Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школы, может быть использована для проектирования и проведения урока по теме: «Отношение христианина к природе». Содержание методической разработки определено логикой изучения дисциплины по учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г. На урок отводится 1час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_hristianskoe_otnoshenie_k_prirode_-_kopiya.docx | 248.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТРЁХОЗЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
_______________________________________________________________________
Методическая разработка по предмету
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Тема: «Отношение христианина к природе»
Автор:
Сидорова Евгения Анатольевна,
учитель начальных классов
с. Три Озера
2019 г.
Цель: формировать осмысленный взгляд на связь природы и человека,
особой роли человека в мире.
Задачи:
- Воспитывать осознанную общегражданскую и личную
ответственность человека за вверенный ему мир.
- Воспитывать христианское представление о сотворении природы,
понимание служения природе, как творению Божьему.
- Развивать экологическое мышление и умение применять его в жизни.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозаписи «Звуки природы», ромашка с вопросами, «карты согласия», листы для мыслительного приёма «Перетягивания каната», листочки для рефлексии.
Планируемые результаты:
- Учащиеся узнают, что познавая мир нужно трудиться.
- Продолжат осмыслять понятие «милосердие» на другом материале.
- Учащиеся совершенствуют умения осуществлять поиск необходимой информации в других источниках для выполнения учебных заданий.
Личностные:
- сплочение детского коллектива;
- формирование гражданской позиции, любви к труду.
Метапредметные:
- научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе.
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Ход урока.
- Организационный момент.
Закройте глаза и послушайте звуки природы. Если бы вы были художниками, какие картины нарисовали?
- Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Всюду Бог
В этой чуткой тишине,
В этой шири полевой,
В этой синей вышине
У меня над головой,
В серебре текущих вод,
В ветре, тихом, словно вздох,
Чую сердцем, что живёт
Всюду всё создавший Бог! (Виктор Афанасьев)
- О чём это стихотворение?
-Как вы понимаете последнюю строчку?
- Что говорит об этом Библия? (Все живые существа, небесные тела, земля, деревья, животные, люди, воздух, вода созданы Творцом)
-Каким одним словом можно назвать все перечисленное? (Природа, мир.)
- А за сколько дней Бог сотворил мир? (Шесть дней).
-Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной жизни мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Какие цели поставим сегодня на нашем уроке?
3. Работа по теме урока.
1). Чтение с пометками («+» - согласен, «-» - не согласен, «!» - интересно, «?» - остались вопросы).
Как-то Ньютон (английский физик, математик, механик и астроном) принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «Ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!».
Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг третьей планеты Земля вращалась луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.
Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!».
(Работа над пометками)
2) Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение второго абзаца)
Анализ прочитанного.
О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
- Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом человеку?
- Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?
– Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли учёного - англичанина Ньютона?
3) Работа с текстом учебника с.85
Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?
Анализ прочитанного. Ромашка вопросов (на доске)
- Чем человек отличается от животных?
- Какая разница между человеком и животными по замыслу Божьему?
- На какую ступень Бог ставит человека?
- Как человек должен относиться к природе, по замыслу Божьему?
- В чем проявляется милосердие к животным?
- Есть ли у вас домашние питомцы, какие у вас обязанности перед ними?
- Расскажите о своем отношении к природе. Вы чувствуете, что сейчас можно говорить об экологической беде?
- Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему?
- Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?
- Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения аргументируйте.
- Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира?
- Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?
-Расскажите о значении слова экология. (Экология – раздел науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
- От какого слова оно образовалось?
- Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» - означало «говорить в защиту, защищать, защищаться».
-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ?
-Православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.
- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.)
4). Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева
Я предлагаю вам познакомиться с рассказом Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.
(чтение отрывка)
-Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом?
-Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет?
-Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы? Почему мы так поступаем?
-Знакомы ли вам случаи разрушительного, вредного, жестокого воздействия человека на природу?
5) Чтение материала о Ноевом ковчеге. С.85 Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом.
- О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?
- Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом тигрёнка или медвежонка?
