Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- Формировать целостное восприятие мира, представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
- Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира.
- Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
- Познакомить с особенностями церковного искусства,основными сюжетами Ветхого и Нового Заветов, содержанием Евангелия.
Ожидаемый результат определяется достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Сегодня на уроке вы узнаете:
- Как подражают Христу.
- Чему радуются святые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zachem_tvorit_dobro.docx | 82.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна
Конспект урока Основ православной культуры
Тема: «Зачем творить добро»
Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- Формировать целостное восприятие мира, представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
- Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира.
- Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
- Познакомить с особенностями церковного искусства,основными сюжетами Ветхого и Нового Заветов, содержанием Евангелия.
Ожидаемый результат определяется достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Сегодня на уроке вы узнаете:
- Как подражают Христу.
- Чему радуются святые.
Эпиграф:
«Героем тот лишь назовётся, кто добродетель красну чтит.»
В.А.Жуковский, русский поэт
Ход урока:
I.Активизация учащихся на начало урока.
Для определения темы урока слушаем песню Юрия Этина «Дорогою добра»
Песня «Дорогою добра» текст
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт, не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный —
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный —
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
1.Определение темы урока.
- Ребята, о чём эта песня?
- Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Предложения учащихся).
Тема нашего сегодняшнего урока:
«Зачем творить добро?».
-Мы прослушали с вами песню, сформулировали тему урока. Понятно ли вам слово «добро» ?
-Все люди согласны с золотым правилом этики: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Первая причина – благодарность за подвиг Христа. Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить.» И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям»
2.Организация ценностного-смыслового диалога.
- Ребята, а как вы понимаете слово добро? Давайте заглянем в словари. Что они нам скажут о понятии «добро»?
1.Добро – общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные и нравственные ценности.
2. Добро: намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезные деяния, например, помощь ближнему, а так же незнакомому человеку или животному и растительному миру.
3.Добро, это такое состояние души, при котором хочется помочь всем, ничего не требуя взамен.
4.Добро – это высшая нравственная ценность.
5.В.И.Даль «Добро – благо, что честно и полезно. Благо – Бог (начало, середина и конец всего существующего».
6.В православной традиции добро – это исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству, а так же сам Бог как источник Любви и духовного совершенства. Будучи Сам Добр, Господь на всё распространяет лучи Своей благости. Именно поэтому символом добра является Ангел.
Итог: добро – всё хорошее,доброе,красивое.
- А какой существует антоним к слову «добро»? (Зло, худо,грех)
3.Кластер (в виде солнышка с лучами).
-Сейчас мы с вами будем делать кластер. На доске появится солнышко. В центре его слово «добро». Нам сейчас нужно будет добавить лучики, чтобы к концу урока наше солнышко засияло.
- Что в вашем понимании является добром?
Дети предлагают свои понятия, а на солнышке появляются лучи с этими словами.
Примеры слов: (любовь, забота, мир, дружба, отзывчивость, сострадание, верность, внимание, благодарность, вера, человечность, бескорыстие, милосердие, самоотверженность,уважение,ласка,терпение,труд,взаимопомощь,щедрость,трудолюбие,честность,послушание,прилежание,)
- Как вы понимаете термин «самоотверженность?»
Ответ:
Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека и называют самоотверженность.
- Придумайте к слову «добро» имя существительное женского рода. Какое слово у вас получилось? (Доброта).
- Каждый христианин призван быть таким героем, о котором в начале нашего урока говорил русский поэт Василий Жуковский, воспитывая, взращивая в своей душе добродетели и противостояния грехам и порокам, искореняя их из своей души.
В этой борьбе у нас есть и помощь Бога. Это молитва. Святые старцы называют её «дыханием жизни», без неё духовная жизнь угасает. Молитва – это встреча с Богом.
4.Работа с пословицами.
- Давайте выполним ещё одно задание. Соберём слова так, чтобы получилась пословица.
ЧЕЛОВЕКСВЕТУСЛОВНОПРИДЁТДОБРЫЙПРИНЕСЁТ
(Добрый человек придёт, словно свету принесёт). Засияет, как и наше с вами солнышко.
