Урок Милосердия во 2 классе. Тема: Бережное отношение к растениям.
план-конспект урока по орксэ (2 класс)
Данный урок проводится в рамках дополнительного образования. Целью этого урока является привитие любви к родному краю и его природному богатству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok26_soprovozhdenie.docx | 86.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Милосердия во 2 классе
Тема: Бережное отношение к растениям.
Цель: привитие любви к родному краю и его природному богатству.
Задачи:
1.Познакомить с правилами поведения в гостях у природы;
выяснить, почему нельзя уничтожать растения и животные.
2.Развиватьумения обсуждать, делать выводы, приводить примеры из жизненного опыта.
3.Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам; сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
Оборудование: презентация к этапам урока, маски стрекозы и подорожника к ролевому чтению, топографические знаки для уголка природы ("Не шуметь!", "Не мусорить!" и др.), карточки для работы в паре, карточки для рефлексии «Дерево добра» и слова-качества человека; учебное пособие «Уроки милосердия во 2-х классах»
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развивать интерес к различным видам деятельности, осознавать необходимость ответственного отношения к природе.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
-высказывать свою точку зрения и попытки её обоснования.
Познавательные УУД: определение причины возникших трудностей, выбирание пути преодоления ошибок; побуждать к анализу фактов, информации, находить связь между фактами.
I Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
И учебник, и тетрадка?
Сегодня на занятии разрешается делать всё. А именно:
Слушать внимательно, обдумывать старательно, рассуждать и размышлять, доказывать и ,конечно, отвечать! Согласны? Да! Начнём тогда.
II Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
На слайде вы видите высказывания разных писателей и пословицу. Внимательно послушайте пословицы и высказывания писателей.
- Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Паустовский
- Поведение человека в природе — это и зеркало его души. К.Зелинский
- Человек, который понимает и любит природу, не сделает дурного поступка. Л.Леонов
- Не жди от природы милости, сам садочек вырасти. Русская пословица
III Постановка учебной задачи.
- Предположите, какова тема нашего занятия?
- Вспомните, с чем мы сравнивали нашу планету на уроке окружающего мира? (Вся планета Земля - огромный многоквартирный дом)
- Какое место занимает человек в этом доме? (Человек- сосед всему живому)
- Скажите, что угрожает природе сегодня?
На слайде – помощники-подсказки в виде рисунков (Загрязняются воздух, вода, почва, исчезают разные виды растений и животных, вырубаются леса)
- Как люди охраняют природу? (Ответы детей)
Вывод: не забывайте о том, что в огромном мире нет ничего лишнего, невидимыми нитями всё в природе взаимосвязано и оказывает помощь друг другу.
IV Работа над новым материалом. Т.Жданова «Быть нужным человеку» Отдать всего себя…
1.Отгадайте загадки.
- На ромашку у ворот опустился вертолёт.
Золотистые глаза, кто же это? …
(Стрекоза)
- Путнику он верный друг. Лечит ранки ног и рук.
Маленький, но сил в нём много. Всем растёт он на подмогу. (Подорожник)
Предлагаю вашему вниманию сказку «Быть нужным человеку»
2. Ролевое чтение текста (с.53) Анализ произведения.
- Почему произведение имеет такое название?
- Красив ли подорожник внешне? (Неброский, невзрачный, неяркий)
- Где он растёт?
- Каков его характер?
- Обратите внимание на слова растения «Я буду ждать того, кто обо мне знает и отыщет, кому я подарю свой листок. А если надо, то и всего себя отдам для больного»
- Почему так сказал подорожник ?
- Кому адресованы его слова?
- Объясните второе название текста. (Быть нужным…)
- Как, по-вашему, человек должен отвечать за любовь к нему со стороны живой природы?
3. Рефлексия. Работа в паре по карточке.
У вас на парте карточка для работы в паре. Вам необходимо внимательно прочитать предложения и дополнить эти предложения недостающими словами. Внизу слова для выбора.
КАРТОЧКА
Растения иногда проявляют удивительные качества. Но они это делают _____________. Человек же – существо ______________. Он всегда сознательно выбирает между _________ и _____________ и несёт за это _________________________. Слова для выбора: осознанно, разумное, неосознанно, неразумное, ответственность, злом, добром. |
Проверка.
- Прочитайте полученные предложения.
- Сигналом покажите, у кого получились верные предложения? (Зелёный сигнал)
- Кто ошибся? (Красный сигнал)
Слайд «Ответственность»
V Продолжение работы над темой. В. Сухомлинский «Отломленная веточка» (с.54)
Чтение произведения хорошо читающими учениками (2 человека) по логически законченным частям. Анализ.
- Как развлекался мальчик в этот прекрасный день?
- Ребята, как вы считаете, серьёзный ли это проступок, подумаешь, веточку сломал, ведь дерево-то не погибло?
- Почему автор говорит, что меньше стало радости на свете?
