богомладенца.
- это Иисус Христос, спасший людей от греха и его последствий.
– это рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
есть Единородный Сын Божий
пришедший во плоти в этот мир для спасения человечества.
КОПИЛКА МУДРОСТИ
Предварительный просмотр:
1 группа | Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Какой дар поднесли Младенцу, как могущественному Царю?»; |
2 группа | Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Какой дар поднесли Младенцу, как величественному Богу?»; |
3 группа | Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Какой дар поднесли Младенцу, как Человеку?» |
4 группа | Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Где хранятся дары волхвов?» |
Предварительный просмотр:
Тест «Да - нет» Тест «Да - нет»
№ п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) | № п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) |
1. | Бог создал мир за шесть дней | 1. | Бог создал мир за шесть дней | ||
2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | 2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | ||
3. | Евангелие – часть Библии | 3. | Евангелие – часть Библии | ||
4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | 4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | ||
5. | Апостолы – ученики Христа | 5. | Апостолы – ученики Христа | ||
6. | Молитва – обращение к Богу | 6. | Молитва – обращение к Богу | ||
7. | Адам и Ева – первые люди | 7. | Адам и Ева – первые люди |
Тест «Да - нет» Тест «Да - нет»
№ п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) | № п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) |
1. | Бог создал мир за шесть дней | 1. | Бог создал мир за шесть дней | ||
2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | 2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | ||
3. | Евангелие – часть Библии | 3. | Евангелие – часть Библии | ||
4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | 4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | ||
5. | Апостолы – ученики Христа | 5. | Апостолы – ученики Христа | ||
6. | Молитва – обращение к Богу | 6. | Молитва – обращение к Богу | ||
7. | Адам и Ева – первые люди | 7. | Адам и Ева – первые люди |
Тест «Да - нет» Тест «Да - нет»
№ п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) | № п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) |
1. | Бог создал мир за шесть дней | 1. | Бог создал мир за шесть дней | ||
2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | 2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | ||
3. | Евангелие – часть Библии | 3. | Евангелие – часть Библии | ||
4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | 4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | ||
5. | Апостолы – ученики Христа | 5. | Апостолы – ученики Христа | ||
6. | Молитва – обращение к Богу | 6. | Молитва – обращение к Богу | ||
7. | Адам и Ева – первые люди | 7. | Адам и Ева – первые люди |
Тест «Да - нет» Тест «Да - нет»
№ п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) | № п/п | Утверждения | Да(+) Нет (-) |
1. | Бог создал мир за шесть дней | 1. | Бог создал мир за шесть дней | ||
2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | 2. | Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа | ||
3. | Евангелие – часть Библии | 3. | Евангелие – часть Библии | ||
4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | 4. | Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла | ||
5. | Апостолы – ученики Христа | 5. | Апостолы – ученики Христа | ||
6. | Молитва – обращение к Богу | 6. | Молитва – обращение к Богу | ||
7. | Адам и Ева – первые люди | 7. | Адам и Ева – первые люди |
Предварительный просмотр:
СМИРНА
ЗОЛОТО
ЛАДАН
ДАРЫ ВОЛХВОВ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение пройденного № п / п Утверждения Да(+) Нет (-) 1. Бог создал мир за шесть дней 2. Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа 3. Евангелие – часть Библии 4. Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла 5. Апостолы – ученики Христа 6. Молитва – обращение к Богу 7. Адам и Ева – первые люди
Взаимопроверка № п / п Утверждения Да(+) Нет (-) 1. Бог создал мир за шесть дней + 2. Христианство-религия, основанная на личности и учении Иисуса Христа + 3. Евангелие – часть Библии + 4. Бог разрешил срывать плоды с дерева познания добра и зла - 5. Апостолы – ученики Христа + 6. Молитва – обращение к Богу + 7. Адам и Ева – первые люди +
Подготовка к усвоению нового материала. СП_С_Т_ЛЬ СПАСИТЕЛЬ
• Мы узнаем… • Мы познакомимся … • Мы сможем поразмышлять… Целеполагание
Рассказ учителя Сюжет иконы Рождество Христово прост и торжественен — волхвы приносят с собой дары родившемуся Сыну Божьему. Ангел Господень удерживает в своих руках чудесную путеводную Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам местонахождение младенца Иисуса. Икона Рождество Христово обязательно показывает и Святого Иосифа Обручника — мужа Богородицы, сопровождавшего деву Марию в её поездке в Вифлеем .
В центре иконы возлежит Богоматерь, рядом с ней ясли с Младенцем Христом, над которым склонились вол и осёл .
Слева от Марии волхвы, приносящие дары – золото, ладан и смирну. Один из волхвов, как обычно, изображен старцем, второй — средовеком , третий — юношей.
В нижней части иконы слева на фоне пещеры восседает Иосиф Обручник , перед которым стоит старец в одежде из шкур. Справа представлена сцена омовения Младенца.
Работа в группах 1 группа Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Какой дар поднесли Младенцу, как могущественному Царю?»; 2 группа Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Какой дар поднесли Младенцу, как величественному Богу?»; 3 группа Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Какой дар поднесли Младенцу, как Человеку?» 4 группа Прочитайте текст на странице 26, и найдите ответ на вопрос: «Где хранятся дары волхвов?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ
Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией
Тема урока: Пасха. Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знаком...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"
Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»
Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...