- Ещё очень важно понять, что если человек просит Бога о чём-то хорошем, это не значит, что Бог должен совершить это вместо него. Господь благословит и даст силу на доброе дело, поможет в совершении доброго дела, но сделать должен его сам человек, своими трудами, усилиями. А человек, при этом, не забывает благодарить Бога за помощь и поддержку.
5.Методика «Экспресс-опрос в группах по 4 человека»
- Давайте подумаем: а зачем творить добро? Запишите свои ответы на стикерах и прикрепите к доске. (Учитель зачитывает высказывания учащихся, делаются обобщённые выводы).
-Сейчас мы с вами посмотрим одну экранизированную притчу о доброте (про девочку-сироту, которая купила бусы для своей сестры на все свои сбережения).
https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18
6. Синквейн. (Форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение и кратко формулировать его).
Давайте теперь вместе с вами составим синквейн о просмотренном видеоролике.
1.Какова главная мысль этой притчи? Назовите одно существительное.
Благодарность.(Возможны варианты)
2. Какая была эта маленькая девочка? Назовите 2 прилагательных.
Добрая, бескорыстная (внимательная, и.т.д)
3.Какие события происходят в этом повествовании? Назовите 3 глагола.
Выбирает, удивляется, дарит.
4.Придумайте фразу из 4-5 слов, которая выражает главную мысль притчи.
Продавец совершает бескорыстный поступок.
Ну и, наконец, вывод 1 словом, которое бы отражало тему нашего сегодняшнего урока. И это слово должно быть именем существительным.
Доброта.
Вывод: У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро. Это мы видели на примере продавца ювелирных украшений, который так проникся чистыми побуждениями маленькой девочки, что решил подарить этой семье бусы из бирюзы, не смотря на то, что денег было слишком мало. Кто вспомнит, какую фразу он сказал старшей сестре, когда она хотела вернуть бусы в магазин?
- Любое изделие в моём магазине – это договор между мной и клиентом. Она заплатила самую высокую цену, больше, чем мог заплатить любой взрослый. Она отдала всё, что имела»…
В этой ситуации проявилась любовь, и человек становится проводником Божественного замысла.
II. Закрепление пройденного.
-Ребята, а давайте вспомним мудрость народную. Ведь веками наш народ собирал пословицы и поговорки на различные темы. Есть среди них и пословицы о добре. Мы сейчас проведём небольшой аукцион. Выиграет в нём тот, кто последним назовёт пословицу, которую ещё никто не произносил.
7.Аукцион.
(Проводится аукцион пословиц). Примерные ответы:
- Добро помни, а зло забывай.
- Кто доброе творит, тому зло не вредит.
- Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
- Добро поощряй, а зло порицай.
- Добро не лихо – бродит тихо.
- Добро не умрёт, а зло пропадёт.
- Без худа добра не бывает.
- Бывает добро, да не всякому дано.
- Жизнь дана на добрые дела.
-Какие вы молодцы! Как много пословиц вспомнили. Предлагаю вам новое задание. Вам нужно соединить начало и конец пословиц.
8.Индивидуальная работа по карточкам.
Добро сеять,… | а злой от зависти |
Худо тому, … | добро и пожинать |
Добрый человек плачет от радости… | кто помнит зло |
Доброе слово человеку, | на добро не надейся |
Тому тяжело,… | кто добра не делает никому |
Делая зло,… | будешь всем милее |
Живи добрее,… | что дождь в засуху |
9.Святоотечник.
- Ребята, а теперь часть нашего урока мы посвятим святоотеческим цитатам.
Сегодня мы с вами получим наставления одного святого старца, которого зовут Паисий Святогорец. Уже с детских лет он жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, стараясь подражать их подвигам. В юношеском возрасте будущий старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа. Когда в Греции началась гражданская война(1944-1948), он был призван в армию, получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил Родине. В армии он продолжал подвижническую жизнь, отличался отвагой, самопожертвованием, высокой христианской нравственностью и многообразными дарованиями.
Отдав долг Отечеству, Арсений встал на путь монашеской жизни – той, к которой стремился с самого детства. Ещё будучи мирянином, он не раз переживал божественные опыты жизни во Христе. Но когда он стал монахом, особое благоволение к нему Святых, пресвятой Богородицы и Самого Господа сделалось очевиднейшим. Отец Паисий подвизался на Святой Афонской Горе Синай. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Целыми днями без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя Божественное утешение.