- Почему же дедушка узнал среди деревьев липу, ведь это было так давно?
- Перечитайте последний абзац.
- Как вы думаете, какие мысли одолевали дедушку, когда он смотрел на мальчика?
- Что поразило вас в этом рассказе?
- Какой вывод сделали для себя?
Вывод-обобщение. Действительно, надо всегда отвечать за свои поступки, даже мелкие и маленькие на первый взгляд шалости.
VI Домашнее задание.
Дома вам предлагаю изменить окончание рассказа.
Ответьте на вопрос «Что скажет дедушка мальчику?»
VII Физкультминутка ( отдых под музыку) Слайд
Как мы хорошо отдохнули! Весело!
- Скажите, а можно ли вот так же весело отдохнуть на природе, например, в лесу?
– Почему?
- Сформулируйте задачу, которую надо решить на занятии
VШ Рефлексия
Игра «Доскажи словечко» Стих. «Живой букварь» В.Орлов
Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению. Паучок …терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас …труду.
И к тому же в их труде всё по справедливости.
Отражение в воде учит нас …правдивости.
Учит снег нас …чистоте. Солнце учит… доброте:
Каждый день, зимой и летом, дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого не попросит ничего!
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ
Учат крепкой …дружбе.
Продолжение работы над темой. Работа в мини-группе.
Вам предстоит работа в четвёрке. Сядьте удобно. Перед каждой группой – рисунок дерева, вернее его ствола. Рядом – «ветви» - слова, обозначающие качества людей. Предлагаю «оживить» дерево словами-ветвями (Приклеить веточки с нужными на ваш взгляд словами, характеризующими человека)
Чуткий, отзывчивый, добрый, терпеливый, щедрый, доброжелательный, милосердный, внимательный, любящий, бережливый; злой, агрессивный,равнодушный,жестокий,безразличный.
Проверка. Называйте по 2 слова, слушайте и не повторяйтесь.
- Какие слова не выбрали? Почему?
IX Работа над стихотворением Елены Михаленко «Веточки» (с.55) Анализ. Слайд
1 слайд читают хором девочки (1-2 четверостишие),
2 слайд читают хором мальчики (3-4 четверостишие).
- Как автор называет клейкие листочки? Перечитайте.
- Какие они?
- К кому обращается автор стихотворения?
- С какой просьбой-призывом? Зачитайте.
- Почему?
- Кто из вас согласен с призывом автора? Сигналы
Вывод-обобщение.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
X Правила поведения в природе. Слайды
Вам, ребята, было выдано задание – изобразить правила поведения людей в природе. Вот что из этого получилось. Рисунки – на выставке и слайдах.
1. Не шумите в лесу
Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!
2. Не рвите редкие растения
Есть цветочки редкие, Белые и нежные:
Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники…
3. Не собирайте цветы в большие букеты!
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…Погибнут цветы…И больше не будет такой красоты!
4. Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья – великаны. Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами слова на дереве – «на память!»
Но так жестоко поступать! Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут- добро и красоту несут…
5. Не портите несъедобные грибы
В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай…
6. Не оставляйте мусор!
Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо.
Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки…
Мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!
7. Не разжигайте костёр в лесу!
В лесу очень сухо бывает порой, костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда!
Вывод сделайте сами - БУДЬ природе ДРУГОМ!
XI Ролик озвучивают 3 ученицы
1. Хочу, чтоб в мире было много света, хочу, чтоб в мире было много лета.
Цветы в котором, солнце, дождик, птичьи голоса,
А на траве – зелёная роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача, а больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких.
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой!
2. Васильки срывать не стану и ромашки золотой.
Лучше сразу всю поляну увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле и в росе блестящий луг.
Поселю их в нашей школе, подарю тебе, мой друг.
И когда чуть-чуть взгрустнётся, снег весь мир заполонит.
Одуванчик улыбнётся, колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница, не погаснет мой букет.
Наше лето сохранится на рисунке много лет!
3. Берегите, Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба.
Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!
XII Итог.
Выразите своё отношение к занятию с помощью сигналов.
С каким настроением заканчиваем занятие?
Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по самообслуживающему труду по теме: "Бережное отношение к энергоресурсам"
Конспект урока по самообслуживающему труду по теме: "Бережное отношение к энергоресурсам"...
Урок милосердия "Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам."
Цели: - воспитание милосердного отношения к пернатым, -развитие чувства сострадания к «маленьким друзьям»,...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"...
Из серии уроков по математике по теме "Пространственные отношения. Геометрические фигуры ".2 класс
В серию уроков входят разработки 3 уроков по темам: 1.Углы.Виды углов. ...
Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")
Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")...
Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....
Конспект классного часа на тему "Бережное отношение к природе" 1 класс
Тема внеурочного занятия: «Бережное отношение к природе»Класс: 1.Цель: сформировать у детей понятие о взаимосвязи человека с природой и закрепить знания о правилах поведения на...