- Как в поведении Ноя проявилось его послушание Богу?
- Представьте себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
- Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?
- Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?
6). Мыслительный прием «Перетягивание каната».
-Запишите этот вопрос в верхней части листа и по краям каната две противоположные точки зрения. (раздаю стикеры по 4 шт. каждому участнику). Теперь на этих стикерах каждый из вас записывает по две причины в поддержку каждой из точек зрения. Распределите аргументы под линией каната (2 мин) А теперь я попрошу вас по очереди обменятся своими идеями.
-Какой вывод можно сделать из услышанного.
-Какие экологические проблемы вы можете назвать?
(Загрязнение водоемов, пожары, внеплановые вырубки лесов, уничтожение редких животных, химическое опыление полей.)
-Природа и человек могут существовать раздельно? (нет) Докажите.
(Природа кормит, одевает, поит, обувает человека.)
7). Работа по иллюстрациям. Святые и животные.
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает много примеров удивительной дружбы святого человека с животными. О подобных случаях мы узнаём, читая Жития святых.
-Посмотрите иллюстрацию, на которой изображён святой Сергей Радонежский. Он кормит голодного медведя кусочком хлеба, который у него был. Следующая иллюстрация на ней изображён Святого Пастыря в райском саду окружают овцы, доверчиво берущие из его рук пищу. (на слайде)
Работа в парах. Обсудите вопросы. Аргументируйте свой ответ.
-Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи? В чем проявляется милосердие к животным?
4. Закрепление.
-Послушайте стихотворение «Старушка в парке кормит голубей»
Старушка в парке кормит голубей,
Батон кроша и на асфальт кидая.
Мужик заметил ей - "Ты совесть поимей,
Ведь в Африке детишки голодают".
Сказал, как плюнул, и подался прочь.
Ему старушка прошептала в спину -
"Я помогаю тем, кому могу помочь.
До Африки батон я не докину". (Анатолий Шанс)
-Какую мысль хотел донести до читателя автор этого стихотворения? (каждый может оказывать посильную помощь нуждающимся)
-Какую посильную помощь природе можете оказать вы? (Сажать деревья, цветы и кустарники, помогать животным, попавшим в беду, подкармливать птиц, субботники по очистке территории от мусора…)
Мини-проект
«Что мы можем сделать для христианского отношения к природе?»
(работа в группах) Мыслительный приём «Карта согласия»
-Сейчас каждый из вас напишет максимальное количество идей по данному вопросу на своей части листа. Я попрошу вас по очереди обменяться своими идеями, если вся команда приходит к согласию, поднимаете «большой палец вверх». Вы записываете эту идею в центр квадрата, это будет решение всей вашей команды. (2мин)
(Группы обмениваются информацией. Выводы.)
5. Итоги урока. Рефлексия.
-Как вы поняли, что такое христианское отношение к природе?
-Кто несёт ответственность за природу?
Вывод: Наша земля - наш дом. Поэтому люди должны нести ответственность за неё. Нельзя сорить и оставлять мусор, бездумно рвать цветы и ломать деревья. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создаёт привычку к безразличию, к злобе и разрушению.
Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла. (Б. Рябинин)
- Ребята, а что вы бы рассказали об услышанном сегодня на уроке своим родителям, друзьям?
Рефлексия «Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня было интересным…
Указательный – я умею…
Средний – мне было трудно…
Безымянный –теперь я точно знаю…
Мизинец – я бы хотел узнать подробнее…
6. Домашнее задание (на выбор):
1. Составьте вопросы для одноклассников по теме урока.
2. Напишите мини-сочинение на тему: «Как христианское отношение к природе может помочь решению экологических проблем?».
3. Подобрать стихи о бережном отношении к природе (выучить наизусть по желанию).
4. Прочитать рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Ответить на вопрос: можно ли сказать, что человек, от лица которого идёт рассказ, наделён христианским милосердием? Докажи свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.
Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....
Методическая разработка урока Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему: «Храм»
Срок реализации: 1 год.Возраст:10 лет....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»
Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...
Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".
Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...
Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры
Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)...