Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок помогает приобщить учащихся к православным святыням. В разработке урока мы узнаем, что люди делают в храме и как устроен православный храм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_khram.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Храм» разработан для учащихся 4 класса в рамках модуля «Основы православной культуры»
Цель: создание условий для приобщения учащихся к православным святыням через
знакомство с православными храмовыми постройками
Задачи:
1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. 2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
6. Подготовить учеников к посещению храма
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
∙ фронтальная (работа с материалом);
∙ групповая (самостоятельная работа с источниками информации);
∙ работа в парах (самостоятельная работа с источниками информации);
∙ индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации)
Ресурсы.
Для учителя:
Проектор, ПК, слайдовая презентация «Храм». Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Кураев. – М. : Просвещение, 2012.
Для учеников:
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова 4е издание, дополненное.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Кураев. – М. : Просвещение, 2012.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
∙ воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Метапредметные результаты:
∙ формирование умений осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
∙ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного поведение построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
∙ формирование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
∙ формирование знаний о понятиях «храм», «внутреннее устройство», «иконостас»;
∙ осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Мотивация учебной деятельности
Послушайте стихотворение о нашей Богатовской святыне.
К Никольскому храму дорожки
На колокол звона ведут
К нему поклониться иконам
И старый, и малый идут.
Стоят прихожане смиренно
И внемлют священника речь.
Здесь мыслей иных не приходит,
Сюда не приходят для встреч
О чем пойдет речь на уроке? (ответы детей)
Сформулируйте тему и цели урока.
- Ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о православном храме, узнаете, как он устроен и что люди делают в храмах. (Слайд 2)
- 3.Актуализация знаний и пробного учебного действия
1.Работа в группах. Задание для всех групп одинаково: обсудить в группе и записать на доске 3 слова, с которыми ассоциируется слово «храм». Объявить детям, что слова в группах не должны повторяться. На задание группе отводится не более 3-4 минут. Затем выходит представитель от каждой группы и записывает слова на доске (икона, Бог, молитва, Библия, крещение, вера, спокойствие, защита, душа, крест, свеча, распятие и т. д.).
Следующее задание: опираясь на все слова-ассоциации, записанные на доске, дать определение слову «храм». (ответы детей)
Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место.
2.Рассказ учителя
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Издавна, где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.
У каждого человека есть дом, в котором он живёт вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей. Этот дом называют храмом. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа люди любят свой дом, потому что в храме душа верующего встречается с Богом, находит спокойствие и защиту.
Храм – это священное место, дом Бога на земле. Его главное назначение – призывать к вышнему миру, помочь человеку вернуться к Богу. Храм символизирует корабль для спасения души человека. Священные сооружения есть и в других религиозных культурах: мечеть у мусульман, синагога у евреев, буддийские монастыри – дацаны.
. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.
Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.( Слайд 3)
4.Виртуальная экскурсия в храм.
Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православный храм нашей местности ( Слайд 4).
Мы познакомились с историей нашего местного храма, который несет духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этом храме вы неоднократно бывали и заметили, что внутреннее устройство храмов одинаковое.
На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».
5.Творческая работа учащихся.
- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете.
Театрализация «Как вести себя в храме». ( Слайд 5)
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
6.Изучение нового материала
1.Работа с аудиоматериалом:
А встречает нас храм колокольным звоном.(Звучит запись разных видов колокольного звона (благовест, перезвон, трезвон, набат).
2.Задание:
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- выслушиваем предположения детей
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
(Прослушайте звукозапись колокольного звона. Попробуйте определить, какие виды колокольного звона прозвучали. )
3.Внешние особенности храма.
Мозговой штурм.- Какие бывают храмы? Подберите слова, характеризующие храм. (Ответы учеников: большой, красивый, великолепный, мощный, воздушный, лёгкий, добрый, строгий).- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все — разные. (слайд 6 )
А сейчас мы узнаем, каким образом храм отличается от всех остальных зданий.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола. (слайд 7)
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. (слайд 8)
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд 9)
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
4. Изучение устройства храма.(слайд 10)
Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце.
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.
- выслушиваем предположения детей
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части:
- притвор
- собственно храм (средняя часть)
- алтарь.
Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор.(слайд11)
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.
Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.
(Слайд 12)
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи.
(Слайд 13)
Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.
(Слайд 14)
В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории, в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах.
(Слайд 15)
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.
Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").
На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.
Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.
Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение.
В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку.
7.Физминутка
8.Первичное закрепление с проговариванием вслух.
1.Обратимся к учебнику.(знакомство с текстом с.48)
2.Работа в группах.
- Какие новые слова-понятия для вас открыл текст?
Рассмотрите иконы, чем они отличаются от картин, портрета человека? (важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Богоматери или святых, икона – образ Святости, к которому можно обращаться в молитве.)
- Что такое иконостас?
Какие иконы в нем присутствуют всегда?
- Почему в алтарь нет общего доступа?
- Дайте свое определение молитве, о чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? Может ли православный христианин молиться без иконы?
Заслушивание групп. ( Сверка с эталоном слайд)
9.Закрепление знаний. Самостоятельная работа
Дидактические карточки и задания для учащихся:
Задания I уровня:
Задание на выбор одного правильного ответа:
- Храм символизирует
А) голубя
Б) корабль
В) меч
А) Колокольный звон сопровождает молитву в храме
Б) Колокольный звон предупреждает о приближении врага
В) Колокольный звон звучит только во время церковных праздников
Г) Колокольный звон заставляет человека задуматься о своей духовной жизни
Задания II уровня:
Задание на соотнесение:
- Соотнесите понятия и их значения. Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго.
алтарь | Свод правил в храмостроительстве |
кафедральный | Храмовая постройка без алтаря |
канон | Колокольный звон о начале службы в храме |
часовня | Святой-безумец, обладающий даром прорицания |
благовест | Главная часть храма |
блаженный | Главный храм города |
Задания III уровня:
Придумайте вопросы к данным словам:
К Р Е С Т
С А
В Н
Ц Е Р К О В Ь
Ч Н А
Х РА М С О Б О Р
И
А Л Т А Р Ь
И
Й
10.Рефлексия
- Закончи предложение: «Сегодня на уроке мне особенно понравилось…»,
«Я узнал…», «Хочу еще узнать…»
11.Домашнее задание
1.Подготовь свои рисунки к выставке «Храм – дом Божий».
2. Напиши сочинение на одну из тем:
«Моё соприкосновение с храмом»,
« Что я знаю о храме …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...