-Так вот, у Паисия Святогорца есть такое выражение, которое очень сильно подходит к теме нашего урока – «доброе беспокойство». Как вы думаете, что может означать это выражение? ( Ответы детей).
«Когда человек всё время топчется на одном месте из-за того, что не хочет исправляться, это очень утомительно для того, кто пытается ему помочь. Если в человека не войдёт доброе беспокойство, чтобы он мог начать двигаться и совершать духовную работу, у него не будет духовного преуспеяния, он будет как квадратное колесо, которое нужно то и дело толкать. Толкаешь - «брык», встало. Опять толкаешь, «брык», встало. Разве можно так ехать? Если впереди долгий путь, разве можно толчками его преодолеть? А духовный путь долго, не сто и не двести метров.
…Как только в человеке возникает доброе беспокойство, он начинает следить за тем, чего ему не хватает, спрашивает, как это можно приобрести и извлекает духовную пользу»
III.Ценностно-смысловой диалог.
- Как вы думаете, нужно ли что-то просить в обмен за добро?(Ответы детей).
Старей Паисий Святогорец говорил: «Делать добро, не ожидая воздаяния. Делая добрые дела, имейте всегда такое чувство, что вы обязаны их делать, и будьте готовы встретить искушение, чтобы вы не потеряли то добро, которое сделали, и весь прибыток с этого добра был вашим».
- Какой вывод из всего мы можем сделать?(Ответы детей)
-Мы, дети Божии, и наш долг делать добро, потому что Бог есть Любовь.
Старец говорил: «Мы должны осознать добро необходимостью, иначе люди будут мучиться. Очень важно, чтобы человек понял, что правильно, а что нет, что такое хорошо и что такое плохо.»
-А как вы думаете, добро приходит к людям само собой, ил его нужно возделывать?(Ответы детей)
- На самом деле нужно следить за собой, контролировать себя. Когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, надо стараться изгонять их и заменять на помыслы хорошие, добрые. Подвизаясь таким образом, ты возделываешь своё (внутреннее) расположение и делаешь его добрым.
Ты приобретёшь привычку к доброму, в твоё сердце войдёт доброта, и тогда в своей внутренней храмине ты примешь Небесного Гостя – Христа. Однако это дело не одного – двух дней. Необходимы время и непрестанная борьба для того, чтобы душа увенчалась победным венцом.
IV.Домашнее задание: Опиши в тетради свои чувства и ассоциации, связанные со словами «добро» и «зло». Для этого вам необходимо начертить табличку. В первый столбик вы будете писать о добре, а во второй – о зле.
V.Рефлексия, как заключительный этап урока.
(Выражение каждым учеником своих чувств и мыслей по теме урока)
-Закрасьте звёздочку - индикатор:
зелёным цветом, если урок был понятен и вызвал положительные эмоции;
жёлтым, если было понятно не всё, и вы хотели бы ещё глубже разобраться в каких-то вопросах и понятиях;
красным, если тема урока вас не тронула и вы не нашли отклика в своей душе по этой теме;
и, наконец, серым, если было скучно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро"
Методические рекомендации к уроку. Конспект урока по теме: «Зачем творить добро?» предназначен для учащихся 4-х классов и может быть использован на уроках ОРКСЭ при изучении модуля «Основы православно...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Класс - 4 Тема и номер ...
Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) тема: " Зачем творить добро?"
Конспект урока Основ религиозных культур и светской этики по модулю Основы православной культуры с использованием технологии модерации представлен в виде технологической карты. На уроке обучающи...
Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Зачем творить добро?"
Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе...
Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"
Урок по ОРКСЭ, на котором раскрывается смысл понятий "добро и ""зло", совершествуются навыки культуры общения через различные речевые упражнения, формируется потребность совершать ...
разработка урока по ОРКСЭ на тему : Зачем творить добро?
разработка открытого урока по ОРКСЭ 4 класс на тему "Зачем творить добро?...
Комментарии
Этот конспект урока занял 3
Этот конспект урока занял 3 место в епархиальном конкурсе "Лучший учитель основ православной культуры Пятигорской и Черкесской епархии.