Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_tvorit_dobro.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема урока: Зачем творить добро?
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра, сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.
Задачи урока:

 Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться
 Оборудование урока: Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4-5кл., М.Просвещение 2012 г,  видеофильм «Притча о гвоздях»

Применяемые технологии:  Технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.                            

   Ход урока:

I.Организационный момент.   Создание благоприятного эмоционального фона

Учитель. 

В жизни по-разному можно жить –   

Можно в беде, а можно в радости.

                   А можно так:  На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать  

                   И подарить его людям.

Пожелание  

На доске Солнце с лучами

II.Подготовка к изучению новой темы

1. Проверка дом. задания. Рассказать о подвиге своих родных или святых.

2.Определение целей и задач урока

Вспомним сказочных  и литературных героев. Если положит. Герой – то  хлопок, если отриц. Герой – тишина. (Айболит, Баба –яга, Змей Горыныч, Герда, лиса Алиса, Василиса Премудрая, кот Базилио.) Прочему вы считаете, что они положительные герои? (Они делают добро) А, как вы думаете зачем творить добро?..(ответы)

Попробуйте назвать нашу тему урока……..

Назовите цели ………, а ещё узнаем, как подражают Христу.

Девизом нашего урока сегодня будут слова Александра Яшина «Спешите делать добрые дела» (на доске девиз). Как понимаете?

Назовите добрые дела, в которых участвовал наш класс.(В прошлом году мы с вами участвовали в акции «Милосердие» собирали вещи игрушки.. дому малютки, собирали игрушки для детей Сирии).

3 . Актуализация знаний

Вспомните золотое правило этики….

Есть люди, которые не придерживаются этого правила. Как их принято называть? Кого мы называем эгоистами? (один человек работает со словарём) Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других им нужды нет.

ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

III. Открытие нового знания

Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

1 причина – благодарность за подвиг Христа.

1. Работа по учебнику с.68. Читают со слов Древняя легенда…. И до слов то он сам будет добр к людям. Самостоятельно

2. Анализ текста.

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Что ответил Христос?

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

Любил он Иисуса Христа? А можно предавать того кого любишь?
(нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь). Прочитайте, что говорил Христос.
-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

   Добро- хорошие поступки, добрые дела.

Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово? Работа со словарём 1 человек, а другие в этот момент отвечают.

История хранит немало примеров самоотверженности. Так известный польский педагог Януш Корчак, шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками.

Вторая  причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами – необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают  радость оттого, что  помогают  другим  людям, творят  добро  во  благо  других.

Таких людей называют святыми.

IV. Первичное закрепление.

1.Послушаем сообщения о некоторых из них. Дети рассказывают про Блаженную Матрону и Николая Чудотворца. (Их фото)

 Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Николай Чудотворец родился в семье престарелых родителей Нонны и Феофана, которые были весьма богатыми и порядочными людьми. Николай с самого детства показал свою приверженность Господу Богу.

Николай Чудотворец совершил много добрых дел. Например, подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого они вышли замуж.

Однажды Николай в дороге по морю предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса. Он исцелял от недугов много людей, помогал бедным материально.

(После каждого сообщения беседа с учащимися о том, в чём проявилась самоотверженность святых).

2. Чтение 2-й части статьи Обмен мнениями.

А теперь прочитаем на с.69 «Это интересно»  Фото Андреевского флага.

 -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди, показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

-На каком знамени изображён Андреевский крест?

Физкультминутка-игра.   

Учитель: вам нужно ответить на вопросы «да» или «нет». Если «Да»- хлопаем, «нет»- тишина. Можно ли назвать добрым человека, который:

  • делает что-то полезное для людей;
  • делает домашнее задание за кого-то;
  • ждет, когда его позовут на помощь;
  • переводит старушку через дорогу.
  • можно ли человека заставить быть добрым?
  • можно ли обзывать одноклассников?
  • Можно ли драться?

3. Просмотр мультфильма

Я предлагаю посмотреть вам мультфильм. Подумайте, о чем он. (Просмотр мультфильма «Притча о гвоздях»)

Вот и многие ребята нашей школы иногда дерутся, обижают друг друга, не задумываются, что кого-то это ранит.

4.Групповая работа

Поработаем в группах

1 группа  Закончи следующие предложения.

Мы проявляем доброту, когда

думаем о   … (маме, родных, хорошо о людях…);

говорим …( вежливые слова, слова поддержки, комплименты и т.д.);

делаем…(кормушки для птиц);

помогаем (родителям, старшим);

заботимся (о малышах, престарелых, больных).

2 группа. Прочитай и объясни пословицы

1. Не ищи красоты, ищи доброты.

  2. Учись добру, худое на ум не пойдёт.

3 группа Прочитайте строчки стихотворения. Как вы их понимаете?

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

Оцените работу своей группы сигнальной карточкой (Зеленый – все удалось, желтый – были ошибки, недочеты, красный – не довольны работой группы)

5. Игра «Цветок добра»

Учитель. Приходилось ли вам совершать добрые дела?
Учитель. Перед вами на партах лежат
 лепестки .Предлагаю каждому из вас

написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать, и приклеить их к сердцевине нашего цветка Добра.

Молодцы. Я вижу, вы стараетесь совершать хорошие поступки. Послушайте песню о доброте Т. Мухаметшиой (Автор ролика Полшкова  В.В.)и посмотрите, какие добрые дела совершают люди вокруг вас.

6. Итог  и рефлексия

«Закончи предложения»

Мне на уроке понравилось…

Мне было интересно…

Я понял что…

7. Дом. задание: 1)подбери пословицы о доброте;

2)подбери притчу о доброте.

.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

План – конспект открытого урока по ОРКСЭ

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Составила учитель начальных классов

Дмитриева О.Ю.

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

открытый урок по ОРКСЭ

ПРЕЗИНТАЦИЯ К УРОКУ...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

париложение  к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Разработка открытого урока по ОРКСЭ "Милосердие"

Сценарий урока по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...