Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Рогачева Ольга Борисовна

 Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе и

развитию эмоциональной сферы личности;

– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение

собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_klass_moi_druzya.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 425

имени П.Л.Капицы

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

«Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса

с использованием современных образовательных технологий.

Тема: «Мой класс – мои друзья!»

                                Составитель: Ольга Борисовна Рогачева      

  учитель начальных классов                                                                                                                                  

                                             

Санкт - Петербург

2020 год

Пояснительная записка

 

Название модуля: «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Тема урока: : «Мой класс – мои друзья!»

 Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании,  как о важнейшей нравственной ценности.

 

Задачи урока:

– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе и

развитию эмоциональной сферы личности;

– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение

собственного достоинства.

Методы обучения: словесный, наглядный.

 

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

 

Ожидаемые учебные результаты: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                 Конспект урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент.

 

Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

 

 

 Сообщение темы урока

 

Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно просмотрите видеоролик.

-О чем пойдет речь?

- Определите тему урока.

- Молодцы! Действительно тема нашего урока : «Мой класс – мои друзья!». Слайд 1

- Подумайте, какие вопросы могут возникнуть по теме урока?  

 Нам нужно вспомнить: слайд №2

Что такое дружба?

Каким должен быть друг?

И выяснить:

Что нужно делать, чтобы одноклассники были друзьями?

 Какие выбрать правила дружбы для нашего класса?

 

Смотрят видеоролик из жизни класса

 

 

 - О дружбе, о школе,о дружбе в классе

 

Ответы детей

 Повторение пройденного  

Изучение нового учебного материала.

 

Закрепление изученного материала

Подведение итогов.

 

Рефлексия.

Домашнее задание.

На выбор

Ребята, мы очень много говорили о дружбе на уроках, классных часах, я предлагаю вам вспомнить, каким должен обладать   настоящий друг с помощью составления сиквейна. Вспомним, особенности составления сиквейна. Слайд №3

1 строка: одно слово (обычно существительное или имя человека)

2 строка : описание объекта в двух словах (два прилагательных)

3 строка : описание действия объекта

(3 глагола)

4 строка : фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме

5 строка: одно слово, которое повторяет суть темы.

Работа в группе

Сегодня на уроке вы работаете по подгруппам. Каждой подгруппе я поручаю составить сиквейн о о дружбе или о друге.

Молодцы .

Ре6ята, наш коллектив это наш… А мы…

Сейчас я попрошу вас пересесть кто как желает.

Почему вы так сели?

Верно, вас объединяют, общие интересы, взаимная симпатия.

Получается вы непросто одноклассники, вы еще и друзья.

Скажите, а легко дружить в классе?

Да, это целое испытание. Иногда мы не замечаем, что однокласснику необходима наша помощь. Как поступить, когда он в ней нуждается?

Учебник поможет найти нам ответ на этот вопрос.

Работа по учебнику.

На странице 71 представлен отрывок, а именно концовка стихотворения детской поэтессы Ольги Ивановны Высотской «Ёжик». Слайд №4

О том, что происходило раньше мы можем узнать на странице 70.

Читаем со слов..

Ребята, прочитав эти строки, вы можете ответить, почему  автор сравнивает главного героя с ежом?

Какое художественное средство выразительности использовала поэтесса?

Как бы вы поддержали Серёжу

Прочитайте, какой выход из ситуации предлагает автор?

Правильно поступили одноклассники?

Каким нужно быть, чтобы заметить проблемы у своего товарища?

Верно. Внимательный и душевный можно заменить одним понятием – чуткий. Слайд № 5

Обратимся к толковому словарю Ожегова,

 Отзывчивыйсочувственный Чуткое отношение к людям.

Без чуткости не построить искренних дружеских отношений.

Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос “положительно”, то загибаете на своей руке палец, если ответ “отрицательный”, то палец не загибаете. Каждый загнутый палец это один балл. По набранному количеству баллов вы можете оценить, насколько вы чутки к своим одноклассникам.

  1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в  класс?
  2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
  3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
  4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
  5. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

А теперь вместе найдём ключ к этому. Возможное решение:

  • 4-5 баллов – ты чуткий товарищ.
  • 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
  • 1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

У кого получилось 4 – 5 баллов?

Учитель. Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. Это меня очень радует.

И еще одно новое понятие требуется для таких же отношений.

Прочитайте небольшой историю на странице 71

Какие основные слова вы выделите?

Может кто-нибудь догадался , о каком понятии идет речь?

Слайд №5 (продолжение) без корысти, без выгоды.

А теперь предлагаю немного отдохнуть, и всем вместе размяться.

Физкультминутка

Слайд №6

Мы с вами узнали, как поступили ребята, разные ситуации могут произойти и в нашем классе
сейчас я хочу предложить вам игру « Как бы вы поступили».(раздаются конверты с ситуациями

Слайд№7

Твой одноклассник не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

Твой одноклассник употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

Ты идёшь по улице. Два твоих друга забрали у твоей одноклассницы шапку.

Молодцы. А сейчас я предлагаю вспомнить те вопросы, которые мы задавали в начале урока.

Повторение слайда №2

Получили мы на них ответ?

Чтобы не забыть то , о чем мы говорили, предлагаю составить правила дружеского общения в нашем классе, и выбрать качества , необходимые для этого.

Я приготовила небольшой сюрприз :

Перед вами дом с оконцами, в оконцах вы. Дом построен из кирпичей. Каждый кирпич-это опора наших дружеских отношений. Предлагаю заложить эти кирпичики, выбрав нужные качества., а рядом правила дружеского общения.

Посмотрим, что получилось.

Что не взяли?

На этом наш урок можно считать  почти завершённым. Я вам желаю, чтобы те зёрнышки дружбы, которые мы с вами заложили сейчас, упали в плодородную землю и в 5 классе проросли, дали свои плоды, а вы, ребята, остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь друг другу! Закончу я наш урок долгожданным  сундучком откровения , в котором лежат ваши тайные послания друг другу, и желание с кем то ещё подружиться.

Докажи, что в человеке больше хорошего, напиши небольшое сочинение.

Нарисуй портрет своего одноклассника, подари его ему.

На странице 72-73 прочитай рассказ «Долг»,  сделай выводы, запиши хорошие черты своих одноклассников. Слайд 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Дети составляют сиквейн и зачитывают его.

Хорошо читающий ученик читает

Текст

Серёжа, как ёж, замкнутый, недотрога

Сравнение

Ответы детей

Читают

Внимательным ,душевным

Читают

Просто так

Бескорыстие

Проводят учащиеся

Обсуждение решений проблемных ситуаций

Да

читают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.

     Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые ...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...