Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Урок по ОРКСЭ, на котором раскрывается смысл понятий "добро и ""зло", совершествуются навыки культуры общения через различные речевые упражнения, формируется потребность совершать добрые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_zachem_tvorit_dobro.docx | 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
Тема урока: «ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО?»
Цели:
Предметные: создание условий для понимания значения терминов «добро и зло»
Метапредметные: приобретение опыта коммуникативной деятельности работа в группах, умение создавать свой текст самостоятельно, собирать информацию
Личностные (формируемые УУД): развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование потребности совершать добрые поступки, сознательно добровольно повседневно.
- образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами “добро”, “зло”; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся;
- развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
- воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.
Задачи:
1) раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; формировать потребность совершать добрые дела;
2) развивать и коррегировать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах; коррекция и развитие коммуникативных способностей детей; коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
3) воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.
Планируемые результаты
- обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Ключевые понятия добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.
Задачи урока:
- донести до учащихся понимание важности добрых поступков;
- на примере жизнеописания библейских героев разъяснить понятия добра, добрых поступков и дел;
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;
-помочь осознать добро как подражание христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Оборудование урока: учебник, мультимедиа проектор, цветные карандаши и ручки, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
- Орг. Момент. Мотивация.
- Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
- У вас хорошее настроение? Что можно сказать о человеке, когда у него хорошее настроение? (Человек счастлив)
2. Проверка д/з. Объяснение заповедей по выбору.
- На предыдущем уроке мы с вами тоже говорили о счастливых людях. Но только называли их другим словом, словом из Библии. Вспомните, каким? (счастливый – блаженный)
- Над какой темой работали? (заповеди блаженства)
- Какие заповеди вы запомнили? Объясните их смысл. (ответы детей) (на слайде появляются заповеди блаженства и дети объясняют их: блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем)
- Человек, имеющий настоящую веру, всегда сильнее, он может вынести любые испытания, данные ему свыше. Вот как об этом говорил замечательный актёр Иннокентий Смоктуновский.
- Прочтите об этом в рубрике «Это интересно» с.66
- Какие главные слова вы можете выделить в прочитанном? ( Я, может, и жив только потому, что верую в Господа…)
3. Актуализация знаний. Чтение стихотворения «Доброта» (наизусть учеником)
- Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно? Последнее слово вам поможет узнать тему нашего урока.
-Это слово серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …. ДОБРОТА.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово доброта? (милосердие, сострадание, нежность, забота, помощь, жалость, великодушие)
4. Определение темы и постановка целей урока.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, назовите тему урока? (О добре) (На слайде тема «Зачем творить добро?»
- На какие вопросы нам необходимо будет ответить? (Легко ли делать добро?, Зачем творить добро? Всегда ли добро побеждает зло?)
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Чего в мире больше добра или зла? Над этими вопросами веками размышляют люди.
Если взвесить все зло и добро на планете,
Что потянет сильней, чего больше на свете?
Лишь Господь один знает на это ответ,
Зло- в мире есть, но добро – это свет!
- Как вы думаете, можно взвесить добро и зло? А как это сделать?
- Перед вами весы. У меня в руках черные капельки, которые обозначают плохие, злые поступки и дела . Назовите, какие . (злость, зависть, война, убийство, ложь, предательство, сквернословие)…при каждом слове кладется на весы черная капелька
- Посмотрите, как перевесила чаша со злом. Значит в мире больше зла? (Нет)
- Что нам теперь делать?
5. Актуализация знаний.
-О добре мы говорим часто. Говорили об этом и когда познакомились с «Золотым правилом этики». Кто помнит эти важные слова? (Слайд: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» слова на доске.
6. Погружение в тему урока.
А) слушание и анализ стихотворения «Вишня»
- Послушайте стихотворение «Вишня», которое написал Михаил Васильевич Исаковский (видео)
- Где посадил старик вишню? Зачем? (для красоты, для отдыха, чтобы люди вспомнили о нем)?
- Чем симпатичен ему его герой? (Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное)
- А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?
- О чем нам говорит это стихотворение, назовите главную мысль.? (О том, как мы должны поступать с ближними, думать не о себе , а о других).
- А можно ли назвать поступок старика добрым? Почему он так поступил? (он сделал это бескорыстно, поступил как истинный христианин)
- Вы хотели бы быть похожими в своих поступках на этого человека? Как называют, если человек хочет быть на кого-то похожим? (подражать)
-Одна из причин, почему люди делают добро в том, что в своих поступках христианин стремится подражать Христу. ( На доске слова : стремимся подражать Христу)
б) чтение текста в учебнике
- Сейчас мы прочитаем фрагмент из Нового Завета про апостола Петра, ближайшего ученика Иисуса Христа, который трижды отрекся от своего учителя, а потом покаялся, то есть осознал свой поступок.
