Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Слободина Валерия Владимировна

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx235.29 КБ
Файл orkse.pptx659.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: изучить понятия «добро» и «зло».

Задачи:

В когнитивной области:

Знать: значение слов «добро», «зло», «притча».

Понимать: значение слов «добро» и «зло»; последствия и значимость поступков; отличие хороших поступков от плохих.

Применять: уметь находить отличия хороших поступков от плохих; видеть в себе качества «добра» и «зла»; работать в группе; дать определение словам.

Анализ притчи «Какой волк победит?»; своих качеств характера; качеств поступков; пословиц о добре.

Синтез: дать определение словам «добро» и «зло».

Оценка: уметь оценивать свою работу на уроке по средствам технологической карты; дать оценку своим качествам характера; оценить значимость знаний полученных на уроке.

В аффективной области:

Восприятие проблемы урока, как проблему в обществе.

Реагирование: участие в беседе.

Усвоение ценностных ориентаций: уметь дать оценку поступку и отстоять точку зрения.

Организация ценностных ориентаций: уметь выделять главное из прочитанного, на основе чего делать вывод.

Распространение ценностных ориентаций или  их комплекса на деятельность: формирование устойчивого и последовательного суждения в общепринятых правилах.

Литература: учебник и рабочая тетрадь по предмету ОРКСЭ.

Средства обучения: проектор, доска, индивидуальные карточки.

План урока:

1. Подготовительная работа:

  • Организационный момент;
  • Работа с притчей;

2. Объявление темы и цели урока.

3. Изучение нового материала:

  • Работа с иллюстрациями и ключевыми словами урока;
  • Определение значения слов «добро» и «зло»;
  • Работа с учебником.

4. Физминутка.

5. Работа с пословицами о добре.

6. Игра «Загляни в себя».

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Подготовительная работа.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Покажите готовность к уроку. Встали ровно, красиво. Проверьте порядок на своем рабочем месте. Создадим комфортные условия для работы на уроке. Закройте глаза. Вдыхаем воздух через носик, выдыхаем через рот. И так, как только я сосчитаю до десяти, сядьте за свои рабочие места. (Учитель считает вслух до десяти).

Работа с притчей.

        Учитель: Сейчас я вам зачитаю одну притчу. Но для начала вспомним, что такое притча?

        Ученик: Притча – это рассказ с нравоучением.

        Учитель: Совершенно верно. И так, сейчас я прочитаю притчу о добре и зле. Которая называется «Какой волк победит?»

        «Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

        Учитель: О чем эта притча?

        Ученик: Эта притча о добре и зле.

        Учитель: Как вы это поняли?

        Ученик: Так как в притче говориться о борьбе добра и зла.

        Учитель: В каком образе представлены нам добро и зло?

        Ученик: В образе двух волков.

        Учитель: Правильно. (Слайд 1). Какие качества вы запомнили? (Учащиеся вспоминают и называют качества, которые были перечислены в притче). Сейчас мы их с вами еще раз прочитаем. (Слайд 2).

        Ученик: Зависть, мир, истина, ревность, сожаление, верность, эгоизм, амбиции, ложь, любовь, надежда, доброта.

2. Объявление темы и цели урока.

        Учитель: Озвучим с вами тему нашего урока.

        Ученик: Тема нашего урока «Добро и зло». (Слайд 3).

        Учитель: Какая цель нашего урока?

        Ученик: Изучить понятия «добро» и «зло», научиться отличать добро от зла.

3. Изучение нового материала.

Работа с иллюстрациями и ключевыми словами урока.

        Учитель: Вспомним притчу, добро и зло были в образе...

        Ученик: Двух волков.

        Учитель: Посмотрите на доску (Слайд 4) и подумайте, какой волк- «добро», а какой волк – «зло».

        Ученик: Белый волк – это образ добра, а чёрный волк – это образ зла.

        Учитель: Вспомним и слова, которые мы уже читали. Попробуйте распределить их в два столбика. Первый столбик – «добро», а второй «зло». Для этого из конверта, который лежит на ваших столах, достаньте листок №1. (Приложение 1). Ваша задача каждое качества написать к «нужному волку». (Учащиеся выполняют задание).

        А тем проверим, как вы понимаете значение тех или иных качеств, к чему они относятся. (Слайд 5) Найдите в конверте листок № 2. Это ваша технологическая карта урока. Подпишите ее, найдите первое задание и отметьте свои результаты на ней.

Определение значения слов «добро» и «зло».

        Учитель: Теперь попробуйте самостоятельно составить значение слов «добро» и «зло». Запишите на обратной стороне карточки №1. (Учащиеся самостоятельно составляют определение слов).

Работа с учебником.

        Учитель: Сверим ваши определения с определением в учебнике. Откройте учебники на странице 12, урок 5. Прочитаем. (Учащиеся читают определение слов «добро» и «зло»).

        Поднимите руки те, у кого совпало их определение с определением в учебнике. У кого частично совпало, а теперь те, кто не смог сформулировать свои мысли. Отметьте у себя в технологических картах, под № 2.

4. Физминутка «Топаем - хлопаем».

        Учитель: Попрошу вас встать. Сейчас я буду зачитывать поступки. Если добрый поступок – слопаем, злой – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  • Старшие ученики обижают младших.
  • Ученики дарят цветы учительнице.
  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.
  • Отнять у младшего деньги.  
  • Ударить ногой собаку.
  • Помочь однокласснику в учебе.
  • Помирить поссорившихся друзей.
  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
  • Отвести домой заболевшего друга.

Учитель: Молодцы! Присаживаетесь на свои места.         

5. Работа с пословицами о добре.

Учитель: Как вы считаете, всегда ли люди знали о битве между «добром» и «злом»?

Ученик: Да, люди всегда это знали.

Учитель: Попробуют найти ответ в мудростях нашего народа, а именно в пословицах. Найдите в ваших конвертах карточку  № 3. Перед каждой пословицей стоит номер. Найдите учеников с таким же номером, как и у вас. У нас получились три рабочие группы. Ваша задача в своей группе подумать, что означает эта пословица, обсудить и выбрать одного человека, который будет выступать.

(Учащиеся обсуждают пословицы, затем каждый из представителя группы выступает).

6. Игра «Загляни в себя».

        Учитель: Вспомним с вами, что мы уже сделали на уроке.

        Ученик: На уроке мы слушали притчу, определяли качества «добра» и «зла», плохие и хорошие поступки, работали с пословицами.

        Учитель: Верно! А что главное мы с вами не сделали?

(Учащиеся высказывают свои предположения).

Учитель: Мы с вами не посмотрели внутрь себя, то есть не подумали, а какого же волка мы кормим сами. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру под названием «Загляни в себя». В конвертах найдите карточку № 4. На ней вы можете увидеть двух волков. Подписывать не нужно. Сейчас вы сделаете похожую работу, что и в начале урока, но уже только про себя. Загляните внутрь себя, найдите и выпишите все качества, в нужный столбик, которые есть у вас.

(Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание).

Учитель: Время вышло. Сделайте свои выводы по получившимися результатами, какого волка вы больше всего подкармливайте и запиши под картинкой результат.  Попрошу отметить ваши результаты в технологической карте.

7. Подведение итогов.

        Учитель: Так что же такое «добро» и «зло»? Зачем нам эти знаниями? Где и как они могут нам помочь? (Отвечают учащиеся).

        На этом наш урок подходит к концу. Подсчитайте общее количество и напишите в графу «Итого». Максимальное количество – 6 баллов.  

8. Домашнее задание.

        Учитель: На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. А домашнее задание будет следующим. Дома вам нужно будет написать сочинение о своем хорошем или плохом поступке.

        Все ваши карточки я попрошу положить обратно в конверт. На этом урок окончен. Спасибо за урок!


Приложение 1

№1

«Добро»

«Зло»

https://elims.org.ua/pritchi/files/2012/10/pritcha-dva-volka.jpg

Зависть, мир, истина, ревность, сожаление, верность, эгоизм, амбиции, ложь, любовь, надежда, доброта.

№ 2

Фамилия, имя_______________________________

Класс__________________________

№ задания

Задание

Оценка

(в баллах)

№ 1

Качества «добра» и «зла».

Справился

2

Частично

1

Не справился

0

№ 2

Определение слов «добро» и «зло».

Совпало

2

Частично

1

Не получилось

0

№ 3

Игра «Загляни в себя».

Справился

2

Частично

1

Не справился

0

Итого: ____баллов               отметка:_______

№ 3

1. «Худо тому, кто добра не делает никому».

2. «Доброе дело само себя хвалит».

3. «Доброе слово и кошке приятно».

№ 4

«Белый волк»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/124/460/124460339_prew.jpg

«Чёрный волк»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Зависть , мир, истина, ревность, сожаление, верность, эгоизм, амбиции, ложь, любовь, надежда, доброта.

Слайд 3

«Добро и зло»

Слайд 4

Зависть, мир, истина, ревность, сожаление, верность, эгоизм, амбиции, ложь, любовь, надежда, доброта.

Слайд 5

Зависть мир истина ревность сожаление верность эгоизм амбиции ложь любовь надежда доброта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме "Буддизм"

Данная презентация поможет познакомить учащихся с  мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлаг...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...

Разработка конспекта урока Основы религиозной культуры и светской этики по теме «ПОДВИГ»

Разработка конспекта урока  ОРКСЭпо теме «ПОДВИГ»  Тема урокаПодвиг Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него вс...