- Прочитаем об этом в тексте учебника (стр.68 – 69)
в.) анализ текста
- Почему Петр решил покинуть Рим? (Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство)
- Какие чувства испытал Петр, когда встретил Христа? (страх перед возможностью снова совершить предательство)
- Как вы считаете, Петр правильно поступил?
- Как вы поняли, что значит подражать Христу? (меньше думать о себе, делать добро другим)
- Какая же первая причина у христиан творить добро? (Благодарность за подвиг Христа)
- Что такое самоотверженность? (не думать о себе, думать о других)
- История хранит немало таких примеров. Может быть вы вспомните и назовете их. (Беслан, Вов, пожарники, военные)…
- Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.
-Имена каких святых вам известны? (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, блаженная Матрона, эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро).
Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.
- Ребята, подумайте, можем ли мы что-то противопоставить злу и положить на вторую чашу весов? (добро, бескорыстие, самоотверженность) кладем на чащу белые капельки
г) Работа в группах.
Группа №1
- Прочитайте притчу.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Ответьте на вопросы:
О каких двух волках идет речь?
Как вы понимаете слова старика?
Какой вывод можно сделать?
Группа №2
Распределите слова на две группы: умение говорить правду, предательство, месть, борьба за свободу, хвастовство, ложь, предательство, защита слабого, ссора с мамой, нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь, зависть, жадность, эгоизм.
Приведите свои примеры.
Добро | Зло |
Группа №3 составьте пословицы из двух частей.
-О добрых делах и поступках издавна складывались пословицы, поговорки, крылатые фразы. - Поработайте в группах и составьте пословицы о добре. (Пословицы разрезаны на две части, дети составляют их)
1.Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.
4. Худо тому, кто добра не делает никому.
5. Добрые слова лучше мягкого пирога.
6. Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
д) Проверка работы групп.
Группы отчитываются о выполненной работе.
е) Работа с текстом.
- Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными.
-В разделе «Это интересно» мы узнаем, как закончилась жизнь апостола Петра.(стр. 69 первый абзац, чтение учащимися)
- Осознал ли Петр свою вину? (Да)
- Какого святого еще почитали на Руси? (Св.Андрея) Какое отношение имеет наша школа к имени святого Андрея? (школа морская, учатся кадеты-моряки)
- Ребята, имя какого героя носит наша школа? (имя героя русско-японской войны А.С.Сергеева)
- Какой подвиг он совершил? (затопил свой корабль, чтобы не сдавать его врагу)
- А его подвиг можно назвать самоотверженным? ( да можно)
Физкультминутка «Делайте добро»
Дети встают в круг, кидают друг другу мяч, называя добрый поступок.
(помог маме, донёс сумку, накормил птиц, поднял мусор, подарил подарок, защитил слабого, убрал в столовой, объяснил другу задачу)
7. Закрепление
- Как вы думаете, ребята, хорошие качества сразу рождаются в человеке развитыми и совершенными? (их нужно растить и развивать в течение всей жизни)
- Милосердие и доброта подвигают нас на добро делание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. (На доске). Творить добро – значит жить в радости.
- Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?
- Правильно, такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
- Ребята, значит какие добрые слова, поступки мы положим на чашу весов.
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели? (На слайде черная точка)
- Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
- Давайте еще раз ответим на вопрос: зачем творить добро? (по опорам на доске)
9. Итог урока. Рефлексия.
- Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу, не понимаем чужую боль и страдания.
- Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькая капелька добра. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, напишите их на обратной стороне капелек и положите их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к весам, кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Вернемся к началу нашего урока.
- Посмотрите на весы. Добро всегда побеждает зло! Спешите делать добро!
- Давайте попробуем составить синквейн о добре и зле. Вам помогут опорные слова.…(работа в парах)
- Прочтите, что у вас получилось.
Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой «Творите, люди, на Земле добро»
Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!
10. Инструктаж домашнего задания (по выбору)
- Прочитать и объяснить притчу о дикаре стр. 69
- Нарисовать Андреевский флаг и рассказать о нём
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...
Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....
разработка урока по ОРКСЭ на тему : Зачем творить добро?
разработка открытого урока по ОРКСЭ 4 класс на тему "Зачем творить добро?...
Разработка урока по ОРКСЭ Тема урока: «Совесть»
Разработка урока по ОРКСЭТема урока: «Совесть» 4 класс по модулю «Светская этика» учебник Шемшурин А.А.Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственност...